Программа кружка по лепки из соленого теста Младшая группа «Волшебное тесто»
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Траторова Варвара Александровна

Актуальность

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Творческая деятельность детей 3 - 5 необходима для развития  ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах.

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Задачи:

  • научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами декорирования
  • научить применять способы объемной лепки
  • развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
  • развивать мелкую моторику рук
  • создание условий для самостоятельного творчества
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;
  • развивать координацию движения рук;
  • научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;
  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружка по лепке из соленого теста

«Волшебное тесто»

Автор: Траторова Варвара Александровна


Программа кружка по лепке из соленого теста «Волшебное тесто»

Актуальность

Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств. Творческая деятельность детей 3 - 5 необходима для развития  ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе. Декоративная лепка в данной группе включает в себя изображение декоративных пластинок, посуду и лепку фигурок по типу народных сказок. Одновременно углубляются знания детей о народных промыслах.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Специфику лепки определяет материал. Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.

Еще одной специфической чертой тестопластике является тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия тестопластике тесно связаны с  ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Предлагаемая программа кружка по лепке из соленого теста «Волшебная мастерская» представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Данная разработка поможет ребенку быть более внимательным, будет развивать его эстетический вкус, воображения, фантазию. Кружок повлияет как на образовательный процесс, так и на развитие мелкой моторики рук. Все изучаемые темы распределены по трем разделам: первый – исходные формы; второй – доработка исходных форм; третий – сложные изделия.

Лепка базируется на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются исходными формами. Простые изделия представляют собой только эти исходные формы. Более сложные получаются их доработкой при помощи различных приемов.

Цель  программы: формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Задачи:

  • научить работать с пластическими материалами, разнообразными способами декорирования
  • научить применять способы объемной лепки
  • развить способность эстетически работать с пластическими материалами, творчески подходить к работе
  • совершенствование практических умений и навыков детей при изготовлении изделий из разных материалов
  • развивать мелкую моторику рук
  • создание условий для самостоятельного творчества
  • воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца;

  • воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе;

  • развивать координацию движения рук;

  • научить лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прощупыванием;

  • создать благоприятную атмосферу для неформального общения детей, увлеченных общим делом;

Дидактическое и техническое  оснащение занятий

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ребенка (трафареты, шаблоны и пр.);  таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

Основные составляющие занятий:

  1. Мука 18 килограмм, соль (экстра) 10 килограмм
  2. Акрил, кисточки, ветошь, баночки с водой, губки
  3. палочки, скалка, ткань, различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  4. пакеты, доска
  5. организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
  • Инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от Чупа-чупсом;
  • Печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • Формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • Трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • Соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • Природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • Бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • Пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • Клей ПВА;
  • Кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.
  • практическая работа
  • физкультминутки
  • подведение итогов, анализ
  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики. Необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и следить за его развитием и  состоянием на момент занятий.  Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

К концу года дети должны знать:

  1. -приемы в лепке: скатывание прямыми и круговыми движениями; расплющивание, соединение, защипывание, оттягивание, сглаживание, присоединение, прижимание;
  2. – инструменты и приспособления для лепки;
  3. – правила техники безопасности при работе с инструментами и красками;
  4. – правила оборудования рабочего места;

К концу года дети должны уметь:

  1. – отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
  2. – скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
  3. – раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
  4. – последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
  5. –пользоваться  инструментами  и  приспособлениями,  необходимыми  при
  6. изготовлении изделий из соленого теста;
  7. – соблюдать технику безопасности;
  8. - работать в коллективе.

Принципы построение программы

  1. От простого к сложному.
  2. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.
  3. Научность и Доступность.
  4. Системность знаний.
  5. Цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением от возраста к возрасту.
  6. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  7. Активность и самостоятельность.
  8. Программа предназначена для детей 3-4 лет. Одна тема рассчитана на 2 занятия.

Приемы лепки.

Скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, сглаживание, сплющивание, прищипывание.

Разминание

- надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Разминание

В руки я комок возьму,

Хорошо его помну,

Чтоб он теплым, мягким стал,

Но к рукам не прилипал.

