Педагогический проект "Быть здоровым с детства"
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Лубягина Татьяна Анатольевна

Проек раскрывает новые и эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьёй по формированию потребности воспитанников в здоромом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx82.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка»

г. Белоярский»

Педагогический проект

«Быть здоровым с детства!»

Автор и руководитель проекта:

Лубягина Татьяна Анатольевна

инструктор по физической культуре  

высшей квалификационной категории

2011 год

Содержание

№ страницы

1.

Краткая аннотация проекта……………………………...

3

2.

Обоснование проекта…………………………………….

3-7

3.

Цель, задачи………………………………………………

7

4.

Содержание проекта……………………………………..

7-13

5.

Ресурсы…………………………………………………...

13

6.

Партнеры………………………………………………….

13

7.

Целевая аудитория……………………………………….

14

8.

План-график реализации проекта………………………

14-17

9.

Ожидаемые результаты………………………………….

17

10.

Результаты проекта………………………………………

17-22

11.

Перспективы…………………………………………….

22

12.

Литература………………………………………………..

23

13.

Приложение………………………………………………

24-25

Аннотация.

Педагогический (творческий) проект «Быть здоровым с детства!» предусматривает валеологическое просвещение детей старшего дошкольного возраста и их родителей: развитие представлений о важности двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о здоровом образе жизни. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.  

Проект раскрывает новые эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни, которые основываются на формах совместной деятельности детей и  родителей. Предполагается активное участие детей, родителей, педагогов и  по своей доступности и эффективности проект может применяться в дошкольных учреждениях любого типа.

Обоснование проекта.

Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого  невозможно гармоничное развитие ребенка. Забота о здоровье ребенка  занимает во всем мире приоритетные позиции. В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья, отводится ведущее место. Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих  физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, так как, именно эти три составляющие и определяют здоровье дошкольника на современном этапе.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Особую тревогу вызывает физическое здоровье детей на этапе их подготовки к школе.  По данным Министерства здравоохранения РФ всего лишь 13% детей 5-7-летнего возраста могут считаться здоровыми. Ситуация в Белоярском районе не исключение. Состояние здоровья детей Белоярского района по итогам 2006 года отмечается высоким уровнем общей заболеваемости среди детей дошкольного возраста. По результатам медицинских осмотров в 2005 году зарегистрировано 2642 случая заболевания детей, посещающих ДОУ (1,8 случая на одного ребенка), в 2006 году – 3146 (2 случая на одного ребенка). Эти показатели превышают на 2,8% среднестатистические данные по округу (рис. 1).

В структуре общей заболеваемости по Белоярскому району:

  1. на 1 месте традиционно болезни органов дыхания (62,1%);
  2. на 2 месте – инфекционно-паразитарные заболевания (6,2%);
  3. на 3 месте – болезни глаза (6%), далее по убывающей следуют болезни кожи (3,2%), органов пищеварения (1,8%), костно-мышечной системы (1,1%).

Высокий уровень заболеваемости наблюдается и среди детей дошкольного образовательного  учреждения «Березка».  По  сравнению с данными по району увеличилось  количество дней, пропущенных детьми по причине болезни (рис.2).

Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья,  формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни  должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Низкая компетентность родителей (по данным анкетирования) в вопросах здоровьесбережения не способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников (рис. 3).

А добиться успехов в укреплении здоровья и полноценном физическом развитии детей, в повышении их  двигательной активности можно только при единых подходах к физическому воспитанию в детском саду и дома.

К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают «двигательный дефицит», имеют излишний вес, нарушения осанки. Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным  играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех  критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей (рис. 4).

Согласно закона “Об образовании”, ст. 18, именно родители несут ответственность за воспитание ребенка, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества.

В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого  поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. Педагогический (творческий) проект «Быть здоровым с детства!» послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования.

Цель –  заинтересовать родителей в целенаправленном формировании потребности воспитанников в здоровом образе жизни через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.

Задачи.

  1. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
  2. Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.
  3. Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Основное содержание проекта.

Педагогическая целесообразность педагогического проекта заключается в выбранной тактике использования традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с  семьями воспитанников, которые в полной мере решают все поставленные задачи (схема 1).

