Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка.
консультация

Цыганова Анастасия Юрьевна

Каждый ребенок может создать свой собственный маленький мир из пластилина или из теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsia_po_lepke_025439.odt879.76 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка.

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребенку лепка? Из каких материалов, что и как лепят дети? На эти вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой собственный маленький мир из пластилина или из теста, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли, вспомните пластилиновые мультфильмы!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

  • повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, цвета, веса, пластики;
  • развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
  • синхронизируют работу обеих рук;
  • формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Первые ступеньки в лепке.

Знакомство. Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалами и иго свойствами. Дайте ему пластилин или тесто.

Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусок теста или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.

Переход к изображению

Отпечатки ног на снегу и песке дают ребенку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию. Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть в пластилин зубчиками? А если процарапать вилкой пластилин или тесто? Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?» «На что похоже?» «Чем можно еще ставить такой «след»?».

Изображение в лепке: создание образов, овладение техникой.

Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребенок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребенка свой темп и своя «дорожка». Общее для всех детей, принципиально важное достижение – появление в лепке образа. Образное начало – специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.

Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук.

Это умение формируется постепенно как своего рода теоретическая основа освоения техники. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребенка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить вылепить. Или попросить задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать (жук или гусеница, яблоко или банан). Такие задания закрепляют стихийно – формирующиеся у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребенок приходит к своеобразной системе экспериментирования, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно вылепить.

Как создать цилиндрическую форму и как ее можно изменить.

«Колбаска» или валик – первая форма, которую ребенок может вылепить самостоятельно уже в 1-1,5 года.  

В дальнейшем он совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, гвоздики, конфеты, заборчик, деревья и многое другое.

К 2,5-3 годам ребенок начинает более внимательно относится к форме и старается точнее ее передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму:

  • раскатать кусочек пластилина (теста) в ладонях продольными движениями туда-обратно;
  • раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
  • раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму цилиндра:

  • свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
  • скрутить в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея);
  • сплющить в ленту (листок, шарфик);
  • раскатать в конус (морковка, колпачок);
  • свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна).

Как создать шарообразную форму и как ее можно изменить.

Шар – еще одна форма, которую ребенок осваивает в раннем детстве. Малыши с удовольствием лепят конфеты, ягоды, яблоки и «угощают» ими свои игрушки. Нужно заметить, что техника получения шара сложнее, чем создание цилиндрической формы, так как требует более точной и согласованной координации движений обеих рук.

Как получить шарообразную форму:

  • раскатать кусочек пластилина (теста) круговыми движениями;
  • раскатать кусочек пластилина одной ладонью на твердой поверхности;
  • раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев; при таком способе получаются очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т.д.).

Как преобразовать форму шара:

  • слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать (киндер-сюрприз, воздушный шарик, дыня);
  • оттянуть с одной стороны (груша, матрешка);
  • раскатать и по необходимости согнуть (банан, огурец);
  • сплющить между ладонями в диск (колесо, лепешка);
  • раскатать в конус (мороженое, пирамида); некоторые формы, например, конус, можно создать как из цилиндра, так и из шара;
  • сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);
  • сделать углубление пальцами или карандашом (шляпа гриба, чашка, ваза);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка);
  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски).

Формы шара, цилиндра и произвольные от них формы – это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребенок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивать технику лепки можно с помощью соленого теста.

Рецептов солёного теста немало. Если только начинаете знакомство с ним, выбирайте проверенный классический рецепт. Он очень простой — как по приготовлению, так и по составу.

Мягкая масса не прилипает к пальцам, не имеет раздражающих запахов и относится к гипоаллергенным смесям. Загрязнения, возникшие на одежде и предметах в ходе творческого процесса, легко отмываются и не оставляют пятен. Несмотря на съедобные ингредиенты, соленое тесто употреблять в пищу нельзя.

Данный материал состоит из подручных ингредиентов, доступен по цене, что позволяет вволю заниматься лепкой с детьми. Из него легко лепить различной формы фигуры, так как материал очень податлив, что позволяет справиться с занятием даже слабым детским пальчикам

Процесс создания массы довольно прост, с ним справится любая хозяйка, когда-либо имевшая дело с выпечкой.

Создание объемных фигур улучшает пространственное мышление. Процесс учит воображать трехмерное изображение конечного результата, достигать его и корректировать по ходу создания фигуры. Занятие лепкой вместе со взрослыми способствует оживленному общению. Веселый творческий процесс позволит с пользой провести время и надолго сохранить результаты в виде оригинальных поделок и сувениров.

Главным секретом сохранности изделий является присутствие в заготовке большого количества соли. Она выступает натуральным консервантом и после сушки надолго сохраняет изделия в первоначальном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка...

Особенности лепки и ее влияние на развитие ребенка

Как влияет лепка на развитие ребенка?  Лепка отличное занятие для детей. Она положительно влияет на общее состоянии малыша. Когда ребенок лепит, причем из любых материалов, происходит естест...

«Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка»

laquo;Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка»Почти все малыши любят лепить различные фигурки. Они получают от этого не только удовольствие, но и большу...

Консультация на тему «Работа с пластилином или тестом для лепки и ее влияние на развитие ребенка»

Лепка – вид изобразительной деятельности ребенка. Занятия с пластилином, тестом, массой обогащают сенсорный опыт малыша, развивают мелкую моторику пальчиков рук, учат доводить дело до резул...

Особенности лепки и её влияние на развитие ребёнка

первое знакомство с пластилином и соленым тестом...