Тема: «Фронтовое письмо - треугольник»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска 

подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревна

тема: "Фронтовое письмо- треугольник"

старшая группа "Ягодки 3"

 

Смоленск , 2024 год.
 

Цели:  Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах - треугольниках военных лет;

Задачи:  Учить детей складыванию оригами «фронтового письма», развивать мелкую моторику пальцев рук; 

                        Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство      уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги.

Оборудование:  бумага,  письма-треугольники, картины, фотографии, схема складывания фронтового треугольника.

                                    Ход занятия.

Оргмомент.

 Воспитатель:- 

«Треугольничек» заветный ждали с фронта каждый день

В сотый раз такой листочек перечитывать не лень,

Эти желтые странички – нам из прошлого привет,

Чтобы помнили потомки через много-много лет.

Основная часть.

Воспитатель: Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали домой письма. А знаете, какие письма приходили с войны?

Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках.   В военные годы конвертов не было. Написав письмо, листочек особым образом складывали в треугольник. Письмо - треугольник - это письмо и конверт одновременно. Марки на такие письма не наклеивали, на одной стороне листа писали адрес. Вместо обратного адреса указывали № полевой почты.

 Воспитатель:- Солдаты писали письма в перерывах между боями, притулившись где-нибудь в уголке. положив на колено что-нибудь. на чем можно было писать. иногда закончить письмо не удавалось- звучал сигнал атаки. начинался бой. И тогда солдат, свернув бумагу треугольником (показываю как делался конверт,   передавал письмо почтальону). Доставкой писем занимались военные полевые почтальоны.

Воспитатель:- Помните, дети, мы с вами когда-то читали произведение С. Маршака «Почта»? Помните, как в нем описан почтальон?

  С толстой сумкой на ремне.

  с цифрой 5 на медной бляшке,

  В синей форменной фуражке.

Воспитатель: Красиво, правда? Но не так были одеты фронтовые почтальоны! Они носили военную форму и сапоги и не только отправляли домой солдатские письма и  вручали им те, что приходили из дома.  Если нужно было, они брали в руки оружие и воевали вместе с солдатами. А почта тогда называлась полевой, потому, что не было у неё постоянного адреса. Она и отступала, и наступала вместе с солдатами. На каждом солдатском конверте стоял штемпель: « Полевая почта».  Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это была весточка от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днем

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнем.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах с фронта?

Воспитатель:-В письмах с той, теперь уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях  с кем вместе приходилось воевать  о ранениях, которые солдаты, чтобы не беспокоить своих родных, всегда называли легкими. Чаще всего своим близким солдаты, как заклинание, писали такие или примерно такие строчки:

                          Жди меня, и я вернусь

                          Всем смертям назло.

Воспитатель:- Писем с фронта с нетерпением ждали матери, жены, дети солдат. Письма эти были светом в окошке для родных. Маленькие солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу. Иллюстрация картины  А.И.Лактионов  «Письмо с фронта».

Воспитатель: И вот, наконец настал день, когда солдаты написали о Победе. Это был день 9 мая 1945 года.

Воспитатель: Закончилась война. но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники с пометкой  «Солдатское». Эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети. Они были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам:- Человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно.

Воспитатель: Сегодня, в канун Дня Победы, придите  домой и спросите своих родных может быть, в вашей семье до сих пор хранятся письма со штемпелем полевой почты. Попросите прочесть их вам, возьмите письма в руки и вспомните о том, о чём мы говорили: человек не должен воевать. Он должен растить детей, сеять хлеб, создавать умные машины и ценить жизнь. В этом, а не в войнах смысл жизни Человека на земле.

 Физминутка.

Продуктивная деятельность «Фронтовой треугольник»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать «солдатский треугольник»?  

 

Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником. Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведь письма ходили нечасто.

Воспитатель:  А теперь попробуем сами сложить письмо-треугольник. Схема складывания фронтового письма- обратите внимание на доску-это схема складывания письма.

Индивидуальная помощь.

  Заключительная часть.

 Воспитатель:- Вам понравилось занятие?

                          -Как называется письмо?

                         - Что научились мы делать ?   

                    -Что интересного и нового вы сегодня узнали?

                    -Что для вас было трудным при изготовлении письма?

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фронтовое письмо - треугольник» проект.

Образовательный, информационно-практико-ориентированный проект посвященные 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне....

Презентация " Фронтовые письма- треугольники"

Фронтовые письма – треугольники»Цель:развитие у дошкольников гражданской позиции,развитие патриотических чувств, любви к Родинеразвитие чувства благодарности  за свое мирное  детство перед в...

Конспект нод с элементами конструирования "Фронтовые письма - треугольники"

Мероприятие которое помогает фомировать чувство патриотизма, а также культурно исторические знания о Великой Отечественной Войне....

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"...

Конспект открытого интегрированного занятия «Фронтовые письма-треугольники» в старшей группе. Посвященный Дню Победы.

развивать у дошкольников  патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников в ВОВ, связанное со знаменательной датой 70-летия Победы...

Тема: "Фронтовые письма-треугольники" (Оригами)

Цели: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах-треугольниках военных лет;Задачи:  Учить дете...

НОД на тему "Фронтовое письмо-треугольник"

Выбрала эту тему, так как считаю, что она актуальна сейчас в связи с празднованием Дня Победы уже 78й год, также в связи с событиями в современном мире на территории Украины. И считаю, уже наступил мо...