Подвижные игры как средство воспитания дошкольников .
методическая разработка по физкультуре по теме

Крюкова Ирина Вениаминовна

Подвижные игры как средство воспитания дошкольников  .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра – это эмоциональная деятельность детей, которая связана с выполнением основных движений. Игра развивает физически, умственно, воспитывает нравственно, развивает все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывает эстетику, трудовые навыки, большое оздоровительное значение.
Виды подвижных игр.
Существуют элементарные подвижные игры с правилами. Они делятся:
• Сюжетные (где есть персонажи).
• Несюжетные (игры не имеют правил: «Чьё звено быстрей собирается», «Ловишки»).
• Игры-забавы ( младший возраст).
• Аттракционы (со средней группы).
• Сложные: спортивные игры: городки, баскетбол, хоккей, футбол, бадминтон, настольный теннис.
Подвижные игры бывают разные по двигательному содержанию, основаны на метании, прыжках, беге, лазанье; по степени двигательной активности: большой двигательной активности – бег и прыжки, средней двигательной активности – движения в игре выполняются поочерёдно: «Караси и щука»; игры малой подвижности: «Найди и промолчи», «Найди, где спрятано»; игры с передачей предмета; на ориентировку в пространстве, спокойной ходьбой.
Вариантность проведения подвижных игр.
На второй неделе проводятся игры с усложнением.
1. изменение правил игры.
2. изменение игровых мест.
3. назначение двух водящих.
4. введение в игру дополнительных движений.
Объяснение игра должно быть чётким, кратким и эмоциональным.
Любая игра – является своеобразным средством познания ребёнком окружающего мира. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления. Тематику сюжетных игр составляют некоторые эпизоды из жизни людей, явления природы, повадки животных. Всё это отображается в своеобразно-условной игровой форме («Путешественники», «Лётчики», «Гуси – лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя во бору» и др.), Чтобы окружающий мир был воспринят ребёнком правильно, правдивая характеристика образа и правдивая игровая ситуация, которые эмоционально раскрываются педагогом при объяснении игры. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы развития ребёнка, мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа мяча» и т.п.). Большое воспитательное значение заложено в правилах. Они определяют весь ход игры, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально–волевых качеств. Правила создают в игре определённые условия, в рамках которых ребёнок при соответствующем руководстве не может не проявить воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы: «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребёнка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве. Требование неуклонного выполнения правил способствует преодолению эгоистических эмоций и побуждений при достижении цели. В младших группах правила воспринимаются детьми как обязательное, необходимое ответное действие, возникающие по ходу развития игры (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробушки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). В старшей группе (по данным Л.В. Артёмовой) сознательное отношение к правилам и их обязательному выполнению вырабатывается у детей постепенно и одновременно. Сначала дети выполняют их под руководством педагога; позднее – под воздействием некоторых членов детского коллектива, осознающих общественное значение правил; наконец, они становятся фактором, непосредственно определяющим нормы общественного поведения детей. Под руководством воспитателя, систематически, терпеливо ведущего детей к осознанию общественного значения правил, они становятся эффективным средством формирования лучших сторон личности: честности, справедливости, дружбы, смелости, самообладания, настойчивости, воли. Все это служит основанием для определения подвижных игр с правилами как одного из действенных средств нравственного воспитания детей. Подвижные игры способствуют развитию умственных способностей, благоприятному развитию творчества у детей старшего дошкольного возраста (придумывать варианты знакомых игр, усложнять её содержание, дополнять правила), по своему содержанию и форме являются эстетической деятельностью (музыка, игровые зачины, диалоги, считалки).
Таким образом, использование всего комплекса эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключённых в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ - ВАЖНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых любимых и полезных занятий детей....

Статья: «Подвижные игры – важное средство воспитания».

Статья: «Подвижные игры – важное средство воспитания»....

Сценарий родительского собрания "Подвижная игра как средство воспитания и обучения"

Собрание для родителей в веселой форме о серьезных проблемах....

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Одной из главных задач педагогики является приобщение детей к русским народным традициям и традициям своего народа....

Подвижные игры как средство воспитания выразительности движений у младших дошкольников

Подчеркнута важная роль подвижных игр в самовыражении ребенка...

Статья "Народные подвижные игры как средство воспитания нравственных качеств дошкольников"

Народные  подвижные игры  способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми....