Рабочая программа кружковой деятельности в подготовительной группе "Чудо-глина"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Батуева Наталья Александровна

   Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные техники лепки богаты и разнообразны, но при этом доступны. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Чудо-глина"23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Росинка»

Принято

на педагогическом совете №__1_____

от __27.08.2021_ г.

Согласовано

 со старшим воспитателем

«____»_________2021 г.

____________________

     _________Ч.В.Жигжитова

Утверждаю

Заведующий МБДОУ

д/с «Росинка»

«___»________2021 г.

_________М.Н.Цыренова

Рабочая программа кружка

«Чудо-глина»

Подготовительная группа «Брусничка»

воспитатель Батуева Н.А.

с. Сужа

2021 г.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вопрос развития творческих способностей дошкольников в теории и практике обучения был и всегда будет актуальным. Сегодня очень важно формировать готовность человека, действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности. В старшем дошкольном возрасте, дети отличаются огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Лепка из глины – один из наиболее эмоциональных видов деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Различные техники лепки богаты и разнообразны, но при этом доступны. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания. Творчество детей – это особый вид искусства. Практически все дети любят лепить и используют для этого все подходящие материалы - от песка до теста. Занятие лепкой не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей и воспитателей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, приобретает креативный опыт. Польза для детей гораздо существенней.

Чем полезна лепка из глины?

1. Для умственного развития:

 - Работа с глиной развивает у детей мелкую моторику рук. Научно доказано, что развитие мелкой моторики рук влияет на развитие речи малыша. Функции руки и речи развиваются параллельно. Кроме того, развитие мелкой моторики рук влияет на развитие координации движений и развитие логического мышления ребенка. - Развивается концентрация внимания, терпение и усидчивость.

- Лепка из стандартных кусочков глины новых форм развивает абстрактное мышление и творческие способности.

- При работе с глиной двумя руками (катает колбаску или шарик), у ребенка работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции. Он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При лепке задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.        – Лепка по образцу развивает память, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться и довести начатое до конца и оценить свой результат, сравнив его с оригиналом.

- Лепка по замыслу развивает воображение, творческие способности и образное мышление.

 2. Для здоровья и эмоционального состояния:

 - Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.

- Спокойное занятие лепкой способствует нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают раздражительность и возбудимость.

- Лепка позволяет «выявить» страхи детей и преодолеть их через физическое взаимодействие – сломать, смять фигурку, изменить ее форму.

- Психологи активно используют лепку, как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.

- Опыт создания шедевров из обычной глины убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

3. Для развития личности:

- Лепка –  простой и эффективный способ выявить скрытые задатки и развить естественные способности малыша.

 - Лепка знакомит детей с понятием формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий – твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой». Обучение лепке дает возможность почувствовать радость творческого труда. Дети не только будут учиться лепить, но и познакомятся с традициями русской народной игрушки. Глина – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.

Цель программы: развитие творческой активности детей в процессе лепки из глины.

Задачи программы: 

Познавательная – познакомить с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из нее, подвести к пониманию ценности народного искусства;

Развивающая: развивать мелкую моторику рук, расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы - глине, о русском народном творчестве.

Воспитывающая: способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из глины.      Принципы:      Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий. Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми. Создавать комфортный психологически климат, стимулировать успех детей. Не мешать ребенку творить.

Организация учебного процесса: Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, длительность которой 45 – 60 минут. Структура нод 1 занятие. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Беседы и рассматривание образцов. Объяснение, показ приемов лепки (росписи). Самостоятельная деятельность детей. Физминутка. Рассматривание готовых работ. 2 занятие. Грунтовка готовых работ после сушки. Физминутка. Роспись готовых работ акриловыми (гуашевыми) красками. Рассматривание готовых работ. Анализ. Сравнение с образцом.

II.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 1.Материально – техническая база ( глина, краски, кисти, основной и

вспомогательный инструмент).

2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы,

работы детей и педагога).

3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература,

специальная литература по прикладному искусству)

4.Техника безопасности.