Традиционные

Схема 1. Информационно-наглядные:

  1. материалы на стендах;
  2. папки-передвижки;
  3. рекомендации

Коллективные:

  1. родительские собрания;
  2. тематические консультации

Индивидуальные:

  1. беседа;
  2. консультация;
  3. посещение семьи

Нетрадиционные

Формы совместной деятельности

Просветительско-профилактические

Совместная спортивная деятельность:

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурные досуги, интеллектуально-двигательные игры;
  3. туристические прогулки-походы

 

Информационно-аналитические:

  1. анкетирование, опросы;
  2. «телефон доверия»

 

Наглядно-познавательные:

  1. дни открытых дверей;
  2. семинары-практикумы;
  3. дни здоровья;
  4. консультирование специалистами;
  5. проспекты, стенды, буклеты

 

Совместное творчество детей и родителей:

  1. выпуск мини-газет, плакатов;
  2. выставки детского творчества;
  3. фотовыставки;
  4. мини-проекты по ЗОЖ

 

Основным механизмом для достижения цели проекта и, объединяющим  педагогов, детей и родителей,  являются формы совместной деятельности.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование   наглядно-практических, игровых методов и приемов, способов организации совместной деятельности детей и родителей.

 Совместные физкультурные занятия (1 раз в квартал).

Совместные физкультурные занятия являются самой эффективной формой работы с родителями по формированию культуры здоровья дошкольника и его мотивации на здоровый образ жизни.

Цель совместных физкультурных занятий - ориентация семьи на воспитание здорового ребенка, гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры и повышение компетенции родителей в области физического развития и воспитания детей. 

Задачи совместных физкультурных занятий.

  1. Содействовать формированию теоретических знаний и практических умений у родителей в области физического воспитания ребенка.
  2. Формировать у дошкольников потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  3. Совершенствовать двигательные навыки и умения в детско-родительской паре.
  4. Развивать у дошкольников физические качества и психические процессы, творческую и познавательную активность, инициативу.

Содержательная база физкультурных занятий предполагает применение инновационной методики «Гимнастика вдвоем», которая описана М.Н. Поповой в психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу». 

Гимнастика вдвоем - это различные физические упражнения, выполняемые  в детско-родительской паре.  Данная гимнастика нацелена на то, чтобы помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательно-игровой  деятельности.

Отличительная особенность совместных физкультурных  занятий заключается в следующем:

  1. Большую часть времени ребенок выполняет задания вместе с родителем, при этом каждый из них выступает для собственного ребенка в роли партнера, помощника, тренера.
  2. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, а когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться - это дарит детям огромную радость от взаимного общения, создается хороший эмоциональный настрой, что немало важно для психического здоровья.
  3. В конце занятия родителям выдаются памятки,  даются рекомендации.

Эффективность занятий зависит от различной формы проведения и от рациональной организации детей и взрослых на занятии (таблица 1).

Таблица 1.

Форма проведения

Содержание

Сюжетные занятия

В основе сюжетных занятий лежат совместные движения детей и взрослых, органично сочетаемые с развитием сюжета.

Интегрированные занятия

Содержание интегрированных занятий позволяет ребенку вместе с родителем преодолевать трудности, решать проблемные ситуации.

В игровой форме

В содержание игрового занятия включены эстафеты, подвижные игры. Для выполнения движений используются приемы имитации, подражания.

Занятия-практикумы

Примечание.

При подготовке к занятиям-практикумам особое внимание необходимо обратить на аргументированность и доказательность тех положений, с которыми педагог знакомит родителей. Конструктивно использовать возникшие в ходе занятий проблемные ситуации и спорные мнения.

Занятия-практикумы включают теоретическую и практическую части:

  1. в теоретической части родителям предлагается сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, медицинская сестра, инструктора по физкультуре) по определенной теме;
  2. в практической части – участвуют родители и дети – они выполняют какой-либо комплекс лечебно-профилактических мероприятий.
  1. При фронтальной организации детско-родительские пары выполняют упражнения одновременно.

  1. При групповом способе из детско-родительских пар образуются подгруппы: каждая выполняет задание, а затем меняется местами с другой подгруппой.

  1. Эффективнее использовать круговую тренировку.

При организации совместных физкультурных досугов создаются условия для реализации природной двигательной активности детей, потребности в самоутверждении. Предоставляется уникальная  возможность развиваться ребенку, обогащать двигательный опыт, формировать у дошкольников и их родителей приемы здорового образа жизни.  Досуги имеют постоянную тематику (таблица 2).

Таблица 2.

Месяц

Название досуга

ноябрь

«Всей семьей, на старт!»

«Папа, мама, Я – спортивная семья!»

февраль

«Масленица»

«Папины дочки, мамины сыночки»

«Рыцарский турнир»

март

День здоровья: интеллектуально-двигательная игра «Секреты здоровья»

«КВН»

май

Спартакиада «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!»

