Педагогический проект "Модель развивающей физкультуроно- оздоровительной работы в ДОУ"
презентация к занятию (физкультура, подготовительная группа) по теме

  В слайд- презентации представлено краткое описание проекта: цель, задачи, формы и методы работы физкультурно- оздоровительной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Prezentaciya_proekta.ppt900.5 КБ
Microsoft Office document icon Obrazovatelnyy_proekt.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

«Модель развивающей

 образовательно-оздоровительной системы ДОУ»

                                                          Работа составлена

                                                                              инструктором                                          культуре                                                                          

 по физической

МАДОУ г. Перми                                                                  

                                                                     « Детский сад № 64»

                                                     г.Перми

                                                          Н.А.Четвериковой

г.Пермь

 Название проекта: «Модель  развивающей образовательно – оздоровительной системы ДОУ»

Краткое содержание проекта: «Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка -  это основа формирования личности».

Современные исследования констатируют наличие проблемы: около 75% болезней заложены в детстве, только 10% детей приходят в школу здоровыми, да и в детские сады приходит не намного больше абсолютно здоровых детей. Сложившаяся система физического воспитания не обеспечивает в должной мере ни развитие двигательной активности, ни, тем более, общей психофизиологического развития детей дошкольного возраста.

Всё выше перечисленное свидетельствует о том, что в обществе назрела необходимость в здоровьесберегающих программах или, другими словами, в развивающей педагогике оздоровления.

Исследование, которые были проведены в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО имени А.В.Запорожца показывают, что благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы её эффективность возрастает в несколько раз по сравнению с традиционной практикой.

Таким образом, анализируя состояние практики оздоровления на сегодняшний день необходимо обогащение, дополнение содержания физкультурных занятий элементами развития творческого мышления, что повышает интерес детей к физкультурным занятиям, а следовательно, их эффективность и результативность, что в свою очередь способствует  снижению заболеваемости.

Сроки реализации проекта: проект рассчитан для занятий с детьми в возрасте от 3 до 7 лет (три года).

РАЗДЕЛ № 1.

  1. Информация об авторе:

Наталья Алексеевна Четверикова

Дата рождения: 26.01.1976г.

Образование: Пермский государственный педагогический университет,

1998г. (факультет дошкольной педагогики и психологии).

Работает инструктором по физической культуре с 1998 г.

Стаж работы в сфере реализации проекта – 6 лет.

Участвовала в проектной деятельности.

Адрес: 614026, г.Пермь, ул. Томская, д. 42, кв.9, тел. 8-902-80-997-80

Краткое описание предыдущего этапа: Итак, причинами высокой заболеваемости детей являются - гиподинамия, стрессы, переедание, накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки.

Таким образом, анализируя практическую деятельность по оздоровлению детей дошкольного возраста и результаты опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие творческой одарённости дошкольников в условиях детского сада, проблемы и запросы общества на сегодняшний день, мы пришли к выводу о необходимости обогащения, дополнения содержания физкультурных занятий элементами развития креативности,  для обеспечения  полноценного воспитания личности ребёнка.

РАЗДЕЛ № 2: ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.

1. Цель и задачи проекта:

  • Цель:   Создание условий для раскрытия возможностей детей дошкольного возраста и формирование осознанного отношения к своему здоровью.
  • Задачи:  
  1.  Проанализировать теоретическую и методическую литературу, имеющуюся по данной теме.
  2. Включить в содержание физкультурных занятий элементов развития творческого мышления для реализации оздоровительной направленности физкультурных занятий.  
  3. Создать банк дидактического иллюстрированного материала, направленного на развитие творческого воображения для использования на физкультурных занятиях.
  4. Воспитывать осмысленное отношение к движению как способу существования живого.
  5. Упражнять детей в умении качественного выполнения основных движений, формируя способы адекватной самооценки и самоконтроля.
  6. Обучать детей элементарному планированию и прогнозированию своих действий.
  7. Совершенствовать навыки самоорганизации детей в подвижных играх с элементами спорта, побуждая их к придумыванию новых правил на основе известных игр.
  8. Формировать сплоченность в группе детей, сотрудничество, умение координировать свои движения при решении творческих двигательных задач, умение чутко воспринимать партнера.
  9. Развивать творческое воображение, импровизацию, находчивость, проявляя разные виды выразительности: пластической, мимической, интонационной и т.д.

Проблема, на решение которой направлен проект:

Долгое время система образования и система здравоохранения действовали разобщено. Сложившиеся «ведомственные» - узкомедицинские и узкометодические – подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечали подлинной сложности и масштабам поставленных современным обществом задач, требующих создания и внедрения в практику образования здоровьесберегающих технологий.

       Одна из возможностей решения задач интеграции появилась с идей гуманитаризации всей проблематики физического и психического здоровья современного ребенка –дошкольника и созданием эффективных лечебно-профилактических мер, системы надежных психолого –педагогических методик, программ психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма стали точкой приложения усилий не только медиков , но также педагогов и психологов. Оздоровительная работа с дошкольниками постепенно становилась предметом проектирования, а не только простым воздействием на наличное состояние детей.

     На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова

 В рамках данной проблемы появилась особая система физкультурно –оздоровительной работы с дошкольниками (на специальных занятиях и вне их),где отражены идеи физиологов -А.А.Ухтомского и Н.А. Бернштейна, психологов - А.В.Запорожца и В.П. Зинченко, педагога П.С. Лесгафта, философа Э.В. Ильенкова, педиатра и педагога Ю.Ф.Змановского, теоретически и экпериментально обоснованны в проекте «Развивающая педагогика оздоровления»,разработанного профессором В.Т.Кудрявцевым и его сотрудниками.  И в 2000 году состоялась публикация программно – методического пособия «Развивающая педагогика оздоровления», при  анализе которого мы присоединяемся к утверждению авторов ,что в фундаменте традиционных методик лежит схема формирования у детей двигательных навыков, которая выстроена в логике научных представлений первой трети XX столетия (в частности, физиологии И. П. 'Павлова). Она такова : прямой показ взрослым образца движения - многократное воспроизведение детьми этого образца в однородных условиях с целью образования прочных динамических стереотипов (как основы навыка); перенос усвоенного образца в новые ситуации, где соответствующее ему движение могло бы выполняться вариативно и навык благодаря этому, закрепился бы окончательно.

Особое место в массовой практике физического воспитания отводится работе по улучшению показателей основных видов активности : ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и т.д. В качестве главного положительного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный моторный навык.

А ведь в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т.п.  . Ведь ребенок должен не только прочно усвоить навык, а еще осмыслить свое тело и телесные движения. Они должны стать особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки. Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая необыденная действительность, в которую еще только нужно войти, как в Terra incognito, которая ждет своих исследователей.

        Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений, по словам В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, предполагает у них наличие творческого воображения, которое обеспечивает одушевление детских движений, что делает их по настоящему управляемыми. А это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольности внимания следует искать в сфере развития двигательного воображения.

        Развитие креативности, главного психологического завоевания дошкольного возраста, становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Воображение служит ядром развивающийся психики ребенка и влияет на уровень физического развития и его состояние здоровья.

Авторы программы исходят из того, что: ребенок- это целостный духовно- телесный организм - средоточник, посредник и преобразователь значимых для него природно - и социально -экологических связей.. Эффект образовательно-оздоровительный работы усматривается нами в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно – игровой (физкультурно-оздоровительной ) деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

    Улучшение показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей,  двигательной находчивости  и смекалки.

    Значительное обогащение подвижных игр за счет  переноса имеющихся навыков в двигательную творческую активность.  

    Наличие у детей навыков самоконтроля, саморегуляции, адекватной самооценки.

    Наличие способности придумывать и одушевлять образы,  движения, сюжеты игр, импровизировать, анализировать и прогнозировать собственные действия.

Деятельность в рамках проекта:

Исходя из анализа методического материала, возрастных особенностей детей 6 -7 лет, определим те средства, которые наиболее полно будут оказывать влияние на развитие творческого воображения - это игровые задания, творческие двигательные задачи, проблемные ситуации, модели, схемы, планы и др.

