Комплекс занятий по лыжной подготовке дошкольников.
методическая разработка по физкультуре по теме

Старцева Марина Николаевна

Комплекс разработан  с целью формирования и закрепления у детей навыков ходьбы, скольжения на лыжах, умения скатываться с горки.Включает в себя цикл из 8 занятий и подборку  специальных игр. Является  приложением к методической разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_olimpiyskih_lyzhnikov.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс занятий  по обучению детей ходьбе на лыжах

Занятие 1

Место занятия – участок детского сада.

Программное содержание. Закреплять навык передвижения на лыжах скользящим шагом.

Ход занятия. Взять лыжи из стойки, скрепить их, вынести на участок детского сада. Построение с лыжами в шеренгу возле детского сада. Во время построения воспитатель проверяет соответствие лыж росту детей, наличие рукавиц, состояние лыжных креплений. Дети берут лыжи и идут к месту занятий.

Упражнения на лыжах: попеременное приподнимание то правой, то левой ноги с лыжей, сохраняя ее в горизонтальном положении. Эти упражнения помогают почувствовать отягощение ноги лыжей. Напомнить детям о посадке лыжника (лыжи стоят параллельно, ноги слегка согнуты так, чтобы колено согнутой ноги находилось над носком ботинка, туловище немного наклонено вперед, руки свободно опущены).

Ходьба скользящим шагом по учебной лыжне (100 м). Воспитатель вместе с детьми проходит по извилистой лыжне (15 м).

Занятие заканчивается спокойной ходьбой без лыж.

Занятие 2

Место занятия – парк (в ближайшем окружении).

Программное содержание. Закреплять навык спусков с пологих склонов при длине ската 8 – 10 м, скользящего шага, поворот на лыжах.

Ход занятия. Дети берут лыжи и несут к месту занятий.

Упражнения на лыжах: «пружинка», подпрыгивания на лыжах, полные приседания.

Ходьба по учебной лыжне (100 м).

Передвигаться скользящим шагом, размахивая руками с флажками. Воспитатель обращает внимание на длительность скольжения на одной ноге, на равномерность движения. Ходьба вокруг двух деревьев («восьмерка»).

Спуститься со склона, делая пружинистые приседания.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой по аллее парка.

Занятие 3

Место занятия – парк, сквер (в ближайшем окружении).

Программное содержание. Закреплять навыки скользящего шага, спуска со склона, подъемов, торможения.

 Ход занятия. Дети строятся, берут лыжи и строем в колонне переходят к месту занятий.

Упражнения на лыжах: приседания с пружинистыми покачиваниями на всей стопе, с ритмичными взмахами рук вдоль туловища.

Передвижение в колонне по одному скользящим шагом по учебной лыжне (100 м), согласовывая движения рук и ног. Проходя отрезок 10 м, преодолеть его за возможно меньшее число шагов.

Обратить внимание детей на то, что при передвижении скользящим шагом ноги должны быть все время согнуты в коленях. В момент толчка нога выпрямляется.

Спуск в высокой стойке при длине склона 12 – 15 м. Во время спуска воспитатель проводит с детьми игру «Подними». Дети поднимают шишки, ветки, лежащие справа и слева от лыжни и друг от друга на расстоянии 1,5 м. Победителем считается тот, кто соберет больше предметов.

Спуск с торможением «упором». Воспитатель сначала показывает это движение. Затем дети выполняют его.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах 30 м.

Занятие 4

Место занятия – участок детского сада.

Программное содержание. Учить детей ходьбе на лыжах с палками. Показать, как разъединить лыжи и палки и положить их на снегу.

Ход занятия. Воспитатель объясняет детям, что теперь они будут заниматься на лыжах с палками, что с палками можно передвигаться значительно быстрее. Они помогают отталкиваться.

Показать детям, как складывать и разъединять лыжные палки. Предложить последовательно выполнить все эти приемы. Показать, как скрепляются лыжные палки с лыжами.