Материалы и инструменты

Рабочие материалы:

 глина;

 пластиковые или деревянные дощечки;

 стеки пластмассовые;

 скалки;

 салфетки влажные;

 фартуки;

 краски (гуашь, акрил);

 кисти;

 палитры;

Формы и методы обучения

 индивидуально-дифференцированный;

 групповой;

 практический;

 наглядный.

Формы работы с детьми:

 игра-конкурс;

 разговор;

 рассматривание готовых образцов;

 лепка под руководством педагога;

 самостоятельная деятельность.

Форма подведения итогов:

 выставка детских работ;

 фотоальбом детских поделок.

На занятиях по лепке с детьми используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический способ – детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов

лепки.

4. Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью,

образующей его фон.

5. Лепка из «жгута» – соединение валиков между собой по

спирали.

6 Лепка из «пласта» – использование раскатанного для

дальнейшего моделирования изделия.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети  6–7 лет:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая

работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые

движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков

и столбиков;

• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или

трех пальцев и слегка потянуть;

• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным

пальцами постепенно нажимать на глину со всех сторон (можно

раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную

конусообразную форму);

• скручивание двух одинаковых столбиков в «косу» (для лепки деталей

Дымковской игрушки).

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы

сделать поделку устойчивой.

Ш. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

К концу учебного года учащиеся должны знать :

-название и назначение материалов, инструментов и приспособлений,

предусмотренных программой;

-правила организации рабочего места;

-правила и приёмы обработки глины;

-правила общения.

Должны уметь:

-узнавать по внешнему виду изделия традиционных народных промыслов,

изучаемых по программе;

-различать инструменты и приспособления, предусмотренные программой;

-пользоваться инструментами и приспособлениями, использовать их строго

по назначению и бережно относится к ним;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

-правильно организовывать рабочее место и поддерживать порядок во время

работы;

-правильно выполнять изученные технологические операции;

-самостоятельно изготавливать по образцу изделие.

 IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

месяц

тема

содержание

часы

сентябрь

«Фруктовая

фантазия»

Знакомство с глиной, инструментами и

приспособлениями для лепки, техникой безопасности. Лепка базовой формы

«шар». Лепка фруктов. Раскрашивание.

2

«Улитки»

Знакомство с техникой лепки из «жгута».

Узнают, кто такие улитки, какую роль они

играют в аквариуме, научатся лепить улиток

из глины или пластилина. Раскрашивание.

2

Берёзка

Знакомство с понятием «рельеф». Лепка

рельефа на плоскости. Знакомство с понятием композиции. Просмотр иллюстраций по теме: «Осенний пейзаж». Раскрашивание.

2

октябрь

«Быстроногая

лошадка»

Научить детей создавать форму

вытягиванием деталей из общей массы. Раскрашивание.

2

Портрет мамы

Рельефное изображение портрета. Раскрашивание.

2

ноябрь

«Морские мотивы»

Лепка кита, дельфина комбинированным

способом. Просмотр иллюстраций с морскими обитателями. Раскрашивание.

2

«Золотые рыбки»

коллективная

работа

Просмотр иллюстраций с морскими

рыбками. Рельефная лепка.

2

декабрь

«Дед Мороз

спешит на

праздник»

Учить изображать фигурку Деда Мороза по

представлению, передавать движение,

отмечая это определённым положением рук,

ног.

2

«Снеговик, снегов

ик, Он не мал и не

велик»

Формирование форм шара большого и

малого, соединение их при помощи стеков.

2

январь

«Домашние

питомцы»

Лепка котенка конструктивным способом.

Соединение деталей стеками. Просмотр

иллюстраций с изображением кошек.

2

Рельефная лепка

« Птички на

кормушке»

Уточнить  представление детей о жизни птиц

в зимнее время года. Побуждать лепить

птицу по частям. Передавая особенности

пород.

2

февраль

«Жители

Антактиды»

Продолжать изображать фигуру путём

вытягивания из цельного куска. Передавать

характерную форму туловища-сплюснутый

овал. Закреплять умение соблюдать

пропорциональное соотношение частей,

равномерно и красиво установить фигурку

на подставке.

2

март

«Барыня-

сударыня»

Лепка по мотивам Дымковской игрушки

«Барыня». Узнают особенности лепки

народной игрушки.

2

«Цветы для

мамы»

Познакомятся с названиями цветов. Лепка

корзинки с цветами, используя технику лепки из «жгута».

2

апрель

Филимоновский

петушок

Знакомить с декоративно – прикладным

искусством. Уточнить особенности

филимоновской игрушки. Закреплять

знакомые приемы лепки. Чтение стихов и

загадок.

2

«Динозавры»

Просмотр иллюстраций. Знакомство с

видами динозавров. Лепка динозавра

конструктивным способом по предложенной

схеме.

2

«Змей Горыныч»

Учить создавать сказочный образ Змея

Горыныча. Одно туловище и много голов.

Лепка сказочного героя конструктивным

способом с использованием приёма

прищипывания для передачи особенностей

поверхности.

2

май

«Моя любимая

сказка»

Самостоятельный выбор сказки. Создание

композиции на подставке передавая

знакомый сюжет из сказки. Самостоятельно

выбрать способ лепки ,отбирать способы

изображения и выразительные средства,

передача характерные особенности

сказочных героев.

2

Всего часов за год:

36

V. ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ:

 Форма текущего контроля: 

0 – 2,8– низкий уровень      

2,9 - 4,4 – средний уровень      

4,5 - 5 – выше среднего

Критерии

Первичный контроль

Промежут. контроль

Итоговый

контроль

1.Уровень мотивации и интереса к труду

2.Уровень творческих способностей

3 Отношение к труду

4 Самостоятельность в работе

5 Качество исполнения

6 Оригинальность работы

7   Цветовое решение

8 Трудоемкость

9 Умение доводить начатое дело до конца

Сводный протокол промежуточного контроля

Уровень усвоения программного материала (кол-во воспитанников, %)

Дата

Общее кол-во

Не освоили ОП

Освоили ОП

Формирование продуктивных видов деятельности

высокий

средний

низкий

Итого:

VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития,

1998

2 Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996

3 Сокольникова Н.М. «Изоб.искусство и методика преподавания» - М:

Академа,2002

4 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. М., 1999

5 Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986

6 Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.:

Просвещение, 1984

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ

1. Перед началом работы с пластилином необходимо одеть фартуки.

2. Нельзя делать резких движений стекой при работе с пластилином в

направлении, рядом сидящего человека.

3.  При работе с глиной на рабочем столе должна быть доска, блюдце с

водой, стеки, лопаточки, губки из поролона.

4.  По окончании работы нужно убрать свое рабочее место, вымыть

руки.

VII. Словарь терминов

- Конструктивный способ – лепка предмета из отдельных частей.

- Пластический способ – детали предмета вытягиваются из целого куска.

- Комбинированный способ – сочетание в одном изделии разных способов

лепки.

- Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью,

образующей его фон.

-Лепка из «жгута» – соединение пластилиновых валиков между собой по

спирали.

-Лепка из «пласта» – использование раскатанного пласта пластилина для

дальнейшего моделирования изделия.

– Барельеф – низкий рельеф (изображение выступает над плоскостью менее

чем наполовину (монеты, медали)).

– Горельеф – высокий рельеф (отдельные части могут полностью выступать

над плоскостью (стены архитектурных сооружений)).

–Контррельеф – вдавленный рельеф (изображение углублено в плоскость).

Названия приемов лепки:

- Скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая

работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые

движения ладонями.

- Раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке.

-Сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями

шариков и столбиков.

-Прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин или глину между

двух или трех пальцев и слегка потянуть.

-Вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным

пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон.

-Вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы.

-Приплющивание формы, постуч ав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Рабочая программа кружковой деятельности по математике «Всезнайка» Подготовительная группа

Рабочая программакружковой деятельностипо математике«Всезнайка»Подготовительная группа...

Рабочая программа кружковой деятельности «Мир книги» для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа кружковой деятельности«Мир книги»для детей 6-7 лет подготовительной группы на 2018 – 2019 учебный год...

Рабочая программа кружковой деятельности «Юный пешеход» для детей подготовительной группы 6 – 7 лет

Программа кружковой деятельности «Юный пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смог...