Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию (лепка) «Летний ковер» в средней группе
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Бельская Анна Васильевна

Цель: - формирование знаний детей о видах народного декоративного – прикладного искусства;

Задачи: - воспитывать интерес к аппликации, к русскому народному творчеству;

- продолжать знакомить детей с видами народного декоративно – прикладного искусства (ковроделием).

- развивать умение лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения. Показать аналоги между способами создания образа в разных видах изобразительной деятельности;

- развивать самостоятельность, аккуратность и последовательность в выполнении своей работы, развивать мелкую моторику и синхронизировать движения обеих рук;

Предварительная работа: - рассматривание картинок и иллюстраций ковриков и ковров с различными узорами, беседа о сказочных коврах (ковёр, который смастерила Царевна – Лягушка, ковёр – самолет.

Методы и приемы: - игровой

                                    - словесный

                                    - наглядный

                                    - практический

Интегрируемые образовательные области: «художественно – эстетическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «речевое - развитие», «физическое развитие»,;

Материалы и оборудование: - пластилин разного цвета, стеки, салфетки, прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как основа композиции;

 

Ход занятия:

1.Вводная часть:

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:

«На полу лежит красиво,

По нему ходить так мило.

Ноги тонут, как в песке,

Но шагают налегке.

И еще! - на нем летают!

В сказке всякое бывает!

И красив, не нужен спор! –

Мягкий, тёпленький …»

Ответы детей: - Ковер.

Воспитатель: -  Ребята, давайте рассмотрим картинки с изображением ковров и ковриков, и опишем их внешний вид.

(Ответы детей)

Воспитатель: - Наверняка у каждого из вас дома есть ковер или коврик. Какие на ощупь коврики? 

Ответы детей: - Мягкие, тёплые, гладкие, пушистые.

Воспитатель: Дети, как вы думаете для чего они нужны?

Ответы детей: - Для красоты, чтобы было мягко, стелют на пол для тепла и уюта в доме.

Воспитатель: - Правильно, дети, ковры всегда считались особой деталью интерьера и являлись наглядным показателем благосостояния.

- Искусство создания этих изделий называется – ковроделие,ковроткачество (ковры делать, ковры ткать). Искусство ковроделия издавна известно как в России, так и во многих других странах. Ковры ткут из шерсти, часто из шёлка. Если в стране разводят овец - ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верблюдов – из верблюжьей шерсти. А если таких животных нет, то люди делают ковры из волокон и стеблей растений. Обычно ковры оформлены разными узорами (это могут быть ягоды, птицы, цветы, растения, геометрические фигуры и т.п.).

Воспитатель: А какой формы и какого размера бывают ковры?

Дети: Круглые, квадратные, овальные, прямоугольные, маленькие и большие.

                                       Физминутка «Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука. 
Потянули их слегка. 
Быстро поменяли руки! 
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Приседание с хлопками: 
Вниз — хлопок и вверх — хлопок. 
Ноги, руки разминаем, 
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.) 
Крутим-вертим головой, 
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

 

2.Основная часть:

Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно рассмотрим плакат, какое время года изображено на плакате?

Ответы детей: -  Лето.

Воспитатель:

«Вот и лето подоспело –

Земляника покраснела:

Повернется к солнцу боком –

Вся нальется алым соком.

В поле – красная гвоздика,

Красный клевер. Погляди-ка:

И лесной шиповник летом

Весь осыпан красным цветом.

Видно, люди не напрасно

Называют лето красным».

Воспитатель: - Давайте рассмотрим с вами вот этот плакат.

Воспитатель: Ребята, что вы видите на плакате?

Ответы детей: - Травка, цветы, ручеек.

Воспитатель: Верно, а что делает девочка на плакате?

Ответы детей: - Собирает яблоки.

Воспитатель: - А что делает пчёлка?

Ответы детей: - Летает.

Воспитатель: Где она летает?

Ответы детей: - Возле цветка.

Воспитатель: - Молодцы ребята, а сейчас мы с вами попробуем сплести летние коврики, которые можно постелить на зеленую травку на летней полянке и наблюдать за природой. Плести мы будем по - настоящему. Но наши коврики будут не из шерсти, не из шёлка, не из соломы и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина.

Посмотрите, как мы будем выполнять работу.

1. Сначала раскатаем жгутики – 5-7 одного цвета и столько же другого.

2. Затем подравняем жгутики по длине – выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все наши «ниточки» были одинаковой длины.

3. После этого возьмём картон и начнем ткать: сначала выложим ниточки одного цвета, размещая их сверху вниз, на небольшом расстоянии друг от друга. К картону прилепляем только верхние концы жгутиков.

4. Далее берем по одному жгутику другого цвета и фиксируем его сверху слева от уже прикрепленных жгутиков. И начинаем переплетать – ткать ковёр!

5. Когда коврик будет готов – его можно будет украсить. В качестве украшения могут выступать цветы, ягоды, бабочки, солнышко и др.

- А для того чтобы наши пальчики ловко могли плести ковер, мы сделаем пальчиковую гимнастику.

                                             Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Разогреем мы ладошки (Ритмичное выполнение - ладошки раскрыть, ладошки закрыть).

Разотрём мы их немножко (Имитация раскатывания пластилина между ладошками).

Каждый пальчик разомнём, разомнём, разомнём (Сжимаем каждый пальчик с большим пальцем руки).

А потом в замок сомкнём, мы сомкнём, мы сомкнём (Ритмичное смыкание пальцев рук в замок).

Ключ в замочек мы вставляем (Щелчки открывания замка).

И замочек открываем (Пальцы рук раскрываются в цветок).

Самостоятельная деятельность детей.

 

3.Заключительная часть:

Воспитатель: - Предлагаю вам полюбоваться летними коврами.

- Вам понравилось плести ковры?

- Вы молодцы, спасибо за занятие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Зайка серенький стал беленьким» средняя группа

Занятие разработано на основе ООП «Детство» и рабочей программы по Образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» для средней группы МБДОУ «Детский сад №12...

Конспект НОД по художественно эстетическому развитию (лепка) "Скворцы прилетели" для средней группы

Закрепить умение  лепить из пластилина скворца, передавать форму, величину частей тела,  умение  делить пластилин на три неравные части.Закрепить приемы лепки (прищипывание, оттягивание...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: "Самолет" вторая группа раннего возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: "Самолет" вторая группа раннего возраста...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Рукавичка» вторая группа раннего возраста

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Рукавичка» вторая группа раннего возраста...

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка – пластилинография) « Ёжик» в средней группе "Почемучки"

Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования -пластилинография.Учить детей передавать образ ёжика в технике пластилинографии....

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию: рисование «Зимующие птицы» в средней группе

Программное содержание: Формировать у детей умение передавать образ птицы, используя нетрадиционные техники рисования (рисование ладошками)Активизация и расширение словаря по теме «Зимующие птиц...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепке) для детей первой младшей группы "Друзья витамины"

Подробный конспект занятия (лепка), проведенного с детьми первой младшей группы. Можно использовать на тематической неделе здоровья, а также при изучении или обобщении темы "Овощи. Фрукты"....