Занятие по лепке "Народные промыслы. Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

ОЛЬГА ВАХИТОВНА ИВАНОВА

Цель: Создание условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dymkovskaya_igrushka.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по лепке в старшей группе «Дымковская игрушка»

Цель: Создание условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с дымковской игрушкой.

Задачи:

 Обучающие задачи:

1. Знакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.

2. Приобщать детей к истокам русской культуры. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

 

Развивающие задачи:

1. Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

2. Развивать активную речь детей в процессе сравнения, анализа элементов росписи дымковских игрушек, в поиске идентичных элементов;

3. Развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

4. Развивать чувство симметрии, ритма.

 Воспитательные:

1.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

2.  Способствовать проявлению положительных эмоций;

3.  Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

 

Словарная работа: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись;

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Средства:

• мультимедийные – презентация;

• литературные стихи;

• оборудование - рисования дымковской барыни; фигуры дымковских игрушек; стаканчики с водой (по количеству детей); салфетки; кисточки, ватные палочки, краски, гуашь.

о дымковской игрушке, историей возникновения, особенностей узоров и цвета узоров.

 

                                              Ход занятия

  1. Вводная часть (организационный и мотивационный момент).

Воспитатель:

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.                         Собрались ребята в круг, слева - друг и справа - друг.                                          Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. .

Воспитатель: Прошу пройти к доске, на которой выставлены разные изделия дымковских мастеров.
Воспитатель:  Ребята, дымковские изделия нам с вами хорошо знакомы.            Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке начнем рассказ!
-Ребята, а кто помнит, где зародилась дымковская игрушка? Почему это место так называется? (если затрудняются, говорю сама).

- Молодцы! Эти удивительные изделия сделаны из глины и расписаны мастерами-художниками.

- Ребята, а вы готовы сегодня узнать секреты народных мастеров из Дымково?

Воспитатель: ( презентация)                                                                                  С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали, дымковской, или ласково – дымкой. Всю зиму лепили мастера свои игрушки, чтобы весной вновь радоваться со всеми теплому, яркому солнышку, которое отражалось в весенних игрушках. Каждую весну шумела, кипела ярмарка-свистунья. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

 Рассматривание иллюстраций.

- Какое настроение создают эти игрушки? Какими цветами расписаны дымковские игрушки? (синий, красный, желтый, зеленый) Да, все игрушки расписаны яркими красками. А еще дымковские игрушки отличаются и своим узором. Какие узоры в их росписи вы увидели? (кружочки, точки, волны, полоски).

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый).

7. Где изготавливают глиняные игрушки? (в печи).

8. Что такое свистулька? (это такие дымковские игрушки).

9. В чем особенность дымковской игрушки? (она белоснежная).

10. Из каких элементов состоит дымковская роспись? (кружочки, линии, точки, кольца, полоски).

Физкультминутка.

Мы игрушки расписные, 
(Стойка прямо, небольшие покачивания плечами) 
Хохотушки вятские 
(Улыбка друг другу с поворотом) 
Щеголихи слободские, 
(Поворот вокруг себя) 
Кумушки посадские. 
(Небольшие приседания) 
У нас ручки крендельком 
(Показ рук вперед, на пояс) 
Щёчки будто яблочки, 
(Легкие прикасания к своим щекам) 
С нами издавна знаком 
(Стойка прямо) 
Весь народ на ярмарке. 
(Поклон).

  1. Основная часть.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу художественную мастерскую. Закроем глаза, покружимся и скажем вместе со мной волшебные слова: «Вертись, кружись в мастерской окажись!» (Дети кружатся и повторяют слова за воспитателем).

Воспитатель: Посмотрите, как интересно: здесь краски, кисточки.  На прошлом занятии мы с вами слепили барельефы чудесных коней из соленого теста.  И вот наконец наши кони подсохли и ждут чтобы вы их раскрасили.

 Воспитатель: Я хочу вам напомнить, если вы хотите украсить игрушку колечками, то их рисуем кончиком кисточки, точки – горошины будем наносить способом примыкания.

 Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать своего коня. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения коней на доске. А так же элементы дымковской росписи.

Воспитатель:
Предлагаю вам на время стать помощниками мастера – подмастерьями и занять рабочие места. Здесь есть все для работы, желаю вам хорошо потрудиться! (Дети занимают места за столами).

Сегодня мы с вами превратимся в дымковских мастеров и украсим наших коней.  Дымковский конь очень нарядный. По белому фону, мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете изображать коня по своему желанию.

3. Выставка детских работ.

- А теперь мастера полюбуемся на ваши работы.

Вот игрушки так игрушки!

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней чудной красоты,

Чтоб ввести нас в мир России,

В мир преданий и добра,

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди, мастера!

- А сейчас нам пора в группу. Закрываем глаза и говорим: «Крутись, вертись, в группе окажись».

4. Завершение образовательной деятельности.

Подведение итогов, рефлексия деятельности детей. 

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили? Что делали? Что больше всего понравилось? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."

Презентация "Русские народные промыслы: дымковская игрушка."...

Презентация "Народные промыслы. Дымковская игрушка"

Дымковская игрушка - глиняная скульптура, отдельный вид искусства. Для нее характерно определенное обеливание и яркая роспись....

Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка

Проект: Народные промыслы. Дымковская игрушка...

Исследовательско–творческий проект «Знакомство с народным художественным промыслом "Дымковская игрушка".

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; ...

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Знакомство с народным художественным промыслом "Дымковская игрушка".

Цель проекта: знакомить детей с одним из народных промыслов России – дымковской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры дымковской росписи на разных шаблонных формах; ...