Выход на учебную лыжню. Палки держать горизонтально за середину кольцами назад. Для безопасности детям необходимо передвигаться по лыжне (100 м) на расстоянии 4 – 5 шагов друг от друга. Ритмичные махи руками с палками. Ходьба по извилистой лыжне скользящим шагом – 50 м.

Очистить лыжи и костюмы от снега. Скрепить лыжи. Отнести их в стойку.

Занятие 5

Место занятия – участок детского сада.

Программное содержание. Учить попеременному двухшажному ходу с палками.

Ход занятия. Игра без лыж «Сделать пять шагов с закрытыми глазами, повернуться и вернуться к своим лыжам».

Упражнения на лыжах: приседания, немного приподнять лыжу и двигать ею то вправо, то влево, то вверх, то вниз.

Затем воспитатель предлагает детям пройти на лыжах без палок и после этого говорит, что они уже научились отталкиваться и скользить на лыжах не теряя равновесия, но, для того чтобы двигаться на лыжах быстрее, скользить более длинными шагами, применяются лыжные палки.

Объяснить и показать детям, как брать в руки лыжные палки (продев руку снизу в ременное крепление и обхватив палку сверху). Показать, как ставить палки на снег с небольшим наклоном вперед, объяснить, что нужно постепенно увеличивать силу давления на палки. При прохождении учебной лыжни с палками, воспитатель следит за правильностью перекрестной работы рук и ног.

Игра на лыжах (без палок) «Чем дальше, тем лучше». На разбеге ребенок делает 5 – 6 шагов, с силой отталкиваясь на последнем шаге. Затем скользит на двух лыжах до полной остановки. Выигрывает тот, кто дольше и дальше скользит. Игра проводится на проложенной лыжне. Задание можно усложнить: после разбега во время скольжения присесть, а после полной остановки выпрямиться.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах по участку детского сада.

Занятие 6

Место занятия – парк.

Программное содержание. Продолжать обучение попеременному двухшажному ходу и спуску.

Ход занятия. Упражнения на лыжах: поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжей, поворот переступанием «веер» и «солнышко». На учебной лыжне пройти 100 м, сохраняя правильную посадку лыжника, отрабатывая правильную постановку палок на снег (около носка ботинок) с небольшим наклоном вперед. Воспитатель должен следить, чтобы дети при ходьбе на лыжах дышали через нос.

Детям дается задание пройти лыжню в 10 м за наименьшее количество шагов.

Спуск с пологого склона без палок. Спуститься в воротца с поворотом внизу, свободный спуск 2 – 3 раза.

Занятие заканчивается спокойной ходьбой на лыжах попеременным двухшажным ходом с палками.

Занятие 7

Место занятия – поле, лес ( по мере возможности).

Программное содержание. Учить ходить попеременным двухшажным ходом с палками, преодолевать препятствия на пути (канава, бревно).

Ход занятия. Пробежка без лыж (10 м).

Упражнения на лыжах: «пружинка», подпрыгивание на двух лыжах, боковые шаги переступанием (5 шагов влево и 5 шагов вправо).

Передвижение попеременным двухшажным ходом по снежной равнине (100 м). Обратить особое внимание на согласованность движений рук и ног, на более сильное отталкивание палками.

Передвижение по трое. Остальные дети наблюдают за передвижением детей, анализируют правильность их действий, оценивают, делают замечания и т.п.

Учить преодолевать небольшие канавки. Показать способы преодоления препятствий перешагиванием и ступающим шагом с опорой на палки.

Свободное скольжение по снежной целине 10 – 15 минут. Снять лыжи. Очистить лыжи и костюмы от снега.

Занятие 8

Место занятия – парк, сквер.

Программное содержание. Совершенствовать навык передвижения на лыжах попеременным двухшажным ходом. Упражнять детей в спуске и подъеме на пологий склон при длине ската 18 м.

Ход занятия. Занятие начинается игрой без лыж «След в след». Воспитатель идет по снежной целине. Дети строем идут за ним, стараясь попасть в след воспитателя.

Упражнения на лыжах: «пружинка», поочередное поднимание правой и левой ноги с лыжами, переступание и прыжки на лыжах.

