Программа дополнительного образования в подготовительной группе "Сундучок идей"
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Чурина Л.В.

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sunduchok_idey.docx42.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

протокол

УТВЕРЖДЕНА

 приказом МАДОУ «Детский сад «Радуга»

Дополнительная общеразвивающая программа

По художественному творчеству «Сундучок идей»

подготовительной к школе группы № 10«Звездочки»        

на 2022-2023 учебный год

Составители:

Чурина Л.В.,воспитатель

г. Советский


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.

Программа рассчитана для детей дошкольного возраста(6-7 лет)

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности.

Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Педагогическая целесообразность программы: способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребенка, можно выявить, а затем и развить его способности. К.Д. Ушинский писал «Основной закон детской природы можно выразить так: ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием или односторонностью».  Таким образом,  в деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Продуктивные виды деятельности способствуют совершенствованию речи детей, формирования моральных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. Эффективность коррекционного процесса в ходе продуктивной деятельности напрямую зависит от методов и приемов, которые используются в работе. Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, пластилином или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

 По итогам мониторинга было выявлено, что уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников по  художественному творчеству находятся на среднем уровне. Поэтому и возникла потребность в разработке дополнительной программы по формированию таких навыков как  :работа с клеем, ножницами, пластилином.

Цель программы: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Задачи:

Образовательные: 

  • создавать условия для развития творческой активности детей;
  • формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда;
  • познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ;
  • знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.

Развивающие: 

  • развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук;
  • развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.

Воспитательные:

  • воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ;
  • воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление;
  • воспитывать и развивать творческие способности детей.

 Актуальность данного кружка в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы и вещи. Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Ребенок сам создает предметы, поделки, что очень привлекает его. Он видит, что его изделиями украшают интерьер группы, их можно использовать в играх. Так же, при  художественном ручном труде развивается мелкая моторика рук, что очень хорошо способствует на развитие речи ребенка

Сроки реализации программы: программа кружка «Умелые ручки» рассчитана на один год обучения (октябрь-апрель) и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Формы и режим: формой организации учебных занятий является подгрупповая и индивидуальная. Занятия кружковой деятельности  проводятся во второй половине дня, 1 раза в месяц, продолжительностью 30 минут, в соответствии с циклограммой мероприятий старшей группы, с октября по апрель . Общее количество занятий в год составляет: 7 занятий.

Формы подведения итогов:

- изготовление альбома фотографий детских работ;

- проведение выставок детских работ.

Основные методы работы. Работа с дошкольниками осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности. Педагогами используются следующие методы:

- словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов, беседа по теме;

- наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Работа по образцу. Составление плана работы по изготовлению изделия;

- практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Примерная структура занятий.

1.        Педагог заинтересовывает детей, используя художественное слово, пение песенок, игровые приёмы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.

2.        Привлекает детей к обследованию самого предмета, либо рассматриванию иллюстраций данного объекта или явления, сопровождает показ словами.

3.        Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.

4.        Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

5.        Самостоятельное изготовление поделки.

6.        Оказание помощи детям, испытывающим затруднение и неуверенность: на отдельном листе бумаги показывает нужное движение, приём, взяв руку ребёнка в свою.

7.        По окончании работы детские рисунки выставляются на стенде или на свободном столе для рассматривания. Дети обмениваются впечатлениями. Педагог помогает обратить внимание детей на выразительность образов, отмечает наиболее интересные детали созданных изображений.

8.        Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

Ожидаемые результаты. 

- наличие и совершенствование навыков пользования ножницами, бумагой, клеем, бросовым и природным материалом;

- осваивать последовательность работы;

-умение находить новые способы для художественного изображения;

-умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

К концу года дети должны уметь:

-склеивать готовые элементы и соединять их в образы;

- преобразовывать геометрическую форму методом складывания пополам, вчетверо в разных направлениях;

- составлять плоскостную, сюжетную композицию;

- уметь создавать аппликацию способом обрывания;

-смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции;

-использовать нетрадиционный материал в рисовании.

Содержание программы включает календарно-тематический план и содержание календарно-тематического плана.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата

Тема занятия 

Программное содержание

(задачи)

материал

Результат

План

Факт

 1

21.10

«Осенний натюрморт..»

 Образовательная: 

Формировать умение работать с картоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу.

Развивающая: развивать фантазию. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь.

Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении аппликации. Воспитывать самостоятельность.

Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски картоном зеленого и оранжевого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей, кисти, клеенка.

Выставка 

2

18.11

«Корзина грибов» коллективная работа

Образовательная:

Формировать умение изготавливать поделки из картона. Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.

Развивающая: 

Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы , самостоятельность. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.

Готовое изображение плетеной корзинки. Полоски картона длиной 20-30 см белого цвета для ножек грибов, полоски коричневого и оранжевого цветов длиной 10-15 см. Клей, кисти, клеенка.

Выставка

3

23.12

«Снежинка»

Образовательная:

 Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу.

Развивающая: Развивать мелкую моторику, усидчивость.

Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы при выполнении работы. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

выставка

4

20.01

 «Новогодние шары так прекрасны и важны»- пластилинография

Образовательная: создавать лепную картину с выпуклым изображением, побуждать самостоятельно создавать узор для шара.

Развивающая: развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

Полоски цветной бумаги, клей, кисточка, ножницы.

Выставка

5

17.02

«Зимний пейзаж» - аппликация с использованием ваты.

Образовательная: учить создавать образы зимних деревьев, снег. Прививать чувство прекрасного.

Развивающая: учить работать с ватой и клеем.

Воспитательная: воспитывать интерес к занятиям.

Лист тонированный голубого цвета, цветная бумага коричневого, черного и белого цвета. Клей, вата, клеенка

Выставка

6

24.03

«Открытка» - объёмная аппликация.

Образовательная: учить составлять композицию из подготовленных материалов.

Развивающая: развивать эстетический вкус, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к близким людям.

Цветная бумага, клей, картон цветной.

Выставка

7

21.04

«Облако» - аппликация из манки.

Образовательная: познакомить с техникой аппликации с крупами. Повторить название весенних месяцев, признаки весны.Развивающая: развивать мелкую моторику, эстетический вкус.

Воспитательная: воспитывать навыки аккуратной работы.

Картон голубого цвета. Трафареты облака, белая бумага, ножницы. Клей, манка

Выставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования для подготовительной к школе группы «Придумай, вырежи, наклей!»

Программа написана для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Программа дополнительного образования рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.Аппликация – это один из самых простых, ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе «Мультик из кармана»

Лепка — увлекательное занятие. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельнос...

Программа дополнительного образования по художественной направленности. Кружок "Радуга идей"

Программа кружка в средней группе "Радуга Идей" 2019-2020 учебный год....

Программа дополнительного образования детей подготовительной группы

Программа по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет...

Программа дополнительного образования в подготовительной группе Юный математик в старшей группе

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальней...