Использование приёмов "Нейролепки" при работе с детьми дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке

Гулау Светлана Михайловна

Использование приёмов "Нейролепки" при работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gulau_s_m.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Гулау Светлана Михайловна

«Использование приемов «нейролепки» при работе с детьми дошкольного возраста»

«Нейролепка» – это методика сенсомоторной коррекции. Она позволяет преодолеть дисфункции подкорково-стволовых культур и других отделов головного мозга и нормализовать морфофункциональное созревание мозговых структур.

Это методика совмещающая упражнения в виде игры вместе с лепкой. Для лепки используется пластичный и прочный материал, который при застывании не ломается (воздушный пластилин, зефирная глина, холодный форфор, самозатвердеваемая и запекаемая полимерная глина).

При использовании приемов «нейролепки» в работе с детьми дошкольного возраста развиваются такие высшие психические процессы как память, внимание, мелкая моторика рук, речь, чтение, письмо, синхронизируется межполушарное взаимодействие коры больших полушарий, тренируется усидчивость и терпение.

«Нейролепка» - это уникальный метод работы развития мозга. Когда ребенок лепит – он развивает свой мозг, подобно занятиям музыкой, так как заняты одновременно обе руки, происходит максимальная активизация обоих полушарий мозга, так же за счет дополнительных заданий, стимулируются все структуры и области мозга, активируя формирование нейросетей.

Оно усиливается за счет доброжелательной атмосферы, психологического комфорта и высшего уровня мотивации. Отсутствие стресса и глубокое дыхание, возникающее в процессе свободного творчества и внутренней тишины, так же очень важно для правильного функционирования ЦНС и насыщение мозга кислородом.

При сочетании подобных факторов происходит дообразование недостающих нейронных сетей и дозревание остающихся структур мозга.

Методика такой лепки позволяет улучшить функционирование ЦНС в целом, повысить продуктивность протекания психических процессов.

Поэтому эту методику назвали «нейролепкой».

Приемы «нейролепки»:

1.Правильные речевые обороты педагога:

- По мере того как ты лепишь эту фигурку, у тебя будет всё лучше получаться.

- После того, как ты сделаешь эту деталь, ты будешь гордиться собой.

- Когда ты закончишь делать это, ты увидишь, какое красивое изделие формируется.

2.Поддержка малейших достижений сначала и акцентирование на том, что удалось позже.

3.Поощрения индивидуальные и публичные.

Через руки, через пластичный материал ребёнок выражает своё видение предмета. Любой результат творения ребёнка, всё, что из ребёнка выходит во время творчества является целительным процессом. После лепки важно распросить ребёнка о фигурке. Из его рассказа можно узнать о ребёнке, о его переживаниях, тревогах, эмоциях. Задавая правильные вопросы, ребёнок понимает, что его слушают, что он значим. «Нейролепка» - это направление арт терапевтического подхода, оно влияет на самооценку детей. Когда ребенок создаёт что-то своими руками, он начинает быть в себе уверенным. Для детей очень важно видеть результаты своей деятельности, если это лепка, это всегда красиво.

Одной из форм работы, из которой можно узнать о взаимоотношениях в семье ребенка, «Слепи семью животных», через которую можно увидеть, как ребёнок относится к членам семьи, к себе, какими животными представляет маму, папу, где они стоят относительно ребёнка.

Во время лепки используются такие методические приемы как: сказкатерапия, музыкотерапия, элементы арт терапии, нейрогимнастика, осуществляется комплексный подход для развития головного мозга детей. Использование приёмов «нейролепки» как закрепление пройденного материала на всех занятиях в ДОУ.

«Нейролепка» поможет, если:

1. Ребёнок часто отвлекается на занятиях.

2.Плохо понимает или запоминает материал (важно закрепить, пролепить материал, например, при изучении геометрических фигур, а вообще в любой образовательной деятельности).

3. Излишне эмоционален.

4. Часты перепады настроения.

