Программа кружка "Веселые пальчики"
материал по аппликации, лепке

Чирикова Ирина Владимировна

Программа кружка "Веселые пальчики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_veselye_palchiki.doc937 КБ

Предварительный просмотр:

План работы кружка "Веселые пальчики" для детей раннего дошкольного возраста

ВВЕДЕНИЕ.

"Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев."

В.А. Сухомлинский.

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребёнка? Дело в том, что на кистях рук имеются точки и зоны, которые связаны с различными зонами головного мозга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук "тревожат" расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому кружок с пальчиковыми играми и упражнениями очень важен для развития наших малышей.

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

В младшем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики.

Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности детей. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться . Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира – различные предметы, некоторых животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умений управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" – это своеобразная инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. Игра - основной вид деятельности ребёнка! В игре ребёнок быстрее учится правильно говорить.

ЦЕЛЬ.

Укрепление и развитие руки, координации, ритмики, общей и артикуляционной моторики. Формировать и воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности. Развитие пространственных отношений, речевого сопровождения. Поднять эмоциональный настрой детей младшей группы.


ЗАДАЧИ. 

Развивать индивидуальную творческую деятельность. Способствовать объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом. Обогащать детей новыми знаниями, умениями, навыками и закреплять их. 
Знание индивидуальных особенностей ребенка, уровень его развития, состояние здоровья помогает решить эти задачи и осуществлять на этой основе личностно-ориентированный подход. Научить детей упражнениям пальчиковой гимнастики (работа каждым пальчиком, работа пальчиком правой и левой руки с мелкими деталями). Развить в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве.

ОКТЯБРЬ

Первая неделя

Тема: «Моя любимая семья».

Вот дедушка, Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)

Вторая неделя

Тема: «Наш малыш».

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)

Третья неделя

Тема: «Наш шалун».

Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала.

Он много шалил. Свою тарелку разбил.

(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)

Четвертая неделя

Тема: «Весёлые качели».

Задрожали ветви елей. Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз, Вместе с нами веселись!

(Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.)


НОЯБРЬ

Первая неделя

Тема : «Мягкая кисточка».

Мягкой кисточкой покрашу стульчик, стол и кошку Машу.

(Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.)

Вторая неделя

Тема: «Красивый веер».

Солнце светит очень ярко, И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер — Пусть прохладою повеет.

(Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.)

Третья неделя

Тема: «Воздушный шарик».

Надуваем быстро шарик. Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.)

Четвертая неделя

Тема: «Это я! Вот, вот»

Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот.

Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

(Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.)

ДЕКАБРЬ

Первая неделя

Тема: «Белка-продавец».

Сидит белка на тележке, Продает она орешки:

Лисичке-сестричке, Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, Заиньке усатому.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Вторая неделя

Тема: «Елочка- зелёная иголочка».

Перед нами елочка( сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, ( показывают кулачки)

Иголочки, ( указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, ( прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

Третья неделя

Тема: «Репка».

Тянут, тянут бабка с дедкой (Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги)

Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка,

Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка – крошка? (Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.)

Хоть держалась крепко, Вытянута репка

Четвертая неделя

Тема: «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Четыре хлопка руками)

В красных майках снегири. Распушили пёрышки. (Изображают «крылышки»)

Греются на солнышке. Головой вертят, (Повороты головой.)

Улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью!

(Вращательные движения кистями рук.)

ЯНВАРЬ

Первая неделя

Тема: «Встали пальчики».

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура! » В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура! » кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Вторая неделя

Тема: «На работу пора».

Большой палец встал один. Указательный — за ним.

Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура! » На работу им пора.

(Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все. » — широко расставить пальцы в стороны.)

Третья неделя

Тема: «Снежинки-пушинки».

Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла.

(Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить в форме шара -туча) .

Вдруг из тучи над землёй полетел снежинок рой

(Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны. Поворачивать кисти, медленно опуская руки ,снежинки летят) .

Ветер дунул, загудел –

(Подуть на кисти рук ,убы округлить и слегка вытянуть вперёд) .

Рой снежинок вверх взлетел.

(Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими ,снежинки летят) .

Ветер с ними кружится, Может быть подружится.

(Вращать кистями, попеременно скрещивая руки).

Четвертая неделя

Тема: «Домашние птицы».

Есть у курицы цыплёнок, У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок, А у утки есть утёнок.

(Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.)

У каждой мамы малыши, Все красивы хороши!

(Показать все пальчики, «играя» ими.)

ФЕВРАЛЬ

Первая неделя

Тема: «Пальчики здороваются».

Я здороваюсь везде — Дома и на улице.

Даже «здравствуй! » говорю я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)

Вторая неделя

Тема: « Апельсин».

Мы делили апельсин, Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат, Эта долька для утят, Эта долька для котят,

Эта долька для бобра, А для волка - кожура. (Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Третья неделя

Тема: «Петушок».

Наш красивый петушок (Обе руки сжаты в кулачки.)

Кверху поднял гребешок. (Разжать ладони.)

Крылышками машет. (Кистями помахать в воздухе.)

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. (Указательными пальцами постучать по столу.)

Пёстрых курочек зовёт

МАРТ

Первая неделя

Тема: «Вкусная капуста».

Мы капусту рубим-рубим. (двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы морковку трем-трем, (потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту солим-солим. (поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту жмем-жмем. (сжимают и разжимают кулачки)

Вторая неделя

Тема: «Две тетери». (Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу (Разводим руки в стороны, изображая простор.)

Стоит чашка творогу. (Ладони вместе – горстью.)

Прилетели две тетери,

(Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

Наклевались, улетели.

(Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.)

Третья неделя

Тема: «Посуда».

Посуду моет наш Антошка, Моет вилку, чашку, ложку,

(Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду») .

Вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран.

(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять имитирующие движения.)

Четвертая неделя

Тема: «Птичка».

Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших!

(Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.)

АПРЕЛЬ

Первая неделя

Тема: «Паучок».

Паучок бежал по ветке,

(Скрестите руки на уровне груди. Пальчики правой руки бегут по предплечью левой, а затем наоборот)

А за ним бежали детки. Хлынул дождик: ой – е – ей!

(Прижмите ладошки к лицу и сокрушенно покачайте головой)

Смыло паучков водой. (Помашите руками, словно стряхивая паучков и водичку)

Вторая неделя

Тема: «Детки».

Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные, Все такие нужные.

(Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.)


Третья неделя

Тема: «Радуются взрослые и дети».

Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка,

Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

Четвертая неделя

Тема: «Мебель».

Мебель я начну считать: Кресло стол, диван, кровать

(Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.)

Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал – Десять пальчиков зажал!

МАЙ

Первая неделя

Тема: «Кот».

Кот на печи ( стучат кулачком о кулачок) Сухари толчет,

Кошка в окошке (показывают, как шьют иголкой) Полотенце шьет.

Маленькие котята ( поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз)

На печке сидят, ( и качают головой вправо-влево) На печке сидят

Да на котика глядят. (показывают руками «очки») Все на котика глядят

И сухарики едет. ( щелкают зубками)

Вторая неделя

Тема: «Курочка – рябушечка».

Курочка – рябушечка по двору гуляла,

( не спеша «проходятся» указательным и средним пальцем по бедрам)

По двору гуляла, Цыпляток считала.

- Раз, два, три, четыре, пять! (загибают пальчики на одной руке)

Посчитаю их опять: (грозят указательным пальцем)


Раз, два, три, четыре, пять! » ( загибают пальчики на другой руке).

Третья неделя

Тема: «Насекомые».

Дружно пальчики считаем- Насекомых называем:

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зелёным брюхом.

(Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! (Вращать мизинцем.)

Прячьтесь! (Спрятать руки за спину.)

Четвертая неделя

Тема: «Бабочка».

Бабочка-коробочка, Улетай под облачко.

Там твои детки На берёзовой ветке.

(Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать полёт «бабочки».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Программа «Ловкие пальчики» (салфеточная аппликация)

Программа дополнительного образования для детей 3-4 лет сроком обучения  - 1 год...

Проект программы «Умные пальчики» по формированию графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Пояснительная записка.В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образования проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важны...

Рабочая программа «Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики для детей 3-4 лет.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Н...

Дополнительная общеобразовательная программа "Разноцветные пальчики"

Программа по художественно - эстетическому развитию (рисование),  предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы 3 года....