Рабочая программа кружка по декоративно-прикладному творчеству для детей 6-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Госсман Анастасия Александровна
Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Программа включает в себя два основных понятия - цвет и творчество и направлена на развитие воображения, а также творческих способностей дошкольников, через развитие у дошкольников цветового восприятия и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  города Абакана «Детский сад «Иванушка»

 

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА

К УТВЕРЖДЕНИЮ                                        

Педагогическим советом

№1 от «16» августа 2021 г.

 

                        

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБДОУ

«Д/с «Иванушка»

№50   от «16» августа 2021 г.

 

 

 

 

Рабочая программа кружка декоративно-прикладного творчества

 для детей  6-7 лет

На 2022-2023 учебный год

 

Срок реализации программы:  с 01.09.2022 по 31.05.2023 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Составитель: Госсман А.А.,                          

 

                                                                                             Педагог дополнительного                    образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1.Пояснительная записка        3

1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста        4

1.3. Планируемые  результаты освоения программы        5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        6

2.1. Особенности образовательной  деятельности в кружке декоративно-прикладного творчества.        6

2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы        11

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников        12

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ        13

3.1. Методическое обеспечение Программы        13

3.2 Особенности организации работы по программе        13

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        14

Приложение 1        15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка 

 

Рабочая программа по художественно - эстетическому развитию дошкольников разработана на основе авторской парциальной программы Н.В. Дубровской «Цвет творчества» составленной с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов художественной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В программе сформулированы и конкретизированы задачи по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе групп. Большое внимание уделено экспериментированию с различными изобразительными материалами.

Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 1.2. 3685 – 21, «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, со- держанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
  • Приказом Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает пять образовательных областей, одной из которых является художественно-эстетическое развитие, которое «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового воспитания и понимания детьми произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства;  художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и др.)».

 Актуальность программы

     Актуальность разработки и осуществление данной программы определяются необходимостью способствовать развитию и саморазвитию подрастающей личности ребенка. Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавая, преумножать ее дары, не нанося ей вреда. 

     Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Желание творить — внутренняя, естественная потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью и непосредственностью. Взрослые должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью.

   Программа включает в себя два основных понятия - цвет и творчество и направлена на развитие воображения, а также творческих способностей дошкольников, через развитие у дошкольников цветового восприятия и творческих способностей.

Цвет — одно из наиболее ярких выразительных средств в дошкольном возрасте. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление большинства взрослых, поэтому он и использует изобразительную деятельность как способ осмысления действительности и своих взаимоотношений с нею.

Творчество — создание новых ценностей, «продолжение и замена детской игры». Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно его научить, как переносить на бумагу то, что возникло в воображении. Если этого не сделать, замечательные детские фантазии, которые возникли в сознании ребенка, могут превратиться в бессмысленную мазню, которая вызовет у него разочарование и может даже оттолкнуть от занятий. Психологи считают, что эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка тесно связаны с тем, как и что он рисует. Это не совсем верно. Ребенок в силу того, что он не знаком с изобразительной техникой, просто не может выразить то, что он чувствует и понимает. Задача педагога — научить ребенка этому. По аналогии с музыкой, в которой необходимы знания музыкальной грамоты и владение инструментом для того, чтобы выразить определенные эмоции, в изобразительной деятельности также необходимы знания и владение основами техники. Только после овладения ребенком хотя бы элементарными основами изобразительного искусства можно говорить об отражении в работе его эмоционального и интеллектуального уровня и о восприятии цвета. Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка. Вспомните, какое значение ребенок придает своим «драгоценностям»: камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам. На взгляд взрослого это ненужные вещи и предметы, а для ребенка они ценнее и значимее, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятнее ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь все, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

      Искусство в дошкольном возрасте рассматривается как средство освоения, открытия мира в многообразных формах его проявления. В период дошкольного детства именно изобразительная деятельность наиболее ярко способствует развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию умения творчески передавать свои впечатления в художественной форме. В связи с этим перед педагогом сегодня стоит важная задача: заложить основы развития личности, его творческого потенциала, реализоваться которой предстоит в будущем. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Совершенствование творческого процесса и повышение развивающего эффекта в изобразительной деятельности, образовательной работе с детьми не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

    Можно выделить следующие причины появления инноваций в до-

школьном образовании:

  • Научные разработки
  • Социокультурная среда – потребность дошкольных образовательных учреждений в новых изобразительных системах
  • Творческая вариативность педагогов
  • Заинтересованность родителей в достижении положительной динамики в художественном развитии детей.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в изобразительной практике, ориентированные на личность ребенка, развитие его способностей.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании, называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт.

