ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Пластилинография как средство развития художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (старшая группа)

|Кравченко Евгения Викторовна

В соответствии с новым ФГОС  одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей  действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018.docx54.81 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Пластилинография как средство

развития художественно – творческих способностей

у детей старшего дошкольного возраста»

Кравченко Евгении Викторовны

воспитателя старшей группы (5-6 лет)

на 2018-2019 уч. год.

Камень – на – Оби

2018г.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

АКТУАЛЬНОСТЬ

«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества

людей»(Р.С. Немов). Современное демократическое общество нуждается в творческих  людях. Ведь все культурные

ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется

 вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

                                                В соответствии с новым ФГОС  одним из направлений содержания образовательной области «Художественное

                                творчество», направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей

                                 действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.

     Актуальность изучения проблемы творчества в  психолого – педагогической науке объясняется, прежде всего,

возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной

разработанностью общих основ, теории и методологии творчества.

                                             Необходимость формирования творческих способностей обуславливается тем, что она определяет продуктивную

                                    направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминатом социального творчества

                                   и заключает в себе концептуальные принципы креативного  обучения и воспитания.

        Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею

                                   Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает

                                значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития

                               дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще

                                не использовавшимся внутренним ресурсам.

                                    В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет  изобразительной деятельности,

                                  как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок

                                      (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина,  Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон) показаны различные

аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки и других видов художественной деятельности.

         Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева исследовали значение изобразительной

                                       деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих

 заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои

 впечатления, находить вариативные решения при выполнении  заданий, широко использовать свой опыт.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

ПРОБЛЕМА

                            Однако практический аспект реализации задач развития творческих способностей детей

        дошкольного возраста, средствами изобразительной деятельности, остается актуальным и

                         недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно

                         психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские

                         поколения и соответственно должна изменяться технология работы педагогов.

                                       Вместе с тем, задания (в частности по изобразительной деятельности), проводимые с детьми

                                в дошкольных учреждениях по типовым или некоторым альтернативным программам, направленным

                                    на познавательное развитие, не способствуют развитию творческих способностей ребенка.

                                     Все виды детской деятельности требуют амплификации – усложнения, углубления, обогащения.

                                 Отсюда  вытекает  необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и

                                     специфическими видами изобразительного творчества.

                                  Педагогическая целесообразность  заключается в выбранной тактике использования  

                         традиционных  и нетрадиционных форм работы, которые в полной мере решают все задачи

                         развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

                                В ходе проведения непосредственной образовательной деятельности по данной тематике

                    у детей развиваются психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, восприятие,

                    пространственная ориентация, сенсомоторная координация, то есть те школьно-значимые функции,

                   которые необходимы для успешного обучения в школе, а также творческие способности, креативность.

                         Дети учатся планировать свою работу и доводить ее до конца. В процессе занятий воспитывается

                    культура общения, нормы поведения, познавательный интерес, самостоятельность, уверенность в своих

                    силах, индивидуальность, инициативность, умение работать в сотворчества.

                                   Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение

                               новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так  и

                                 развитию личности ребенка в целом.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

ЦЕЛЬ

Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие

художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста

средствами пластилинографии.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

ЗАДАЧИ

                                         1.Образовательные:

  • Формировать у детей знания в области изобразительной деятельности, умения и навыки, развиватьу них

       творческую активность, желание рисовать, развивать художественно-творческие способности;

  • Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники

      работы с пластилином;

  • Знакомить с новым способом изображения – пластилинографией;
  • Учить детей создавать выразительные многофигурные композиции посредством объёма и цвета;
  • Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;

                                         2. Развивающие:

  • Вызвать у детей стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополняя

       создаваемый образ интересными деталями, используя разные выразительные средства и материал;

  • Способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации

                               замысла, умения предвидеть результат и достигать его, при необходимости – вносить коррективы в первоначальный

                               замысел;

  • Развивать желание экспериментировать;
  • Развивать умение детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
  • Развивать координационные движения рук в соответствии с характером создаваемого образа;
  • Развивать воображение, формировать эстетическое отношение к миру;
  • Развивать интерес к художественной деятельности.

                                         3. Воспитательные:        

  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить до конца;
  • Воспитывать у детей умения работать индивидуально и создавать коллективные композиции, соотносить свои

 желания и интересы с желаниями и интересами других детей;

  • Воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать интерес к произведениям искусства.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

срок

Содержание

Материалы работы с педагогами

Материалы работы с детьми

Материалы работы с родителями

Сен

Подбор  и изучение методической литературы.  Разработка перспективного плана  кружка «Картинки пластилинки»

Участие, в том числе всероссийских, интернет – конкурсах

(в течение года)

Мониторинг . Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Анкетирование родителей

Окт

Подбор материалов для оснащения центра худож. творчества (познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме, образцы нетрадиционных способов работы с пластилином)

Использование игр и упражнений в утренние и вечерние отрезки времени Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей

Ноя

Разработка конспектов НОД по пластилинографии

Разработка памятки для педагогов

«Рекомендации по организации работы в технике пластилинография»

Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Дек

Разработка картотек по развитию творческих способностей детей

Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Оформление буклета «Развитие творческих способностей детей при помощи  пластилина»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=34810ee14090317172bdcbd46a651908-l&n=13

срок

Содержание

Материалы работы с педагогами

Материалы работы с детьми

Материалы работы с родителями

Янв

Обобщение и оформление материалов в методическую копилку

Консультация ««Пластилиновая живопись в рамках продуктивной деятельности в детском саду»

Мониторинг. Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Размещение материалов в сети интернет на страничке в группе.

Фев

Подбор материалов для оснащения центра худож. творчества (познавательная и художественная литература, иллюстративный материал по данной теме, образцы нетрадиционных способов работы с пластилином)

Использование игр и упражнений в утренние и вечерние отрезки времениПрактическая работа  в соответствии с календарным планом

Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей

Мар

Разработка конспектов НОД по пластилинографии

Разработка памятки для педагогов

«Рекомендации по организации работы в технике пластилинография»

Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Привлечение родителей в организации развивающей среды и использованию развивающих игр дома

Апр

Презентация « Я леплю из пластилина, пластилин нежней чем глина»

Практическая работа  в соответствии с календарным планом

Май

Выставка работ разработка плана по самообразованию на новый уч. год.

Подведение итогов. Обобщение результатов инновационной деятельности в сети интернет.

Мониторинг. Презентация работ детей.

Выставка работ детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в дизайнерской деятельности"

материал из опыта работы представлен на городском методическом объединении по дизайн – деятельности - особому виду художественной деятельности, объединяющей в себе различные виды творчества: рис...

Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Конспект занятия по художественно-творческому развитию детей старшего дошкольного возраста: лепка "Дымковские животные"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)        Конспект...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность в современный период нашла свое место и в детских дошкольных учреждениях. В презентации описание опыта работы: реализация проекта по создания Дымковской игрушки детьми из с...

Презентация опыта работы на тему «Развитие художественно- творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшиеручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...

«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна»

От природы каждый ребенок талантлив, одарен, но развитие одаренности в дошкольном возрасте имеет скрытый характер, который необходимо раскрыть, развернуть, развить. Художественная одаренность ярч...