 Туристические прогулки-походы (1 раз в квартал).

Вопросы активизации двигательного режима с использованием средств туризма, позволяющих не только совершенствовать двигательную сферу ребенка, но и формировать его личностные качества, заняли ведущее место в работе с семьями по формированию у воспитанников потребности в здоровом образе жизни. Подобное внимание к этому средству физического воспитания не случайно, прежде всего, потому, что туризм, представляющий двигательную деятельность ребенка  на открытом воздухе, позволяет позитивно влиять на физическое развитие растущего организма, а в целом, на его здоровье. 

Под «дошкольным туризмом» понимается организованная двигательная деятельность детей с целью укрепления здоровья и физического совершенствования, направленная на познание окружающего мира и осуществляемая в игровой деятельности.   И  очень важно в таком непростом деле, как туризм, обрести в лице родителей союзников. 

Этот вид деятельности опирается на методику использования средств туризма с дошкольниками 5-7 лет авторской программы «ТУРИСТЯТА» Завьяловой Татьяны Павловны,  к.п.н. доцента кафедры теоретических основ физического воспитания ТюмГУ. Данная методика предусматривает циклическое построение деятельности, предполагающей взаимосвязь трех сезонных циклов (осеннего-зимнего-весеннего).

Каждый поход представляет организованную двигательную деятельность детей и взрослых, ее проведение в ближайшем природном и социальном окружении в форме активного отдыха. Общая продолжительность похода 2,5-3 часа. Маршруты передвижения продумываются так, чтобы в каждом походе дети могли наблюдать одни и те же объекты в разные сезоны. Но прежде чем  отправится в поход, необходима подготовка (таблица 3).

Таблица 3.

Подготовка к походу

дети

родители

педагоги

  1. овладевают основами физической подготовки;
  2. наблюдают за природными объектами на прогулке  осенью, зимой, весной;
  3. учатся готовить туристическое снаряжение (рюкзак); правильно выбирать одежду;
  4. изучают правила поведения туристов.
  1. беседуют с детьми дома;
  2.  готовят сухой паёк;
  3. выбирают одежду и обувь;
  4. помогают готовить снаряжение, выбрать маршрут;
  5. исполняют роли сказочных персонажей;
  6. проводят подвижные игры, игры с элементами спортивного ориентирования.

  1. проводят предварительную работу с детьми (беседа, занятия);
  2. информируют и консультируют родителей;
  3. обговаривают маршрут, цель и содержание  похода;
  4. готовят необходимое оборудование;
  5. составляют инструкцию по охране жизни и здоровья детей.

Ресурсы.

  1. Временные – сезонные.
  2. Информационные - просветительско-профилактическая информация.
  3. Интеллектуальные (экспертные) – образовательная программа, диагностический инструментарий по физическому развитию.
  4. Человеческие (кадровые) – сотрудники ДОУ, Белоярской ЦРБ.
  5. Организационные – администрация ДОУ.
  6. Материально-технические – предметно-развивающая среда спортивного зала, спортивной площадки,  средства ТСО.
  7. Финансовые – бюджет ДОУ.

Партнеры.

Комитет по образованию Белоярского района, Комитет по делам молодежи, физической культуры и спорта, МУ «Дворец спорта», Белоярская ЦРБ.

Целевая аудитория проекта.

  1. Дошкольники 5-7 лет (старшие, подготовительные группы).
  2. Родители детей 5-7 лет.
  3. Сотрудники ДОУ:
  1. инструктор по физкультуре;
  2. воспитатели групп;
  3. психолог;
  4. музыкальный руководитель;
  5. врач-педиатр;
  6. медсестра;
  7. помощники воспитателя.

План-график реализации проекта.

Этапы/сроки реализации

Мероприятия

Период выполнения

Ответственный

I этап – информационно-аналитический

2007 год

 (II полугодие)

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  1. исследование состояния здоровья детей;
  2. диагностика физической подготовленности дошкольников.

май

Инструктор ФИЗО, врач-педиатр, медсестра,  администрация ДОУ.

  1. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:
  1. анкетирование родителей.

май

Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ.

  1. Изучение  научно-методической литературы по проблеме:
  1. новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
  1. анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
  2. подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

май-сентябрь

Инструктор ФИЗО, администрация ДОУ.

  1. Разработка плана мероприятий совместной деятельности детей и родителей.

май-сентябрь

Инструктор ФИЗО.

II этап – практический

2007-2010 учебные годы.