Цель:

   Всестороннее развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности, развитие максимально возможной индивидуализации изобразительной деятельности дошкольника, используя интегрированное построение творческого процесса, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в разных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие

Задачи:

Образовательные:

  • формировать навыки работы с различными материалами;
  • способствовать овладению разными технологическими приемами.

Развивающие:

  • развивать фантазию, внимание, воображение;
  • знакомить с сенсорными эталонами;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать художественный вкус;
  • воспитывать чувство ответственности, коллективизма;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
  • вызывать положительные эмоции.

1.2. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

 

       В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от ее привлекательности для него. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования и лепки. В этом возрасте продолжается развитие наглядно образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

 Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рисунках дети стараются — передать перспективу. При придумывании темы рисунка дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности.    

1.3. Планируемые  результаты освоения программы

1. Поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления детей.

2. Совершенствовать компоненты изобразительной деятельности, технические и изобразительно-выразительные умения.

3. Развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности.

Содержание образовательной деятельности

Умения самостоятельно определять замысел будущей работы, отбирать впечатления, переживания для выразительного образа, интересного сюжета. Проявление индивидуального почерка, инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок, умение передавать свое отношение.

Создание выразительного образа с помощью осознанного выбора и сочетания выразительных средств, умений разрабатывать образ; предлагать варианты образа; выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и их сочетать, по собственной инициативе интегрировать виды деятельности. Умения планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить изменения в работу, включать детали, дорабатывать изображение. Самостоятельное использование способов экономичного применения материалов и проявление бережного отношения к материалам и инструментам.

Освоение и самостоятельное использование разных способов создания изображения. Создание изображений по представлению, памяти, а также с натуры.

Изобразительно-выразительные умения

Развитие умений самостоятельно и верно использовать разные средства выразительности: цвет, композицию, форму, фактуру. Использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому; использовать в деятельности свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма); смешивать краски с целью получения оттенков; подбирать фон бумаги и сочетание красок.

 Развитие умений анализировать объект; стремление передавать в собственном изображении разнообразие форм, фактуры, пропорциональных отношений. В изображении предметного мира передавать сходство с реальными объектами; при изображении с натуры — типичные, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов; при изображении сказочных образов — признаки сказочности; в сюжетном изображении изображать линию горизонта согласно создаваемому образу, предметы на близком, среднем и дальнем планах; в декоративном изображении создавать нарядные стилизированные образы; украшать предметы с помощью орнаментов и узоров; украшать плоские и объемные формы, предметные и геометрические основы; создавать декоративные изображения разными способами построения композиции; использовать некоторые способы стилизации образов реальных предметов.

Технические умения

Совершенствование моторных характеристик умений. Развитие умений рисования контура предмета простым карандашом, создавать набросок.

В рисовании: применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов, их сочетания. Создание новых цветовых тонов и оттенков. Самостоятельное применение освоенных изобразительных живописных и графических техник.

В аппликации: самостоятельное использование разнообразных материалов. Применение техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания; разнообразных способов прикрепления деталей на фон, получения объемной аппликации; освоения последовательности работы над сюжетной аппликацией. Умения создавать разнообразные формы, преобразовывать их.

В лепке: самостоятельное создание объемных и рельефных изображений; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. Особенности образовательной  деятельности в кружке декоративно-прикладного творчества.  

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наполняемость группы на занятиях 10-15 детей. Непосредственная образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю (4-5 раз в месяц).  Длительность занятия составляет – 30 минут. Непосредственно - образовательная деятельность кружка проводится в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объемом учебной нагрузки с учетом требований СанПиН. Работа кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Диагностика детей проводится в начале и в конце учебного года. На занятиях имеет место как коллективная, так и индивидуальная работа.