Отщипывание

- отделение от большого куска теста небольших кусков при помощи большого и указательного пальцев руки.

Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.

Скатывание

На него я посмотрю,

Что хочу, то и слеплю.

Шарик я сейчас скатаю,

И немножко поиграю.

Шлепанье

- энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Раскатывание

Шарик в руки я возьму

И раскатывать начну –

Вот и столбик получился,

Столбик в жгутик превратился…

Сплющивание

- сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.

Сплющивание

Чтобы с ней случилось что-то,

Сплющить мне ее охота.

Ну и что же получилось?

Она в блинчик превратилась.

Скручивание

Жгутик я в спираль скручу

И ракушку получу.

Прищипывание

Блинчик в трубочку сверну

И прищипывать начну.

Вытягивание

Я кусочек прищипну,

И вытягивать начну.

Хвостик длинный получился,

Шарик в репку превратился.

Вдавливание

Можно снова шар скатать,

Чтобы пальцем протыкать.


Технологии:

  • Игровое обучение
  • Принцип индивидуального подхода.

Методы:

  • Наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
  • Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
  • Практический

Формы подведения итогов

  • По окончанию каждой темы, с детьми будет проводиться анализ работы на выявление разнообразных технических применений, эстетическое исполнение работы, проработку мелких деталей, цветовое оснащение предмета
  • По окончанию каждого тематического раздела, на основе наработанного с детьми материала, будет организовываться выставка детский работ

Критерии педагогической диагностики уровня развития детей второй младшей группы по лепке из солёного теста:

1. Использовать разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

2. Лепить объёмные фигурки из разных косков из целого куска пластического материала (моделировать форму кончиками пальцев, сглаживать места соединений, оттягивать детали пальцами от основной формы).

3. Раскрашивать готовые фигурки акрилом.


Тематический план

«Волшебное тесто»

Месяц

Тематический блок

Тема занятий

Задачи

Сентябрь

Знакомство с миром теста

Познакомься, это – «Я»

Познакомить детей со свойствами солёного теста и с его особенностями (соленое, мягкое, можно лепить разные формы).

Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, гуашь, аудиозапись.

Зеленый огурчик

 

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями.

Оборудование: соленое тесто, муляж огурца, доски для лепки, аудиозапись.

Баранка для медвежонка

1. Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2. Показ приёмов лепки: раскатывание столбика между ладонями, соединять детали.

Оборудование: соленое тесто, игрушка- медвежонок, доски для лепки, аудиозапись.

Октябрь

В гостях у Царицы осени

Начало осени

 Ежик в гости к нам прищел

 Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей, используя дополнительные материалы (ушки – семечки, хвостик–шерстяные нитки, глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в розовый и коричневый цвета, шерстяные нитки, семечки, бусины, доски для лепки, игрушка ёжика, аудиозапись.

Листик с дерева упал

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания.  Учить делать оттиск из листика

Оборудование: соленое тесто, акрил, кисточка, лист дерева, скалка аудиозапись.

Ноябрь

Грибы на полянке

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

Оборудование: соленое тесто, доски для лепки, муляж гриба, аудиозапись.

Осенняя выставка

Формировать у детей представление о своих возможностях и успешности в творческой деятельности.

Предоставить им возможность продемонстрировать другим результаты своей деятельности, поделиться впечатлениями, получить адекватную оценку своим усилиям.

II этап

«Увлекательная тесто пластика»

Декабрь

Начало зимы

«Летят Снежинки»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме снежинки. Вызывать желание создавать коллективную работу. Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, аппликация в форме снежинок, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.

Праздник круглый год

«Украсим Ёлочку-Красавицу»

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Упражнять в умении вырезать фигурки формочками, украшать с помощью дополнительного материала (бусины, бисер, блестки, крупа).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в разные цвета, формочки для выпечки, бусины, бисер, крупа, блестки, тесьма для петелек, доски для лепки, аудиозапись.

Январь

Снежное настроение

Веселый снеговик

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

Оборудование: соленое тесто, окрашенное в голубой цвет, доски для лепки, аудиозапись.

Февраль

Зимняя сказка

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывание столбика. Упражнять в умении аккуратно выкладывать в форме деревьев. Вызывать желание создавать коллективную работу.

