Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Гурьянова Любовь Вадимовна

Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, пластилином, тестом, красками – это не только сенсорно - двигательные упражнения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственная роль изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста

                                            Гурьянова Л.В., воспитатель МАДОУ «Тополек».

   Данная работа о непосредственной роли изобразительной деятельности в речевом и художественно-эстетическом развитии детей раннего возраста.
  Работая с детьми раннего возраста, были отмечены основные проблемы в изобразительной деятельности: страх начать (испортить )работу; неумение воспринимать речевую инструкцию взрослого; слабые изобразительные навыки.
  Планируя и организовывая занятия, мы пытаемся решать такие задачи: снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах; повысить мотивацию к изобразительной деятельности; познакомить с основными изобразительными материалами и научить ими пользоваться; добиваться восприятия речевой инструкции педагога.
  При этом стараемся, чтобы выполнение задания было последовательным, доступным, с многократными речевыми повторениями. На каждом занятии воспитатели нашей группы используют наглядный и демонстрационный материал (образец педагога или рисунки других детей).
Результатом занятий по рисованию, лепке и аппликации является созданный ребенком продукт его деятельности. Такого рода деятельность ребенка благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, пластилином, тестом, красками – это не только сенсорно - двигательные упражнения. Изобразительная деятельность углубляет и расширяет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Доказано, что в продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность.
На занятиях по художественно-эстетическому развитию дети знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и действий. Тема занятия по речевому развитию обязательно продолжается рисованием, аппликацией или лепкой, как рекомендует программа «Радуга». В процессе работы воспитатели ведут непрерывную беседу с детьми, озвучивая каждое свое движение, действие, что, безусловно, положительно сказывается на речевом развитии. Игровая организация деятельности стимулирует речевую активность, вызывает речевое подражание.

   Так, например, познакомив детей с коровой, рассмотрев ее части тела, поиграв в пальчиковую игру «Корова», спев песенку «На лугу пасутся ко …», дети с удовольствием рисуют травку для коровы, проговаривая слова: «травка для коровы», «покормим коровку». Кроме того, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, ребенок способен усвоить много слов и выражений. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. Из своих наблюдений мы сделали следующий вывод: дети раннего возраста намного быстрее начинают реагировать на слово, обозначающее предмет, если имели возможность этим предметом манипулировать. Дети этого возраста проявляют живой интерес к занятиям лепкой. На занятиях используем различный материал: пластилин, соленое тесто, цветное тесто; природный материал: листочки, иголочки елки, плоды каштана, шишки, семечки подсолнечника, различные крупы. Благодаря этому у детей расширяются знания об окружающем, развиваются воображение и творческая фантазия. Малыши видят результаты своего труда и радуются всему этому. Воспитатели планируют занятия по лепке так, чтобы они одновременно были и занятиями по речевому развитию.

    Часто проводятся комплексные занятия, в которых развитие речи плавно переходит в изобразительную деятельность. Например, «Ежик», «Колобок», «Рукавичка» и др. При подготовке к занятию педагоги подбирают по теме речевой материал; пальчиковую игру (гимнастику). Воспитатель побуждает детей к речевой активности: комментирует свое действие, просит детей прокомментировать свое, обратиться к своему герою. На занятиях по лепке осуществляются воспитательные задачи – это воспитание усидчивости, самостоятельности, аккуратности, умение довести работу до конца.
    Воспитатели используют разные техники и методы рисования. В соответствии с программой «Радуга» дети рисуют кисточкой, выполняя повторяющиеся движения (штрихи, мазки, линии, точки). Так, например, мазки – «Осенний листопад», «Пасхальное яйцо»; штрихи – «Покормим коровку»; линии – «Солнышко» и др. Дети любят сопровождать движения речью, произнося в такт движениям руки: кап-кап-кап (идет дождик), топ-топ-топ (следы зверей по снегу). Малыши этого возраста любят рисовать пальчиками (вишни, цветочки, снег), делать оттиск на листе бумаги ладошек, а затем с воспитателем дорисовывать рисунок (птичка, курочка, петушок).
  Педагоги группы используют на занятиях нетрадиционные методы рисования – это рисование ватными палочками и штампами из овощей, а в летнее время – мелом и водой. На занятиях по рисованию и аппликации обязательно используем стихотворные тексты, которые способствуют обогащению речи детей. Такие стихотворения: «Как на горке снег, снег» И. Токмаковой, «Зайчик» В. Хорол, «Солнышко» А. Барто, «Листопад» М. Мирович и др. Многократное повторение одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях помогает малышу быстрее запомнить новые слова и в дальнейшем употреблять их в активной речи. Так, ответ на вопрос одним словом в дальнейшем сменяется словосочетанием и предложением. Воспитатели нашей группы считают, что речь педагога на занятиях – это образец для подражания, она должна быть четкой, точной, выразительной.
Трудно переоценить значение музыкальных занятий в речевом развитии ребенка раннего возраста. Малыши с огромным удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные игрушки, музыкальные игры, которые сопровождаются музыкой, пением. Это такие игры как: «Тихо – громко», «Что звучит?», «Каравай», «Комар Комарович», «По малину в сад пойдем».
Сначала ребенок проговаривает только окончание или последние слова строк песенки. Но в этом ничего страшного. Впоследствии взрослый замечает, как дети напевают небольшие песенки сами. Дети быстрее запоминают песенки, которые сопровождаются движениями. Полюбившиеся песенки дети поют, как по просьбе, так и во время самостоятельных игр и на прогулках. Малышам нравятся такие песенки, как «Киска, киска, котик…», «Вышла курочка гулять», «Маленькая елочка», «Дед Мороз», «Дождик» и др.

    Музыка и детские песенки не только способствуют речевому развитию малышей, они также снимают раздражительность и эмоциональное напряжение, создают хорошее настроение и положительную атмосферу в детском коллективе.

     Анализ работ детей по изобразительной деятельности позволяет сделать вывод, что в течение пребывания детей в нашей группе большинство из них овладевает определенными навыками рисования, лепки, а также движение рук становятся более уверенными, в рисунках появляются черты определенных предметов. Все чаще заметно их желание передать на листе или в рисунке на асфальте конкретные действия, например, «машина едет», «солнышко светит».
    Практика показывает, что системная работа с детьми по изобразительной деятельности способствует художественно - эстетическому развитию и речевой активности.

Практическая часть

   Часть занятия «Осень» по развитию речи. ИЗО «Осенний листопад». Детям предлагается заготовка рисунка «Дерево». Рисование кисточкой осенних листьев красного и желтого цвета красками, проговаривая слово «листопад» и закрепляя значение этого слова. Процесс рисования сопровождается чтением стихотворения:


Листопад, листопад,
Листья падают, летят.
Листья желтые кружатся,
И на землю все ложатся.
Е. Пименова.


   Изучая домашних животных, дети рисуют травку для коровы. ИЗО «Покормим коровку». Дети рисуют короткие горизонтальные линии фломастером, проговаривая слова «травка для коровы», «покормим коровку». В конце занятия дети вместе с воспитателем поют песенку «На лугу пасутся ко…», что способствует развитию речи.


    На занятии по развитию речи на тему «Осень» дети знакомятся с сезонными изменениями в природе. ИЗО «Дождь». Используя метод нетрадиционного рисования ватными палочками, дети изображают дождик. В момент рисования ребенок произносит «Кап-кап-кап». По окончанию работы детей, воспитатель произносит потешку:


Дождик, дождик,
Не дожди,
Дождик, дождик,
Подожди,
Дай дойти до дому
Дедушке седому.


    Рассматривая картинки «Солнышко», дети определяют: «На какую фигуру похоже? Какое оно?» ИЗО «Солнышко». Используется нетрадиционный метод рисования штампами: круг – картошка, лучики – кисточкой. Занятие сопровождается потешкой:


Светит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.


Знакомя детей с дикими животными, используется лепка. ИЗО «Ёжик». Дети изображают ежика с помощью соленого теста, закрепляя особенные признаки ежика. Соленое тесто – туловище, зубочистки – иголки ежика. После лепки дети характеризуют ежика, закрепляя прилагательные (колючий, маленький, добрый). После занятия дети с воспитателем поют песенку «Маленький ёжик, четверо ножек».


Закрепляя названия летних цветов, дети с удовольствием рисуют пальчиками. ИЗО «Цветы на лугу». Детям раздаются листы с изображением луга. Дети рисуют одуванчики, оставляя след на листе пальчиком. После окончания работы дети с воспитателем читают стихотворение:


Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице.
Легкое,
Воздушное, Ветерку послушное.
Е. Серова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Формирование художественно-эстетических навыков у детей раннего возраста . Проект на тему: «Новогодняя елочка» 2013-2014 у.г.

Цель: развитие самостоятельной творческой деятельности детей, развитие познавательно-речевых способностей, обогащение словарного запаса, развитие цветовосприятия, ориентировка на заготовку,...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Конспект занятия по формированию художественно-эстетического вкуса у детей раннего возраста

Цель занятия:познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками,воспитывать интерес к рисованию,развивать воображение, эстет...

Роль проектной деятельности по русским сказкам в нравственном развитии ребенка раннего возраста.

Сказка - великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа. А. Н. Толстой...