  1. Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта «Быть здоровым с детства!»

октябрь

Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ.

  1. Проведение промежуточного мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  1. исследование состояния здоровья детей;
  2. диагностика физической подготовленности дошкольников.

2 раза в год

(сентябрь/май)

1 раз

в квартал

Инструктор ФИЗО, воспитатели, врач-педиатр, медсестра,  администрация ДОУ.

Инструктор ФИЗО, воспитатели, администрация ДОУ

  1. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:
  1. физкультурные занятия с дошкольниками 5-7 лет;
  2. физкультурные досуги;
  3. сезонные туристические прогулки-походы.

  1. Просветительско-профилактическая работа:
  1. консультации для педагогов и родителей;

1 раз в месяц

Инструктор ФИЗО

  1. индивидуальные беседы;

по запросу родителей и педагогов

Инструктор ФИЗО

  1. родительские собрания;
  2. день открытых дверей;
  3. бюллетень здоровья;

2 раза в год

Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, медсестра,  администрация ДОУ.

  1. фотовыставки;
  2. выставки творческих работ;
  3. буклеты для детей и родителей.

в течение года

Инструктор ФИЗО, воспитатели.

  1. Вовлечение детей, педагогов, родителей в единую творческую деятельность в рамках проекта.
  2. Оформление результатов совместного творчества  детей и родителей:
  1. составление сказок, сочинений,  рассказов, кроссвордов про здоровье;
  2. конкурс газет, плакатов;
  3. защита детских мини-проектов по ЗОЖ.

в течение года

Инструктор ФИЗО, воспитатели.

  1. Трансляция промежуточных  результатов реализации проекта:
  1. на педагогическом совете;
  2. на родительском собрании;
  3. конференции педагогических работников Белоярского района.

в конце года

Инструктор ФИЗО

август 2009

III этап – контрольно-аналитический

2009-2010 год

(II полугодие)

  1. Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга:
  1. исследование состояния здоровья детей;
  2. диагностика физической подготовленности дошкольников.
  1. Изучение рейтинга ДОУ:
  1. анкетирование родителей.

Май

Инструктор ФИЗО, воспитатели, психолог, врач-педиатр, медсестра,  администрация ДОУ.

  1. Оформление продукта проекта.

Июнь-август

Инструктор ФИЗО

IV этап – презентационный

2010 год

Мультимедийная презентация инновационного опыта педагогическому сообществу.

август

Инструктор ФИЗО

Ожидаемые результаты.

  1. Увеличение количества детей с высоким уровнем физической подготовленности к школе.
  2. Снижение заболеваемости до 12 пропущенных дней одним ребенком в год.
  3. Активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе.
  4. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.

Результаты реализации проекта.

Продуктом педагогического (творческого) проекта «Быть здоровым с детства!» являются методические разработки (приложение 1).

  1. Совместная спортивная деятельность:
  1. физкультурных занятий,
  2. комплексы упражнений в детско-родительской паре,
  3. сценарии физкультурных досугов и туристических прогулок-походов.
  1. Оформление результатов совместного творчества детей и родителей:
  1. альбом «Сочиняем сказки про здоровье»;
  2. альбом кроссвордов;
  3. альбом «Рассказы о здоровом образе семьи».

Вследствие  реализации творческого проекта у дошкольников выработалась  устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о здоровьесбережении,  средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Воспитанники и их родители демонстрируют высокие показатели в личном зачете, занимая призовые места в соревнованиях на муниципальном уровне (приложение 2). Участие родителей в совместной  деятельности   наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Туристические походы, физкультурные досуги  и совместные занятия с родителями способствовали закаливанию  и укреплению здоровья детей; повышали двигательную активность и выносливость организма; оказывали  положительное влияние  на физическое, психическое и эмоциональное благополучие ребенка.

Внедряемая система целенаправленных мероприятий привела к качественным  изменениям  в показателях физического развития и здоровья дошкольников: снижению заболеваемости детей (рис. 5).  

По результатам мониторинга за 2007-2010 годы отмечается увеличение количества детей старшего дошкольного возраста  с высоким уровнем физической подготовленности (рис. 6).  В 2007-2008 учебном  году  у 8 дошкольников старшего возраста  высокий уровень физической подготовленности, что составляет 13%, в 2009-2010 году – у 17 человек, что составляет 35,7%.

По данным анкетирования можно утверждать, что родители осознанно подходят к воспитанию здорового ребенка, понимают важность всех критериев, способствующих  формированию здорового образа жизни у детей (рис. 7).