Оборудование: картон А-3 голубого цвета с аппликацией деревьев, соленое тесто, доски для лепки, аудиозапись.

Март

Весна пришла

Веточка мимозы

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

 Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить предмет из нескольких частей.

Оборудование: картон А-3,соленое тесто, окрашенное в желтый и зеленый цвета, доски для лепки, аудиозапись.

Веселые матрешки

 Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

 Показ приёмов лепки: раскатывания двух шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – крупа).

Учить разукрашивать матрёшку акрилом.

Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, игрушка матрёшки, крупа, акрил, кисть, аудиозапись.

Апрель

Запахи весны

Пирожки как у бабушки

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

 Показ приёмов лепки: раскатывание, сплющивания. Учить лепить разные мучные изделия: печенье, пирожок, вареник.

Оборудование: соленое тесто, противни из чёрного картона, колпачки от фломастеров, доски для лепки, аудиозапись.

А у нас прогулка

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания овала  между ладонями. Учить лепить предмет из нескольких частей (руки, ноги, голова, используя дополнительные материалы (глазки – бусинки).

Оборудование: соленое тесто розового цвета, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.

Май

Подсолнушки – маленькие солнышки

Гусеничка на листике живет

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

2. Показ приёмов лепки: раскатывания, сплющивания, использовать дополнительный материал (семечки).

3. Учить разукрашивать изделие акрилом.

Оборудование: соленое тесто оранжевого и белого цвета, картон голубого цвета, доски для лепки, гуашь, кисти, семечки подсолнечные и тыквенные, аудиозапись

Продолжать учить детей лепить из соленого теста.

Показ приёмов лепки: раскатывания нескольких шаров разной величины, использовать дополнительный материал (глазки – бусины).

Учить разукрашивать гусеницу акрилом.

Оборудование: соленое тесто зелёного цвета, картон зелёного цвета в виде листика, доски для лепки, бусинки, аудиозапись.


Содержание программы

I этап  – «Путешествие в страну «Тестопландию начинается».

Цель: ознакомление и обучение. Накопление творческого опыта детей.

Задачи: начального этапа: заинтересовать и раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед новым материалом; познакомить дошкольников с особенностями лепки из соленого теста.

На этом этапе дети знакомятся с возможностями соленого теста, с инструментами и дополнительными материалами, их назначениями; дошкольники учатся правильно организовывать свое рабочее место.  Подражая взрослому, изготавливают конкретные поделки из соленого теста, отрабатывают знакомые и обучаются новым способам и приемам лепки.

Часть занятий отведена лепке из натурального (неокрашенного) теста. Детей знакомятся с правилами росписи готовых изделий. Эта деятельность обогащает ребенка творчески, помогает осознать тесную связь лепки и рисования.

II этап  – «Увлекательная  тестопластика»

Цель: развитие. Приобретение детьми творческого опыта в преобразовании изделий из соленого теста.

Задачи: развивать способность детей изменять и преобразовывать свои поделки; побуждать создавать выразительные образы, самостоятельно выбирая инструменты и дополнительные материалы, способы и приемы лепки.

Работа строится на основе возникшего у детей желания внести свои добавления, изменения в изделие, создаваемые по готовому образцу, схеме, рисунку и т.д. На этом этапе большое внимание уделяется детскому экспериментированию с материалами, с инструментами и техниками. Детям предлагаются задания, которые ведут их к целенаправленным действиям и поискам.

В структуре программы выделяются следующие основные тематические блоки занятий:

  • Знакомство с миром теста 
  • В гостях у царицы Осени.
  • Начало зимы.
  • Праздник круглый год.
  • Снежное настроение
  • Весна пришла
  • Запахи Весны

Уход за поделками из соленого теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого теста можно время от времени просушивать в духовке.

Преимущества соленого теста:

1.Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2.Легко отмывается и не оставляет следов;

3.Безопасно при попадании в рот.

4. Лепится замечательно, к рукам не липнет;

5.Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6. Предметы из соленого теста хорошо красятся.

7.Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века...

8.С готовыми предметами можно играть - без боязни, что оно потеряет форму.

