Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография». (Обобщение опыта работы).
статья по рисованию

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография».

 (Обобщение опыта работы).

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей.  Для пробуждения у малышей интереса к изобразительной деятельности   богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином — «Пластилинография».

Вот уже три года я веду кружок «Очумелые ручки», где мы занимаемся пластилиновой живописью.   Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Работая с детьми, убеждаюсь в том, что данная  техника позволяет детям испытывать  положительные эмоции.  Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации), неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают детей, поэтому они с удовольствием занимаются этой техникой.

Предметный материал занятий  кружка представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение, базируется на уже изученном, содержит знакомые формы, выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки,   насекомые, птицы, сказочные животные, обитатели подводного царства и т.д.. Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи вызывают у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве. Ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

При использовании данной техники я опиралась на соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип развивающего обучения.

          Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность; развиваю эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признаю ценность личности каждого ребенка и нацеливаю обучение на раскрытие и развитие его индивидуальности.  

Чтобы работа в технике «Пластилинография» была более эффективной, прежде всего, я стараюсь заинтересовать детей, начинаю работу постепенно от лёгкого к сложному. Сначала учу малышей разминать пластилин, пока он не станет податливым. Затем - отщипывать и скатывать в шарики; предлагаю готовую основу или прошу незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со мной создать контур.

  Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из - за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомлю с простейшими приемами  «Пластилинографии». Это:

Размазывание - самый упрощенный способ «Пластилинографии», доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатываем шарик или колбаску, а потом сдавливаем ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются   "Падающий снег", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку" и т.д..

Мы используем стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,

Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.

А ромашки, незабудки, лютики-малютки

Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

 

Когда простейшие способы будут освоены детьми, перехожу на более сложный этап обучения, показываю новые приемы   «Пластилинографии»:

Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.

Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.

Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой.

Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стека: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл. Учу детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

В процессе обучения «Пластилинография» не ставлю перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять ребятам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Когда дети уже освоили приемы «Пластилинографии», они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Всегда поддерживаю детскую инициативу, ведь  выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие. Знакомлю детей с более сложной моделью, такой как создание 3 – D конструктор. По образцу, когда дети поймут принцип создание разных моделей, они уже самостоятельно создают конструкции, тем самым развивают логически инженерное мышление.

  Техники, которые я использую в кружковой работе:

Обратная «Пластилинография» (витражная) - рисуем с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляем на основе маркером, а затем его элементы заполняем пластилином. В изображение подбираем кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаем, а затем размазываем по прозрачной основе.  

Модульная «Пластилинография»  - принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная «Пластилинография»  - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносим маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладываем контур, изображение заполняем жгутиками соответствующего цвета. Можно воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираем разные цвета пластилина, из которых делаем тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываем друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», показывает каких результатов удалось нам достичь:

- у детей наблюдается повышенный интерес и творческая активность;

- в работах детей преобладают новизна и оригинальность;

- дети свободно экспериментируют с дополнительными материалами;

- хорошо развита координация рук, мелкая моторика;

- у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, пространственные представления (ориентация на листе);

- развита активная речь, словарный запас.

- дети выполняют задание самостоятельно, без помощи (самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, дополняют необходимыми материалами).

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников. Результат опроса родителей показал, что: родители знают, каково значение лепки для общего развития детей; 94 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок и дальше посещал кружок «Очумелые ручки».

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plastil.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Художественное творчество с использованием нетрадиционных средств рисования «Пластилинография».

 (Обобщение опыта работы).

В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей.  Для пробуждения у малышей интереса к изобразительной деятельности   богатым потенциалом обладает нетрадиционная техника работы с пластилином — «Пластилинография».

Вот уже три года я веду кружок «Очумелые ручки», где мы занимаемся пластилиновой живописью.   Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.

Работая с детьми, убеждаюсь в том, что данная  техника позволяет детям испытывать  положительные эмоции.  Пожалуй, невозможно найти такого ребенка, который бы не любил лепить из пластилина. Мягкий и податливый, он может принимать любую форму, в отличие от других видов творчества (рисования, аппликации), неудавшуюся пластилиновую поделку легко исправить. Такие качества привлекают детей, поэтому они с удовольствием занимаются этой техникой. 

Предметный материал занятий  кружка представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение, базируется на уже изученном, содержит знакомые формы, выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки,   насекомые, птицы, сказочные животные, обитатели подводного царства и т.д.. Техника пластилиновой графики в лепке уникальна. Дети придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи вызывают у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве. Ребята с удовольствием принимают участие в конкурсах, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес.

При использовании данной техники я опиралась на соблюдение следующих принципов:

  1. Принцип развивающего обучения.

          Придерживаясь данного принципа, я стараюсь дать детям знания повышенного уровня, опережающие их развитие.

2. Принцип воспитывающего обучения.

Обучая технике «Пластилинография» воспитываю у детей – усидчивость, терпение, самостоятельность; развиваю эстетический вкус.

3. Принцип свободы выбора.

Я предоставляю детям возможность самим решить, как будет оформлена их картина, предоставляю им возможность выбрать подходящий на их взгляд материал. Может быть, поэтому все поделки получаются разными, красивыми, интересными.

