Программа дополнительного образования «Лепим мы из теста, есть в печи место»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Иванова Юлия Юрьевна

Программа дополнительного образования

 «Лепим мы из теста, есть в печи место»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению  развития детей  

№ 41 «Лесная сказка» города Лесосибирска»

Программа дополнительного образования

 «Лепим мы из теста, есть в печи место»

 (тестопластика) для детей 3-4 лет.

Воспитатель: Иванова Юлия Юрьевна.

Пояснительная записка.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки с детьми. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Программа «Лепим мы из теста, есть в печи место!» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определёнными навыками исполнения раскрепощает художественное мышление, развивает фантазию.

Новизна программы заключается в том, что в процессе творчества ребёнок не только рождает идею, но и сам её реализует, что возможно только в том случае, если он уже точно знает, как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если он прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая непременно должна иметь комплексный характер, то есть быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.

Актуальность. Дети очень любят лепить. Зачем современному ребёнку лепка? Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятие тестопластикой даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.

Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества.  Ребёнок видит не только то, что создал, но и трогает, берёт в руки и, по мере необходимости, изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как  наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Занятье лепкой комплексно воздействует на развитие ребёнка:

  • повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • синхронизирует работу обеих рук;
  • развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.

По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазная и ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.

В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.

Цель программы – развитие творческих способностей детей в процессе создания поделок из соленого теста (лепка и последующая роспись готовых изделий).

Задачи программы:

  • Познакомить дошкольников с основными приемами лепки из соленого теста.
  • Научить создавать плоские и объемные поделки.
  • Развивать у детей интерес к искусству, эстетический вкус, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

Формировать у детей следующие умения и навыки:

- умение лепить из соленого теста различные предметы (овощи, фрукты, животных, украшения и т. д.);

- умение украшать вылепленные изделия методом налепа, углубленного рельефа, а также дополнительными элементами из природного и бросового материала;

- умение расписывать изделие краской;

- навыки работы со стеками;

- навыки аккуратной лепки и росписи.

Обеспечить эмоциональное благополучие каждому ребёнку, развивать у него познавательные и творческие способности

Воспитывать эстетический вкус у детей и чувство прекрасного, приобщать ребёнка к домашнему хозяйству.

Принципы.

Сезонности: построение и корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент деятельности.

Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением

Принцип обогащения сенсорного опыта.

Последовательности и систематичности.

Личностно-ориентированный подход.

Культурного обогащения (амфликации) содержания деятельности по тестопластике, в соответствии особенностями познавательного развития детей разных возрастов.

Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений.

Технологии.

Игровое обучение.

Педагогика сотрудничества.

Методы.

Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации).

Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово).

Практический.

Исследовательский.

Формы:

индивидуальные, групповые.

Средства:

соленое тесто, стеки, доски, кисти, краска, гуашь.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

Для каждого ребёнка конкретным показателем его успехов является:

- возрастающий уровень качества его работ;

- скорость выполнения заданий и чёткость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения;

- участие в коллективных работах и мероприятиях;

- оригинальность предлагаемых художественных решений;

- окрепшая моторика рук.

Учебный план.

месяц

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Продолжительность

занятия

сентябрь

1

1

15-20 мин.

октябрь

0,5

2

15-20 мин.

ноябрь

0,5

2

15-20 мин.

декабрь

0,5

2

15-20 мин.

январь

0,5

2

15-20 мин.

февраль

0,5

2

15-20 мин.

март

0,5

2

15-20 мин.

апрель

0,5

2

15-20 мин.

май

0,5

2

15-20 мин.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1

"Я пеку, пеку..."

Познакомить детей с техникой лепки из солёного теста. (раскатывается, мнётся, отрывается) Свойства - Мягкое, эластичное.

Показать приём изготовления изделия из теста.

Тесто солёное, иллюстрации изделий, салфетки, дощечки индивидуальные.

Октябрь

2.

Лукошко.

Продолжать знакомство с техникой тестопластики.

Учить детей скатывать тесто в круглую форму.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации ягод и грибов, салфетки, дощечки индивидуальные.

3

Ватрушка.

Закрепить навык раскатывания. Показать приём изготовления колбаски из теста. Придавать форму.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи - ватрушки., салфетки, дощечки индивидуальные

Ноябрь

4

Калачи для бабушки.

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Поощрять разные способы соединения деталей.

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных калачи , салфетки, дощечки индивидуальные

5

Прянички

Совершенствовать умения и навыки в изготовлении простых элементов из солёного теста. Научить сплющивать детали.

Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, иллюстрации изделий хлебобулочных Лепешки, салфетки, дощечки индивидуальные

Декабрь

6

Украсим тарелочку.

Познакомить детей с техникой украшения изделия.

Закрепить навыки раскатывания и сплющивания теста.

Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, пуговицы, трубочки для сока, салфетки, дощечки индивидуальные

7

Снежинка

Познакомить детей с изготовлением поделки на основе картона.

Закрепить навыки раскатывания колбаски, учить составлять целое из частей.

Картон синего цвета, Тесто солёное салфетки, дощечки индивидуальные

Январь

8

Рождественские украшения.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, научить детей украшать предмет, используя цветное тесто, развивать цветовосприятие.

Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные

9

Медальоны

Познакомить детей с изготовлением медальона. Показать несколько приёмов украшения изделия - оттиском, цветными элементами. Воспитывать аккуратность

Тесто солёное, цветное - зелёное, красное, желтое. Салфетки, дощечки индивидуальные, трубочки для сока, пуговицы.

Февраль

10

Пирог.

Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные,

11

По замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки.

Март

12

Подарок маме.

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, Закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

13

Ароматные ленточки.(пара)

Познакомить детей с изготовлением поделки. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, учиться работать парами.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные трубочки для сока, пуговицы, ленточки.

Апрель

14

Гусеница.

Познакомить детей с приемами лепки насекомого.Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация гусеницы в природе, Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные .

15

Расцвели в саду цветочки.(коллективная)

Познакомить детей с изготовлением цветка из теста. Закрепить умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация цветочной поляны. Тесто солёное, цветное. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

Май

16

Дерево.

Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность.

Иллюстрация деревьев. Тесто солёное, цветное: коричневое и зеленое. Салфетки, дощечки индивидуальные, формочки для теста - цветок.

17

По замыслу.

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с тестом.

Тесто солёное, цветное Салфетки, дощечки индивидуальные, печатки- пробки, зубочистки.

Критерии оценки знаний, умений и навыков детей по программе «Лепим мы из теста, есть в печи место».

Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется педагогом методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. С этой целью разработаны диагностические карты, в которых определены соответствующие критерии и показатели по каждой из трех возрастных групп. Оценки по каждому критерию даются по трехбалльной системе: 3 балла соответствуют высокому уровню усвоения программы, 2 – достаточному и 1 – низкому.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей.

Достаточный уровень – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.

В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей.

Низкий уровень – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет приемами работы стеками, раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.

У каждого ребенка суммируются все баллы по каждому из критериев, а затем высчитывается средний балл. По полученному среднему баллу и определяется уровень умений и навыков каждого ребенка.

Литература.

1. Кискальд И. Солёное тесто. «АСТ --- пресс книга». 2003г.

2. Романовская А. Л. Поделки из соленого теста. М. АСТ 2006г.

3. Чаянова Г. Л. Солёное тесто. М. Дрофа --- плюс. 2005г. (для начинающих).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Фантазии из солёного теста"

Рабочая программа на 2015 - 2016 учебный год по художественно-эстетическому направлению...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фантазии из теста» направленности «Художественно-эстетическое развитие» для детей 4-7 лет

Содержание Пояснительная записка……………………………………………………………Учебно-тематический план…………………………………………………………Содержание программы дополнительного образования детей, краткое описание тем (теоретических и ...

Программа по дополнительному образованию лепка из соленого теста «Чудесное тесто»

Жизнь в эпоху научно – технического прогрессастановится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека нешаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления,быстрой ориентаци...

Программа дополнительного образования по тестопластике "Волшебное тесто"

История возникновения лепки из соленого теста.Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости и...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)

Программа дополнительного образования по тестопластике «Соленое тесто» (3-4 года)...

Конспект организации образовательной деятельности для детей подготовительной группы в области «Познавательное развитие» «Всё что есть в печи, на стол мечи»

Конспект занятия "Всё что есть в печи, на стол мечи" предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Приобщая детей к нравственно-патриотическому воспитанию, нельзя не рассказать им о ...