Ходьба по учебной лыжне попеременным двухшажным шагом (100 м). обратить особое внимание на выполнение толчка за счет полного распрямления толчковой ноги, на перенос тяжести тела с одной ноги на другую. Воспитатель показывает детям в медленном темпе, немного утрируя, перенос веса тела с одной ноги на другую.

Спуски со склона вдвоем, держась за руки. Сначала воспитатель показывает этот спуск с одним ребенком, хорошо владеющим навыком передвижения на лыжах. После этого воспитатель объясняет, что при этом спуске следующая пара спускается только, когда первая пара закончит спуск.

Игра «Спускаемся вместе». Группа 4 -5 детей стоит на склоне, взявшись за руки. По сигналу воспитателя все вместе начинают спуск.

Занятие заканчивается ходьбой по учебной лыжне спокойным скользящим шагом с постепенным замедлением темпа.

Игры на лыжах

Большая роль при обучении детей ходьбе на лыжах принадлежит играм. Они вызывают интерес к передвижению на лыжах, являются своеобразными упражнениями, при которых совершенствуются двигательные навыки ходьбы, спусков, подъемов, развивается функция динамического равновесия. Игровые приемы способствуют выработке умений управлять своими движениями.

Пройди и не задень

Задача. Развитие пространственных ориентировок и совершенствование функции равновесия.

Описание. Шесть лыжных палок втыкаются в снег на расстоянии 2-2,5м друг от друга. Ребенок обходит стоящие палки, стараясь их не задеть.

Правила. Не пропускать палок, стараться не сбить их носками лыж, точно делать повороты.

Трамвай

Задача. Закреплять пространственные ориентировки, упражнять в ходьбе на лыжах.

Описание. Воспитатель делит играющих детей на 4 равные подгруппы, каждая группа детей из 5-7 человек держится за цветной шнур (это трамвай). Дети идут по снежной целине в любых направлениях, встречаясь, расходятся только вправо.

Правила. Обходить идущий навстречу трамвай только справа, идти ритмично, согласовывая темп своего передвижения с темном товарищей.

Ходьба парами, тройками

Задача. Совершенствовать функцию равновесия, упражнять  в согласованном ритме движения.

Описание. Дети, держась за руки (вдвоем, втроем), продвигаются по снежной равнине вперед.

Правила. Кто разорвет цепь рук, тот выбывает из игры.

Методические указания. Вначале дети должны научиться ходить парами, затем тройками. Чтобы дети освоили чувство согласованного ритма движений, рекомендуется идти под счет воспитателя или ритмичные удары в бубен.

Попади в цель

Задача. Упражнять в устойчивом равновесии.

Описание. У каждого ребенка в руках комочек снега. Проходя мимо щита для метания или обручей, подвешенных на веревке, дети должны на ходу попасть в щит левой или правой рукой.

Правила. Выигрывает тот, у кого будет большее число попаданий из трех или пяти бросков правой и левой рукой.

Методические указания. Расстояние от ребенка до щита должно быть не менее 5м.

Поменяй флажки

Задача. Упражнять детей в быстром темпе передвижения на лыжах.

Описание. Играющие делятся на две колонны. Каждый ребенок должен пройти расстояние 10м до другого флажка, взять флажок и на его место поставить другой по цвету.

Правила. Выигрывает та команда, которая раньше поменяла цветные флажки.

Методические указания. Предлагая детям быстрое скольжение, воспитатель следит за качеством движения.

Будь внимателен.

Задача. Закреплять навык передвижения по равнине, развивать внимание.

Описание. Дети передвигаются по учебной лыжне. На сигнал воспитателя (поднимает разноцветные флажки) дети меняют движение. Например, когда воспитатель поднимает зеленый флажок, все идут ступающим шагом, желтый - скользящим, красный флажок – все останавливаются.

Правила. Дети идут по учебной лыжне на расстоянии 2-3м друг от друга. Воспитатель находится в центре круга.

Идите за мной

Задача. Закреплять навыки ходьбы на лыжах скользящим шагом в быстром темпе.

Описание. Дети ходят по лыжне по кругу скользящим шагом. Воспитатель находится за кругом. Проходя мимо детей, он выбирает двоих-троих, дотрагиваясь до них. Дети выходят из круга и идут на лыжах вслед за воспитателем.

Через препятствие

Задача. Закреплять навык передвижения на лыжах, преодолевая препятствия.

Описание. На прямой лыжне (50м) располагаются препятствия (3-4):ворота из лыжных палок, бревно и т.д. по сигналу воспитателя ребенок идет от черты до флажка. Пройдя препятствие, он берет флажок, размахивает им и ставит на место.

Правила. Следующий лыжник начинает движение только тогда, когда впередиидущий пройдет первое препятствие.

Сороконожки

Задача.  Закреплять навык скольжения в колонне.

Описание. Группа детей делится на две команды и выстраивается в колонны, одна параллельно другой. Перед колоннами отмечается линия старта, а на расстоянии 30-50м – линия финиша. Каждой команде дается по одному шнуру. Дети стоящие справа, берут шнур левой рукой, а стоящие слева – правой. По сигналу воспитателя колонны («сороконожки») бегут вперед к линии финиша, не выпуская шнур.

Правила. Если кто-либо из детей случайно выпустит шнур, то ведущий колонны должен остановиться и подождать, пока все возьмут шнур. Игра считается законченной, когда последний лыжник пересечет линию финиша («когда сороконожка закончит путь»).

Методические указания. Игра проводится с детьми, хорошо владеющими навыками ходьбы на лыжах.

Не урони

Задача. Закреплять навык спуска.

Описание. Спускаясь, перекладывать из руки в руку перед собой и за спиной какой-нибудь предмет.

Правила. Если предмет упадет, поднимать его запрещается.

Методические указания. Задание выполняют только те дети, которые освоили навык спуска.

Спуск по взмаху цветного флажка

Задача. Закреплять навык спуска.

Описание. Дети стоят на склоне, на курточке у каждого ребенка цветная ленточка. По взмаху цветного флажка, например красного, съезжают дети, у которых ленточки красные.

Правила. Спускаются одновременно все дети, у которых цветная ленточка такого же цвета, как флажок.

Посмотри в окошко

Задача. Закреплять навык спуска.

Описание. При спуске дети держат в руках обруч. Приняв на месте правильную позу, ребенок спускается, смотря в окошко (обруч).

Методические указания. Следить за правильной позой при спуске.

Поймай предмет.

Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.

Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный мешочек). 

Правила. Если мешочек упадет, поднимать его запрещается.

Методические указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким, лучше всего, если это будет мягкий сверток из тряпок.

Попади в цель

Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.

Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч).

Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков попаданий будет больше.

Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Лыжная подготовка дошкольников"

В данной методической разработке представлен цикл занятий по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста,позволяющих каждому ребенку приобести первичные навыки в упражнениях данного в...

конспект методических "посиделок" по теме "Лыжная подготовка дошкольников"

В рамках реализации мероприятий по внедрению лыжной подготовки дошкольников  как элемента здоровьеформирующей среды ДОО в нашем детском саду МА ДОУ №166 г. Хабаровска прошла Неделя лыж. Подведени...

Физкультурное занятие по лыжной подготовке

Формирование  у детей полноценного умения ходить на лыжах...

Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятиях по лыжной подготовке.

Пед. проект: Развитие физической выносливости обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста с использованием игровых технологий на занятих по лыжной подготовке....

Занятия по лыжной подготовке в детском саду.

Ах, лыжи мои, лыжи, —Без вас я сам не свой.Ну что на свете ближеМне снежною зимой?Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на л...

« Содержание и методика проведения занятий по лыжной подготовке с дошкольниками 6 – 7 лет» 2020 год

Выступление на РМО – тема « зимние виды спорта в ДОУ» выступала с презентацией на тему « Содержание и методика проведения занятий по лыжной подготовке с дошкольниками 6 &ndash...