4. Принцип личностно – ориентированного обучения.

Признаю ценность личности каждого ребенка и нацеливаю обучение на раскрытие и развитие его индивидуальности.  

Чтобы работа в технике «Пластилинография» была более эффективной, прежде всего, я стараюсь заинтересовать детей, начинаю работу постепенно от лёгкого к сложному. Сначала учу малышей разминать пластилин, пока он не станет податливым. Затем - отщипывать и скатывать в шарики; предлагаю готовую основу или прошу незначительно помочь при ее подготовке, например, вместе со мной создать контур.

  Главное при создании картин из пластилина - учитывать возраст ребенка и его технические навыки, так как из - за сложности изображения может теряться интерес к творчеству. Поэтому малышей сначала знакомлю с простейшими приемами  «Пластилинографии». Это:

Размазывание - самый упрощенный способ «Пластилинографии», доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.

Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.

Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатываем шарик или колбаску, а потом сдавливаем ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.

Сюжетами картин для дошкольников в этом возрасте могут быть хорошо знакомые осенние и летние мотивы, например, "Солнышко" (на голубом фоне сплющиваем желтый шарик, а лучики примазываем вокруг); "Цветы на траве" (зеленый пластилин размазываем по гладкой основе, сплющенные разноцветные шарики накладываем сверху). Подобным образом декоративно изображаются   "Падающий снег", "Разноцветный салют", "Гирлянды на елочку" и т.д..

Мы используем стишки, загадки и небольшие истории о лепной картинке, чтобы поддержать интерес к творчеству, например:

Я слеплю из пластилина небо, солнце, ручеек,

Налеплю цветов повсюду, нарисую василёк.

А ромашки, незабудки, лютики-малютки

Будут солнцу улыбаться, теплым летом наслаждаться!

Когда простейшие способы будут освоены детьми, перехожу на более сложный этап обучения, показываю новые приемы   «Пластилинографии»:

Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.

Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.

Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.

Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой.

Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стека: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл. Учу детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.

В процессе обучения «Пластилинография» не ставлю перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять ребятам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Когда дети уже освоили приемы «Пластилинографии», они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Всегда поддерживаю детскую инициативу, ведь  выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие. Знакомлю детей с более сложной моделью, такой как создание 3 – D конструктор. По образцу, когда дети поймут принцип создание разных моделей, они уже самостоятельно создают конструкции, тем самым развивают логически инженерное мышление.

  Техники, которые я использую в кружковой работе:

Обратная «Пластилинография» (витражная) - рисуем с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляем на основе маркером, а затем его элементы заполняем пластилином. В изображение подбираем кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаем, а затем размазываем по прозрачной основе.  

Модульная «Пластилинография»  - принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.

Мозаичная «Пластилинография»  - любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.

Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносим маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладываем контур, изображение заполняем жгутиками соответствующего цвета. Можно воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.

Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираем разные цвета пластилина, из которых делаем тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываем друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.

Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (низкий рельеф, объем рисунка менее половины), горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.

Системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», показывает каких результатов удалось нам достичь:

- у детей наблюдается повышенный интерес и творческая активность;

- в работах детей преобладают новизна и оригинальность;

- дети свободно экспериментируют с дополнительными материалами;

- хорошо развита координация рук, мелкая моторика;

- у детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, пространственные представления (ориентация на листе);

- развита активная речь, словарный запас.

- дети выполняют задание самостоятельно, без помощи (самостоятельно выбирают тему, планируют свою работу, дополняют необходимыми материалами).

Анализ уровня развития изобразительной деятельности, процесса и продуктов детского творчества показывает, что использование нетрадиционной техники работы с пластилином дает толчок к положительной динамике в развитии творческих способностей дошкольников. Результат опроса родителей показал, что: родители знают, каково значение лепки для общего развития детей; 94 % родителей хотели бы, чтобы их ребёнок и дальше посещал кружок «Очумелые ручки».

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике «Пластилинография» позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения, навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»

Художественное творчество  с использованием нетрадиционной  техники рисования пальчиковыми красками в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «Зайка в гости к нам пришёл»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования «Украсим рукавичку» вторая младшая группа

Цель непосредственно образовательной деятельности:Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей  в процессе изобразительной деят...

Конспект занятия по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ в подготовительной группе: «Путешествие в космос».

Програмное содержание:Цель: Развивать воображение, фантазию, умение импровизировать.Задачи:Продолжать осваивать технику "граттаж"; закреплять умение использовать художественные средства выразител...

Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисовании пальчиками в первой младшей группе с 2 до 3 лет

Художественное творчество с использованием нетрадиционной  техники рисовании пальчиками в первой младшей группе с 2 до 3 лет  Тема: «Дождик»...

Конспект НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционной техники (рисование манной крупой) в старшей группе

Цель: познакомить детей  с нетрадиционной техникой рисования c помощью манной крупы....

Конспект НОД. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования «Красивая руковичка"

Цель непосредственно образовательной деятельности: Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей в процессе изобразительной деятельно...