Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной к школе группы «Украсим русскую народную рубаху-косоворотку»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Никитина Юлия Александровна

Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры. Познакомить детей с русской народной рубахой - косовороткойУточнить названия деталей одежды (ворот, подол, рукава.).  Закреплять умению детей вырезать рубаху способом сложенной пополам. Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать рубахуРазвивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей; дополнять аппликацию рисунком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rubahi.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по аппликации для детей подготовительной к школе группы «Украсим русскую народную рубаху-косоворотку»

Задачи:

  1. Продолжать работу по приобщению детей к истокам народной культуры.
  2. Познакомить детей с русской народной рубахой - косовороткойУточнить названия деталей одежды (ворот, подол, рукава.).
  3. Закреплять умению детей вырезать рубаху способом сложенной пополам.
  4. Учить составлять узоры по мотивам народного искусства – украшать рубаху.
  5. Развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей; дополнять аппликацию рисунком.
  6. Развивать мелкую моторику рук.
  7. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Предварительная работа: беседа об истории русского костюма; чтение стихотворений, пословиц, поговорок об одежде; рассматривание иллюстраций с изображением русских национальных костюмов; рассматривание иллюстраций по мотивам декоративно – прикладного искусства.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением русского народного костюмаальбомные листы бумаги с изображением силуэтов одежды: рубаха, сорочка, сарафан; листы красной бумаги для каждого ребенка, ножницы, фломастеры разных цветов, цветные карандаши.

Индивидуальная работа: развивать умение аккуратно вырезать, правильно размещать детали на бумаге равномерно наносить клей; дополнять аппликацию рисунком.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь волшебная шкатулка. Как вы думаете, что может в ней находиться?

Раздается голос (записанный голос)

Голос: «Здравствуйте, ребята. Помогите мне, пожалуйста. Злая ведьма заколдовала моих братьев, чтобы расколдовать их, надо сшить 11 рубашек. Когда я рвала крапиву, мои руки покрылись волдырями от ожогов и теперь я не могу шить. Я из сказки….

Воспитатель:  Кто эта девочка, из какой сказки? Ребята, что же нам делать? Как ей помочь? Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю сшить не обычную рубаху, а старинную рубаху косоворотку.

Воспитатель: Как вы думаете, почему она так называлась? (ответы детей). У косоворотки разрез воротника был не на середине груди, а сбоку.

Воспитатель: Белую косоворотку часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой. И обязательно подпоясывали нешироким поясом.

Воспитатель: А зачем в старину украшали одежда? (ответы детей). Вышивка не только делала одежду красивее, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его от зла и беды.

Воспитатель: В старину знаки на вышивке имели особое значение. Желтый круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой цвет на Руси был самым любимым? 

Ответы детей (красный).

Воспитатель:  Красный цвет считали цветом солнца, огня, силы и власти. Поэтому старинные наряды украшали чаще всего красным цветом. И мы в своей работе будем использовать именно этот цвет. Вы можете дополнять узор карандашами других цветов.

Воспитатель обращает внимание на образец.

Воспитатель: Ну, а для того чтобы продолжить рабу нам нужно подготовить наши пальчики. 

Мячик ёжик мы возьмём

Покатаем и потрём

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем,

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмём

И немного покатаем,

Потом ручку поменяем

Воспитатель: Ну вот, теперь можно приступать к работе. Сначала мы с вами сошьём рубаху. Берём белый лист бумаги, складываем пополам. Линия сгиба должна быть с левой стороны. Теперь берем выкройку рубахи, прикладываем её к линии сгиба, придерживаем левой рукой, правой обводим простым карандашом. Хорошо придерживаем выкройку, чтобы она не сместилась в сторону. Я обвела выкройку. Теперь необходимо вырезать по контуру.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе вспомним Правила безопасной работы с ножницами.

- Ножницы клади кольцами к себе.

- Подавай ножницы кольцами вперёд.

- Не оставляй ножницы открытыми.

- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

- Используй ножницы по назначению.

Воспитатель: Ножницы беру в правую руку, в левую руку беру прямоугольник за линию сгиба, начинаю вырезать по контуру. За линию сгиба держу плотно, поворачиваю бумагу, а не ножницы (воспитатель выполняет вырезание).

Воспитатель: Наша рубаха готова!

Воспитатель: Теперь, ребята, нам следует отрезать и приклеить полоски бумаги на ворот рубахи, на нижнюю часть рукавов. Застежку на рубахе приклеиваем на боку. У нас ведь не просто рубаха, а косоворотка. Пояс сделаем из полос бумаги.

Воспитатель:  Ребята, какие вы молодцы. Вы отлично постарались и все славно потрудились. Давайте сделаем выставку наших работ, полюбуемся сами на них, а потом соберем и отдадим девочки для ее братьев.

Дети рассматривают, обсуждают.

Воспитатель: Рассмотрим, какие работы у вас получились.

Воспитатель: Как вы думаете, каким сказочным героям подойдет такая одежда? Из каких русских народных сказок? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»«Гуси- лебеди»«По щучьему велению» и др.)

Воспитатель: У кого самый интересный наряд? Что было трудно делать? Что было интересно? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по окружающему миру в подготовительной к школе группе "Изготовление русской народной куклы Ангела-хранителя".

Цель: Познакомить детей с изготовлением традиционной русской куклы.Задачи: - Дать представление о значении куклы в жизни русского народа;- познакомить с некоторыми разновидностями узелк...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Данное занятие поможет воспитателю открыть смысловое содержание сказки более подробно и эмоционально....

Занятие по аппликации для детей подготовительной к школе группе В формате #сидим дома с пользой дела# Мастер класс с пошаговым фото «САМОЛЕТ» ( 27.04- 30.04)

Данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной к школе группе ,младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, родителей....

Занятие по аппликации для детей подготовительной к школе группе В формате #сидим дома с пользой дела# Мастер класс с пошаговым фото «САМОЛЕТ»

Данный мастер-класс предназначен для детей подготовительной к школе группе ,младшего и среднего школьного возраста, педагогов дополнительного образования, родителей....

Из опыта работы «Приобщение детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре в процессе овладения приёмами и техникой вышивания»

Из опыта работы ведения кружковой деятельности «Волшебная иголочка» по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре, развитию художественно – творческ...

Конспект занятия на тему для детей подготовительной к школе группе «В гости к русской народной сказке»

Конспект занятия на тему для детей подготовительной к школе группе «В гости к русской народной сказке»...