Обобщение опыта работы на тему: "Использование нетрадиционной техники аппликации как развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
статья по аппликации, лепке

Домнина Анна Евгеньевна

                                   Обобщение опыта работы на тему

«Использование нетрадиционных техник аппликации как средство  развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

                                        Содержание:

1. Актуальность.

2. Цель.

3. Задачи.

4.Принципы.

5. Технология.

6. Условия

7.Результат работы.

8. Перспектива.

9. Библиография.

10. Приложения

 

                               Актуальность.

Мир полон запахов, красок, звуков.  Ребенок познает его руками, глазами,слухом, пробует на вкус. И если ребенок чувствует – значит знает. Творчество –это канал, по  которому  может  выявляться  и реализовываться  в  материале внутренняя  жизнь  детской  души. Дети экспериментируют,  исследуют,  играя  с самым  разнообразным  материалом:  краской,  глиной,  семенами,  нитками, берестой…

Можно сказать, что маленький ребенок говорит руками, не обладая возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Ребенок стремится к активной деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешней идет его развитие, реализуются  потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Формирование творческой личности –одна из самых важных задачпедагогической теории.  Эффективным средством для этого является художественно – творческая деятельность детей.

В процессе такой деятельности, при создании поделки или изображения ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому, которое  н создал  сам, огорчается, если  что-то  не  получается.  Но самое главное,  создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, в  процессе работы он начинает осмысливать качество  предметов,  запоминать  их  характерные  особенности  и  детали, овладевать  практическими  навыками  и  умениями,  учится  осознанно  их использовать.  Еще Аристотель отмечал: занятия  художественной  деятельностью способствуют  разностороннему  развитию  ребенка.  Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого  – Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци,  Ф. Фребель  –  и  многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия аппликацией и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных  печальных событий,  снимают  нервное  напряжение,  страхи,  вызывают  приподнятое настроение,  обеспечивают  положительное  эмоциональное  состояние.  Вспомним, как ведут себя дети, смастерив поделку.  Ребята не спешат расставаться с делом своих рук. Видно, что еще долгое время после  занятий  дети  находятся  под впечатлением  созданного  ими. Детям всегда  веселее  и  интереснее  в  группе,  где есть  поделки,  сделанные  их  руками.  Работа над созданием аппликации очень увлекательна, она  требует  наблюдательности,  умения  подмечать  характерные черты  образа. Поделка,  сделанная  ребенком,  пусть  и  с  помощью  взрослого является  не  только  результатом  труда,  но  и  творческим  выражением индивидуальности его создателя. Она особенно дорога ему. В.А.  Сухомлинский писал, что ребенок  по  своей  природе  –  пытливый исследователь! Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, собственном творчестве, красоте, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.

Заняться проблемой детского творчества меня подтолкнули наблюдения  за работой  детей  с  изобразительным  материалом.  Чтобы ребенок лучше представлял, что он делает, и знал, какой  затем  получит  результат,  необходимо направлять его практические действия. Разнообразие  природного  и  бросового  материала  при  создании  поделок  и аппликации таит в себе  необыкновенные  возможности,  можно  выбрать  любой материал  по  душе,  поэтому  это  творчество  привлекло  меня.  Мне  нравится мастерить, это подтолкнуло меня приучить к творчеству и детей.

Я увидела, как загораются глаза детей и мне захотелось передать свой опыт, научить их работать с нетрадиционными материалами.

Одной из  образовательных  областей  основной  образовательной  программы ДОУ   в  соответствии  с  ФГОС  ДО  является  «художественно-эстетическое развитие»,  которое  предполагает  не  только  развитие  предпосылок  ценностно-смыслового  восприятия  и  понимания  произведений  искусства,  мира  природы, становление  эстетического  отношения  к  окружающему  миру,  но  и  реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.  Одним из целевых ориентиров в этой области   является овладение ребенком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы  и  самостоятельности  в  разных  видах деятельности,  в  том  числе  художественно-творческой,  у  ребенка  развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности.

Поэтому тема моего опыта является актуальной . Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, он представляет собой целостную систему по развитию творческих способностей детей  дошкольного  возраста  в  процессе  выполнения  аппликационных  работ  из нестандартных материалов, вариативное  использование  известных  в  педагогике теорий,  идей,  методов,  традиционных  принципов  и  форм  обучения  с  учетом особенностей  определѐнного  возрастного  периода.  Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.

                                         Цель

Развитие художественно-творческих способностей  детей  посредством выполнения аппликаций и поделок с использованием нетрадиционных техник.

                                         Задачи.

1.  Формировать практические умения и навыки в работе  с нестандартными материалами, формировать способности, аналитическое мышление.

 

2.Воспитывать у детей интерес к художественной деятельности, развивая  их творчески.

 

3. Учить способам создания самостоятельных работ, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

 

4. Развивать у детей чувства пропорции, гармонии цвета, композиции. 

 

5.  Устанавливать взаимоотношения совместного творчества  взрослого  и ребѐнка.

 

6. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

                                                 Принципы.

Планируя работу с детьми, опираюсь на следующие принципы:

 

1.  Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности

единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе.  Этот принцип предполагает формирование в  процессе  обучения  базовой  культуры личности:  нравственной,  правовой,  эстетической,  физической,  культуры  труда  и жизнедеятельности, общения. Воспитание в процессе  обучения  связано  с интеллектуальным  развитием  и,  прежде  всего,  с  развитием  креативности индивидуальных  познавательных  способностей  с  учетом  интересов воспитанников.

 

2. Принцип развивающего обучения.

В основе идеи Выготского речь идет о том, что обучение не должно опираться на достигнутый уровень, а  всегда  должно  опережать  его,  идти  вперед,  чтобы ребенку нужно было приложить усилия для овладения новыми знаниями. Овладев простейшими техниками выполнения  аппликации  из  нестандартного  материала, ребенок  может  сам  выбрать  ту  или  иную  технику  выполнения,  проявить творческую фантазию.

 

3.  Принцип наглядности.

Я.А.Коменский называл его «золотым правилом» дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что «если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при  помощи  личного  наблюдения  и чувственной наглядности».

 

4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников  ри  отборе  материала  с  тем,  чтобы  предложенный  для  изучения материал  по  содержанию  и  объему  был  посилен воспитанникам.  Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний детей.

 

5.  Принцип научности предполагает соответствие содержания образования уровню  развития  современной  науки  и  техники,  опыту,  накопленному  мировой цивилизацией.  Принцип научности требует, чтобы содержание  образования, реализуемое  как  в  учебное,  так  и  во внеучебное  время,  было  направлено  на ознакомление  детей  с  объективными  научными  фактами,  явлениями.  Сущность его состоит  в  том,  что  в  сознании  ребенка  должны  проникать  реальные  знания, правильно  отражающие  действительность.  Таким образом,  педагог  должен подготовить  учебный  материал  таким  образом,  чтобы,  с  одной  стороны,  он правильно отражал окружающую действительность, а с другой —  был бы понятен и доступен детям.

 

6. Принцип систематичности и последовательности   -  состав обучения  и

конкретные задачи к его усвоению отвечают всем дидактическим правилам: идти в  обучении  от  легкого  к  более  трудному,  от  уже  известного  детям  к  новому, неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому.

 

Последовательность предполагает  изучение  учебного  материала  таким образом, чтобы усвоение  нового  опиралось  бы  на  имеющиеся  у  детей  знания  и подготавливало  дальнейшую  ступень  в  познавательной  деятельности  детей. Воспитатель  на  основе  программы  определяет  и  подготавливает  для  усвоения очередную  «дозу»  учебного  материала.  Каждая  такая  «доза»,  часть  учебного материала подается во взаимосвязи с предшествующими, в усложнении.

 

Собственные принципы:

-  подходить к ребенку только с позиции поддержки, а не ошибки («У тебявсе получится»)

-  позиция по отношению к ребенку (быть вместе, всегда прийти на помощь)

-  взгляд «глазами ребенка» — ставить себя на место ребенка

                                                        Технология

Технология работы с детьми по развитию творческих способностей посредством выполнения аппликационных работ из нестандартного  материала (ручному труду) строилась на основе программы

«Приглашение к творчеству».Вся работа условно разделена на 3 блока: работа бумагой, с природным    и бросовым материалом, с текстильным материалом.

Такая форма детской деятельности как аппликация из нестандартного материала очень интересна для ребенка-дошкольника, потому что удовлетворяет его желания действовать вообще и продуктивно -  в  частности,  а  также потребность отражать полученные впечатления от  окружающей жизни, выражать свои  отношения  к  увиденному,  пережитому.  Эта деятельность отвечает особенностями мышления детей  дошкольного  возраста.  Ребенок даже самый маленький, любит узнавать  что-то  новое.  Занимаясь работой с бумагой и картоном, с тканью, с природным материалом, бросовым материалом, он активно действует. Малыша радует, что он может создать поделку своими руками. Другая потребность - познавательная. Занимаясь ручным трудом, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.

В основу программы творческих занятий по аппликации из нестандартных материалов легли перечисленные выше потребности ребенка. Данная программа помогает развивать положительные эмоциональные отношения к  занятиям по ручному  труду,  т.к.  кроме всех известных видов ручного труда  в  ней предусмотрены  нетрадиционные  виды,  а  также  при  проведении  занятий  шире используются  игровые  методы  и  приемы.  Занятия, включенные в программу «Приглашение к творчеству», помогают научить  детей  творчески  мыслить  и трудиться  с  удовольствием.  Процесс превращения различных материалов  и ненужных вещей в интересные и полезные поделки доставит массу удовольствия и радости малышу.

Творческая работа доставляет малышу удовольствие, если у него получается задуманная воспитателем поделка, если он успешно овладевает способами и средствами достижения цели, то такая деятельность вызовет у него только положительные эмоции, если  олученный  результат  нравится  ребенку, радует его, он удовлетворяет потребность растущей личности в самоутверждении.

Благодаря успехам в творческой деятельности ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе.

Программа рассчитана на 4 года

Возрастные группы: 2  младшая  (3-4  года),  средняя  (4-5  лет),старшая  (5-6  лет), подготовительная (6-7 лет).

Количество часов: в неделю - 1ч.; в год - 26 часов.

Режим занятий–1 образовательная ситуация в неделю продолжительность от 15 минут в младшем возрасте до 30 минут в старшем.

Средства реализации:

1. Совместная деятельность воспитателя  с  детьми:  наблюдения,  рассматривание иллюстративного  материала,  сбор  материалов  для  ручного  труда,  игры,  детское творчество, образовательная ситуация.

2.  Использование наглядно-дидактических пособий, направленных  на  развитие творческой деятельности.

3. Организация выставок работ, участие в конкурсах различного уровня.

4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие  триады  родитель-ребѐнок-воспитатель  для  развития  творческих способностей

Формы работы:

•  Образовательные  ситуации,  включающие  в  себя  специально  подобранные игры, упражнения, задания.

•  Игры.

•  Упражнения по изготовлению поделок из нестандартного материала.

•  Самостоятельная деятельность детей.

•  Рассматривание. Наблюдение. Сбор материалов для творчества

Для достижения ожидаемого результата разработана модель структуры

образовательной ситуации:

Индуктор (введение в ситуацию). В виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить  на продуктивную деятельность.

Основное содержание  образовательной ситуации - изучение нового материала. Основное  содержание  занятия представляет  собой  совокупность  игр  и использования  нетрадиционного материала, направленных  на  решение поставленных задач данного занятия.

Динамическая пауза.  Динамическая пауза  позволяет  детям расслабиться,  переключиться  с  одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и  мелкой  моторики.  Используется по мере необходимости.

Рефлексия. Дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра.  Развивающая  игра,  т.е.  обыгрывание поделки  в  конце  занятия  является своеобразной  рефлексией,  логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.

 

Используемые материалы:

- Пластилин

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца «Киндер-сюрприза»

- Сухие листья

- Семена растений

- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон

- Вата, синтепон

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька, ракушки

- Фольга

- Шерстяные нитки, нитки для шитья, разноцветное мулине для вышивания.

- Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

- Бисер, бусины, пайетки, пуговицы

- Прищепки, трубочки для коктейля, зубочистки , салфетки и губки для

мытья посуды

- Ватные палочки

 

Инструменты и приспособления:

- Ножницы, шило (только для взрослого)

- Иголка и нитковдеватель

- Карандаш

- Линейка

- Клеѐнка для аппликации

- Клейкая лента

- Кисточки для клея и красок.

- Стаканчики непроливайки

 

Виды деятельности:

Работа с бумагой и картоном.

1.Работа  в  технике  «Оригами».  Традиционная  техника  складывания   бумажных фигурок,  популярная  в  Японии,  в  наше  время  вызывает  большой   интерес  у педагогов  и  родителей.  Это  связано  с  уникальными  возможностями  влияния  « оригами»  на  развитие  детей.  Складывание  фигурок   благотворно  действует  на развитие  движений  пальцев  и  кистей  рук,  внимания,  памяти,  логического мышления,  творческих  способностей.   Занятия  «Оригами»  способствуют воспитанию  усидчивости,  аккуратности,   самостоятельности, целеустремлѐнности.

2.  Работа  с  мятой  бумагой.  Технология  изготовления  игрушек  из  бумаги, помогающая  педагогу  показать  детям  один  путь  самореализации  в   творческой деятельности,  формирования  познавательной  и  коммуникативной  активности. Кроме того, изготовление игрушек из мятой бумаги -  прекрасное упражнение для развития мелкой моторики пальцев.

3.  Изготовление  объѐмных  картинок.  Изготовление  аппликации  –  достаточно лѐгкое  и  очень  интересное  занятия  для  детей.  Здесь  открывается   широкий простор для креативной деятельности детей. Технология изготовления объѐмной аппликации отличается степенью сложности. На занятиях предлагается получить объѐмность  предмета  на  аппликации  из   геометрических  фигур  за  счѐт приклеивания деталей к основному листу.

4. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. Используя бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, дети учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, делать подарки из бумаги в нетрадиционной форме.

 

Работа с природным и бросовым материалом.

Конструирование  из  природного  материала  по  своему  характеру  ближе  к художественным  видам  деятельности.  Создавая  образы,  дети  не  только  их структурно отображают, сколько выражают своѐ отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов. Задача педагога  –  научить  детей  чувствовать  специфику  природного  материала,  видеть богатую  палитру  его  красок,  форм,  фактуры  и  на  основе  этого  создавать разнообразные  художественные  образы.  Это  способствует  развитию  у  детей воображения  и  творчества,  в  основе  которых  лежит  овладение  детьми обобщѐнными способами построения образа с опорой на наглядность (природный материал)  и  имеющиеся  у  них  многоаспектные  представления  из  собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

Практическая работа с разнообразным бросовым  материалом  побуждает детей  к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит  с  приѐмами  работы  различными  инструментами,  учит  осторожному обращению  с  ними,  способствует  развитию  координации  движений  пальцев, развивает  мелкую  моторику  пальцев,  воспитывает  усидчивость  и самостоятельность.  Многие  из  предложенных  поделок  предполагают использование  их  в  быту,  и  важным  моментом  при  их  изготовлении  является прочность  конструкции.  Работая  с  разными  материалами,  дети  знакомятся  с  их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся  мыслить.  Некоторые  операции  требуют  приложения  усилий, использования  наиболее  опасных  инструментов,  особенно  в  подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берѐт на себя.

Поделки, включѐнные в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:для игр детей; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков.

Так как материал для работы относится к категории  бросового, при его подборе предъявляется определѐнные требования: должен  быть  безопасным  для  детей  (не  токсичным,  не  вызывать аллергию);тщательно промытым и высушенным; доступным в обработке ( вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.) При работе с  бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей: Если  работа  требует  сложных  манипуляций  в  подготовительной  стадии, например  проколоть  отверстия  нагретым  шилом,  необходимо,  чтобы  эту предварительную работу выполнял педагог.

 

Работа с текстильными материалами.

Основы  шитья:  Учиться  пользоваться  иголкой  приходится  так  же,  как учиться  держать   ложку,  карандаш,  кисточку.  Необходимо  привлекать  детей  к ручной  работе  как  можно  раньше.  Это  наиболее  верный  способ  научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребѐнка.

Реализация  программы  начинается  со  второй  младшей  группы.  В  этой группе работу строится в основном на знакомстве детей с простыми материалами, такими  как  бумага,  ткань,  крупа,  пластилин,  соленое  тесто.  Тесто  –  чудесный материал  для  работы,  пластичный,  мягкий.  Лепка  из  соленого  теста  приучает детей быть более усидчивыми, внимательными.  Чудесные поделки получаются у ребят  с  использованием  круп.  Когда  они  фантазируют  и  стараются  выполнить свою  работу,  развивается  мелкая  моторика  пальчиков,  массируются  активны е точки  ладошек,  благодаря  чему  улучшается  работа  всех  органов,  самочувствие ребѐнка.

Так к новому году ребята уже смогли организовать творческую выставку из своих  работ,  где  были  представлены  поделки  из  скомканной  бумаги,  объемные цветы из бумаги. В этом году с  новыми детьми второй младшей группы так же уже организована выставка «Осенняя пора  –  очей очарование», где представлены работы  детей  в  технике  объемной  аппликации  и  технике  обрывания  бумаги.(Приложение 1)

Сенсомоторное  развитие  в  младшем  дошкольном  возрасте  составляет фундамент  умственного  развития,  которое  неразрывно  связано  с  расширением деятельности  ребѐнка,  представлений  об  окружающем  мире.  Дети  3-  4  лет начинают учитывать законы мира в своей деятельности, реально отражая разные стороны жизни.

В  средней  группе  я  продолжала  заинтересовывать   детей  изготовлением объѐмных (будто настоящих) фигурок из  бумаги и картона, простых композиций из крупы, обрезанных ниток,   показывала взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой, поощряла стремление к более точному изображению.

Особенности  возраста  обуславливают  необходимость  подкрепления художественно-творческой деятельности проигрыванием.

В  средней   группе  стали  делать  аппликации  из  природного  материала.  На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета.

В развитии творческих способностей у детей среднего возраста происходит переход от создания отдельных образов предметов к их детализации. Дети уже не просто  придумывают  поделки,  но  и  дополняют  их  различными  деталями. (Приложение 2)

Старшие  дошкольники  владеют  достаточно  широким   кругом  общих сведений  об  окружающей  их  действительности,  у  детей  усложняется  и обогащается художественно-творческая деятельность.

Усложнила работу с  бумагой,  пластилином,  предложив детям рисовать на стекле, предлагала разнообразный природный материал.   Ребята с удовольствием делали  картины  для  украшения  интерьера.  Работы  получались  яркими, результатами были довольны все.

Творческие  задания  с  радостью  выполнялись  детьми,  а  эффективная мотивация выступала как стимул к творчеству. Ребята  изготовили  книжку-малышку     для  малышей,  изготовили новогодние  украшения  на  елку,  изобразили  сказочного  петуха,  изготовили персонажей  к  сказке  «Репка»,  порадовали  маму  картиной  из  пластилина. К концу старшей группы дети уже хорошо знают, что они хотят сделать; следуют  к  своей  цели,  преодолевая  препятствия;  становятся   способным изображать все, что вызывает  у  них интерес. Дети  овладели  приемами создания художественного образа. Могут использовать выразительность линий, цветовой ритм, создавать простейшие композиции.(Приложение 3)

В  подготовительной  группе  я  перешла  к   творческому  синтезу  различных фрагментов  в  целостное  изображение,  символизирующее  отношение  ребенка  к миру.  Дети  готовы  к  созданию  серьезных  композиций.  В  ходе  работы  я использовала натурные наблюдения, литературный  материал, фотоальбомы. Дети проявляли высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов и параллельно   знакомились  с  новыми  техниками  работы  по  ручному  труду: мозаикой   из  яичной  скорлупы;  флористикой;  папье-маше;  аппликацией  из спичек, плетение волшебных ковриков; игрушек из помпонов. При создании любой поделки у детей формируются нравственно – волевые качества:  усидчивость,  терпение,  аккуратность,  ответственность,  активность, целеустремленность, самостоятельность, уверенность в себе и в своих силах. Мои  воспитанники  ежегодно  участвуют  в  выставках  «Зимняя  сказка», «Новогодняя  фантазия»,  «Короб  чудес»,  вместе  с  родителями  участвуют  в различных   творческих  конкурсах  детского  сада,  на  муниципальном  и региональном уровнях.  Прежде  чем  начать  работать  с  материалом  проводим  наблюдения,  опыты,  в процессе  которых  дети,  устанавливают  свойства  и  качества  материалов,  каким клеем  можно  пользоваться  при  изготовлении  поделок,  какие  работы  можно выполнить из этих материалов, каким способом соединять. Для  возникновения  того  или  иного  замысла  часто  имеет  значение  не  только форма  и  цвет,  но  и  фактура  материала:  колючий  или  мягкий,  шершавый  или гладкий.  Пробуждение  ассоциации  и  развитие  ассоциативного  мышления  –прочный  мостик  к  самостоятельному  творчеству.  Угадывание  и  фантазирование само  по  себе  увлекательно  и  полезно.  Учу  детей  развивать  задуманную  тему  и воплощать еѐ в конкретные работы. Начиная работать с любым из нестандартных материалов, стараюсь сначала заинтересовать детей, для этого показываю методы работы с каждым видом материала. Освоив принцип выполнения аппликации из одного  материала,  дети  изготовляют  работы  самостоятельно.  Знакомлю  с правилами работы кисточкой, клеем, ножницами. Использую игровые приѐмы, загадки, считалки, музыкальное сопровождение, фантазирую  вместе  с  детьми:  «белогривые  лошадки  мчат  детей  в  безоблачные дали...»  Большую  радость  доставляет  детям  оживление  их  работы:  бабочка проснулась,  она  прилетела  сообщить,  что  наступила  весна,  зайка  прижал  ушки, спрятал  лапки  –  ему  холодно.  В  такой  обстановке  ребята  раскрепощаются, сочиняют сказки и с удовольствием выполняют работу. Работа  над  аппликацией  выполняется  в  определѐнной  последовательности,  о которой  напоминаю  детям  и  стараемся  обязательно  соблюдать.  Любая аппликация начинается с выбора сюжета, за которым следует составление эскиза к  аппликации,  подбор  материала:  природного,  текстильного,  бумаги,  вырезание деталей  изображения,  раскладывание  их  на  фоне,  наклеивание  и,  наконец, высушивание.

Формируя навыки работы с нестандартными материалами, дети учатся ставить цель,  определять  мотив,  подбирать  материалы  для  изготовления  под елки, организуют  своѐ  рабочее  место,  определяют  последовательность  работы, поддерживают порядок на рабочем месте. При  организации  работы  стараюсь  соединить  игру,  труд  и  обучение,  что помогает  обеспечить  единство  познавательных,  практических  и  игровых  задач. Большинство  операций  в  освоении  навыков  художественной  деятельности  дети выполняют  в  совместной  деятельности  с  воспитателем  после  дневного  сна,  в тёплое время года на прогулке, на участке. Для дошкольников является значимой потребность  общения  со  взрослыми.  Дети  стараются  получить  одобрение, похвалу,  положительную  оценку  со  стороны  взрослого.  Общаясь  с  детьми, радуясь их новым знаниям, удовлетворенностью похвалой, использую поддержку и доброжелательность.

Стимулом  к  самостоятельной  деятельности  является  предметная  среда.

Помогают  дошкольникам  осуществлять  замысел  образцы  работ.  Важно,  чтобы ребёнок  подобрал  материал  и  приготовил  всё  необходимое,  побуждаю  детей  к поиску  материала  для  воплощения  замысла,  советую  как  экономнее  его расходовать. Развитие  творчества  детей  связано  со  способностью  создавать  зрительный образ  –  замысел представления своей будущей работы и умением реализовывать его  в  разнообразном  материале.  Успех  реализации  замысла  зависит  от  того, насколько хорошо ребѐнок знает и учитывает в деятельности качества и свойства материала,  а  также  владеет  техникой  работы  с  этими  материалами.  Создание выразительного  образа  детьми  невозможно  без  взаимосвязи  познавательного, изобразительного и технического процесса.  В связи  с этим  использую методику обобщѐнных способов создания поделок из разных материалов. Показывая детям основной  способ  создания  работы,  позволяющий  на  его  основе  создавать разнообразные вариативные работы.

Я  пытаюсь  увлечь  детей  содержанием  предстоящего  дела,  показать,  что результаты  совместных  усилий  приносят  реальную  пользу  и  радость окружающим, предоставляя возможность развития творческой индивидуальности, учитывая, что всѐ, что делают дети своими руками должно быть красиво.

                                            Условия.

Система  работы  над  решением  поставленных  мною  задач  потребовала

создания определенных условий:

 

1. Создание предметно- пространственной развивающей среды:

•  В  группе  создана  соответствующая  предметно-пространственная развивающая среда,  насыщенная  изо-материалами,  нетрадиционными бросовыми,  а  так  же  природными  материалами  для  детского

художественного  творчества  со  свободным  доступом  к  материалам  и возможностью экспериментирования с ними.

•  Использование  созданных  детьми  продуктов  художественного творчества для  оформления  дошкольного  учреждения,  подготовки  атрибутов спектаклей,  организации  выставок,  участия  в  конкурсах;  создание  музея детских поделок и мини-библиотеки детских рукописных книг.

•  Подбор методической литературы

Среди многообразия пособий по организации ручного труда дошкольников я выбрала следующие:  Куцакова Л.В.  «Творим и мастерим. Ручной труд в детском  саду  и  дома»,  Лыкова  И.А.  «Художественный  труд  в  детском саду»,  Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  «Что  можно  сделать  из  природного материала» и  Маханева М.Д., Скворцова О.В. « Учим детей трудиться»

2. Профессиональная компетентность.

Педагог,  развивающий  в  детях  творческие  способности  должен  быть  сам творцом, заинтересованным в создании эмоционально-положительной творческой атмосферы в процессе совместной педагогической деятельности с детьми.  Чтобы достичь  поставленной  цели  я  изучила  дополнительную  литературу  по  данной теме,  предусмотрела наличие необходимых материалов.

3. Творческая заинтересованность. 

Каждый педагог  -  практик заинтересован в том, чтобы у детей расширялись и  углублялись знания об окружающем мире, развивались творческие способности и  познавательные  интересы,   развивались  психические  процессы:  внимание, память, воображение, развивалось чувство коллективизма, эмоционально-волевая сфера.

4. Условия творческой деятельности.

–  привлечение  детей  к  деятельности  по  работе  с  нестандартным материалом,  которое  стимулирует  творческое  воображение, самостоятельность, интерес. Это требует развития мотивационной потребности ребѐнка У детей очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признания,  самоутверждения,  реализовать  которую  можно  в  игровой  ситуации. Именно  в  игре  реализуется  потребность  действовать  самостоятельно,  активно. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы  у детей выполнение заданий стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным. Для  решения той или иной  задачи  я  превращаю  детей  в  волшебников,  художников, портных, конструкторов и т.п.

 Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию.

-  выполнение  трудовых  заданий:  обучаю  детей  необходимым  способам

работы, вырабатывая  у  них соответствующие  навыки,  умения, разъясняю смысл работы  того  значения,  которое  оно  имеет  для  других  детей,  помогая  детям  в планировании, согласовании действий.

-  условия  свободного выбора. Так при изготовлении аппликации из яичной скорлупы дети сами выбирали тему.

-  включение  детей  в  процесс  творческой  деятельности.  Детям  нравится быть добрыми волшебниками, помогать попавшим в беду. Мотив взаимопомощи стимулирует активность ребѐнка, проявление им инициативы

-  создание  атмосферы,  благоприятствующей  появлению  новых  идей, развитие  чувства  защищѐнности.  Чрезмерная  критика,  регламентирование каждого действия ребѐнка приводит к боязни ошибиться, без инициативности, к привычке  делать  всѐ  только  по  указанию  взрослого.  В  позитивных  условиях ребѐнок  намного  лучше  справляется  с  заданием.  Желание  пережить  успех активизирует деятельность ребѐнка. Он стремится к новым достижениям, новым результатам. Поэтому я стараясь подчеркнуть положительные моменты, отметить успех  ребѐнка  с  тем,  чтобы  усилить  его  желание  к  продолжению  дальнейшей деятельности.

5. Сотрудничество с родителями.

Атмосферу  детского  творчества  поддерживают  и  родители.  Все  чаще  у детей  появляется  желание  заниматься  любимым  делом  в  детском  саду  и  дома. Они подолгу, увлеченно могут  «творить», применяя нередко свои оригинальные приемы решения творческих заданий. Для родителей я провела консультации по вопросам организации этой деятельности: «Как развивать творческие способности дошкольников»,  «Совместная  творческая  деятельность  родителей  с  детьми», «Совместный  труд  объединяет  семью»;  сообщения  на  родительских  собраниях «Развитие  творческих  способностей»,  «Взаимосвязь  игры  и  труда  в  воспитании детей», «Домашняя мастерская»; семинары – практикумы «В стране Листопадии», «Аппликация  из  разноцветных  ниток»,  «Игры  –  забавы  для  малышей».

Воспитание детей осуществляется успешно только по условию совместной  работы  детского  сада  и  семьи.  Чтоб  активизировать  внимание родителей  к  педагогическому  процессу  на  собраниях,  в  беседах,  при индивидуальных  встречах рассказываю о работе, которая проводится в этой связи в  группе.  Даю  родителям  рекомендации  по  развитию  творческих  способностей навыков  трудовой  деятельности  при  работе  с  нестандартными  материалами, используя разные формы работы: выставки детских  поделок,  оформляю стенды, папки-передвижки на различные темы, где помещаю консультации.

                                     Результат работы

В  ходе  реализации  формирующего  этапа  работы,  отмечены  положительные качественные  преобразования  в  способности  воспитанников  к  созданию оригинального  продукта,  изделия,  в  процессе  работы  над  которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы  в  минимальном  отступлении  от  образца  индивидуальность,  художество,  в проявлениях  детской  фантазии,  в  воображении,  особом  видении  мира,  в  своей точке зрения на окружающую действительность. Реализация  программы    «Приглашение  к  творчеству»  с  детьми  дошкольного возраста  активизировала  творческий  потенциал  детей:  выполняемые  детьми поделки  обогатились  новыми  оригинальными  образами,  закрепились  навыки  и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также  способствовала  развитию  ручной  умелости,  самостоятельности, усидчивости,  созданию  возможности  использовать  продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе. Результаты  на  контрольном  этапе  работы  свидетельствуют  о  повышении уровня  развития  творческих  способностей  в  художественном  ручном  труде дошкольников,  имеющих  на  начальном  этапе  подражательно  исполнительские качества  деятельности.  Общими  показателями  этого  являются:  увеличилась беглость  мысли  (количество  производимых  идей,  гибкость  мысли  (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных  детьми  поделках.  Следовательно,  проведенная  работа  подтверждает эффективность  процесса  развития  творческих  способностей  детей  посредством художественного ручного труда.

Результаты реализации программы представлены:

1. В виде тематических выставок в детском саду:

-  «2015 год – год литературы»,

- к юбилею детского сада «Очень детский сад люблю, все цветы ему дарю»,  

-  «Новогодние фантазии».

2.  Участием  в  выставках  и  конкурсах  разного  уровня,  (Приложение 5).

                                                      Перспектива

Перспективу  работы  вижу  в  распространении  опыта  среди  коллег  через открытые просмотры НОД, консультации и семинары.

В  работе  с  детьми  планирую  опробировать  новые  техники  ручного  труда, такие  как  изонить,  декупаж,  торцевание,  киригами,  квиллинг,  аппликации  из бумаги, сложенной гармошкой.

 

                                   Библиография

1.  Гульянц  Э.К.,  Базик  И.Я.  Что  можно  сделать  из  природного  материала: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М: Просвещение, 1991.

2.  Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детсом саду. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. И доп. –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.

3.  Куцакова Л.В. Дошколята трудятся. Воспитательно-образовательная работа по трудовому воспитанию в детском саду. – М.,1997.

4.  Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа

и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5.  Куцакова Л.В. Программа Москвичок. Организация работы с детьми по

изобразительной деятельности и художественному труд у. – М., 1998.

6.  Маханева М.Д., Скворцова О.В. Учим детей трудиться: Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

7.  Соколова С.В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для

воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2009.

8.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое

пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.

9.  Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.

10.  Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

«Влияние нетрадиционной техники аппликации на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий ...

«Нетрадиционные техники аппликации в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»

Представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации. В проекте представленны формы работы с детьми и родите...