Применение информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе
статья по логопедии

Кобылина Татьяна Сергеевна

выступление на РМО учителей-логопедов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе

     

Кобылина Т.С.,. учитель-логопед

 г. Уфа

   Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Информационные технологии (ИТ) – это технологии обработки, передачи, распространения и преобразования информации. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.. В связи с этим одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений. Направления компьютеризации в работе учителя-логопеда детского сада компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи:

  1. Применение интерактивных и демонстрационных информационных технологий в  коррекции нарушений всех компонентов устной речи, а также профилактике нарушений  письма и чтения.
  2. Создание базы данных психофизиологических особенностей дошкольников и ее использование для фиксирования и обобщения результатов мониторинга речевых способностей детей с речевыми нарушениями с 4 до 7 лет.
  3. Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
  4. Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  5. Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
  6. Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
  7. Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
  8. Популяризировать деятельность МДОУ среди населения города, области, страны. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является новой ступенью в образовательном процессе. Учителя – логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к обучению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что позволяет достигать поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и, в целом, оптимизирует коррекционно-образовательную работу учителя-логопеда. При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ: Программа PowerPoint - позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий. Программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям; программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы. Программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов. Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично. Среди всех вышеперечисленных программ и информационно-коммуникативных технологий, применяемых в современном, коррекционно-образовательном пространстве ДОУ огромное место принадлежит всемирной глобальной сети Интернет. Данная сеть обладает поистине уникальными дидактическими возможностями, позволяет совершенствовать свой уровень самообразования, делиться знаниями с коллегами по всему миру, а также найти практически любую необходимую педагогу информацию. Современные педагоги ДОУ могут найти маленькую, уютную нишу в глобальной паутине Интернета для своих образовательных потребностей? Владея современными сервисами, мы предпочитаем блог. Использование блога в работе воспитателей, учителей-логопедов образовательного учреждения помогает создать личный контент, т.е. среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог – удачная площадка для совместного сотрудничества. Блог (англ. blog, от “web log” – сетевой журнал или дневник событий) – это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).Блоггерами (блогерами) называют людей, ведущих блог. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой. Остановимся на особенностях блога, которые позволяют логопеду ОУ использовать его в практике:
  • Публичность, которая отличает блог от обычного дневника, делает материалы доступными для чтения коллегами, учениками, родителями;
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, которые также доступны для чтения, получать обратную связь от родителей, коллег, отвечая на комментарии;
  • Наличие даты позволяет вести записи в блоге в хронологическом порядке в виде некой “ленты новостей”, где вверху располагаются более поздние, а внизу – более ранние записи, что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива, в жизни отдельной личности (достижения детей, деятельность педагога);
  • Авторство. Блог специалиста ОУ выражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы;
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду создать электронное портфолио, методическую копилку.

Многие современные родители имеют слабые психолого-педагогические знания, поэтому успех в воспитании и обучении детей логопатов в ОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Непрерывная связь с родителями может осуществляться с помощью Интернета на площадке блога. Все виды форм работы и коллективная, и индивидуальная, и наглядная возможны в блоге. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания, для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. В блоге размещены развивающие игры для детей дошкольного возраста, для развития: фонематических процессов, связной речи, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, умения читать, внимания, памяти, логики и т.д. На боковой панели блога читатели могут найти полезные ссылки для родителей и детей. Вся структура блога формируется в зависимости от потребностей, учебных целей и задач коррекционного процесса. Блог - это не устойчивая площадка, он может пополняться каждый день расширяться и обогащаться.Таким образом, можно сделать вывод, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Современные средства ИК технологий помогают логопедам и специалистам ОУ разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество консультаций для родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения

В презентации предлагается опыт работы использования ИКТ в  логопедической группе  МАДОУ....

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Данная тема очень актуальна, так как известно, что дошкольный возраст является решающим звеном в формировании основы физического и психического здоровья ребенка....

Проект "Использование информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе"

 В данной презентации рассмотрены варианты использования информационных технологий в качестве вспомогательного средства коррекции речи у детей с нарушениями речи, включение компьютерных пр...

Применение информационных технологий в управлении учебно-воспитательным процессом дошкольного образовательного учреждения

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Это и созд...

"Применение игровых технологий в коррекционно-образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС" (доклад на педагогическом совете)

Данная презентация раскрывает возможности применения игровых технологий в коррекционном процессе. В ней дается краткое описание видов современных педагогических технологий и подробно освещаются игровы...

Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе

Обобщение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе показывает значимость данных технологий в работе логопеда...

Работа над темой самообразования: «Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательном процессе с детьми с ОВЗ».

В наш век стремительного внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь людей уже невозможно себе представить работу любого педагога без цифровой и компьютерной техники. Области и цели ее применен...