5. Легко возбудим, неусидчив.

6. Вял или медлителен.

Гиперактивные дети очень талантливые, но неусидчивые. Очень важна поддержка родителей, которые должны понимать, что цель для ребёнка и педагога не вылепить идеальную фигурку, а раскрыть его талант. Нельзя критиковать творчество ребёнка. Главное дать ему самовыразиться, возможность творить и гармонизироваться.

 Необходимо проводить совместные с родителями занятия.

 «Лепим сказку» (создание фигурок разной степени сложности на выбор, набор приёмов «нейролепки»: креативность в создании образов и их «оживление»: имена, позы, истории, игры на внимание, тематическая нейрогимнастика, говорим «голосами» героев и инсценируем сказку).

«Приглашаем в наше кафе («Вкусно и точка», «Додо пица», «Пирожковые», «Блинная»)» (ребята создают фигурки разной степени сложности на выбор, придумывают на основе полученных знаний в малых группах меню, подачу, название заведений и блюд, приглашают родителей посетить их кафе. В расчет идут деньги, которые изготавливают тоже дети, которыми раздают родителям для покупок).

Приёмы «нейролепки» можно использовать в рамках гражданско-патриотического воспитания. Изготовить с детьми подарки на День Победы (голубь мира, георгиевская лента), на 23 февраля, 8 марта, ко Дню пожилого человека, ко Дню России.

Для понимания особенностей культуры своего народа и регионального компонента лепим блюда национальной кухни, изделия декоративно-прикладного искусства, национальную посуду, куклы в национальных костюмах. Благодаря тому, что для лепки используется современный, прочный (самозатвердеваемый или запекаемый), практичный материал дети могут играть с изделиями (игрушки, фигурки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр), носить их (лепим украшения для ободков, брелков), дарить их.

У детей повышается самооценка:

1.Ребята создают интересные практичные изделия, которые нравятся сверстникам и взрослым.

2.Участвуя в конкурсах и достигая определенных уровней, дети получают дипломы и иную мотивацию.

3.На занятиях создается благоприятная среда равенства и поощрения, поддержки друг друга.

4.Детей привлекают к творческим проектам и конкурсам.

Библиографический список:

1.Адамчук М.В. «Все секреты пластилина. Развиваем моторику рук».- Москва «Астрель», 2017

2.Лыкова И. А. «Плывет, плывет кораблик. Лепим игрушки из пластилина.- Москва

«Цветной мир», 2020

3.Лыкова И. А. «Жил-был пластилин. Бабушкины сказки.- Москва «Цветной мир», 2020

4.Электронно – образовательные ресурсы:

- Амадулин Ш. Т. Нейролепка, Развиваем мозг через пластилин. Многоразовые карточки-тренажеры. Издательство «Капиталл»,2021

- https://vk.com/detku_v_lepke


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование в работе с детьми дошкольного возраста дидактических игр, рекомендованных УМК «Татарча сөйләшәбез»

Во время обучения русскоязычных детей татарскому языку для закрепления активных слов и речевых образцов, для обогощения словарного запаса использую дидактические игры. Используя демонстрационный и раз...

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком

Мастер-класс для воспитателей по использованию в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...

Кинезиологические упражнения. Способы использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Статья знакомит с понятием кинезиология. Включает в себя перечень нейродинамических упражнений для детей дошкольного возраста и способы их использования....

Презентация Использование в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком

Использование в работе с детьми дошкольного возраста техники рисования песком...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....

Многофункциональное пособие «Волшебный парашют» и его использование в работе с детьми дошкольного возраста

Уникальность парашюта и игр с ним состоит в том, что развернутый парашют сразу же привлекает к себе внимание детей и никого не оставляет равнодушными. Парашют даёт ребёнку богатый спектр новых ощущени...

Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РОДЖИО.

Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе я использовала провокацию по методу РЕДЖИО. Метод Реджио берет свое название от городка Реджио-Эмилия на севере Италии....