Так в обучении детей основным движениям используется модель «Двигоцветик» (Т.А. Токаева «Азбука здоровья»). Использование данной модели на занятиях позволяет детям осознать, выделить и проанализировать элементы тактики движения и практически относится к выполненному движению. А также помогает детям находить новые варианты выполнения движений. Варьирование условий выполнения упражнений и внесение усложнений в технику движений обогащает двигательные представления детей, их опыт, развивает двигательную фантазию, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и в пространстве.

Выполнение упражнений в сюжетной форме облегчает понимание детьми требований к правильному выполнению. Через образ дети подражают зверям, людям разным профессий и т.д. Мною создана целая картотека «Образов движений», которые используются в подвижных играх: «Не скажи, а покажи», «Изобрази с помощью помощников», «Выставка» и др.

Образное оформление движения придает упражнениям эмоциональную привлекательность, тем более развивает, когда этот образ придуман самим ребенком. Поэтому детям даются задания: «придумать названия для движения». Это не просто обозначение действия подходящим словом - термином, а попытка выразить через слово смыслообразующие характеристики действия. Очень важно умение выделять  при самостоятельном построении движений (по образцу, по замыслу и. д.).

Тогда когда ребенком усвоен некий образец «эталон движения, можно использовать игру «Непослушание». Цель которой заключается в выполнении любых движений (придумывании), которые бы отличались от тех, что показывает или называет взрослый. Например, взрослый произносит фразу: «Стоять на потолке», а действия детей предполагает следующее - стоять на полу, лежать на полу, стоять у стены; «Собака на заборе», а дети - Собака у будки, собака на коврике.

Схемы, планы необходимы при организации пространства спортивного зала на занятиях для проявления самостоятельной

творческой активности детей (Подвижная игра «Лабиринт»), а также для увеличения плотности занятия.

Также используется метод одушевления, одухотворения движений ребенка, с помощью чего достигается эффект развития осмысленной моторики, то есть ребенок вступает в диалог с органами своего тела, его частями как с самостоятельно действующими лицами.

Такой прием предлагается использовать не только на физкультурных занятиях, так например, образно - игровое занятие «Лепим умелую и уверенную руку», где ребенку предлагается побывать в роли скульптора, который воплощает в материале представления об уверенности, умелости, можно использовать на занятиях по изобразительной и конструктивной деятельности. Также можно «слепить» и нежную, добрую руку.

Для развития адекватной самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста я использую схемы для анализа деятельности ребенка - это тот же «Двигоцветик». С помощью этой модели ребенок видит последовательность, результат и может проанализировать свою деятельность. Используется и школа самооценки в форме лесенки.

Часто в занятия я включаю проблемные ситуации, где ребенок погружается в условия выбора. Например, прыжки в длину с места через проведенную линию, где ребенку: первое расстояние задает педагог, второе - ребенок сам выбирает для себя это расстояние и третье - ребенок должен провести эту линию мысленно. Такие занятия помогают также сформировать адекватную самооценку.

Методы ТРИЗ также являются одним из средств развития творческого познания, поэтому я посчитала необходимым использование их на занятиях.

Это игры на знакомство с противоречиями «Вперед — назад», где дети анализируют любой объект (спортивный снаряд, упражнения, движения), сказав чем он удобен и не удобен, чем он нравится или не нравится. Называя качество положительное - делает шаг вперед, отрицательное - шаг назад, (игры «Найди и угадай», «кто впереди», «Правый фланг - левый фланг» и др.). решение проблемных ситуаций, например, «как помочь животным перебраться с одного берега широкой реки на другой» и др.

В играх с элементами соревнования, эстафетах дети с помощью ТРИЗ придумывают упражнения, которые выполняют индивидуально или коллективно. Например,

придумать упражнение используя скакалку и движения ног, то есть пробежать или пройти по скакалке, лежащей на полу и другие варианты упражнений, прыжки через скакалку и т.д.

Развитием выразительности движений служит работа по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. Основой для оформления служит музыка. Музыка не только «озвучивает» движения ребенка, сколько выступает для него особым объектом двигательного освоения. Это использование в работе произвольных танцев, музыкально - ритмических действий, не требующих основательной хореографической подготовки, в которых ребята самостоятельно и свободно выполняют элементы танцевальных движений в соответствии с характером музыки переживаемым эмоциональным состоянием. (Подвижные игры : «игрушка», «Танец шляпы», «Волшебная кисточка», «Создай свой танец», «Приклеенная нога», «Зеркало»). Мною создана картотека музыкально -ритмических игр.

В дальнейшем творческая активность детей в физических упражнениях обеспечивает перенос имеющихся навыков в подвижные игры. Именно подвижные игры, являются эффективным средством развития двигательного воображения. Однако в свете традиционной методики, по мнению В. Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова, они нередко утрачивают свой развивающий потенциал.

Развитие двигательного воображения совершается лишь в том случае, если в процессе развертывания подвижных игр систематически создаются ситуации разрыва двигательной деятельности детей, которые нарушают ее привычное течение. В таких случаях, как считают В.Т. Кудрявцев и Б.Б. Егоров, ребенок сталкивается с необходимостью оперативно перестраивать образы, соответствующие первоначально
принятой игровой роли, а в некоторых случаях создавать новые. Например, в игре «Волшебные превращения», один из детей изображает зайца, другой волка, но в кокой — то момент заяц неожиданно превращается в охотника, который начинает преследовать волка. Тогда волк становится не подвижным деревом, а охотник в ответ на это - лесорубом т т.д. В ткань игры.

Каждая игра имеет свою схему, по которой дети могут рассказывать, что это за игра, можно придумать новое название, а можно изменить один элемент схемы придумать новую игру, с другими правилами.

Сюжетные игры, которые дети придумывают самостоятельно по сказкам, рассказам, требуют дополнительной работы. Где детьми анализируются действия персонажей, характеры героев. Такая работа не возможна без сотрудничества с воспитателями групп. Поэтому воспитатели заранее читают сказки, рассказы, вместе с детьми придумывают действия для персонажей.

Мною также используется психогимнастика, цель, которой является снятие психоэмоционального напряжения и приобретение навыков саморасслабления. Это следующие упражнения : вхождение в контрастные образы (Буратино — Карабас и др.), имитация перехода от одних внутренних состояний к другим — противоположным (печаль — радость, усталость - бодрость и т.д.), игровые упражнения по методике мышечной релаксации Д. Джекобсона (мышцы руте, ног, корпуса, мышц лица), релаксация под музыку (Г. Азовцева «Образы здоровья»).

В процессе развития двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения не только на занятиях, но и на физкультурных праздниках и досугах. Они являются своеобразной формой показа достижений, учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий.

В содержание таких досугов входит увлекательный игровой

сюжет, включающий в себя подвижные игры, игровые задания соревновательного характера, которые придумываются детьми, загадки («Не скажи, а покажи отгадку»), стихи, музыкально -ритмические композиции.

В своей практике я использую авторские разработки досугов В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, а также самостоятельно разработанные мною сценарии «Цветик - самоцветик», «Мой -веселый, звонкий мяч», «Сильные, ловкие, смелые защитники Отечества».

Родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников и досугов: создание костюмов, атрибутов, сюрпризных моментов. Дети вместе с родителями выполняют домашние задания, например, придумай свою подвижную игру и др.

   Изучение работ В.Т. Кудрявцева, анализ собственной практической деятельности, проблем запросов социума, приблизил нас к пониманию необходимости включения элементов развития творческого мышления в физкультурно-оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста. Это, в свою очередь, позволило не только создать и апробировать методические разработки для детей с 3 до 7 лет, в основе которых - обогащение, дополнение содержания физкультурных занята элементами развития творческого мышления, но и разработать педагогический проект «Модель развивающей образовательно-оздоровительной системы дошкольного образовательного учреждения». В проект включена работа и с нашими выпускниками, мы привлекаем их в качеств экспертов, соведущих учебной деятельности, организаторов соревнований и досуговых мероприятий, а также пропагандистов здорового образа жизни.

       Выбор и реализация представленного мной сегодня подхода - это возможность работать творчески быть в постоянном поиске, и обрести смысл самоизменений , самосовершенствования .

В процессе реализации развивающей образовательно-оздоровительной системы ребёнок, родитель и педагог получают возможность личностного самовыражения не только на специально организованных занятиях, но и на ставших традиционными «Семейных олимпиадах» в летнее врем: при подготовке и проведении пиар-акций в поддержку молодёжного общественного движения «Оранжевых» (где дети и родители создавали свой «оранжевый» имидж, агитационные плакаты транспаранты, спортивные приветствия и кричалки), через работу спортивного семейного клуба «Здоровячок» (имеющего свой Устав, фирменный знак - брэнд, план мероприятий на 3 года). В нашем образовательном учреждении разработаны нормативно-правовые документы проведения конкурсов «Нестандартное спортивное оборудование», «Семейный спортивный кодекс». В целях пропаганды идей здоровьесбережения создан стенд «Мы растём здоровыми», где презентуются новые оздоровительные методики, размещается информация о наших достижениях, здесь же открыта рубрика «Советы от бабушки» с практическими советами по сохранению здоровья. Также в рамках нашей работы организован постоянно действующий семинар-практикум, который посещают как родители так и дети, на темы: «Азбука дыхания», «Хатха-йога для детей и взрослых», «Лечение с помощью массажа» и другие.

Методы и приемы:

   -игровые задания

  - творческие двигательные задачи ( донести предмет до корзины ногами ;придумай действия с этим предметом )

  - проблемные ситуации (пройти по скамейке только с помощью кистей и ступней ;поставить так кубы ,чтобы они не мешали другой группе детей заниматься ; как помочь мишке перебраться с одного берега широкой реки на другой)

   - модели («Двигоцветик», «Лесенка»)

   - схемы выполнения основных движений

   - планы (план занятия ,составленного детьми ;план круговой тренировки)

    - картотека «Образы  движений», «Подвижные игры»

   - игры – перевертыши («Непослушание», «Сделай наоборот»)

   - метод одушевления («Лепим сильную ,уверенную руку»-для игры с мячом; «Договоримся с ножками»- для выполнения прыжков)

  - метод ТРИЗа («Придумай движение» , «Придумай подвижную игру» и др.)

Формы :

- «Семейные олимпиады» в летнее время

- совместно-проведенные  досуги, праздники

- пиар – акции в поддержу движения «Оранжевых»

- работа семейного клуба «Здоровячок»

- конкурсы «Нестандартное спортивное оборудование» , «Семейный спортивный кодекс»

- стенд «Мы растем здоровыми»

- семинар – практикум для родителей по темам : «Азбука дыхания» , «Хатха –йога для детей и взрослых» , «Лечение с помощью массажа» и для педагогов по темам : «Новые технологии оздоровления» , «Осознанность движений человеком»

- цикл консультаций по теме «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении»

План – график проекта: приложение № 1, 2,3,4,5,6,

Устойчивость проекта:

- проект устойчив.

Распространение результатов: проект может быть использован при организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, при организации физкультурно-оздоровительной работы в группах кратковременного пребывания, при организации дополнительных платных образовательных услуг, при организации физкультурно-оздоровительной работы в негосударственных образовательных учреждений.

Оценка рисков:

- реализация проекта зависит от степени компетентности сотрудников проекта

- реализация проекта требует наличие специально-организованного помещения и наличие спортивного оборудования

Место проекта в контексте сектора: проект является частью модели дошкольного образовательного учреждения, но в тоже время может использоваться как самостоятельная система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Физкультурно-оздоровительная работа в условиях группы"

В материале представлен инновационный педагогический опыт   по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях группы и воспитанию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного во...

Доклад на медико - педагогическом совещании Физкультурно - оздоровительная работа в ДОУ с детьми.

Дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья....

Педагогический совет «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

расширение знаний педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни....

Моя педагогическая находка - музыкально-оздоровительная работа в ДОУ

Здоровье ребенка – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлен...

Педагогический проект летней оздоровительной работы для детей младшего дошкольного возраста «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

Проблема здоровья детей была, есть и будет актуальной. Работа педагогического коллектива планируется с учетом выполнения задачи по полноценному физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья д...