В 5,5 раза повысилась  активная родительская позиция в потребности  дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка.  А в целом родители считают, что здоровье это не отсутствие болезней, а образ жизни. Согласно полученным данным анкетирования на предмет удовлетворенности родителей в использовании нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по формированию потребности в здоровом образе жизни, детский сад имеет высокий рейтинг (рис. 8).

Таким образом, повышение эффективности педагогического опыта по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни стало возможным благодаря внедрению системы мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения с родителями и созданию единых условий для полноценного физического развития в детском саду и семье. Степень эффективности результата физической подготовленности детей позволила оценить общероссийская система мониторинга физического развития и физической подготовленности детей, разработанная Всероссийским НИИ физической культуры и спорта Центра ОМОФВ Департамента образования г. Москвы. С помощью компьютерной тест-программы «Физкультурный паспорт», предназначенной для экспресс-оценки физического развития дошкольников, были определены уровни физической подготовленности детей (высокий, средний, низкий), которые включают в себя виды испытаний, определяющие физические качества детей:

  1. подтягивание, вис на перекладине – определение силовой и  статической  выносливости, силы мышц верхнего плечевого пояса;
  2. прыжок в длину с места – определение динамической силы;
  3. подъем туловища – определение скоростно-силовой выносливости;
  4. наклон, вперед сидя – определение гибкости, измеряя подвижность в позвоночнике и тазобедренных суставах, состояние связочно-мышечного аппарата;
  5. челночный бег 3*10м  – определение быстроты и ловкости;
  6. бег на 30м – определение общей выносливости.

Следовательно, эффективность  педагогического опыта обосновывает необходимость целенаправленного обучения сохранению и укреплению здоровья на этапе дошкольного возраста.

 Перспективы развития проекта.

Данный педагогический (творческий) проект «Быть здоровым с детства!» может быть использован и другими педагогами, как в полном объеме, так и парциально на  разных уровнях образовательной системы (муниципальной, областной и федеральной).

Учитывая эффективность результата проекта, предполагается дальнейшая перспектива его продолжения и развития с привлечением дошкольников 4-5 лет и их родителей. Принимая во внимание интерес и пожелания  родителей воспитанников старшего дошкольного возраста к совместным физкультурным занятиям, планируется увеличение количества занятий в год до 8.  Для дальнейшей реализации проекта необходимо:

  1. разработать методическую базу для детей 4-5 лет (серию физкультурных занятий совместно с родителями, комплексы упражнений в детско-родительской паре, сценарии досугов);
  2. для спортивной площадки приобрести травяное покрытие;
  3. обогатить туристические  походы практическим инвентарем (палатка, рюкзак, раскладной стульчик, москитные панамы).

Библиография.

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1983.
  2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века.  М., АРКТИ, 2001.
  3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  4. Береснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. М.: творческий центр СФЕРА, 2005.
  5. Данилина Т.А. Взаимодействие ДОУ с социумом.  М.:АРКТИ, 2004.
  6. Дошкольное воспитание №9,1997, Кузнецова М.Н. Нетрадиционные методы в воспитании и оздоровлении. Старший дошкольный возраст.
  7. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. В., 2007.
  8. Управление ДОУ №5, 2003//Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.
  9. Управление ДОУ №1, 2004 //  Евдокимова Е.С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ.
  10. Управление ДОУ №5, 2004//  Лукина Л.И. Работа с родителями в ДОУ.
  11. Управление ДОУ №3, 2004 //Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями.
  12. Управление ДОУ №8, 2006// Гордеева В.А. Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.
  13. Управление ДОУ №1, 2006 // Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью.
  14. Управление ДОУ №7, 2006 // Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью.
  15. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей, М., 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование родительского собрания «Бережём здоровье с детства или основные заповеди здоровья»

Данное планирование содержит технологическую карту, которая поможет при подготовке и проведении родительского собрания...

Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья

—Школа для мам и папКруглый стол "Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья"—Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей....

Родительское собрание "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"

Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.Задачи:- формировать навыки сотрудничества детей и родителей;- приобщить родителей к участию в ж...

Бережем здоровье с детства,или 10 заповедей здоровья.

Бережем здоровье с детства,или 10 заповедей   здоровья....

Педагогический проект «Быть здоровым с детства»

Цель проекта: создание условий для развития интереса у детей и родителей в формировании потребности в здоровом образе жизни семьи через вовлечение их в физкультурно-оздоровительный процесс.Задач...

Консультация для родителей «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья» 10 заповедей здоровой жизни:

Здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем....