Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

  «… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

  В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testoplastika.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

                                «… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский

Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста.

Курс кружка по тестопластике «Колосок» - лепим из соленого теста, способен увести детей в увлекательную страну художественного творчества, открыть дверцу в мир фантазии и мастерства. Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию навыков необходимых для успешного обучения. Лепка развивает чувство прекрасного, а также воспитывает усидчивость, развивает ловкость пальцев и трудовые умения. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных приемов ручной умелости.

Мной разработана образовательная программа по дополнительному образованию. В течение 2021-2022гг.  являюсь руководителем кружка «Колосок» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель работы кружка «Колосок»: создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через работу с соленым тестом.

Определив направление в работе, приступила к его реализации. Кружок «Колосок» начал свою работу с октября месяца 2021 г. Посещает кружок 12 детей 4 раза в месяц (32 занятий в год по 20 минут), во второй половине дня на основе совместной деятельности с детьми в рамках ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», используя разнообразные методы работы: игровой, наглядный, словесный и др.

Педагогическая диагностика уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) - на начальном и итоговом этапах, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Занятия в кружке «Колосок» помогли решить следующие задачи:

Обучающие:

-знакомить с новыми способами изображения – лепка из нетрадиционных видов массы для лепки, основными приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки;

-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту,  желание помогать сверстникам.

Развивающие:

-  создать условия для формирования интереса:

- к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки;

- расширить представления детей о народных промыслах региона: хакасская пиала и её роспись и т.д.;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.

 Методы организованной образовательной деятельности:

  1. Словесный метод: беседа, рассказ, объяснения, пояснения, опрос, словесная инструкция.
  2. Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия), показ приёмов выполнения работы (частичный, полностью).

Формы работы организованной образовательной деятельности:

  • рассматривание эстетически привлекательных предметов;
  • игра;
  • организация выставок;
  • слушание соответствующей возрасту народной, классической, этнической и детской музыки.

        Используемые материалы: мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, мешковина, ткань.

    В результате обучения по данной программе дошкольники научились:

- различным приёмам работы с солёным тестом;

- следовать устным инструкциям;

-  создавать композиции с изделиями;

- развили внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и фантазию, согласно возрастным показателям;

- овладели навыками культуры труда;

- улучшили свои коммуникативные способности и приобрели навыки работы в коллективе.

              Особое внимание уделялось творческим коллективным работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, а также развить коммуникативные качества работы в коллективе. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия, что способствует сокращению времени на изложение теории. Для создания непринужденной творческой атмосферы использовались игры и игровые приемы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, развивает детей эстетически. Раскрашенные изделия выглядят подобно керамическим. А экологическая чистота, доступность и безвредность материала упрощает воплощение задуманного в своей поделке. Можно сказать, что это пластилин своими руками, он мягкий и совсем не липнет к рукам, долго хранится, а готовится в считанные минуты из экологических безопасных ингредиентов.

Работа кружка заинтересовала родителей наших воспитанников. В рамках родительского собрания был проведен мастер класс «Удивительные игрушки из соленого теста». Полки нашей группы украшают поделки, сделанные своими руками наших детей и их родителей.  

В процессе организованной деятельности в кружке воспитанники научились доводить начатое дело до конца и показали хорошие результаты обучения, которые были намечены в программе по работе с соленым тестом. Детьми освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; правила оборудования рабочего места; правила высушивания изделий, раскрашивания и хранения своих поделок. Дети научились следовать устным инструкциям, последовательно и правильно соединять отдельные элементы при изготовлении своей работы, пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста; оценивать свою работу и работы своих товарищей, работать в коллективе. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью.

Итак, подводя итоги проделанной работы, следует отметить что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством занятий тестопластикой, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинальных изделий, в процессе работы, над которыми были самостоятельно применены и усвоены знания, умения, навыки, проявлена индивидуальность, художество, детская фантазия, воображение и особое видение мира.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка - не кулак, а ласка». Поэтому в кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Для совершенствования работы по данной теме  наметила следующие перспективы:

- продолжить работу кружка «Колосок» в будущем учебном году;

-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; продолжать осуществлять взаимодействие с семьями своих воспитанников.

Список использованных источников:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -  М.: Просвещение, 2010, 289 с.

2. Грибовская  А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – ТЦ Сфера, 2013, 80с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Просвещение, 2010, 172 с.

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Педагогика, 2011, 174 с.

5. Кравцова Е. Е. Понимание игры в психологии Л. С, Выготского. //

6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Карапуз, 2010, 154 с.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -  М.: Мозаика – Синтез, 2012, 336 с.

8. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2014, 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста"

В проекте представлены разработанные и апробированные занятия с элементами сказкотерапии, инновационные технологии здоровьесбережения, а также эффективные формы обучения детей среднего дошкольного воз...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «с...

Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

В проекте представлена системная технология развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-и...

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия ...

Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Репка», как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Программное содержание: 1. Развивать творческие способности детей, эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации.2. Формировать умение  находить выразительные средст...

«Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста».

В статье представлен практический опыт работы по театрализованной деятельности в средней группе....

Тестопластика – как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста

Создание условий для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через работу с соленым тестом....