«Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Тимонькина Светлана Викторовна

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям  мордовского  декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке.

- Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.

- Обращать внимание детей на выразительные средства элементов  мордовского орнамента  (цвет, форму).

Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Развивающие:

- Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения;

- Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Оборудование: образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

Предварительная работа:

- Дидактические игры «Кто, где живет?»«Одень куклу Алдуня».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг.

- Рисование элементов  мордовского орнамента:  «крест»«галоч-ка»«елочка»«ромб».

Словарная работа: Закрепить слова

Здравствуйте - шумбратадо

До свидания - вастомазонок

Садитесь - озада

Бусы - крганят

Платье - панар

Методы и приемы:

- Рассказ;

- Беседа;

- Последовательность выполнения приемов аппликации;

- Анализ готовых работ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Национальный костюм (украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»)».

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям  мордовского  декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке.

- Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.

- Обращать внимание детей на выразительные средства элементов  мордовского орнамента  (цвет, форму).

Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Развивающие:

- Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения;

- Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Оборудование: образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

Предварительная работа:

- Дидактические игры «Кто, где живет?»«Одень куклу Алдуня».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг.

- Рисование элементов  мордовского орнамента:  «крест»«галочка»«елочка»«ромб».

Словарная работа: Закрепить слова

Здравствуйте - шумбратадо

До свидания - вастомазонок

Садитесь - озада

Бусы - крганят

Платье - панар

Методы и приемы:

- Рассказ;

- Беседа;

- Последовательность выполнения приемов аппликации;

- Анализ готовых работ

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На доске картины кукол в национальной одежде мордовского народа.

Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности?

- А как вы догадались?

- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»

- Раньше про мордовских девушек говорили так:

«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

- Как вы думаете, почему так говорили?

- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.

(Демонстрация мордовской рубашки).

-Это мордовская рубашка. (панар)

- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку, сначала услышишь, а потом увидишь».

У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

- Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

- Молодцы!

- Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения: полотенцах, фартуках, наволочках, платках)

- Ребята, посмотрите на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка, а на голове «Сорока».

«Сорока» - это женский головной убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному - некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины, более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.

Физкультминутка на мордовском языке (дети встают в кружок)

Нят стирнят и церанят. Синь тиихть зарядка.

Нят стирнят и церанят. Синь курькснихть соксса.

Нят стирнят и церанят. Синь комотнихть.

Нят стирнят и церанят. Синь ласькондихть

- Ребята, Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»

- Как вы думаете, какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)

- Что нужно нам для работы?

- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)

- Ребята, посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.

- Что можно из них сделать? (крестики)

Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.

На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети вырезают элемент «крестик».

- Какой элемент у вас получился? (крестик)

- Составьте узор из полученных элементов.

Дети раскладывают узор на заготовке.

Пальчиковая гимнастика.

Тя – атяня

Тя – бабаня

Тя – цёраня

Тя – стирня

Тя – шеерня

Кштр, кштр, кштр – кяшсь шеенясь

Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к наклеиванию элементов.

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель:

- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.

- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

- Картину какого мордовского художника мы рассматривали? (Ф. Сычкова)

Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.

- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации мордовского головного убора «Сорока» с детьми подготовительной группы

Цель: воспитать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Задачи:Образовательные·        Учить детей вырезать новые элемен...

Мордовский головной убор

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи: расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве; вызвать интерес к оформлению мордовского голов...

Конспект НОД по окружающему миру в старшей «А» группе (ТНР) с использованием национально-регионального компонента «Красота головного убора» Воспитатель: Бабушкина Ирина Эдуардовна

На занятии дети закрепили представления о русских и татарских национальных костюмах, узнали о том, что в национальных костюмах самым главным элементом, являются головные уборы. Словарь детей пополни...

"Украшение мордовского головного убора "сорка" или "сорока"

Цель: воспитывать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства. Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнаватьеё характерные особенности,создавать несложны...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Изучение национальной одежды мордовского народа и отдельных ее элементов....