Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке
учебно-методический материал по аппликации, лепке

Суровцева Е.А.

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_po_melkoy_motorike.docx80.99 КБ

Предварительный просмотр:

        КГБПОУ «КАМЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                                          специальность 44.02.01

                                         дошкольное образование

                     « Развитие мелкой моторики рук

                      у детей дошкольного возраста

                         в процессе обучения лепке»

                         выпускная квалификационная работа

                                                         Выполнила Суровцева Елена Анатольевна  

группа 2Д

Руководитель Назарова Ольга Владимировна

работа защищена «___» 2016

оценка_____

                                 

                                   г. Камень-на-Оби 2019

                                        Содержание:

Введение……………………………………………………………2

Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке..............5

1 Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста……………………………………………………………....6

.2 Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..10

Выводы по первой главе…………………………………………………………………15

Глава II.Практическая работа по подготовке мелкой моторики рук в процессе обучения лепке………………………………………………………………...17

 Заключение…………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………….....24

Приложение…………………………………………………………28


                                          Введение

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцов, Э.Р. Пилюгина, доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука. Первый этап мышления называют наглядно или предметно действенным. Этот вид мышления преобладает в раннем детстве. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Рука дает очень много информации: о весе, мягкости − твердости, гладкости − шероховатости, теплоте - прохладе и о много другом. Чем больше запас действий и проб в своем опыте накопит ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу − наглядно-образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Третий этап - словесно − логическое мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.

Большое значение в развитии мелкой моторики у дошкольников имеет лепка. Дети осваивают различные технические способы и приёмы работы с пластическими материалами, у них развивается организованность, целеустремленность, настойчивость и самодисциплина, благотворно влияет на нервную систему в целом.

Актуальность данной темы заключается в том, что, несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторику рук не заканчивается в младенчестве, а продолжается весь дошкольный возраст.

Исходя, из актуальности была определена тема исследования: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке».

Цель исследования: выявить возможность использования лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование лепки в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если в процессе обучения лепке детей дошкольного возраста использовать различные методы и приёмы, то процесс развития мелкой моторики рук будет более успешным.

Задачи исследования:

. Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по исследуемой проблеме.

. Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

. Выявить методы и приемы по использованию лепки в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.

. Разработать конспект по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучение лепке.

Методы исследования:

− теоретический (анализ литературы, обобщение);

− эмпирические (разработка конспекта занятия).


Глава I. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке

.1 Характеристика процесса развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраст.

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас. Развитие мелкой моторики ребенка − тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

И.М.Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий .

Известно, что мелкая моторика влияет на развитие речи  ребенка, а также на развитие полушарий мозга. Поэтому так важно развивать мелкую моторику ручек малышей. Очень хорошо развивается моторика во время творческих занятий ребенка. Таких как лепка, аппликация. Во время этих занятий задействованы обе руки, а значит и оба полушария мозга.

Для развития мелком моторики хорошо подходят пальчиковые игры, упражнения, пальчиковая гимнастика. Эти упражнения помогают не только развивать моторику ручек, но также содействуют развитию памяти и речи, так как пальчиковые игры и упражнения сопровождаются определенным текстом, который ребенок запоминает, а затем воспроизводит.

Очень хорошо на развитие мелкой моторики влияют игры с мелким материалом, с материалом различной фактуры, формы. Интересны и интенсивны игры с мозаикой. Подойдут игры с природным материалом: шишками, желудями, фасоль, камни и др.

Мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит разве мало пользы. Ведь именно благодаря ей  человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончике пальцев». Все это − положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, заряд положительных эмоций. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе.

Для детей важно развитие тонкой моторики рук. Дело в том, что в головном мозге человека  центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов − донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Взрослые должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка .

Для повышения уровня развития мелких движений полезны те же виды деятельности, что и для развития образных представлений (изобразительная, конструктивная). Наряду с этим может быть рекомендовано нанизывание бус, застегивание или расстегивание пуговиц, кнопок, крючков (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой: ее раздевание перед укладыванием спать, одевания для прогулки и т.п.).

Эффективность профилактических мероприятий увеличивается при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых за здоровье детей.

Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание (особенно написание букв, слогов и слов на первом этапе обучения) на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Следовательно, чем длиннее слог, а тем более слово, тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог М. Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что, берясь за вещи, чувствительность к своим ошибкам. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Написав неправильно букву  запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, обязательны.

Они необходимы не только для развития общей моторики, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга .

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6 -7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Таким образом, опыт показывает, что дошкольник не имеет богатого, разностороннего опыта лепки в развитие мелкой моторики, не может передать его и в своём творчестве. Однако к 6-7 годам при соответствующей педагогической работе уже складываются необходимые предпосылки для развития мелкой моторики.

