План-конспект мастер-класса для педагогов «Страна Пластилиния. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии».
методическая разработка по аппликации, лепке

Танцюра (Лисина) Елена Анатольевна

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности. Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации, полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитием речи, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastilinografiya.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 «Айболит»

План-конспект мастер-класса для педагогов

«Страна Пластилиния»

 «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии».

Автор: Танцюра Е.А.,

воспитатель, 1 КК,

г. Усть-Илимск,

2022г.

План-конспект мастер-класса для педагогов «Страна Пластилиния»

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии».

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Задачи мастер класса:

  • освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
  • обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
  • развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге и широкому применению их в детском саду.

Ожидаемый результат:

  • проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;
  • применение участниками мастер-класса техники «пластилинография» в работе с детьми;
  • повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию пластилинографии в работе с детьми.

Материалы и оборудование для педагогов: 

  • плотный ламинированный картон с изображением с изображением цветов с толстым контуром размера А4;
  • наборы пластилина;
  • влажные и сухие салфетки для рук;
  • доски для лепки;
  • стеки, трубочки, шпажки, зубочистки.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Вступительное слово по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию».

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов.

3. Рефлексия – итог мастер-класса.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Работая с детьми, я сталкиваюсь с такой проблемой: как повысить мотивацию ребят к творческой деятельности. Не раз встречала детей, у которых плохо развита мелкая моторика рук. Всё это подталкивает на то, как организовать творческую деятельность, которая благоприятно воздействует на психо - эмоциональное состояние ребёнка и направлена на развитие мелкой моторики рук.

Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов по горизонтальной поверхности. Занимаясь пластилинографией, дети получают знания, умения, навыки, так же происходит закрепление информации, полученной в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитием речи, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей. В ходе создания лепных картин у детей развивается мелкая моторика, координация движения рук, глазомер.

Развитие мелкой моторики — крайне важный процесс для дошкольников. За движения рук отвечают те же отделы мозга, что и за интеллектуально-речевое развитие. Тренируя пальцы и кисти, ребенок не только учится качественно выполнять мелкие и точные действия, например, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, но одновременно улучшает работоспособность мозга. Таким образом дошкольник подготавливает руку к школьному письму. В школе он легче усваивает новую информацию, у него не возникает проблем с точными и филологическими дисциплинами.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. Данная техника хороша тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определённую новизну в деятельность детей, делает её более увлекательной и интересной.

В ДОУ занятия по пластилинографии можно проводить в разных возрастных группах, беря в учет психоэмоциональные, интеллектуальные и физиологические уровни развития дошкольников. Для выполнения сложных заданий может понадобиться не одно занятие.

Пластилинография — увлекательный процесс, но требующий внимательности, усидчивости, кропотливости. Дошкольники быстро утомляются, теряют концентрацию внимания, поэтому занятия непременно должны сопровождаться физкультминутками, пальчиковыми упражнениями.

Также пластилинография:

  • улучшает память и концентрацию внимания;
  • учит логически и образно мыслить;
  • развивает пространственную и плоскостную ориентацию;
  • совершенствует сенсомоторику;
  • воспитывает терпеливость, усидчивость;
  • успокаивает нервную систему, ослабляет напряжение мышц.

Что надо для работы с пластилином?

Пластилин можно использовать любой, но предпочтителен восковой. Он отличается повышенной мягкостью, легко раскатывается, меняет форму, распределяется по поверхности, при этом не прилипает к коже.

Также необходимы:

  • плоская основа — лучше всего плотный картон, подойдет также стеклянная, пластиковая или деревянная панель, но на стекле не должно быть острых краев и сколов;
  • дощечка для раскатки пластилина и лепки нужных форм;
  • комплект стеков;
  • стакан с водой для увлажнения кожи рук либо влажные тканевые салфетки;
  • шприцы без игл, чтобы выдавливать тонкие и ровные пластилиновые «шнурки»;
  • дополнительные приспособления и материалы для декорирования.

Виды рисования пластилином.

Пластилинография для детей бывает нескольких видов по методам лепки разных форм, слагающих рисунок:

Прямая — подразумевает прикрепление к плоской поверхности «шнуров», «улиток», «шаров» и прочих пластилиновых фигур. Метод применяется в 1-ой младшей группе, то есть приемлем для дошколят 2–3 лет.

Обратная — представляет собой выкладку пластилинового рисунка на задней поверхности прозрачной, обычно стеклянной, основы по предварительно очерченному контуру. Получается изображение, напоминающее витраж. Техника применима для 5–6-летних дошкольников.

Контурная — лепка, при которой рисунок формируется из «шнурков» — тонких пластилиновых полосок. Они могут быть разными по толщине, но их диаметр равен по всей длине. Детям непросто скатывать такие полоски, поэтому в детсадах рекомендуется использовать шприцы. В них нужно впихнуть пластилиновую массу, а сами шприцы погрузить в емкость с горячей водой. Когда пластилин внутри размягчится, можно приступать к рисованию. Метод рекомендован для дошкольников средней группы.

Мозаичная — пластилинография, при которой рисунок формируется из пластилиновых шариков разного диаметра. Рекомендуется для средней возрастной группы.

Многослойная — подразумевает постепенное наложение пластов пластилина разного колера. Получившийся многоцветный «торт» нужно либо согнуть пополам, либо скрутить в полоску, затем разрезать на части. Эта техника пластилинографии предназначена для дошкольников старшей группы.

Фактурная — пластилинография, при которой создаются выпуклые, то есть барельефные, рисунки. Степень выпячивания изображения над плоской основой может быть разной. Техника предназначена для детей подготовительной группы.

Модульная — лепка, при которой детали рисунка выполняются в разных вышеперечисленных техниках, затем соединяются в цельную картину. Рекомендуется для старших дошкольников.

Пошаговая инструкция по рисованию пластилином.

Занятия по пластилинографии включают несколько этапов. Действуйте так:

  • Выберите контурный эскиз.
  • Определите, из каких колеров будет состоять будущий рисунок.
  • Подберите фоновую основу подходящего цвета. Для первых занятий желательно брать небольшой формат, максимум половину альбомного.
  • Перерисуйте эскиз на основу.
  • От пластилина отрывайте небольшие куски, видоизменяйте их, согласно творческой идее, и наносите на основу. Применяйте наиболее подходящие методы лепки.

Методы работы с пластилином при создании рисунков.

Методов лепки несколько, но какой выбрать, зависит от способностей дошкольников в разных возрастных группах. На освоение одних приемов достаточно затратить несколько занятий. Другие, более сложные, требуют тренировок в течение нескольких месяцев.

Рассмотрим методы лепки, применяемые на занятиях в детских садах:

  • прилепливание — главный прием покрытия основы;
  • размазывание — наиболее простой метод распределения пластилина;
  • разглаживание — создание равномерного фонового покрытия для дальнейшего прикрепления деталей изображения, осуществляется смоченными водой кончиками пальцев;
  • раскатывание — метод формирования длинной и тонкой полоски путем зажатия куска пластилина между горизонтальной поверхностью и движущейся взад-вперед ладонью;
  • прищипка — прием скрепления мелких элементов;
  • придавливание — соединение детали с основой или другой деталью изображения;
  • скатывание — создание шаров путем вращения куска пластилина между пальцами;
  • вытягивание — придание элементу конусовидной формы;
  • сплющивание — превращение объемной детали в уплощенную;
  • царапанье — формирование дополнительной фактурности какой-либо детали изображения, например, создание шерстинок на теле собаки или трещин на древесном стволе;
  • смешение — метод создания определенных оттенков путем интенсивного разминания соединенных кусков пластилина разного колера.
    2. Практическая часть 

Уважаемые коллеги, прежде чем приступить к самой интересной части – практической работы с пластилином – нам, как и нашим воспитанникам, необходимо снять напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы тела.

«Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки             Руки в вертикальном положении. 

Распускают лепестки            Развести пальцы рук.

Ветерок чуть дышит,          Ритмичные движения пальцев рук.

Лепестки колышет.  

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.       Соединить пальцы вместе.

Тихо засыпают,                Небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами.

Головой качают.    


3. Заключение

В технике пластилинографии можно создать: цветы, растения, насекомых, рыб, животных. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.

Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук художников, которые их создавали, и, может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию.

Рисование пластилином для детей — эффективное средство совершенствования мелкой моторики и воображения. Дошкольники с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых увлекательных занятий. Помимо обычной возни с пластичным материалом, их наверняка заинтересует необычная техника — пластилинография, при которой посредством пластилина на плоской поверхности создаются картины разной степени сложности.

Рефлексия

Уважаемые коллеги! Наше путешествие в «Страну Пластилинию» закончилось. Благодарю вас за плодотворное творчество!

 На ваших столах лежат карточки («лайк – дизлайк»), с помощью которых предлагаю выразить эмоцию, которую вы испытали во время нашего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...

Презентация "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию.

Презентация Мастер класс "Чудеса пластилинографии" Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию....

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию".

Мастер класс "Развитие творческих способностей детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику пластилинографию"....

Презентация «Страна Пластилиния. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через технику пластилинографии"

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,  идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими слова...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Задачи: ...