Приложения к проекту "Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (физкультура, подготовительная группа) по теме


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Улыбка»

Сценарий научных чтений на тему:

«История происхождения спортивных игр»

Инструктор по физической культуре

Молоткова М. Ю.


               Ведущий: «Уважаемые, гости! Уважаемые, знатоки!»

-Нам очень интересно узнать, когда и как возникли физическая культура и спорт?

Физические упражнения возникли в глубокой древности. Первобытным людям день и ночь надо было защищаться от нападения хищников, противостоять силам природы, добывать себе еду. Первобытные охотники стали замечать, что копьё летит дальше, если перед броском сделать замах. Человек бежит быстрее, если немного наклонит туловище вперед; прыгнет дальше, если разбежится, и т. д. Подметив эти приёмы, люди начали их использовать во время охоты и в труде. Этому они учили своих детей. Так постепенно накапливались элементы культуры движений, которые в дальнейшем составили важную часть физической культуры и спорта.

Прошло много-много лет со времени появления людей. Поколения сменяли друг друга.

Например, в древнегреческом городе Спарте юные горожане (7-20 лет) весь день находились в специальных школах. Там они занимались бегом, прыжками, метанием копья и диска, учились маршировать.

А в древнегреческом городе Олимпия устраивались состязания - Олимпийские игры. На этих играх сильнейшие греческие атлеты состязались в беге, прыжках, метании копья и диска, борьбе, кулачном бою, гонках на колесницах. Победителей встречал весь город.

Древние состязания породили особый вид деятельности – спорт. Он включает в себя тренировки и соревнования. Соревнования не только помогают определить победителя (чемпиона), но и выявить физические возможности людей.

-А где же появились, и кто придумал спортивные игры?

Сегодня мы и собрались с вами, чтобы узнать об истории происхождения спортивных игр, о современных правилах игры, о качествах, которые они развивают. Чтобы подготовить эти научные чтения мы собирали и изучали информацию о спортивных играх из умных книг (энциклопедий), родители искали интересные сведения в интернете.

-Перед тем, как мы перейдём непосредственно к научным чтениям, я представлю вам научный совет:

1.Прокудина Т.А.- заведующая МДОУ детским садом «Улыбка»

2.Мурашова Н.В.- старший воспитатель

3.Анисимова Е.В.- музыкальный руководитель

                                   Презентация детских проектов:

1.Выступление

2.Вопросы от детей;

   от научного совета;

   от гостей.

3.Поощрительные слова знатокам

4.Вручение грамот и призов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад   «Улыбка»

Консультация на тему:

«Игры с элементами спорта для детей старшего дошкольного возраста»

Педагог доп.образования

Молоткова М.Ю.


В системе средств физической культуры большое место в работе с детьми дошкольного возраста занимают игры. Они весьма разнообразны и различаются по содержанию, характеру двигательных заданий, способам организации детей, сложности правил. Однако, среди них можно выделить следующие три относительно самостоятельные вида:

1.Игры подвижные

2.Игры спортивного характера (с элементами спортивных игр)

3.Игры с пением и хороводные

Что же представляют собой спортивные игры? Конечно, спорт как таковой еще не доступен детям дошкольного возраста, т.к. спортивные игры требуют соответствующей физической, технической и тактической подготовки, а это, как известно, достигается с помощью спец. тренировок. Кроме того, содержание, правила игры, оборудование и планировка площадок соответствует не всем физическим возможностям детей дошкольного возраста. Отдельные элементы такой игры, как баскетбол, могут быть с успехом использованы в работе с детьми. Игры спортивного характера рассматриваются, как более высокая ступень подвижной игры. Они строятся на двигательных действиях с предметом, отличаются большой определенностью:

1.Состав команд ограничивается определенным числом участников

2.Двигательные действия играющих строго определены правилами

3.Продолжительность игры ограничивается установленным временем

Для проведения игр обязательно наличие площадки, соответствующего оборудования и инвентаря. В играх с элементами спорта дети овладевают основами техники некоторых спортивных игр. Это требует соответствующей подготовки организма ребенка, умения хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве. Двигательные навыки детей должны быть достаточно координированы и точны, т.к. играющим приходится выполнять разнообразные движения и действия. И от того, насколько технически правильно они выполняют их, зависит ход игры. Большинство игр – командные. Это требует от детей умения ориентироваться на площадке (в отношении ворот, сетки, корзины), в условиях постоянно меняющейся игровой ситуации, видеть расположение своих партнеров и противников, наблюдать за движением мяча, согласовывать свои действия с действиями своих товарищей.

Обучают детей элементам игры постепенно – от простого к сложному. К основным средствам обучения относятся: физические упражнения, подводящие упражнения, которые помогают детям освоить элементы техники игры. Среди упражнений особое место нужно отдать играм с мячом. Важно, чтобы дети овладели навыками бросания и метания, прокатывания, ведения и отбивания мяча. Их следует учить энергично отталкивать мяч, регулировать и соизмерять силу броска соответственно расстоянию.

В результате у них улучшается координация движений, глазомер и точность броска, воспитывается ловкость, подвижность, быстрота реакции. Игры подбирают с учетом сезона, окружающих условий, возраста детей, их подготовленности, в соответствии с поставленными задачами. Нельзя забывать о том, что ход и развитие игры во многом зависят от педагога, его понимания природы игры, знания практического материала, умения эмоционально и четко объяснять детям правила игры. Навыки действий, приобретаемые детьми в этих играх, должны отвечать общим требованиям техники спортивной игры, чтобы в последствии не пришлось детей переучивать.

Учитывая небольшой опыт детей, необходимо обучать их лишь основным элементам баскетбола – приемам ловли и передачи мяча, ведению и броскам в корзину. Перед выполнением любого элемента ребенок занимает наиболее устойчивое положение – ноги слегка согнуты в коленях, ступни поставлены параллельно на ширину плеч или одна нога выставлена вперед. Тяжесть тела в таком положении распределяют равномерно. Ребенок держит мяч двумя руками на уровне груди, кисти лежат сбоку, сзади, пальцы расставлены, мышцы рук расслаблены.

При бросках мяч удерживают кончиками пальцев, не касаясь всей ладони. Дети осваивают простой прием ловли – двумя руками на уровне груди. Мяч встречают, как можно раньше, мягким движением рук с раскрытыми кистями. Детям доступна передача мяча двумя руками от груди. Этот способ позволяет быстро. Точно и сильно послать мяч в нужное направление. Толчок при передаче производится активным движением кисти, пальцев, при этом руки резко выпрямляются.

Броски в корзину выполняются двумя руками от груди, сверху одной рукой от плеча, снизу двумя руками. Ребенок выполняет с места, в прыжке, в движении. Для точности попадания большое значение имеет правильное держание мяча, равномерное движение рук и одинаковая сила толчка обеих рук. Детям доступно высокое ведение мяча, которое выполняется толчкообразным движением кисти и мягкого направляющего толчка пальцев в сторону движения. Обучая ведению, главное внимание нужно обращать на восприятие чувства пространства для того, чтобы движение выполнялось свободно, непринужденно.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад   «Улыбка»

Консультация для педагогов

«Организация физического воспитания

детей в семье: ключевые ситуации»

(Нетрадиционные  формы  работы  с  родителями )

Инструктор  по физической  культуре

Молоткова М.Ю.


3

Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках  дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой. Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними. Особенно актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия образовательного учреждения и родителей по формированию семейных традиций, передаваемых младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также создание адекватной возрасту и индивидуальным  особенностям ребенка предметно- развивающей среды в домашних условиях.

       Для реализации этой проблемы целесообразно использовать не только формы традиционного информирования родителей о способах физического развития дошкольников ( консультации, оформление наглядной агитации), но и нетрадиционные формы ( индивидуальные беседы об организации предметно- развивающей среды в домашних условиях , организацией практикумов- с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря). Опросы детей и родителей показали, что основными компонентами предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются мячи, кегли, лыжи, санки, скакалки, велосипеды, оздоровительные комплексы.

       Это свидетельствует о наличии основных (ключевых) предметов, необходимых для нормального физического воспитания детей в семье.

       Однако, как показал анализ полученных данных, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно. Большинство родителей в силу различных  причин не могут успешно организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя или « контролера». При передаче родителям способов организации физического  воспитания дошкольников в домашних условиях необходимо создать такую рабочую атмосферу, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно. Преимущественно невербальный характер организуемой двигательной деятельности делает предлагаемые далее подвижные игры, физические упражнения и тренинги эффективным средством взаимодействия с семьями , имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки.

        Выделив для двигательной деятельности дошкольников в домашних условиях  небольшой круг предметов, я предлагаю вашему вниманию ряд ключевых ситуаций, в которые вовлекаются родители.

Ключевые предметы для двигательной деятельности дошкольников

Ясельный возраст 2-3 лет

Младший дошкольный 3-5лет

Старший дошкольный 5-7 лет

Игрушки-каталки  на колёсиках ( с палочками или верёвочками ) . Шары разного размера ; дуги ; кегли ; кубики ; корзина.  

Мячи разного размера ; кегли .

Мяч диаметром 15-20 см. Скакалка ; дартс ( мишень с дротиками ) .




Передача способов физической культуры детям старшего дошкольного возраста в семье: ключевые ситуации.


    Старший дошкольный возраст ( 3-5 ) лет – период интенсивного формирования двигательных навыков. Движения детей становятся более осознанными, точными и скоординированными. Развивается способность понимать и принимать задачу, поставленную взрослым, возрастает стремление добиваться хороших результатов при выполнении заданий.

    Особенностями двигательного поведения старших дошкольников являются преднамеренный характер выполнения движений: дальнейшее совершенствование навыков ходьбы, бега, прыжков; усвоение сложнокоординированных  действий( например, лазанье по гимнастической лесенке разноименным способом; прыжки через скакалку; езда на велосипеде и самокате; плавание; метание безопасных дротиков в цель небольшого диаметра).
   В результате регулярных занятий физической культурой у дошкольников развивается способность сохранять заданную позу при изменении условий и нарастания усилий.

   Основные мотивы для выполнения детьми физических упражнений:

- совместные игры с взрослым и сверстниками, причем на первый план выходят игры с элементами соревнований и командные, в которых от игроков требуется четкое соблюдение правил и ориентировка на общий выигрыш;

- стремление к самосовершенствованию в двигательной деятельности.

 

  Дети этого возраста начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

   В совершенствовании движений большую роль играют личные вкусы дошкольников. Для многих детей привлекательными становятся упражнения, в которых они « физически компетентны».

 
Поддержка интереса детей к занятиям спортом и одновременно повышенное внимание к физическим перегрузкам – одно из ведущих направлений взаимодействия педагогов и родителей.

   Желание родителей видеть своих детей умелыми, ловкими, грациозными, подтянутыми часто приводит к тому , что пятилетнему ребенку приобретают двухколесный велосипед и роликовые коньки, ласты и маску, скутер и снегокат, но организовать систематические игры и занятия с использованием этого спортивного инвентаря большинству семей не удается.

   Вместе с тем есть универсальные игрушки, которые позволяют взрослым организовать интересную ежедневную практику детей. К  их числу относится мяч, а также другие ключевые предметы, обеспечивающие совершенствование двигательных навыков старших дошкольников- скакалка, мишень с дротиками ( дартс) .

   Игры со скакалкой способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции. Для девочки шестилетнего возраста прыгать через скакалку означает переход к играм « больших девочек- школьниц», а значит, возможность быть принятой в совместные игры с ними.

   Овладение умением прыгать через скакалку происходит в несколько этапов:

  1. Вначале прыжки выполняются медленно, движения рук и ног ребенка не синхронизированы.
  2. По мере тренировок дети овладевают следующими видами прыжков: ноги скрестно- ноги врозь; на одной ноге и на двух ногах; с промежуточными подскоками; прыжки парами.

При систематических занятиях продолжительность непрерывных прыжков может доходить до 2-3 минут.

   Дартс является тем спортивным атрибутом, который позволяет привлечь к играм и занятиям с детьми пап и дедушек. На начальных этапах обучения рекомендуется использовать безопасный дартс ( шариками на липучках или магнитными дротиками) , а затем перейти к играм с настоящими дротиками- стрелками.

   Основное назначение игры в дартс- развитие глазомера и меткости ребенка, мелкой моторики кистей и пальцев рук, улучшение координации движений, тренировка выдержки, внимания и быстроты реакции.

  Овладение умением бросать дротики происходит в несколько этапов:

  1. Вначале перед ребенком ставится задача просто попасть в мишень. При этом важно научить детей выполнять бросок от плеча и следить за дротиком глазами по направлению к цели.
  2. Повторив бросок много раз, ребенок привыкает к правильному движению руки и туловища, которое в момент броска резко подается вперед, но равновесие при этом не нарушается
  3. Затем можно предложить детям совершать броски в определенный сектор мишени, зарабатывая определенное количество очков.


Ключевыми ситуациями взаимодействия воспитателя и родителей, демонстрирующими варианты использования домашней предметно- развивающей среды в физическом воспитании старших дошкольников, являются совместные игры взрослых и детей с использованием мяча, скакалки и дартса.

Алгоритм взаимодействия воспитателя с родителями:
1.
Педагог организует подвижную игру с подгруппой детей и несколькими взрослыми.
2. После переходит к детям, которые играют самостоятельно.

Игры с мячом: « Вышибалы», « школа мяча».



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад   «Улыбка»

Консультация для педагогов на тему:

«Секционно – кружковые занятия»

Педагог доп. образования

Молоткова М.Ю.

Одной из внеурочных форм физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ является секционно – кружковые занятия. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой, а особый интерес вызывают спортивные игры и упражнения. В ДОУ можно организовать различные кружки и секции. Организуются они в свободное от основных занятий время, обычно во второй половине дня. Недопустимо их проведение за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон.

Общая продолжительность секционных занятий составляет 20-30минут (в соответствии с требованиями Санпинов), их количество в неделю не более двух раз.

Основной целью таких занятий является ознакомление детей со спортивными играми, закладывание азов правильной техники, элементарных действий в игре, а также развитие индивидуальных способностей детей. Содержание, методика проведения и планирование учебного материала имеют свою специфику. При их организации необходимо учитывать возрастные особенности детей, их физическое развитие и физическую подготовленность, а также задачи физического воспитания детей в соответствии с программой ДОУ.

Отличительная черта таких занятий – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждением различных заболеваний.

Игровая форма проведения занятий является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Очень важно, чтобы занятия содержали интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты. Материал должен быть доступным, важно обеспечить индивидуальный подход к детям, т.к. обучение спортивным играм и упражнениям довольно сложно для дошкольников. В ход занятий включаются посильные для детей задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.

Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть.

Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку и желание ребенка.

Кружковые занятия состоят из вводной, основной и заключительной части, которые взаимосвязаны между собой.

В вводной части проводится разминка, с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной нагрузке во второй части. Продолжительность 4-5минут.

Основная часть предусматривает ознакомление детей с новым материалом; затем – повторение и закрепление ранее изученного; совершенствование имеющихся двигательных навыков. Продолжительность 10-15минут. Очень важно следить за самочувствием детей.

Заключительная часть способствует расслаблению различных мышечных групп или спокойная игра 3-5минут. Важна тесная работа инструктора с другими специалистами детского сада.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад   «Улыбка»

Семинар-практикум

по  обучению  дошкольников  основным  видам движений

Инструктор  по физической  культуре

Молоткова М.Ю.






Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

детский  сад   «Улыбка»

Тренинг с педагогами

«Качественное выполнение основных видов движений»

Инструктор  по физической  культуре

Молоткова М.Ю.


Педагоги разных возрастных групп, объединившись в подгруппы, получают карточки с заданиями и проговаривают ответы на поставленные вопросы.


Карточка № 1.

  1. Перечислите упражнения, подводящие к метанию. (Катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мяча, мешочков с песком, а также природного материала).
  2. Расскажите методику выполнения такого упражнения, как катание мяча друг другу во второй младшей группе. ( Дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору, акцентируя внимание детей на трех моментах: как удержать мяч ( ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу- сзади, пальцы широко расставлены), как прицелиться( посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттолкнуть мяч( не подбрасывая, чтобы он катился, а не прыгал), - дети начинают катать друг другу мяч. Воспитатель корректирует действия отдельных детей или пар).


Карточка № 2

  1. Назовите способ лазанья по гимнастической стенке во второй младшей группе и методику обучения детей.( Самый простой способ – приставной шаг. На начальном этапе предлагаем детям влезать на пособия и спускаться произвольно, кто как хочет. Далее подводим ребенка к гимнастической стенке и предлагаем взяться руками за рейку, на которую смотрят глаза таким образом, чтобы большой палец был снизу; поставить ногу на первую рейку, чтобы носок выступал вперед. Вторую ногу поставить рядом. Затем предлагаем взяться руками за рейку повыше и переставить ноги поочередно) .
  2. Расскажите методику выполнения прыжка в длину с места во второй младшей группе ( Воспитатель использует игровое задание «Через ручеек», и показывает правильный образец прыжка, ничего не утрируя: отвести руки назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении. Показ дети наблюдают сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны) .

Карточка № 3

1. Назовите способ лазанья по гимнастической стенке в средней группе и методику обучения детей. ( В средней группе обучаем детей переменному ( чередующему) шагу. Объясняем детям, что на каждой рейке находится одна рука, другая на рейку выше. Обе ноги стоят на одной рейке. В этот момент обучения дети, как правило, опираются на три точки- две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу).

2. Расскажите методику выполнения прыжка в длину с места в средней группе.( В средней группе мы обращаем внимание детей на отдельные элементы прыжка в длину с места.              Учим сочетать отталкивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед, принимать правильное исходное положение).

Карточка № 4.

  1. Расскажите об особенностях обучения детей среднего возраста ведению мяча на месте. ( Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия: ударять по мячу нужно тогда , когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять;  на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше).
  2. Назовите способ лазанья на гимнастической стенке в старшей группе и методику обучения. ( В старшей группе дети осваивают одноимённый способ лазанья . Предлагаем взяться правой рукой за рейку выше той , на которую смотрят глаза. Поставить правую ногу на нижнюю рейку. Затем одновременно поставить на следующие рейки левую руку и левую ногу )


Карточка № 5.

  1. Расскажите об особенностях выполнения прыжка в длину с места в старшей группе.( В прыжках в длину опираемся на естественное стремление детей прыгнуть дальше , поэтому стимулируем высокие прыжки , учим группироваться в полёте и выбрасывать ноги вперёд . Устанавливаем связь между сильным толчком , энергичным замахом и результатом . Для усиления замаха руки поднимают вверх , приподнимаются носки , затем надо слегка присесть , опираясь на всю ступню , туловище слегка наклонить вперёд , руки отвести назад . толчок выполняют двумя ногами. Ноги разгибаются в коленях , руки идут вперёд и вверх. Толчок должен быть сильным и резким. Во время полёта ноги сгибаются , а затем выносятся вперёд . при приземлении ноги ставятся на пятки , затем совершается перекат с пятки на носок, для сохранения равновесия руки выносятся вперёд)
    2. Расскажите об особенностях обучения детей старшего возраста передаче мяча друг другу в парах разными способами . ( Тот , кто ловит мяч не должен стоять на месте неподвижно и ждать . Он следит за направлением летящего мяча  и делает шаг вперёд или назад , смещается в сторону если нужно . При этом встречает мяч ладонями с широко разведёнными пальцами , слегка вытянув руки вперёд. При броске от груди двумя руками следует взять мяч так , чтобы локти были направлены в стороны – вниз , тело слегка отклонить назад , распрямляя обе руки , выпрямиться и вытолкнуть мяч вперёд. При броске из-за головы двумя руками , руки с мячом отвести за голову ,  слегка прогнуться в пояснице , затем быстрым движением выпрямить туловище и руки )

Карточка № 6.

1. Назовите способ лазанья по гимнастической стенке в подготовительной к школе группы и методику обучения. ( В подготовительной к школе группе дети закрепляют одноимённый способ лазанья и знакомятся с разноимённым способом. В качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноимённая нога . Далее на рейку выше ставим другую руку и противоположную ногу )

2. Расскажите методику обучения детей подготовительной к школе группы ведению мяча в движении. (Главная задача – научиться хорошо управлять движением мяча , мягко отталкивать его движением рук. Обучаем ведению правой и левой рукой , не только перед собой , но и рядом , подводя к баскетбольной технике ведения мяча . Если мяч отбиваем правой рукой , то он должен ударяться справа от носка правой ноги. Сочетаем отбивание с ходьбой , для этого мяч слегка подталкиваем вперёд)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание зорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду и семье детей старшего дошкольного возраста."

В Национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни  рассматривается  как  одна  из  основных  задач  образования. Дошкольное детство –уникал...

Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей

Методическая разработка Формирование здорового образа жизни через обеспечение рационального уровня двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста  средствами физкультурно-оздоровит...

Конспект открытого показа: «Развитие интереса и потребностей к двигательной активности и физическому совершенствованию у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность» с детьми группы «А» 4-5лет «Путешествие в зимний лес»

Задачи:-  развивать интерес и потребность к двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность - развивать бег, ловкость, умение перевопло...

Квест - игра в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Данную методическую разработку могут применять в своей работе инструктора по ФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования....