Тема занятия: Уж верба вся душистая
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Костюкова Екатерина Валерьевна

Цель: Познакомить детей с вербой через продуктивную деятельность квиллинг. (педагога)

Цель: Помочь Красной шапочке сделать подарок к празднику маме (детей)

Задачи:

1.Расширять и систематизировать знания детей о дереве – первоцвете, о его особенностях, изменениях в неживой природе с приходом весны, о пользе для человека.

2.Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.

3.Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Уж верба вся душистая

Цель: Познакомить детей с вербой через продуктивную деятельность квиллинг.

Цель: Помочь Красной шапочке сделать подарок к празднику маме

Задачи:

1.Расширять и систематизировать знания детей о дереве – первоцвете, о его особенностях, изменениях в неживой природе с приходом весны, о пользе для человека.

2.Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.

3.Воспитывать любовь к природе.

Формы работы

-Решение проблемных ситуаций

-Совместные действия.

Методы и приемы

Наглядные:

-Рассматривание иллюстраций вербы

Практические

-Проблемная ситуация «Помочь Красной шапочке»

-Дидактическая игра «На что похоже?»

-Пальчиковая гимнастика

-Показ способа выполнения работы

Словесные

-Беседа о весне;

-Загадки, стихи о вербе

-Проблемные вопросы.

Предварительная работа: наблюдение за вербой, за появлением почек, пушков.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей существительные (ветка, верба, «барашки»), прилагательные (красивый, пушистый, мягкий, серый, овальный).

Подготовительная работа: рассматривание веточек вербы, наклеивание заготовок веток деревьев.

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу, картон - клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, кисточки для клея, салфетки, клеенка, столы, стулья, мольберт, доска, плакаты, образцы объектов труда.

Ход  НОД

Красная шапочка: - Мне мама читала книжку, о деревьях, а я крутилась и не внимательно ее слушала. И теперь она просит ей сделать подарок о том, о чем прочитала! Есть такое дерево, которое растет в лесу, что его ветки можно дарить на праздник, а что за дерево и когда его дарят я не знаю?  А еще научите меня делать эту веточку из бумаги, чтобы моя мама обрадовалась моему подарку.

Воспитатель: - Вы знаете что это такое за дерево? (Ответы детей)

- Куда нам с вами надо отправится что бы узнать, что за дерево? (Ответы детей)

Воспитатель: А я вам предлагаю отправится в лес! В какой лес мы попали? Какое сейчас время года? Что помогает начаться весне?

Дети: Солнце начинает нагревать землю, тает снег, появляются проталинки, появляются и набухают почки, появляются первоцветы, насекомые и т.д.).

Воспитатель:      Весна еще не сшила лесам, лугам рубашки.

Лишь верба распустила кудрявые барашки.

Барашки золотые бегут по тонким веткам –

Веселые живые, как маленькие детки.

После наступления первых весенних деньков еще долго приходится ждать, пока деревья станут усыпаны нежными и красивыми цветами. Однако есть несколько растений, которые начинают радовать глаз своим цветением гораздо раньше остальных. Есть одно очень удивительное, неприхотливое, выносливое дерево, у которого сначала появляются цветы, а затем листья. Что это за дерево? Ответы детей (Показ картинок)

Воспитатель: Какое это дерево?

Дети: Ива, верба.

Воспитатель: Название выходит из древнего слова «вива» значит плести, вить. Слово «верба» в основе имеет корень со значением «вить» «вращать».

А. Фет

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла кругом

В народе живет много поверий и преданий о вербе. В дни, когда распускается верба, люди празднуют торжество весеннего солнца и просыпающейся от зимней спячки природы.

У нее цветочки –

Пушистые комочки.

По весне она цветёт,

Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)

А какой есть праздник с названием этого дерева? (Вербное воскресенье.)

Кто розе, кто березе,

Кто яблоне в цвету,

А наши предки поклонялись

Ракитову кусту.

Вербу раньше называли ракитой, ракитовым кустом.

А сколько пословиц, песен, поговорок есть про иву:

«Дождешься как от вербы яблок»

«Он на вербе груши сказывает» (врет)

Кудри в речку опустила,

И о чем то загрустила.

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

- Где растет ива? (На берегах рек, на опушке леса, около оврагов)

Она растет отдельным деревом? (Растет кустом, дружной семьей)

- Рассмотрим ветки в вазе.

Что вы видите на ветках?

Расскажите о почках. (Ответы детей)

Загадка:

Что за комочки? (почки)

Чем спеленута листва? (чешуйками)

Что да дымок? (серая пыльца)

Что же в начале появляется на ветках? (Не листочки, а пушистые комочки)

Дидактическое упражнение «На что похоже?»

На бусинки, на маленьких серых зайчиков, на капельки росы, на пушинки, на ушки у зайчат.....