Рецепт соленого теста: 2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол, ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Способы сушки. Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно - за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей. (Зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). 
          
Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

Приложение

Работа с родителями.

Лепим, играем – речь развиваем

Цель. Продолжить педагогическое просвещение   родителей в  вопросах  развития и воспитания детей  в условиях  семьи. Познакомить родителей с развивающими возможностями лепки из соленого теста. Включить родителей в творческий процесс.

Материалы, инструменты и оборудование: соленое тесто (натуральное и окрашенное), стеки, скалки, чесноковыжималка, пластиковые вилки, шаблоны, формочки для выпечки, клей ПВА, кисточки для клея,  различный природный, бросовый и дополнительный материал на выбор (семечки, зёрнышки, зубочистки, кусочки трубочек, бисер, бусины и пр.); клеенки, салфетки и т.д.

План семинара

Выступление педагога.

Лепим, играем, речь развиваем.

Особенности и технология лепки из соленого теста.

Практическая часть.

Показ приемов и способов лепки, объяснение задания.

Изготовление родителями поделок из соленого теста

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

Ход семинара

Выступление педагога.

Ведущий. Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью показали, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение – развиваются через речь (Л. С. Выготский, А Л. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешности его школьного обучения. Недостатки речи при обучении в школе  могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах. Поэтому формирование правильной речи ребенка – одна из важнейших задач дошкольного образования.

В настоящее время рядом исследователей  установлено, что на становлении детской речи сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Ученые пришли к заключению, что выполнение упражнений пальцами стимулирует развитие речи детей.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики способствует:

работа с ножницами;

лепка из глины, пластилина, соленого теста;

конструирование и работа с мозаикой;

выкладывание фигур из спичек (палочек);

освоение ремёсел (шитьё, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и пр.).

Развитию и совершенствованию моторики у детей способствуют игры с природным материалом: песком, крупами, мел кими камешками и т.д.; упражнения в обводке контуров предметов, рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками, штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом».

Для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к.  она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони. Происхо дит мощное воздействие на тактиль ные рецепторы. В процессе лепки из соленого теста у детей  повышается сенсорная чувствительность (способность к тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируются работа обеих рук, что играет положительную роль в развитии речи.

Экспериментирование с соленым тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребенка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, дает прекрасную возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления. Никаких скучных заданий, никаких тренировок, которые  обязательно необходимо выполнять. Напротив! Игра, фокус, чудо. Именно такое впечатление производит на детей лепка из соленого теста - тестоплатика.

Работа с соленым тестом полезна детям со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу и этим ребенок подправляет свое эмоциональное самочувствие. Необщительный и замкнутый ребенок может реализовать себя, проявив фантазию, смекалку, изобретательность.

Техника работы с соленым тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается

в специальном оборудовании для обработки готовых изделий.

Практическая часть. Ведущий знакомит родителей с особенностями и технологией лепки из соленого теста, с основными приемами и способами лепки (показ).

Многообразие предметных форм требует усвоения различных приёмов лепки и прежде всего тех, которые применяются в работе с детьми: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, сглаживание и пр.

Скатывание - простейший приём. Кусок соленого теста кладут между ладонями и, слегка сжимая руками, кругообразными движениями скатывают в шарик. Время от времени его поворачивают другой стороной и проверяют правильность формы.

Раскатывание применяют для получения яйцеобразного тела и цилиндрических столбиков. Кусок, положенный между ладонями, прямолинейными движениями рук раскатывают, удлиняя и придавая цилиндрическую форму. Яйцеобразное тело получают раскатыванием ранее сделанного шарика. Для этого ладони ставят не параллельно друг другу, а наклонно.

Сплющивание - приём равномерного сжатия куска для получения уплощённой формы. Шарик сдавливают ладонями или пальцами. И он приобретает форму диска, лепёшки.

Вдавливание получают посредством нажима пальцев или стеки для придания поверхности небольших углублений и изгибов. Маленькую ямку делают одним пальцем, изгиб поверхности обминают всеми пальцами, ребристую, волнистую и чешуйчатую поверхности делают, прижимая стеку то боковой её частью, то концами (заострённым и лопаточным).

Прищипывание применяют при лепке мелких деталей. Оно осуществляется сильным сжатием пальцами, собранными в щепотку, той части большой формы, где создаётся новая деталь.

Оттягивание - приём, при котором щепотью пальцев ухватывают часть пластического материала и, слегка сжав, оттягивают; из оттянутого материала можно сформировать какую-то часть предмета.

Целостные, компактные и простые формы, все части которых так плотно прилегают друг к другу, что трудно бывает их разделить, обычно лепят из целого куска - «скульптурным» способом. Но предметы, чья форма легко расчленяется на составные элементы, лепят по частям — «конструктивным» способом. Для этого сначала делят кусок на части, по величине соответствующие членениям модели, затем лепят каждый элемент отдельно, начиная с самого большого и соразмеряя с ним все другие, и соединяют все элементы.

Ведущий предлагает родителям включиться в творческий процесс и слепить поделку из соленого теста с использование технологических карт.

Выставка поделок, обмен мнениями и впечатлениями.

В конце встречи организуется выставка и презентация поделок, вылепленных родителями,  происходит обмен впечатлениями и мнениями о пользе и доступности лепки из соленого теста в семье. Родители получают  методические рекомендации «Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста» (приложение 1), подборку игр и упражнений с соленым тестом, способствующих развитию мелкой моторики детей (приложение 2).


Приложение 1.

Рекомендации для родителей, занимающихся с детьми тестопластикой

«Как организовать домашние занятия по  лепке из соленого теста»

Первыми ступеньками в лепке из соленого теста должно быть  знакомство. Пусть ребенок похлопает по тесту, ощутит, какое оно упругое и в то же время податливое, поймет, что тесто можно делить на маленькие и большие кусочки, расплющивать, катать «колбаски» в ладошках или одним пальчиком по столу.

Пусть первая встреча с соленым тестом будет очень короткая по времени. Ведь её задача – разбудить интерес, показать этот материал и процесс превращения его в предмет как чудо. Устройте соревнования с ребенком: кто сумеет больше увидеть фантастических животных в бесформенном комке теста - или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю.

Не торопите события, старайтесь строить занятия так, чтобы они разворачивались от простого к сложному.

Понаблюдайте вместе с ребенком, как на тесте остаются отпечатки пальчиков или мелких предметов, таких как пуговицы, формочки, палочки. Попробуйте совместить тесто с другими материалами    (горохом, фасолью, палочками, соломкой, вермишелью). Сделайте шары, «колбаски», «блины» и так далее. Покажите ребенку, как это делаете вы, потом немного помогите ему, направляя его руки и действия.

Ни в коем случае не вмешивайтесь в детское творчество слишком часто и не ждите немедленных результатов. Оказывайте ребёнку всяческую поддержку и почаще хвалите его за усердие, не оставляйте без внимания ни одной его работы.

Постоянно разговаривайте с ребенком, объясняйте, что вы делаете, отвечайте на вопросы. И не забывайте хвалить за удачи, не переживайте, если что–то не получилось сразу.

На первых этапах ребенок учится контролировать движения пальцев рук, постепенно этот навык переходит в умение, и ребенок учится ловко управляться с более мелкими предметами, затем идет совершенствование артикуляции. А все дальнейшее становление и развитие речевых реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки и ловкости движений пальцев рук.

Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться, не затягивайте время занятий, но никогда и не обрывайте его, дайте ребёнку возможность за кончить начатое!

Научите детей работать аккуратно и убирать за собой после того, как работа закончена. Очень важно тут же научить ребёнка выполнению правил культуры тру да

Постарайтесь делать так, чтобы изделия ребенка не пылились в ящиках, они должны быть предметом его гордости или игр, дариться и показываться близким и друзьям.

Вероятно, мы убедим вас в том, что тестопластика не только увлекательное, но и полезное занятие. Тогда за дело! Дерзайте, творите! Желаем успеха!


Приложение 2.

Игры и упражнения с соленым тестом, способствующие развитию мелкой моторики детей

Змейка

Предложите ребенку раскатать из яркого цветного теста длинный и тонкий валик, хвост заострить, голову приплюснуть. Вспомните, как шипит змея: «Ш-ш-ш». Ребенок может с помощью стеки передать особенности поверхности образа — прорезать штрихами «чешуйки»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий.

Самолет

Предложите ребенку слепить самолет: раскатать тесто и придать ему форму валика, разделить валик на две равные части – корпус и крылья, соединить их крест – накрест, а хвост загнуть вверх. Вспомнить, как гудит самолет во время полета: «У-у-у».

Черепаха

Предложите ребенку слепить панцирь в форме купола, скатать голову, ножки и хвост, снизу приставить голову, ножки и хвост, обозначить карандашом глаза, разметить панцирь. Можно использовать скороговорку: «Черепаха ест печенье, пьет чай с вареньем».

Жучок

Предложите ребенку скатать шарик, приплюснуть его и разделить пополам линейкой, присоединить голову, острием карандаша обозначить зрачки, скатать  две    маленькие     антенны,       вспомнить, как жужжит     жук: «Ж-ж-ж».

Машина

Возьмите кусок теста и вылепите корпус машины с кабиной, багажником и капотом. Возьмите две зубочистки и проколите насквозь низ машины в том месте, где должны находиться колеса. Из четырех кусочков теста слепите колеса. Их толщина должна быть не меньше 9–10 миллиметров. Наколите колеса на концы зубочисток.

Аппликация на тесте

Необходимые материалы и инструменты: природный материал (желуди, косточки, различные семена, ракушки, колоски, мхи и т.д.); бусины, бисер, пуговицы.

Предложите ребенку выполнить упражнения:

«Яблоко». Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см), а затем ребенок выкладывает из темных фасолей контур яблока с листиком или  заполняет  фасолью все яблоко.

«Украсим пирог». Приплющить комочек теста – пирог. Украсить такой пирог можно каштанами, фасолью, горохом, скорлупой ореха.

«Елочка». Зеленое тесто размять  на клеенке и придать ему форму елочки. Предложить ребенку украсить елочку бисером, бусинками, природным материалом или маленькими шариками из цветного теста.


Рисунок на тесте

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто, стеки, приспособления для нанесения рисунка – все, что может оставить четкий отпечаток в тесте (пластиковая вилка, зубочистка, соломка для коктейля, корпус фломастера, крупные пуговицы, ключи, монеты, ракушки и т.д.).

Осуществление идеи. Тугое однотонное тесто раскатывается тонким слоем (0,5—1 см). Стекой вырезается пластинка нужной формы. На поверхности пластинки из теста можно выдавить нужное изображение зубочисткой, стекой, пустым стержнем шариковой ручки, соломкой для коктейлей и т. п. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются опреде лить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в тесто плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой комок теста?  Отпечатки разных предметов — пуго виц, монет, колпачков, карандашей, крышек — вызывают желание угады вать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что похоже?», «Чем еще можно оставить такой «след»?»

Мозаика

Необходимые материалы и инструменты: соленое тесто различных цветов, нож, противень, скалка, картон, клей ПВА, карандаши, фломастеры, маркеры, губки.

Осуществление идеи. Отдельные порции по-разному раскрашенного теста раскатаем на цветные пластинки толщиной 0,5 см. Выложим на противни, разрежем на квадратики и высушим в духовке.

На плотном картоне нарисуем карандашом контур изображения: рыбку, вазу, кораблик, солнышко. Для того чтобы ребенку легче было определиться с цветом используемой мозаики, аккуратно цветными карандашами разрисуем эскиз. Теперь пора ребенку приниматься за дело. Пусть  выкладывает мозаику, следуя рисунку. Лучше начинать с центра изображения, затем постепенно переходить к краям, пока не завершит рисунок. На некоторое время оставим работу подсохнуть. Если вы видите, что рисунок требует цветной доработки, то фломастерами, маркерами, кистью или губкой можно подкрасить или оттенить его. Для полного завершения работы мозаику лучше покрыть лаком или раствором клея ПВА.

Игра с мозаикой будет для ребенка не только занимательной игрой, но и скрытым учебным процессом, где он самостоятельно сможет пофантазировать, проявить свое мастерство.


Разминка с соленым тестом:

Разминка с соленым тестом поможет заинтересовать ребенка и подготовить мелкую моторику рук к работе с тестом.

Перекладывание и сжимание теста в ладошках;

Катание колобка в ладошках;

Катание колобка на столе;

Надавливание на колобок - получение лепешки;

По лепешке побежали «паучки».

Пришли «мышки» стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Пришел «слон» и ножищами по тесту топ-топ-топ;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»;

«улитка» спряталась в домик – получился колобок.

Физкультминутка: "Замесим тесто"

Ой, ладошки-ладошки. Мы печем оладушки

(хлопки ладошками) .

Замешиваем тесто, а тесту в миске тесно

(имитируют помешивание по кругу) .

Тесто выпало на стол, тесто шлёпнулось на пол

(присели) .

Тесто убежало, начинай сначала

(лёгкий бег на месте).

Физкультминутка «Колобок»

Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,

(руки месят тесто)Доставала из печи

(руки вверх, в стороны, вниз)

Ни пирог, ни калачи,

(повороты туловища влево – вправо, руки в стороны)

Как поставила на стол

(приседания)

Он от бабушки с дедушкой ушел.

(прыжки)

Кто же бегает без ног?

(хлопки в ладошки)

Это желтый колобок.

Пальчиковая гимнастика «Две сестрички»

Две сестрички, две руки,

(Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют,

(Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Пальчиковая гимнастика «Черепашка»
Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.
Моя черепашка в коробке живёт,
Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).
Купается в ванне,
Волнообразные движение кулаком в воздухе.
По полу ползёт.
"Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).
Её на ладошке я буду носить,
Руки возвращаются в исходное положение.
Она не захочет меня укусить
Отрицательный жест головой.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальцы загибать.

Вот большой, вот указательный,

Будьте вы теперь внимательны!

Средний мы сейчас загнём,

Безымянный позовём.

И мизинчик – молодец

Опустился, наконец!

Получились кулачки,

Застучали молотки:

Тук – тук – тук – тук!

Вы послушайте свой стук!

Хлопки в ладоши.

Загибаем пальцы одновременно на обеих руках.

Вращение кулачков.

Стучать кулачками.

Простучать ритм возле уха.

Пальчиковая гимнастика

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова – очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова, на четвертом синица,

Бельчата на третьем, зайчата – втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Раз, два, три, четыре!

Поочередное выбрасывание пальцев из кулачков

Кто живет в моей квартире?

Хлопки

Раз, два, три, четыре, пять!

Поочередное собирание пальцев в кулачок

Всех могу пересчитать:

Хлопки

Мама, папа, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Поочередное поглаживание (массаж) всех десяти пальцев

Вот и вся моя семья!

Сцепить руки в «замок», сжать их

Пальчиковая гимнастика «Снегопад»

Слова

Действия

Белых хлопьев белый пух

Плавно и спокойно

Над деревьями кружит

И над колокольней.

Медленно опустить сверху вниз левую руку, затем правую, следя глазами

Каждый дом и каждый куст

Греет, одевает.

Поочерёдно вытягивать руки вправо, влево, следя глазами.

Снеговая шубка и

Шапка снеговая.

Вытянуть руку вперёд и коснуться лба

Белых хлопьев белый пух

С неба валит валом.

Укрывая белый свет

Белым одеялом.

Поднимать и опускать руку до пояса

Чтобы слева, впереди,

Позади и справа

Указательным пальцем коснуться правого плеча

Сладко спали до весны

Дерева и травы

Закрыть глаза руками

Пальчиковая гимнастика «Ёлочка».

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.

Пальцы рук сплетены, из

больших пальцев – верхушка

«елочки».

Кулачки, указательные пальчики

выставлены.

«Шарики» из пальцев вверх, вниз

«Ушки» из указат. и среднего

пальцев; обе ладони сложены,

пальцы сжаты.

Ладони сложены, пальцы

растопырены, средний и указательный стоят на столе.

Пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре,

пять,

Мы во двор пришли

гулять.

Бабу снежную

лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом

катались,

А еще в снегу

валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

Загибают пальчики, начиная с

большого.

«Идут» по столу указательным и

средним пальчиками.

«Лепят» комочек двумя

ладонями.

«Крошат хлебушек»

Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

Кладут ладошки на стол то

одной, то другой стороной.

Движения воображаемой ложкой.

Руки под щеку.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Белый снег пушистый (Мягкие движения кистями рук)

В воздухе кружится, («Фонарики»)

И на землю тихои (Мягкие движения кистями рук)

Падает. Ложится. (Взмахи внизу из стороны в сторону)

А потом, а потом (2 взмаха – гребём снег лопатами)

Мы из снега слепим ком (Лепим снежки)

У-у-у-х! (Бросаем снежки друг в друга)


Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик,

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик.

Кисти рук плотно сомкнуты.

Ладони отходят друг от друга,  подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных кисти рук напоминают бутон.

Кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.

Кисти рук возвращаются в исходное положение.

Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.

Физкультминутка “Сказка»

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

Физкультминутка “Жучок»

Наполянке, наромашке

Жук лежал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

Пальчиковая гимнастика «ЖУЧОК»
Этот маленький жучок
По земле гуляет,
Перебираем пальцами по ступням.
Листик сладенький найдёт
И его кусает.
Щипаем ступни.
Чтоб ещё листочек съесть,
Хочет он повыше влезть.
Перебираем пальчиками по ногам (со ступней до коленей).
Этот маленький жучок
По траве гуляет...
Перебираем пальцами по коленям.
Этот маленький жучок
По кустам гуляет...
Перебираем пальцами по животу.
Этот маленький жучок
Выше залезает,
Перебираем пальцами по груди.
Вот он ямочку нашёл,
"Жучок заползает" в ямочку на плече у шеи.
Лёг и отдыхает.
Пальчики сжимаем в кулаки.

Он не будет вас кусать,
Хочет он чуть-чуть поспать.
Опускаем голову вниз, глаза закрываем.

Пальчиковая гимнастика

Долго, долго мы лепили.

Наши пальцы утомили.

Пусть немного отдохнут

И опять лепить начнут.

Встряхивание кистями рук перед собой.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

Отвести руки назад вниз,

откидываясь на спинку стула.

Физкультминутка.
И вот перед нами море
Бушует оно на просторе 
Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
А в море высокая ходит волна
И вверх до небес и вниз до дна . 
Пальцы рук сцеплены и делают волнообразные движения.
Качает вода соленая
Водоросли зеленые. 
Руки подняли и делают змеевидные движения.
Скачут весело дельфины
Подставляя солнцу спины. 
Ладошка на ладошке лежит, мелкие волнообразные движения вперед.
На волнах качаются,
Солнцу улыбаются.  
Руки вверх.


Литература

1.        Захаров А. И. Основы технологии керамики: Учебное пособие / РХТУ им. Д. И. Менделеева; М., 2005. – 126 с.

2.        Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб. –метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

3.        Грегг М. Ферс. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. — СПб.: Европейский дом, 2000. – 109 с.

4.         Скоролупова О. А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО «Издательство Скрипторий, 2005. – 127 с.

5.         Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М:Академа,2002. – 368 с.

  1. Соломенникова О. А. Радость творчества – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 168 с.
  2. Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009.
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.:ТЦ «Сфера», 2000.
  5. Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
  6. Е.А., Глебова И.Ю. Развитие творческого воображения детей в процессе занятий тестопластикой. // Детский сад от А до Я, 2011. - №1(49). – с.107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чис...

Программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Аннотация на образовательную программу (парциальную). Программа кружка по лепке из соленого теста  «Мукосолька». Разработала воспитатель Попова Елена Ивановна.Программа не издавалась....

программа кружка по лепке из соленого теста

программа кружка "Хлебосол" разработана для подготовительной группы и содержит тематическое планирование на год, приемы работы с соленым тестом, методы диагностики, а также значение работы с тес...

Развивающая программа кружка по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Здесь размещены материалы по организации дополнительного образования в детском саду...

Программа кружка по лепке из соленного теста "Мукосолька" для возраста от 3 до 5 лет

   Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребн...

Программа кружка по лепке из соленого теста «МУКОСОЛЬКА»

Развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой....

Программа кружка по нетрадиционной технике рисования в младшей группе: «Волшебные ручки»

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно н...