 Структура занятия:

  1. Знакомство с темой дня ( «дары леса», «сельское хозяйство», «история создания техники» и т.д.)
  2. Знакомство с нетрадиционной декоративно-прикладной техникой, мотивационный этап, мозговой штурм. Включает анализ конструкции изделия и разработку технологического плана (является базой для самостоятельной практической работы без помощи руководителя).
  3. Практический этап – непосредственная продуктивная деятельность.
  4. Завершающий этап – рефлексия.

Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (устное изложение, беседа, рассказ.), наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.), практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию (рассказ, показ, иллюстрация), репродуктивный – несовершеннолетние воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности (практические занятия), частично–поисковый – участие в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с руководителем, исследовательский – самостоятельная творческая работа детей, эвристический – творческие задания.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

фронтальный – одновременная работа со всеми ребятами, индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы, групповой – организация работы в группах (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание), индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем (каждый ребенок должен сделать свою поделку), коллективный - в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей.

Принципы, лежащие в основе реализации программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям); наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие руководителя и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

В конце учебного года планируется итоговая выставка работ.

Направления работы по декоративно –прикладному творчеству:

Содержание данной программы направлено на выполнение  творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

• для игр детей;

• для украшения интерьера детского учреждения, дома;

• их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе соблюдаются определённые требования:

• является безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);

• материал является тщательно промытым и высушенным;

• доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)

Перспективный план работы

Сентябрь

Тема

Задачи

Материалы

1) Сегодня дошколята,

завтра школьники.

2)Дары леса(все про лес).

3)Осень. Представления

О погодных явлениях и

Особенных дней в году

(солнцестояние

и т.д )

4) Причинно - следственные связи между природными явлениями.

5) Сельское хозяйство.

Профессии.

Хлеб.

 Аппликация. Овладеть довольно большим объемом умений и навыков. Основная задача –овладение разнообразными приемами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положение или с передачей несложного движения. Учить составлять сюжетные композиции, располагать предметы на одной линии, на всем листе.

Плотный картон, обычный картон, бумага для скрапбукинга, тетрадь, синтепон, клеевая ткань или марля, ленты, шило, линейка, ножницы, карандаш, хлопчатобумажная ткань, прозрачный клей момент, не пишущая ручка, элементы декорирования – различные цветные фигурки, ленты, верёвки, бусины, блёстки, наклейки.

Количество занятий – 5

Октябрь

Тема

Задачи

Материалы

1)Моя планета (Карта.

Глобус.)

2)Во саду ли, в огороде.

3)Приспособление

животных к

окружающей среде.

4)Материал,

которые

производят.

 Аппликация. Овладеть довольно большим объемом умений и навыков. Основная задача –овладение разнообразными приемами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положение или с передачей несложного движения. Учить составлять сюжетные композиции, располагать предметы на одной линии, на всем листе.

 Плотный картон, обычный картон, бумага для скрапбукинга, тетрадь, синтепон, клеевая ткань или марля, ленты, шило, линейка, ножницы, карандаш, хлопчатобумажная ткань, прозрачный клей момент, не пишущая ручка, элементы декорирования – различные цветные фигурки, ленты, верёвки, бусины, блёстки, наклейки.

Количество занятий – 4

Ноябрь

Тема

Задачи

Материалы

1)Первичная

классификация

животного

мира.

2)Полезные ископаемые Хакассии

3)Эволюция земли

4)История создания техники(

5)Кран, самолет)

Климатические и природные

зоны Земли

(холодные,

умеренные,

жаркие)

Аппликация. Овладеть довольно большим объемом умений и навыков. Основная задача –овладение разнообразными приемами вырезания. На занятиях дети изображают предметы, имеющие различные очертания, симметричные и несимметричные формы в статичном положение или с передачей несложного движения. Учить составлять сюжетные композиции, располагать предметы на одной линии, на всем листе.

Плотный картон, обычный картон, бумага для скрапбукинга, тетрадь, синтепон, клеевая ткань или марля, ленты, шило, линейка, ножницы, карандаш, хлопчатобумажная ткань, прозрачный клей момент, не пишущая ручка, элементы декорирования – различные цветные фигурки, ленты, верёвки, бусины, блёстки, наклейки.

Количество занятий - 5

Декабрь

Тема

Задачи

Материалы

1)Особенности

растительного мира в разных

природных

зонах.

2)Народы мира(культура,

костюмы,

внешний вид).

3)Красная книга России.

4)Зима. Новый год

Лепка. Использование разнообразных материалов и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.  

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.   Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям.  Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Природные материалы, пластилин, соленое тесто, глина.

Количество занятий – 4

Январь

Тема

Задачи

Материалы

1)Антарктида. 2)Животный  мир

3)Млекопитающие.

4)Предметы,

создающие

комфорт и уют.

Лепка. Использование разнообразных материалов и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.  

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.   Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям.  Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Природные материалы, пластилин, соленое тесто, глина.

 Количество занятий – 4

Февраль

Тема

Задачи

Материалы

1)Наш родной город(история возникновения,

достопримеча

тельности, города-соседи,

знаменитые люди нашего города.

2)Наша Родина-Россия

3)Предметы, облегчающие труд людей на производстве

(компьютер и т.д

4)Российская

Армия.23 февраля.

Лепка Использование разнообразных материалов и дополнительных материалов для декорирования. Умения лепить конструктивным и смешанным способом; создавать многофигурные и устойчивые конструкции; создавать объемные и рельефные изображения; использовать разные инструменты: стеки, штампы, постамент, каркасы; передавать фактуру, сглаживать поверхность предмета; вылепливать мелкие детали.  

Стремление к созданию оригинальных композиций для оформления пространства группы, помещений к праздникам, мини-музея и уголков, пространства для игр. Освоение несложных способов плоского, объемного и объемно-пространственного оформления. Использование разных материалов для создания интересных композиций; умения планировать процесс создания предмета. Развитие умений работы с тканью, плетение: разрезание, наклеивание, заворачивание, нанесение рисунка, декорирование элементами; изготовление простых игрушек.   Обыгрывание изображения, стремление создавать работу для разнообразных собственных игр, в «подарок» значимым близким людям.  Развитие умений сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. Развитие умений адекватно оценить результаты деятельности, стремиться к совершенствованию умений, продуктов деятельности, прислушиваться к оценке и мнению взрослого.

Природные материалы, пластилин, соленое тесто, глина.

 Количество занятий – 4

Март

Тема

Задачи

Материалы

1)Весна. Мамин праздник

2)История создания книги

3)Мир растений

(деревья и кустарники)

4)Мы читаем. Творчество С. Я. Маршака.

Театр.

Профессии

Рисование. Применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов.  Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.   Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

  Мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, уголь, фломастеры.

 Количество занятий - 4

Апрель

Тема

Задачи

Материалы

1)Земля - наш общий дом

2)День космонавтики .

Космос.

Планеты

3)Профессии :наука и искусство.

4)Земноводные,

пресмыкающиеся,

рептилии

Рисование. Применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).   Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.   Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

Мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, уголь, фломастеры.

Количество занятий -4

Май

Тема

Задачи

Материалы

1)9 мая - День Победы

2)Домашние

животные

разных стран.

3)Насекомые,  паукообразные,

ракообразные.

4)Правила

дорожного

движения

Рисование. Применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (сангина, пастель, мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, витражные краски, уголь, фломастеры).   Умения создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления черного тона в другой тон. Пользоваться палитрой; техникой кистевой росписи; передавать оттенки цвета, регулирует силу нажима на карандаш.   Освоение разных изобразительных живописных и графических техник: способы работы с акварелью и гуашью (по - сырому), способы различного наложения цветового пятна, техникой пера, тушевки, штриховки, оттиска, монотипии, «рельефного» рисунка, способов рисования кистью.

Мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, уголь, фломастеры.

Количество занятий -4

Количество часов – 38

2.2 Способы и направления поддержки детской инициативы

 

  Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.  

  В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдается ряд общих условий:

— поддерживать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;

— создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

— постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно; постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

— тренировать саморегуляцию детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

— ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

— своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;

— дозировать помощь детям. Если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

— поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

 

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 

В процессе взаимодействия с родителями ставятся следующие задачи:  

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника с целью объединения усилий по созданию успешных условий для развития общих и специальных способностей ребенка;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-повысить педагогическую компетентность родителей;

  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях и укрепление веры в возможности собственных детей.  

Взаимоотношения с родителями строятся с учетом индивидуального подхода, доброжелательного стиля общения.

Форма взаимодействия  

Периодичность

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой декоративно-прикладного кружка цели и задачи 

              Октябрь

Консультации в рамках консультационного пункта 

В течение года

Мини-отчеты на утренниках календарных и сезонных праздниках в виде мини выставок.

В течение года

Участие в совместных конкурсах по декоративно-прикладному творчеству.

В течение года

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о ходе занятий детей в кружке декоративно-прикладного творчества.         Удовлетворенность работой кружка.

Январь

Выставка совместного детско-родительского творчества

март

Итоговое родительское собрание

Май

Отчет. Мини выставка.

Май

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

 

3.1. Методическое обеспечение Программы

 

 Для успешной реализации данной Программы созданы:

Материально-технические условия

Аппликация: Плотный картон, обычный картон, бумага для скрапбукинга, тетрадь, синтепон, клеевая ткань или марля, ленты, шило, линейка,ножницы, карандаш, не пишущая ручка, элементы декорирования – различные цветные фигурки, ленты, верёвки, бусины, блёстки, наклейки.

Рисование: Мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных размеров, гелиевые ручки, уголь, фломастеры.

Лепка: Природные материалы, пластилин, соленое тесто, глина.

3.2 Особенности организации работы по программе

На занятиях дети могут сидеть каждый за отдельным столом или все за одним. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а руководитель мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.

Рабочая программа занятий реализуется в условиях, обеспечивающих полноценное развитие личности воспитанников на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Для успешной реализации программы, важно следующие условия:

  • регулярное проведение и посещение детьми занятий,
  • четкое понимание ребенком инструкции, цели деятельности,
  • обсуждение работы, по возможности с участием каждого ребенка,
  • посильные задания, с учетом зоны ближайшего развития, чтобы каждый ребенок качественно выполнял каждое из предложенных заданий,
  • учет возрастных возможностей,  чтобы каждый ребенок учился доводить начатое задание до конца.

3.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

 

Предметно-пространственная среда  является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Предметно-пространственная среда на занятиях декоративно-прикладного творчества организована в соответствии с требования ФГОС ДО и содержанием программы, и является:

  • содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения– техническим, игровым оборудованием.)
  • трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);
  • полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например, мебели, оборудования для творчества  и т.д);
  • вариативной (наличие разнообразных материалов, инструментов для творчеста, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
  • доступной;
  • безопасной.

         

Помещения МБДОУ «Д/с «Иванушка» соответствуют требованиям санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, правилам пожарной безопасности. Средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

Методическое обеспечение программы:

1. Дубровская Н.В. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно – эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

  1. Дубровская Н. В. Чудесные тарелочки [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010.
  2. Дубровская Н. В. Витраж [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  3. Дубровская Н. В. Мозаика [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  4. Дубровская Н. В. Коллаж [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  5. Дубровская Н. В. День защитника Отечества [Текст] / Н. В. Дубровская. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

Дубровская Н. В. Новый год и Рождество [Текст]

  1. Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения (от 4 до 5 лет)» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  2. Дубровская Н.В. «Конспекты интегрированных занятий по ознакомлению дошкольников с основами цветоведения (от 5 до 6 лет)» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013
  3. Леонова Н.Н.  Знакомство детей с народным декоративно-прикладнымискусством. Русская матрешка: СПб. :«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 195 с.
  4. Гаврилова В.В. , Артемьева Л.А. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. Рекомендации, Планирование, Конспекты занятий.
  5. Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ. Учебно-методическое пособие. СПб. :«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 98 с.
  6. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие     дошкольников. 2-е изд.- М. : Просвещение, 2008,-189с.
  7. Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 352с.Потапова Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ: учеб.- метод. Пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс», 2012. – 96 с., ил.
  8. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно – методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010. – 144 с.
  9. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Художественное творчество»: Практическое пособие для воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ООО «Метода», 2013. – 216 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по декоративно-прикладному творчеству "Очумелые ручки"

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к с...

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству "Колорит"

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением. Работа по декоративно-прик...

Рабочая программа кружка декоративно – прикладного творчества «ФАНТАЗИЯ»

    Творчество обучающихся – это создание ими оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Результатом раз...

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе

Пояснительная записка.Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так в практическом отношении, ведь речь идет о важнейшем ...