Они защищают почку от заморозков, резких колебаний температуры. Почки покрыты чешуйками, напоминающих колпачок. Когда чешуйки отпадут, появляются цветы – сережки. Цветки у вербы очень мелкие. Чтобы быть заметнее, ива собрала их в душистые комочки. Иву очень любят насекомые. Как только они проснуться – ива «зажужжит» на разные голоса. Это отличный медонос.

УТОЧНИТЬ: ее ветки первыми оживают по весне, покрываясь мягкими, пушистыми комочками – сережками.

Ветка вербы в доме весной – обычай древний. Не всякое дерево красиво без листьев. Но ива своими сережками заменит на исходе зимы любой цветочный букет. (Рассмотреть пасхальные открытки)

Раньше люди верили в чародейную силу ветки вербы. Считалось, что ветка вербы, брошенная против ветра, прогоняет бурю, а если ее бросить в пламя пожара, огонь будет укрощен. Ветка, воткнутая в землю, легко приживается. Поэтому ее называют «живучей». Бывает и человек ее вырубит, ветки обломает, звери кору обгрызут, но она все живет. Весной она расцветает раньше всех. С давних времён существует поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба, особенно серёжки. Распустившиеся почки, считались целебными, наделёнными особой силой.

Касаюсь детей веточками вербы да приговариваю: «Как вербочка растёт, так и ты расти».

Давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

- Какого цвета барашки? (Серые).

- Какой они формы? (Овальные).

- А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? (Маленькие, пушистые, красивые, светлые).

- Как расположены барашки? (Поочерёдно).

- Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются).

- Сравним ветки по длине. Какая эта ветка? (Длинная).

- А эта, какая? (Короткая). 

Воспитатель. К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут.

А можно ломать деревья? (Ответы детей)

А вот каждый хочет, что бы на праздник «Вербное воскресенье» в доме была веточка вербы!

 Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго и что бы на праздники у нас была веточка вербы? (Ответы детей).

- Хорошо, Садитесь за столы. Я вам предлагаю вербу сделать в необычной технике квиллинг.

Квиллинг- это скручивание узких полос бумаги и предавая различную форму

- Как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать и вазу, и длинные ветки вербы? (Вертикально).  Покажите, как.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

Воспитатель: А сейчас я вам, ребята, предлагаю сделать вербу из приготовленных заготовок.

Воспитатель: С чего начнете выполнение работы? (Накручиваем полоску бумаги на зубочистку в «рол»)

Воспитатель: Что сделаете потом? (Снимаем с зубочистки, расслабляем, разрежаем, конец детали подклеиваем, слегка сдавливаем один конец полученной детали, придавая овальную форму)

Начинаем выполнять работу.

Звучит музыка. Во время самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь.

А знаете ли вы стихотворения о вербе?

***

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

***

Сиянье, плеск и щебет во дворе…

А верба вся в пушистом серебре:

Вот-вот сорвутся да и улетят

Комочки этих сереньких утят.

Притронешься, погладишь – как нежны

Доверчивые первенцы весны! 

Ребята, пока наши работы сохнут, давайте немного отдохнём и споём хоровод

«Верба вербочка»

Верба, верба, вербочка,

Вербочка кудрявая.

Не расти, верба, во ржи

Расти, верба, на межи.

Как во городе царевна

Посреди круга живёт

Никто замуж не берёт.

Канарейка – Машенька,

Соловейка – Ванечка.

Люди спросят: «Кто такой?»

Маша скажет: «Милый мой!»

- Наши работы уже наверно высохли, давайте повесим их на доску и полюбуемся веточками вербы.

В конце появляется Красная шапочка и благодарит детей, что они помогли ей вспомнить про ветку вербы, научили его делать поделку для мамы.

Вывешиваем работы на доску.

- Таня, тебе какая работа больше понравилась? Почему?

- Какая верба самая пушистая? Что использовали для этого?

- Чем она тебе понравилась?

Эти ветки вербы останутся с нами надолго, и будут радовать нас.

- Молодцы! Да что это я вас все байками кормлю? Сейчас я вас чайком с «барашками» угощу. Бывало в Вербное воскресенье, бабушки запекали в хлебцы барашки вербы и угощали ими всех, кто в гости приходил. И называла эти хлебцы «барашками». И я вам сегодня таких «барашек» напекла. Ешьте, угощайтесь – силы, здоровья набирайтесь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Уж верба вся душистая"

Знакомство с пасхальными весенними праздниками....

ИЗО Тема: «Весна пришла, верба зацвела ...»

1. Учить рисо­вать почки на веточке вербы способом пальцеграфии.2.Создавать образ дерева с помощью оттиска....

Занятие по лепке на тему: "Весенняя веточка вербы"

Развивать умение изображать ветку весеннего дерева с помощью пластилина, передавать характерные особенности вербы....

Конспект занятия в средней группе на тему «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин).

Цель: Учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...

Конспект занятия на тему: «Сравнение комнатных растений (герань душистая и бальзамин) в средней группе.

Цель: учить сравнивать листья растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству листьев.Задачи:1. Уточнить представления детей о частях растения (листья...