Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные пальчики» для детей старшей группы на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)

Светлана Ивановна Бурова

Программа

дополнительного образования

по нетрадиционным техникам рисования

 «Волшебные пальчики»

для детей старшей группы

на 2022-2023 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022_volshebnye_palchiki.docx63.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33«Радуга» города Смоленска

(МБДОУ «Детский сад № 33 «Радуга»)

Принято

На педагогическом совете

Протокол №1 от 07.09.2022


Утверждаю

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 33 «Радуга»

Ковалева И.И.        

Приказ №        104-од        от        07.09.2022

Программа

дополнительного образования

по нетрадиционным техникам рисования

 «Волшебные пальчики»

для детей старшей группы

на 2022-2023 учебный год

Составил:

воспитатель Бурова С.И.

Пояснительная записка.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.

Аппликация с использованием нетрадиционной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

Побуждать пальцы работать – одна из важнейших задач занятий по  аппликации из нетрадиционных материалов. Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна даже маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Актуальность:

Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у дошкольников наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

Проблемы:

  • Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
  • Недостаточный уровень речевой активности детей.
  • Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в  аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Структура программы:

Настоящая программа рассчитана на работу старшего дошкольного возраста от 5-7 лет.

Срок реализации: 2 года

В программе определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, навыков в процессе обучения и их развитие в свободной деятельности.

В программе разработана тематика занятий, определены уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные детьми к концу каждого года обучения.

Программа сопровождается работой с родителями и перечнем методической литературы.

Формы реализации программы:

-практическое занятие

-творческая мастерская

-выставка

Цель: развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия аппликацией в нетрадиционной форме.

Задачи:

- Познакомить с техниками работы по аппликации.

- Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.

- Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами.

- Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.

- Создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.

- Вовлечь родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

- Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.

- Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

- Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества.

- Развивать умение производить точные движения ножницами, кистью, нетрадиционными материалами

Педагогические условия:

  • игровые методы и приемы;
  • формы организации художественно-творческой деятельности, учитывающие оснащенность и специфику творческой мастерской

Принципы содержания программы

1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3. Доступность (простота, соответствие возрастным особенностям)

4. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6. Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

7. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, сложного задания.

Используемый материал: клей, клеевые кисти, бумажные и матерчатые салфетки, клеенки, ножницы, бумага разной текстуры и размера, шаблоны для вырезывания, природный и бросовый материал, различные макаронные изделия, спички, пуговицы, бусины, фантики, ткань, шерстяные нитки, ватные диски, яичная скорлупа.

Основные ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

К концу основного этапа обучения дети научатся:

  1. Анализировать формы объекта труда, составлять узор для украшения объекта труда;
  2. Освоить разные техники аппликации.
  3. Познакомиться с разнообразными материалами для аппликации,
  4. Применять для аппликации ткань, листья, крупу и другие материалы
  5. Различать и использовать в работе материалы дополнительных цветов (темно-красный, светло-красный, розовый и т.д.)
  6. Передавать в аппликации пространственное положение предметов,
  7. Создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции
  8. Правильно определять пропорции фигур и деталей;
  9. Пользоваться всеми необходимыми инструментами и материалами с соблюдением всех правил техники безопасности
  10. Вырезать точно по разметке;
  11. Улучшаться показатели мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Работа с родителями.

Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникновение в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планируется четко и ясно. Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, используются разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приемной есть информационный блок, в котором в папках находятся интересные для изучения материалы.

Совместно с родителями рекомендуется осуществлять проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», оформление уголка для детей «Мастерская «Умелые ручки». Планируется так же совместное родителей и детей развлечение «Путешествие в страну «Бумандия», «Путешествие в мир Красок». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам.

Предполагается проведение работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук через художественный труд:

  1. Консультации: «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Такие разные материалы для аппликации», «Чем можно заняться летом. Аппликация из природного материала.»
  2. Родительские собрания: «Развитие мелкой моторики пальцев рук». Круглый стол «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук».
  3. Оформление папки передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»
  4. Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики».


Тематическое планирование 1 год обучения (старшая группа)

Месяц

Тема

Вид работы

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала. Диагностика.

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Октябрь

Деревья

«Березка на нашем участке». Обрывная аппликация (2 занятия)

А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

Аппликация обрывная

  • Знакомить с техникой аппликативной мозаики: обрывание мелких кусочков бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание их в пределах нарисованного контура – берёзы.
  • Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.
  • Развивать чувство цвета

Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики»

Домашние птицы

«Цыпленок»

Малышева, 60

Аппликация обрывная

  • Продолжать знакомить с техникой аппликативной мозаики: обрывание узких полосок бумаги желтого цвета на кусочки и наклеивание их в пределах нарисованного контура – цыпленка.
  • Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Грибы

«Боровик»

Аппликация из крупы

  • Познакомить с техникой аппликации крупой.
  • Учить пользоваться трафаретом
  • Продолжать учить аккуратности в работе.

Ноябрь

Домашние животные

«Кошечка».

(2 занятия)

Аппликация из ткани.

  • Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон;
  • развивать умение самостоятельно доделывать работу;
  • вызывать интерес и любовь к животным.

День Матери

«Букет для мамы».

(2 занятия)

Объёмная аппликация.

  • Учить детей создавать объёмные цветы;
  • Учить работать с ватными дисками;
  • развивать чувство композиции;
  • Учить самостоятельно придумывать композицию;
  • воспитывать желание делать приятное близким.

Декабрь

Головные уборы

«У кого шапка теплее?»

Аппликация из ниток

  • Познакомить детей с техникой аппликации из ниток,
  • Развивать чувство цветовосприятия.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»

Зима

«Заюшка серый становится белым»

Малышева, 42

Аппликация объемная (вата)

  • Закреплять умение вырезать фигуры овальной формы из прямоугольника.
  • Познакомить с техникой объемной аппликации – из ваты.
  • Составлять изображение из полученных форм.
  • Дополнять деталями готовое изображение

Новый год  «Открытка к празднику Нового года»

(2 занятия)

Аппликация из ваты и модулей оригами

  • Тренировать умение складывать из листа модули оригами.
  • Познакомить с техникой аппликации из модулей оригами.
  • Продолжать работать с техникой аппликации из ваты.
  • Закончить оформление работы с использованием техники «набрызг».
  • Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Январь

«Рождественский ангел»

Аппликация из салфеток

  • Познакомить с аппликацией из салфеток
  • Закреплять умение аккуратно работать
  • Развивать творчество

Консультация на тему «Такие разные материалы для аппликации, для рисования»

«Маленькая рощица зимой». (2 занятия)

А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 5.

Аппликация из разно фактурной бумаги

  • Познакомить детей с аппликацией из разно фактурной бумаги,
  • развивать творчество

Февраль

Транспорт «Автобус»

Малышева, 39

Аппликация с использованием нетрадиционных материалов (пуговицы)

  • Закруглять уголки прямоугольника – кузов автобуса.
  • Использовать нетрадиционные материалы для аппликации: пуговицы – колеса автобуса, спички – окна.
  • Составлять изображение автобуса из частей.

Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами

Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам»

Защитники отечества

«Подарок для папы»

Аппликация из модулей оригами

  • Закреплять умение складывать оригами
  • Закреплять умение аккуратно приклеивать модули
  • Формировать умение составлять художественную композицию

Защитники отечества

«Мой папа, дедушка, брат»

Аппликация с использованием нетрадиционных материалов (пуговицы, макаронные изделия)

  • Рисовать контур лица человека.
  • Оформлять нарисованный контур нетрадиционными материалами для аппликации (различными макаронными изделиями).
  • Использовать для оформления глаз пуговицы.
  • Развивать воображение, творчество, умение выбирать подходящие материалы нужной формы.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.

Март

«Букет цветов». (2 занятия)

Конструирование из цветных салфеток

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом конструирования.
  • Развивать творчество.

Выставка детских работ «Поздравление для пап, для мам»

«Открытка для мамы»

(2 занятия)

Аппликация из модулей оригами

  • Закреплять умение складывать оригами
  • Закреплять умение аккуратно приклеивать модули
  • Формировать умение составлять художественную композицию

«Подснежник»

Аппликация из ватных дисков

  • Закреплять умение вырезать по шаблону
  • Формировать умения создавать композицию
  • Развивать творчество

Апрель

«Космос»

(2 занятия)

А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 8.

Обрывная аппликация

  • Продолжать знакомить детей со способом обрывной аппликации.
  • Формировать знания о космосе.
  • Развивать чувство цвета, воображения у детей

Совместное с детьми развлечение

Здоровье

«Заюшкин огород: капустка и морковка»

Лыкова, 56

Аппликация объемная обрывная и накладная

(коллективная)

  • Создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, хвостик для морковки – способом обрывания и объемной аппликации, капусту – способом обрывной и накладной аппликации.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Пожарная безопасность

«Пожарная лестница»

Аппликация из нетрадиционных материалов (спички) + обрывная аппликация

  • Составлять композицию на основе незавершенной композиции.
  • Изображать огонь способом обрывной аппликации.
  • Изображать пожарную лестницу способом объемной аппликации из спичек.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Май

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Майские праздники

«Гвоздики»

Конспект

Аппликация объемная

  • Создавать аппликативное изображение цветов (из кругов гофрированной бумаги – цветок, чашелистиков из квадратных заготовок, вырезать листья из прямоугольной заготовки двухсторонне-окрашенной бумаги и приклеивать в одной точке).
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Одуванчик»

(2 занятия)

Аппликация манкой.

  • Продолжать учить детей аппликации манной крупой;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать аккуратность в работе с крупой и клеем;
  • воспитывать интерес к природе

Диагностика. Сравнение результатов на начало года и на конец года, выявление динамики роста показателей.

Информирование родителей о результатах обследования и диагностики.


Тематическое планирование 2 год обучения (подготовительная группа)

Месяц

Тема

Вид работы

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала. Диагностика.

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики пальцев рук»

Октябрь

Осень

«Осенний пейзаж»

Аппликация обрывная

  • Знакомить с техникой аппликативной мозаики: обрывание мелких кусочков бумаги разного цвета на кусочки и наклеивание их, составляя художественную композицию.
  • Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.
  • Развивать чувство цвета.

Оформление уголка «Мастерская «Волшебные пальчики»

 Русские народные сказки

«Жар птица».  

(2 занятия)

Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 29.

Аппликация из осенних листьев

  • Познакомить детей с техникой выполнения работы из осенних листьев, предложить самим определиться с видом и количеством листьев.
  • Развивать воображение, фантазию.

«Маленькая рощица».

 (2 занятия)

А. В.Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 4

Объемная аппликация.

  • Познакомить детей с новым видом аппликации.
  • Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.

Семья

«Портрет мамы»

(подарок маме к Дню Матери)

Аппликация из мятой бумаги

  • Подбирать гармоничные цветовые оттенки.
  • Закреплять умение скручивать из бумаги шарики и жгутики для оформления прически.
  •  Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.

«Стаканчик с росписью гжель».

 (2 занятия)

Техника папье-маше.

  • Познакомить детей с новой техникой.
  • Развивать внимание, аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
  •  Предложить детям расписать изготовленные стаканы по мотивам росписи Гжель.
  •  Развивать аккуратность в работе.
  • Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Игры

«Домик для поросят»

Аппликация   обрывная

  • Закрепить умение рисовать контур дома (квадрат – стена, квадрат поменьше – окно, треугольник - крыша).
  • Продолжать создавать изображение, используя технику обрывной аппликации, действуя в пределах контура.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность в движении обеих рук.

Декабрь

«Гроздья рябины».

(2 занятия)

А. В. Белошистая. О. Г. Жукова. Бумажные фантазии, стр. 10.

аппликация цветных салфеток

  • Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. 
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность в движении обеих рук.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Как занятие аппликацией и рисованием влияет на развитие мелкой моторики пальцев рук»

«Ёлочка - пушистая иголочка». 

(2 занятия)

Аппликация из шерстяной нити

  • Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части;
  •  развивать фантазию и воображение;
  • воспитывать аккуратность. 

Новый год «Открытка к празднику Нового года»

Аппликация из природного материала и мятой бумаги

  • Тренировать умение складывать лист бумаги пополам.
  •  Познакомить с техникой аппликации из природного материала.
  • Продолжать работать с техникой аппликации из мятой бумаги.
  •  Закончить оформление работы с использованием техники «набрызг».
  •  Развивать мелкую моторику, согласованность в движении обеих рук.

Январь

Эксперименты «Избушка ледяная и лубяная»

Лыкова, 92

Аппликация объемная с использованием ваты и природного материала + ножницы

  • Создавать на одной аппликативной основе разные образы сказочных избушек – лубяную для зайчика, ледяную для лисы.
  • Закрепить способ разрезания квадрата по диагонали с целью получения двух треугольников.

 Дополнять изображение деталями, соответствующими каждому домику (вата для домика лисы, соломка – для домика зайца)

Консультация на тему «Такие разные материалы для аппликации, для рисования»

«Домик» 

(2 занятия)

Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в д/саду, стр. 156

Конструирование из бумаги.

  • Учить детей из квадрата - шаблона складывать домик, дополнять его крышей, окнами.
  • Вызвать интерес к созданию сказочного домик как новогодней игрушки.

Сказки

«Елочка в снегу»

Лыкова, 74

Аппликация объемная с использованием ваты + рисование елки на готовом аппликативном фоне

  • Рисовать елку гуашевыми красками, передавая особенности ее строения и размещения в пространстве.
  •  Показать зависимость конкретных приемов от общей формы художественного объекта (рисование елки на основе аппликативного треугольника).
  • Развивать координацию в системе «глаз-рука».
  • Дополнять изображение нетрадиционными средствами аппликации.

Февраль

«Фоторамка»

 (2 занятия)

 Аппликация из бумажных трубочек

  • Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации и конструирования.
  •  Учить делать рамку для фото из цветных бумажных трубочек (используются листы из старых журналов).
  • Развивать творчество, аккуратность в работе.

Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам»

«Царь зверей». (2 занятия)

Аппликация из бумажных салфеток

  • Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете;
  • воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой

Март

 8 марта «Мимоза» из салфеток, природного материала, ленточек

Аппликация в технике «Коллаж»

  • Составлять изображение из различных материалов: салфетки крученые, соломинки, листья, ленточки.
  • Развивать воображение, творчество.

 Развивать мелкую моторику пальцев рук

Выставка детских работ «Поздравление для пап, для мам»

«Паук в паутине».

(2 занятия)

Обрывная аппликация.

  • Учить детей техники обрывания бумаги;
  •  закрепить представления о свойствах бумаги;
  •  вызывать интерес к насекомым

Насекомые

«Муха-цокотуха»

Лыкова, 142

Аппликация в технике «Коллаж»

(коллективная)

  • Изображать насекомых в движении, передавая их характерные особенности строения и окраски.
  • Вызывать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха».
  • Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для крыльев использовать фантики, бумагу, для усиков – спички, соломку, для глаз – бисер, бусины).
  • Развивать согласованность в работе рук и глаз.

Апрель

«Встреча колобка с медведем» (2 занятия)

Аппликация из ткани.

  • Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани;
  •  развивать умение выразительно передавать образ героев сказки;
  • закреплять умение добавлять что-то своё в работу.

Совместное с детьми развлечение

«Корзина с цветами».

(2 занятия)

Н. В. Дубровская. Аппликация из семян и косточек, стр. 14.

Аппликация из природных материалов

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.
  •  Развивать творчество.

Пожарная безопасность

«Пожарная лестница»

Аппликация из нетрадиционных материалов (спички) + обрывная аппликация

  • Составлять композицию на основе незавершенной композиции.
  • Изображать огонь способом обрывной аппликации.
  • Изображать пожарную лестницу способом объемной аппликации из спичек.
  • Развивать чувство формы и композиции.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Май

Майские праздники

«Гвоздики»

Конспект

Аппликация объемная

  • Создавать аппликативное изображение цветов (из кругов гофрированной бумаги – цветок, чашелистиков из квадратных заготовок, вырезать листья из прямоугольной заготовки двухсторонне-окрашенной бумаги и приклеивать в одной точке).
  • Развивать чувство формы и композиции.
  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Комнатные цветы «Вырежи и наклей растение»

Комарова, 124

Аппликация в технике «Коллаж»

  • Вырезать и наклеивать изображения растений.
  •  Дополнять композицию, используя нетрадиционные материалы (фантики, ткань).
  •  Развивать чувство формы и композиции.
  •  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Диагностика. Сравнение результатов на начало года и на конец года, выявление динамики роста показателей.

Информирование родителей о результатах обследования и диагностики.

Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы.

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования, выполнения расчетов, схем, путем опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках, конкурсах диагностируется интерес к аппликации. Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке к их выставкам, диагностируется развитие художественно-творческих способностей детей. Постоянно организуются выставки детских работ, которые позволяют показать уровень знаний детей, а тем, в свою очередь позволяют, самовыразиться, самоутвердиться в глазах сверстников.

Критерии оценки детских способностей по аппликации.

1. Способность самостоятельно выполнить работу после показа.

2. Полное выполнение задания.

3. Умение структурно распределять ход работы.

4. Способность образно представить будущий результат.

5. Степень проявления творчества.

6. К концу учебного года большинство детей умеют правильно пользоваться материалами и инструментами, содержать их в определённом порядке, после работы убирать своё рабочее место.

7. Ребёнок овладевает умением не только в точной последовательности выполнять задания педагога, но и творить сам.

Высокий уровень:

1) ребенок выполняет работу после показа воспитателя;

2) все действия с материалом правильные, целенаправленные, с положительным результатом;

3) последовательно распределяет действия;

4) способен прогнозировать будущую работу;

5) способен внести в работу личную задумку;

Средний уровень:

1) ребенок выполняет действия при некотором участии педагога;

2) допускает ошибки при работе, не уверен в результате;

3) распределяет действия при помощи воспитателя;

4) частично уверен в выполнении задания;

5) способен внести в работу личную задумку только при помощи воспитателя;

Низкий уровень:

1) ребенок не способен самостоятельно выполнить работу;

2) при работе с материалом действия неправильные;

3) не может последовательно выполнять действия;

4) действия сопровождаются участием педагога;

5) нет творческого подхода при выполнении работы;

Таблица уровня освоения программного материала

Уровни

Количество

баллов

Показатели, критерии

0-начальная диагностика

0 - 1

Отсутствие навыков в аппликации.

1-репродуктивный

2 - 4

Владения навыками выполнения аппликации по образцу, различными техниками.

2 – поисково-исполнительский

5 - 7

Выполнение аппликации в различных техниках по образцу и самостоятельно.

3-творческий

8

Самостоятельное комбинирование и авторское выполнение аппликации.

При создании программы опирались на нормативные документы:

  1. Закон об образовании.
  2. Устав ДОО.
  3. Основная общеобразовательная программу МБДОУ «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой В.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.
  4. СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Используемая литература:

  1. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова «Бумажные фантазии. Лес»- М.: "Просвещение" ,2010.
  2. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» – М.: «Просвещение», 1991.
  3. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002.
  4. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  5. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».
  6. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  7. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.
  8. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  9. Соколова С. В. Оригами для дошкольников (Текст) – С. -П., Детство-пресс, 2005.
  10. Афонькин С. Ю; Лежнева Л. В; «Оригами и аппликация». Издательство Кристалл; Спб 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет

Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные кляксы»

В программе «Волшебные кляксы» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"

Кружковая работа для группы 2-3 года "Волшебные краски"Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка» для детей 3-7 лет

Общеобразовательная программа Художественно-эстетической направленности...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебная кисточка»

Общеобразовательная программаХудожественно-эстетической направленности Программадополнительного образованияпо нетрадиционной технике рисования«Волшебная кисточка»для детей 3-7 летСрок...

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебный мир красок» для детей 3 – 7 лет

Актуальность программы « Мир в красках» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или и...