.2 Лепка как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка значительно влияет на развитие мелкой моторики рук ребёнка дошкольного возраста. Уровень развития мелкой моторики рук − один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.

В процессе лепки дети осваивают способы и приёмы работы с различными пластичными материалами. Пластичный материал − это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное. Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки .

Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.

Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.

Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.

С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками .

Дети дошкольного возраста должны освоить различные виды лепки, к которым относятся: предметная, сюжетная и декоративная лепка. Изображение предметов в предметной лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями − изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Исследования и опыт работы с детьми показывают, что дошкольников можно научить относительно правильному изображению человека и животного. При лепке живых существ дети передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остается обобщенной. Поэтому важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. В процессе предметной лепки дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы .

Например, для первой младшей группы научить детей лепить простейшие формы (цилиндр, диск, шар). Для средней группы − уточнять представление о форме предметов и их строении. Для старшей группы − видеть сходство и различие предметов, их положение в пространстве, замечать характерные признаки.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Изображение сюжета в лепке имеет свою специфику по сравнению с рисованием. В последнем изображение сюжетной композиции часто бывает связано с использованием условных приемов изображения предметов, находящихся на земле и в воздухе. В лепке это не всегда удается сделать. Например, изобразить летящий самолет ребенок не может. Но ребята в некоторых случаях при показе предметов в полете поднимают скульптуры на подставке или палочке-каркасе, но этот условный прием не всегда можно использовать, особенно если в сюжете не один предмет в воздухе, а несколько.

Одним из средств развития мелкой моторики и эстетического воспитания является декоративная лепка. Это знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в том числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые, обобщенные формы птиц, животных с условной яркой росписью ангобом и глазурью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют кругозор и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Они охотно рассматривают простые, а порой замысловатые формы солонок, кружек и других изделий, с интересом знакомятся с декоративными пластинками.

Декоративная лепка учит работать с инструментом, некоторые украшения можно наносить специальными печатками в виде трубочек, квадратов, треугольников. В качестве таких печаток можно использовать гвозди, винты со шляпками разной формы. Работа над лепным орнаментом развивает мелкие мышцы кисти руки ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

Особое внимание уделяется работе пальцами. Основные формы предметов, туловище и голова человеческой фигуры, туловище и ноги животного предлагается лепить способом вытягивания из одного куска глины. Дети должны уметь передавать признаки предметов: длинный, короткий, толстый и тонкий. В связи с тем, что тематикой в основном является изображение человека и животных, появляется необходимость знакомить ребят с приемами установки фигур в вертикальном положении и учить их понимать относительную величину частей. Воспитатель показывает, как надо скреплять части, чтобы они плотно прилегали одна к другой. Предметами для изображения могут быть Снегурочка, мальчик на санках, заяц, собака, мишка. Здесь дошкольники могут использовать приемы, которыми они пользовались при изображении дымковских и тульских игрушек.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях − на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы: систематичность проведения игр и упражнений. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием. Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным.

Таким образом, развитие мелкой моторики следует начинать в раннем возрасте и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.

                      Выводы по первой главе.

В ходе работы над теоретической частью была подробно изучена педагогическая и методическая литература. Исследованиями ученых Н.М. Аксариной, Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, М.М. Кольцова, Э.Р. Пилюгиной была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В процессе изучения была раскрыта специфика развития мелкой моторики дошкольников в процессе лепки. Занимаясь лепкой, дети знакомятся с различными способами и приёмами обработки пластичных материалов. Лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы.

Но на сегодняшний день не достаточно решена проблема развития мелкой моторики у дошкольников. Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук.

Чтобы данная работа проходила успешно необходимо изучить педагогическую и методическую литературу по организации занятий по лепке, а также применять разнообразные методы и приёмы в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста.


Глава II. Практическая работа по подготовке мелкой моторики рук в процессе обучения лепке

1. Конспект непосредственной образовательной деятельности по лепке, направленной на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Для реализации гипотезы и решения практических задач были подобраны конспекты непосредственной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучение лепке. Конспект подготовки детей обучению мелкой моторики рук в процессе обучения лепке в методической литературе достаточно много. Они представлены в методических пособиях, разработанных Т.С.Комаровой, Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.Б. Пантюхиной, И.А. Лыковой. Нами был отобран конспект «Умные пальчики» (приложение 1) содержание, которого направлено на формирование интереса к лепке и на развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Положительные стороны данного конспекта: возможность научить детей пользоваться соленым тестом, раскатывать его в комочки, научить пользоваться инструментом для лепки, воспитывать аккуратность в процессе лепке. Дети знакомятся с соленым тестом и узнают, что из него можно лепить различные поделки.

Целью данного конспекта является развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе обучения лепке.

Так же нами были определены следующие задачи:

Развивающая задача: развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.

Образовательная задача: формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями, учить соблюдать правила безопасности при лепке и при использовании инструментов для лепки, формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

Воспитательная задача: воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.

Была проведена предварительная работа с детьми, а именно пальчиковые игры с дидактическими подушками. Подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики (приложение 2).

                               

                              Заключение

На основании проведенного исследования по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепке». Можно сделать следующие выводы:

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учеными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности. М. М. Кольцова доказала, что «развитие все более тонких и точных движений пальцев рук, выработка условно-рефлекторных движений с различным участием пальцев и ладони, в зависимости от размера и характера объекта, отражают не только совершенствование двигательной функции руки, как таковой, но вместе с тем и усложнение аналитико-синтетической деятельности мозга ребенка». Т. П. Хризман изучила биоэлектрическую активность мозга детей семи лет при выполнении ритмических движений на пальцевом эргографе. Она выяснила, что «ритмические движения являются действительно средством повышения функционального состояния больших полушарий и общего усиления ассоциативной функции мозга». Далее она отмечает, что у детей раннего возраста влияние этого вида двигательной активности аналогично, но носит еще более диффузный характер, чем у семилетних детей. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Эффективным средством развития мелкой моторики является обучение лепке. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Отсюда можно сделать следующий вывод. Если в процессе лепки использовать различные методы и приёмы обучения, то развитие мелкой моторики рук у дошкольников будет проходить более успешно. Проведённая работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ литературы показал, что существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребёнка. Формирование мелкой моторики и зрительно-моторных функций в целом влияет на развитие артикулированности и связности устной речи, на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и косвенным образом на общее интеллектуальное развитие ребёнка. Таким образом, необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.

2. Для развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации необходимо, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В нашем исследовании это были различные виды пальчиковых игр, в том числе со скороговорками, разные виды ручного труда, как плетение, нанизывание бус, оригами, мозаика, вырезание, вышивание, лепка, игровые упражнения с мелкими предметами и т.д. Если эти игры, занятия и упражнения применять в комплексе, то они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений.

3. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для неё необходимо выделить определённое время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать её как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу. Оптимальным вариантом организации развивающей работы будет совместная деятельность воспитателя и педагога-психолога по развитию психических процессов, а также зрительно-двигательной координации.

Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально созданная система работы ведёт к улучшению показателей зрительно-двигательной координации и мелкой моторики у детей дошкольного возраста, подтвердилась.

                                             

                                       

                              Список литературы

.        Алехин А. Д. Изобразительное искусство / А. Д. Алехин. − М. : Просвещение, 2009. - с. 160.

.        Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М. : Академия, 2010. - с. 240.

.         Богатеева З. А. Занятия лепки в детском саду / З. А. Богатеева. − М. : Просвещение, 2009. - с. 224.

.         Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить / Н. Бельтюкова, С. Петров, В. Кард. −М. : Академия, 2011. - с. 224.

.         Буре Р. С. Готовим детей к школе / Р. С. Буре. − М. : Просвещение, 2010. - с. 96.

.         Гнедич П. П. Всемирная история искусств / П. П. Гнедич. − М. : Искусство, 2012. - с. 494.

.         Гульянц Э. К., Базик И. Я. Учите детей мастерить / Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. − М. : Просвещение, 2009. - с. 159.

.         Гульянц Э. К, Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. − М. : Искусство, 2010. - с. 175.

.        Езикеева В. А. Влияние изобразительного искусства на развитие творчества детей дошкольного возраста / В. А. Езикеева. − М. : Просвещение, 2009. - с. 152.

.        Зеленина Е. Л. Играем, познаем, рисуем / Е. Л. Зеленина. − М. : Просвещение, 2011 . - с. 64.

.        Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Т. Г. Казакова. − М. : Просвещение, 2009. - с. 176.

.         Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − М. : Академия, 2010. - с. 416.

.         Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т. С. Комарова. − М. : Просвещение, 2009. - с. 176.

.         Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Т. С. Комарова. − М.: Просвещение, 2011. - с. 191.

.         Комарова Т. С. Дети в мире творчества / Т. С. Комарова.− М. : Мнемозина,2012 . - с. 157.

.        Колдина Д. Н. Лепка с детьми 3-4 лет / Д. Н. Колдина. - М. :Мозайка-Синтез, 2009 . - с. 64.

.         Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. − М. : Просвещение, 2011 . - с. 96.

.         Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. − М. : Просвещение, 2009. - с. 240

.         Морева Н. А. Основы педагогического мастерства / Н. А. Морева. −М. : Педагогика, 2010. - с. 320.

.         Обухова Л. Ф. Детская психология / Л. Ф. Обухова. − М. :Просвещение, 2012. - с. 240.

.         Орен Р. Секреты пластилина / Р. Орен. − М. : Просвещение, 2010. − с. 92

.         Парамонова Л. А. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию в детском саду / Л. А. Парамонова. − М. : Просвещение, 2009. − с. 192.

.         Хананова И. Соленое тесто / И. Хананова. - М. : Аст - Пресс Книга, 2011. - с.104.

.         Этнов С. В. Лепим из соленого теста / С. В. Этнов. - М. : Карапуз, 2010. - с. 64.

.        Яхнин Л.Л. Программа развития и обучения дошкольника. Радуга / Л.Л Яхнин. - М. : Олма-Пресс, 2012. - с. 164.

    .      kopilkaurokov.ru

.        Азбука соленого теста Ольга Чибиркова. – Москва: «ЭКСМО», 2010 г.

144.        С.

.        Ирина Хананова. Соленое тесто. - Москва: «АСТ – ПРЕСС», 2006г.- 104 с.

.        Электронный ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2014/12/07/konspekt-integrirovannogo-zanyatiya-po-izobrazitelnoy

.        Master-classy.ru

                                                   

                                                   

                                     Приложение.                                              

В приложении представлены конспекты занятий, а также подборка игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

1.  Структура НОД «Умные пальчики»  

                                 

                                         1. Вводная часть.

                                         2. Основная часть.

                                         3. Заключительная часть.

Материал: мелкие игрушки, соленое тесто, салфетки, крупа перловая,, пластмассовая миска, пластмассовые ложечки и тарелки на каждого ребенка, подносы.

Задачи: 1. Обучающая:  

Безопасность

-напоминать детям о соблюдении правил безопасности при лепке из соленого теста.

Коммуникация:

-формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. :

2. Развивающая:

Здоровье:

-развивать мелкую моторику, согласовывать движения пальцев рук, тренировать силу мышечных усилий.

-продолжать укреплять и охранять здоровье детей, создавая условия.

3. Воспитательная:

Художественное творчество:

-воспитывать аккуратность при лепке, формировать положительное отношение и вызвать интерес к процессу изготовления поделок и получения эмоционального отношения к самой деятельности и ее результатам.

-формировать интерес к лепке, закрепить представление о свойствах соленого теста и способах лепки, развивать умение раскатывать комочки круговыми движениями

- знакомить детей с пластикой соленого теста, совершенствовать умения и знания лепки .

Предварительная работа: пальчиковые игры с дидактическими подушками, чтение сказки «Колобок», показать процесс замешивания теста.

Словарная работа: тесто, ложечка, пальчик, крупа, вода, мука.

                                 

                 Структура деятельности:

I .Вводная часть

1. Сюрпризный момент. игра «Найди сюрприз»-1мин.

II.Основная часть-9 мин.

2. Пальчиковая игра «Моя семья»-1мин.

3Игра «Волшебная ложечка»-3 мин

4. Физкульминутка. -1мин

5. Игра «Слепи колобок»-3мин

II I часть -заключительная.

6. итог-1мин.

I часть. Вводная часть.

1. игра «Найди сюрприз»-1мин.

Цель:Развитие и формирование мелкой моторики рук, укрепление мыщц пальцев и кистей рук.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Дети, посмотрите. что - это стоит на столе?

На столе стоит миска наполненная крупой, в ней спрятаны игрушки.

-Давайте проверим, что там внутри находится. Воспитатель показывает, как это сделать. Дети опускают руки в миску с крупой и ищут игрушки

Индивидуальная работа: если Павлик затрудняется помочь ему при поиске игрушек.

Дети вытаскивают игрушки и рассматривают у кого какая.

Диалог: -Павлик, что лежит в миске? Павлик скажет «крупа», если затрудняется напомнить.

-Как ты искал игрушку?

-Какая у тебя игрушка?

-Понравилась ли тебе игрушка?

Индивидуальная работа:если Саргылана быстро найдет игрушку спросить

-Саргы, скажи пожалуйста как лает эта собачка?

-Саргы ответит «Гав-гав».

Дети вот мы и поиграли в игру и заодно сделали массаж рук разбудили наши пальчики.

Предполагаемый результат: Дети получат положительные эмоции и удовольствие от найденных в крупе игрушек.

II часть Основная часть

2. Пальчиковая игра «Моя семья»-1мин.

Цель: Развивать движения кистей рук, учить подражать движениям взрослого, развивать умение понимать речь

-Дети, давайте поиграем в пальчиковую игру «Моя семья».Посмотрите что у меня есть.Воспитатель показывает лица кукол нарисованные и надетые на пальцы своих рук и читает стихи.

“Давайте познакомимся! ”

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

А этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

-А теперь дети покажите мне свои руки. Давайте все вместе прочитаем стихи.

(Дети загибают пальчики, начиная с большого пальчика и заканчивая мизинчиком /Это - я/. На последние слова разжимаются и зажимаются ладони в кулак /Вот и вся моя семья/) .

Ожидаемый результат:Дети будут стараться выполнить упражнение, эмоционально откликаясь на игру.

Индивидуальная работа:Если Дарина не сможет сделать упражнение, подойти и помочь, показать упражнение придерживая своими руками.

Диалог: -Дарина, покажи мне большой пальчик. Скажи- это «большой пальчик. »еслиДарина не сможет сказать попросить Мичийэ и предложить Дарине повторить за Мичией.

3 .Игра «Волшебная ложечка»-2мин.

Цель:

Развитие точных и дифференцированных движений кистей ипальцев рук при пересыпании крупы ложечками.

На подносе две чашки :слева –чашка с крупой, а справа –пустаяДвигая рукой ребенка показать ему как надо брать крупу ложечкой и осторожно опрокинуть ее в пустую.

Предполагаемый результат: Дети будут с интересом пересыпать крупу, развивая моторику рук, проявляя положительные эмоции.

Индивидуальная работа:Если у Максима не получится показать как правильно держать ложку и пересыпать крупу

Диалог:-Максим, понравилось ли тебе играть в эту игру?

-Чем ты набирал крупу? Максим скажет «ложечкой»

-Было ли тебе трудно?

-Будешь ли ты еще играть в эту игру дома?

4. Физкультминутка игра «Прокати мяч под ворота»-1мин.

Цель:Закрепить знания о круглой форме предмета, развивать игровые навыки, воспитывать интерес к игре.

Дети должны прокатить мяч под дугу при этом воспитатель обращает внимание на форму мяча .

5. Игра «Слепи колобок»-3мин.

Цель:Закрепить приемы раскатывания теста между ладонями, вызвать интерес к лепке, воспитывать аккуратность.

-Дети, помните мы читали сказку «Колобок»? Дети будут отвечать.

-Кто слепил колобок?

-А кто попросил слепить?

Дарина ответит «слепила бабушка. »

Предполагаемый результат: Нарьянатоже ответит правильно, может быть затруднится Павлик.

-А какой формы был колобок?

-Дети ответят круглый.

Индивидуальная работа:Еще раз спросить Максима. Максим очень робкий .

Максим, какой был колобок? на что похож? Покажи мне руками форму колобка

-Из чего был состряпан колобок?

-Из теста.

-А знаете ли дети, из чего делается тесто?

-Тесто делается из воды и муки.

Индивидуальная работа:Еще раз спросить Дарину, поняла ли она вопрос.

-Скажи Дарина, что нужно для теста?

Даринаответит нужна вода и мука.

Предполагаемый результат:Если дети не поймут вопроса, повторить еще раз

что нужно для теста. Тогда у детей сформируются и обогатятся знания.

-Дети, я вам принесла тесто но -это тесто не простое, оно соленое и его нельзя есть.Мы из этого теста сейчас будем лепить колобок. Посмотрите какое тесто эластичное его можно мять в руках как пластилин. Сейчас я вам раздам тесто и мы все будем лепить колобок.

-Еще раз кто мне скажет какой формы колобок?

-Правильно дети колобок круглый.

Воспитатель раздает детям по кусочку соленого теста.

-Дети, помните что, тесто нельзя брать в рот. Оно соленое и опасно для здоровья.

-Дети, возьмите в руки тесто и попробуйте его размять.

Воспитатель показывает приемы раскатывания теста между ладонями.

Предполагаемый результат: дети будут раскатывать тесто между ладонями, делать шарики круговыми движениями.

Индивидуальная работа:Помочь раскатать шарик Никите и похвалить за результат работы.

-Никита, молодец! Ты очень хорошо старался сделать колобок.

-Никита, из чего ты сделал колобок?

-Из теста.

-Какой формы у нас получился колобок?

-Правильно, круглый и он может катиться.

-Сейчас мы все положим свои колобки на поднос и посмотрим у кого как получилось.

Проследить чтобы дети по окончании работы вытерли руки салфеткой.

-Молодцы дети вы все сегодня очень хорошо занимались.

III часть заключительная часть. -1мин.

Итог: -Дети, чем мы сегодня занимались?

-В какие игры играли?

-Кому понравилось лепить из теста?

-Кому понравилось искать игрушку в крупе?

-А теперь за то что вы хорошо позанимались я принесла колобки.

Воспитатель вносит на подносе жареные колобки и раздает детям.

 

                                   НОД для детей 5-6 лет         корекционно-развивающее занятие  «Умные пальчики»                                          

Цель: Содействовать развитию и коррекции интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:
Коррекционно-образовательные: закрепление представлений о некоторых сезонных изменениях в природе; уточнение, расширение и активизация словарного запаса;
совершенствование синтаксической стороны речи: составление словосочетаний, простых распространенных предложений, сложноподчиненных предложений с союзом «потому что» с опорой на зрительный образ;

Коррекционно-развивающие: развитие мелкой моторики рук, зрительного и  слухового внимания, восприятия, логического мышления, памяти.

Коррекционно-воспитательные: воспитание мотивации к учению,  повышение самооценки;воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым; воспитание любви и бережного отношения к природе.

 Оборудование: иллюстрации с персонажами: Лесовик, скворец, ёж, снеговик; карточки с названием времён года; фигуры: солнце, дерево, стрекоза, цветы, осенний листик; цветные прищепки, книга, ёлка, цветные карандаши; доска с канцелярскими гвоздиками, канцелярские резинки, спички, геометрические фигуры («танграм»),  3 зеркала, тарелочки с манной крупой, 3 листа бумаги, клей ПВА, клеёнка, салфетки, мячики-, «ёжики», цветные магниты, магниты- смайлики.

Дидактический (раздаточный) материал: карточки-задания для коррекции внимания «Осеняя сказка»; бланки «Зеркальное письмо»; карточки с фигурами птиц, с силуэтами снеговиков.

Структура занятия:

Ритуал приветствия.

А) Психоэтюд «Улыбнись»

Б) Сообщение темы занятия

В) Пальчиковая гимнастика

    2. Основная часть

А) Работа по теме «Лето»

- задание с цветными прищепками

- упражнение на развитие речи «Я люблю лето»

Б) Работа по теме «Весна»

- пальчиковая гимнастика «Птички»

- задания с фигурами «танграм», со спичками, с канцелярскими резинками

- упражнение «Зеркальное письмо» 

В) Работа по теме «Осень»

- дыхательное упражнение «Листопад»

- пальчиковая гимнастика «Ёжик»

- упражнение на внимание «Осенняя сказка»

- раскрашивание деревьев

Г) Работа по теме «Зима» 

- физминутка «Зима»

- работа с манной крупой

3. Заключительная часть

А) Обобщение

Б) Подведение итогов. Рефлексия.

Ход занятия

Ритуал приветствия.

А) Психоэтюд «Улыбнись»

Собрались все дети в круг, (встают в круг)

Я- твой друг, и ты- мой друг! (показ на себя , потом на детей)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся! (улыбаются друг другу)

Улыбнёмся мы гостям,

Приходите чаще к нам!!!

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Отмечают на доске своё настроение в начале занятия.

Б) Сообщение темы занятия.

- Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами будем играть в вашу любимую игру «Прятки». Но прятаться будете не вы, а слова.  Вам нужно быть внимательными, трудолюбивыми, и ещё, сегодня самую важную и главную работу будут выполнять ваши руки и пальчики.

В) Пальчиковая гимнастика

Давайте разбудим наши пальчики:

Разотру ладошки сильно

Каждый пальчик покручу

Поздороваюсь я с ним

И вытягивать начну.

Основная часть

А) Работа по теме «Лето»

-  Итак, вы готовы играть в прятки со словами? Мы будем искать их в тех предметах, о которых пойдёт речь в загадках.

Пришло время догадаться, где прячется первое слово.

Загадка:  На столе она лежит

              И листами говорит,

              Ты беседуй чаще с ней,
              Станешь вчетверо умней 
(Книга.)

- Правильно, это книга! Слово будем искать там, где есть книга!  ЛЕТО

- Нас встречает Лесовик.

Я- Лесовик, я- дед художник

Лето вам изображу,

Но немного не похоже.

Отгадайте, почему?

- Чего не хватает? (не хватает деталей: лучиков у солнца, лепестков у цветка, крыльев у бабочки, листьев у дерева. С помощью прищепок восстанавливают предметы, дифференцируя цвета: подбирают цвет прищепки под цвет предметов).

- Ну что ж, получилась настоящая летняя картина.

- Вы любите лето? Вот и расскажите, за что вы любите его.

«Я люблю лето, потому что...»

Дети:

Я люблю лето, потому что летом можно кататься на велосипеде.

Я люблю лето, потому что можно загорать и купаться в море. И т.д.

- А я люблю лето, потому что можно ходить босиком по мягкой траве.

Б) Работа по теме «Весна»

Продолжаем дальше искать спрятавшиеся слова.

Загадка:  Зимой заклеено оно,
                А летом открывается.
                Оно кончается на «О»
                И так же начинается
. (окноВЕСНА

- Нас встречает скворец.

- Скворец - это зимующая или перелётная птица? Каких перелётных птиц вы ещё знаете?  А зимующих? Когда он к нам прилетает?

 - Какие изменения происходят в жизни птиц весной? (возвращаются на родину, строят гнёзда, выводят потомство)

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Две синички прилетели, (машем кистями рук, изображая крылья.)

На ладошки дружно сели, (показываем ладошки.)

Стали семечки клевать

И тихонько напевать. (стучим указательными пальчиками по ладошкам.)

Мы погладим нежно птичек (гладим ручки с обеих сторон).

И отпустим невеличек. (встряхиваем кистями рук и машем ими как крылышками.)

Задания:

Сложить  птицу из фигур (танграм)

Сложить  птицу из спичек

Составить фигуру птицы с помощью канцелярских резинок

Методика «Зеркальное письмо»

- А теперь, необходимо расшифровать письма, которые принёс скворец. Получается прочитать? А сделаем мы это при помощи зеркал.

Не шумите в лесу

Не разоряйте гнёзда

Не забирайте домой птенцов

- Надеюсь, вы будете эти правила обязательно соблюдать.

В) Работа по теме «Осень»

Ищем следующее слово

Загадка:  В каждом классе в три ряда

                Ровненько стоят.

               Чтоб писать, читать и рисовать

               Удобно было для ребят  (парта) ОСЕНЬ

Как вы думаете, какие цвета любит осень? (жёлтый, красный, оранжевый )

- Значит осень какая? (разноцветная, золотая, яркая)

- Осенью происходит одно из самых красивых явлений в природе- листопад.

- Давайте устроим листопад. Подуем на листик, чтобы он улетел.

- Ой, посмотрите, кто нашёл наш листик? Куда он его понесёт? Зачем ежи осенью собирают листья? (готовятся к зимней спячке, из листиков делают мягкую постель)

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

По тропинке, по дорожке                -Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу

Топают к нам чьи-то ножки.                с продвижением вперёд.

Это ёжик, посмотри,                           - Катаем мячик в ладошках,

К нам пробрался из глуши.                   пальцы широко растопырить.

По столу всласть находился             -Лев.рукой катаем по столу мяч  круговыми

                                                                    движениями.

И в ручей потом свалился.            - Перекидываем из руки в руку.

Уколоть он нас решил                        -Катаем по тыльной стороне левой,

Только понял -нету сил.                   равой кисти

Он пофыркал, с пальцев слез           -Сжимать левой и правой рукой

И ушёл обратно в лес.                         -Пр. рукой слегка ударять мячиком по столу

                                                                    с продвижением вперёд.

- Послушайте, какую осеннюю сказку придумал Ёжик.
Наступила осень. Загрустила зеленая (елочка). Все деревья принарядились: (береза) в желтенькое платьице, (осина) – в красное. «Только у меня нет нового платьица»,  - сказала (елочка).

- Раскрасьте деревья в те цвета, о которых говорится в сказке.

- А почему у елочки нет нового платьица?

Г) Работа по теме «Зима»  

Ребята, а когда елочка будет красивой и нарядной? (ответы детей) ЗИМА

- Как думаете, где же спряталось слово зима? (под ёлочкой)

Физминутка

«Наконец пришла зима,         (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома,             (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идёт,              (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метёт,          (Имитируют)
Мы катаемся на санках,        (Приседают, руки вытягивают вперёд)
Пишем на катке круги,           Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах,         (Имитируют)
И играем все в снежки.           (Лепят и бросают снежки)

- Кто же нас встречает? (снеговик)

- Как думаете, какое у него настроение? Хотите узнать, почему?

Ребята меня слепили

И про меня забыли.

Стою я такой несчастный,

Один я скучаю ужасно.

- Ребята, как же помочь Снеговику? Что можно сделать, чтобы ему стало весело?  (Нужно помочь ему найти друзей)

Давайте сделаем Снеговику  друзей. А из чего мы можем сделать снеговиков? ( из снега)

- А мы сделаем ему друзей с помощью манной крупы.

- Вот теперь у него радостное, весёлое настроение. Спасибо вам, ребята!

                        Заключительная часть

А) Обобщение.

- Прочитайте все слова, которые мы отыскали. Как их можно назвать одним словом? (времена года)

- В правильной последовательности расположены времена года? Исправьте.

           Б) Подведение итогов, рефлексия

- В какую игру мы сегодня играли? Вам понравилось играть? О чём повторили?

- Скажите, кто вам в этом помог? (пальчики)

- Какие задания вам понравились и дались легко? А какие задания вызвали затруднения?

- Покажите, с каким настроением вы закончили наше занятие.

Отмечают на доске своё настроение в конце занятия.

2.Упражнения с карандашом на развитие мелкой моторики

Упражнения с карандашом, представленные в пособии, не требуют дорогого оборудования и подходят детям любого возраста.

"Шуршалочка"

Возьмите карандаш, зажмите  его  между  ладонями  и  потрите. Послушайте , как  он “ шуршит.”  Разогреем  ладошки. “Пошумим “ у  правого  уха, у  левого.  А  теперь  я  послушаю,  как  он”  шумит “ у  вас.

Карандашиком шуршу

Ладошки разогреть хочу.

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

«Юла»

Карандаш лежит на столе. Указательным и большим пальцами крутить карандаш по центру, как юлу. Можно прокручивать по часовой стрелке и против, попробовать сделать это же большим и средним пальцами.

Карандашик покружись

И в юлу превратись.

«Пианино»

Карандаш находится на столе. Ребенок дотрагивается до него поочередно каждым пальчиком, как будто играя на пианино.

Карандаш мой - пианино

Я играю для гостей,

Чтобы было веселей.

«Удочка»

Карандаш лежит на краю стола таким образом, что один конец висит в воздухе. Ребенку необходимо поднять и подцепить карандаш одним указательным пальцем, как бы «словить на крючок».

С карандашиком играем

Рыбку на крючок поймаем.

«Вертушка»

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

 «Поставь точку»

Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку. Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5—2 см к грифелю (поднимает карандаш — ставит точку — пальцы скользят вниз и т. д.).

«Змейка»

Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами — щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.

«Линовка»

  1. Разделите альбомный лист на четыре части.

http://www.realschool.ru/data/img/detskie/vse%20podryad/1.jpg

В первом прямоугольнике ребенок проводит вертикальные линии, заполняя постепенно весь прямоугольник, стараясь, чтобы линии были как можно ближе друг к другу. Линии нужно  проводить, не отрывая карандаша от бумаги. Во втором прямоугольнике ребенок проводит горизонтальные линии, также заполняя все пространство. В третьем и четвертом то же самое, только с наклоном линий как показано на рисунке. Стараться ластиком не пользоваться, а выполнять упражнение, не спеша, аккуратно, со старанием и терпением.

2. Теперь в прямоугольниках ребенок рисует простейшие геометрические фигуры, стараясь, чтобы они были одной высоты и ширины.

http://www.realschool.ru/data/img/detskie/vse%20podryad/2.jpg

Чем больше ребенок нарисует треугольников, квадратов, ромбов, кругов (и все они будут одинакового размера) - тем лучше он справился с заданием.

                    Упражнения на развитие мелкой моторики.

  1. Игры на обведение по внутреннему и внешнему контуру, штриховка, обведение геометрических форм (трафареты) и составление из них различных предметов (птицы, машины и т.д.).
  2. Игры с мелко мозаикой и конструктором.
  3. Рисование карандашами и красками, работа с глиной и пластилином.
  4. Работа с ножницами (резать бумагу на мелкие кусочки, вырезать предметы круглой и овальной формы).
  5. Игры с палочками (до 15 – 20 штук):

Собрать узор, пользуясь только

  • пальцами левой и правой руки;
  • двумя пальцами: большим и мизинцем;

указательным и средним;

безымянным и мизинцем;

  • пальцами обеих рук.
  1. Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист фольги и предложить)6

- разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

- разгладить его одной рукой

- разгладить его двумя большими пальцами, затем указательным

                                     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по рисованию на тему :«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник и материалов»

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по ра...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе обучения лепки

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста, выполняет много разных функций. Моторика активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способству...

Отчёт по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности» за 2019 – 2020 учебный год

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Тема самообразования Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе художественно-творческой деятельности.

Цель: это развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в разных видах художественной деятельности.Задачи: - Активизировать движения пальцев рук, проявлять эмоциональное отношение к резул...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством лепки.

Лепка дает удивидительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый мир. Важно...

Тема по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации»

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе аппликации"...