ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
методическая разработка по физкультуре по теме

Павлова Ирина Александровна

В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности  «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через по­вышение качества медико-социальных условий.  

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоро­вых детей, по данным Научно-ис­следовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.

Поэтому качественное образова­ние, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Про­граммы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.

  Модель оздоровления состоит из трех блоков и решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и вос­питательные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pavlovoy_i.a._-_naberezhnye_chelny.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления

И.А. Павлова

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «детский сад компенсирующего вида №67 «Надежда»

г.Набережные Челны

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза.

Поэтому качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Программы для детского сада должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.

В нашем ДОУ продолжается работа по проекту инновационной здоровьесозидающей деятельности  «Экология детского здоровья», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий.      

Модель оздоровления состоит из трех блоков и решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Оздоровительный блок: обеспечить всестороннее и гармоничное развитие физических качеств детей; способствовать функциональному развитию органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.); содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки; закаливать детей, используя естественные факторы природы (солнце, воздух и вода), различные традиционные и современные методики; способствовать сохранению положительного психо-эмоционального состояния детей; обеспечить физическую готовность детей к школе.

Образовательный блок: совершенствовать жизненно необходимые двигательные навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.), развивать скоростные качества, координацию, выносливость; формировать элементарные знания по гигиене, анатомии и физиологии человека, валеологии, технике движений, правилам соревнований, спортивных игр и т.д.

Воспитательный блок: воспитывать привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены, желание ежедневно заниматься физическими упражнениями; способствовать развитию воли, целеустремленности; формировать позитивные качества характера; воспитывать эстетические потребности ребенка, способствовать эмоциональному развитию.

         Основными задачами деятельности ДОУ являются: охрана жизни и укрепление здоровья детей;   обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития;  осуществление индивидуально-ориентированной медицинской, педагогической, психологической и социальной помощи детям;   осуществление необходимой коррекции в развитии ребенка;  взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

     В ДОУ создана четко продуманная и гибкая структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения, направленными на разумное использование самоценного периода дошкольного детства для подготовки ребенка к обучению в школе и самостоятельной жизни.

      Все функции управления (постановка целей, определение задач, планирование действий субъектов деятельности, создание условий и разработка средств, регулирование и коррекция по промежуточным результатам, контроль, анализ и оценка эффективности деятельности, стимулирование) обоснованы любыми изменениями содержания работы ДОУ и направлены на достижение оптимального результата.

      В начале учебного года дети, пришедшие в детский сад по направлению городской медико-педагогической комиссии,  проходят осмотр медико-психолого-педагогической комиссией  ДОУ: врачом – ортопедом, врачом ЛФК, педиатром,  врачом физиотерапевтом, психологом,  логопедом. Инструктора ЛФК под руководством врача ЛФК проводят диагностику состояния мышц у детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата для определения эффективности проводимой дошкольным учреждением и родителями работы по коррекции осанки. Воспитатели групп и узкие специалисты проводят диагностику детей 4-6 лет в рамках работы по Модели конечного результата для отслеживания показателей нервно-психического и физического развития и на основе полученных результатов строят в течение учебного года  коррекционно - профилактическую  работу.    

    Одним из важнейших направлений  физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная организация здоровьесберегающего  педагогического процесса, то есть соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития  и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают в себя: утреннюю гимнастику, оздоровительный бег, физкультурные занятия, плавание, лыжные прогулки, физкультурные досуги, праздники и развлечения на воде.

    В течение всего периода в ДОУ  проводилась оздоровительная работа, а именно:

общие оздоровительные мероприятия (витамино- и фитотерапия, точечный массаж, рефлекторный массаж стоп, аэротерапия, дыхательная и релаксационная гимнастики);

физкультурно-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, оздоровительный бег, физкультурные занятия как в помещении, так и на воздухе, занятия по плаванию, лыжные прогулки, физкультурные досуги, праздники и развлечения на воде);

закаливание (воздушные и солнечные ванны, посещение сауны и бассейна, солевое топтание, полоскание зева минеральной водой);

лечебно - коррекционная работа: лечебная физкультура; лечебное плавание; массаж (оздоравливающий, классический, расслабляющий, избирательный, точечный); физиопроцедуры (электрофорез, электросон, соллюкс, тубускварц носа и зева, парафин, электросон, витафон и др.);

   Одновременно воспитатели групп проводили общие оздоровительные и коррекционные мероприятия: утренний прием детей на свежем воздухе,  физкультурные паузы в течение занятий, пальчиковую и артикуляционную гимнастики, гимнастику пробуждения, корригирующие гимнастики, офтальмотренинг для глаз, хождение по «Тропе здоровья», прогулки с использованием подвижных игр, «Здравиады» (международные детские игры здоровья), занятия и беседы с детьми по ЗОЖ и ОБЖ и др. В каждой группе были созданы «Центры коррекции здоровья» для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, которые включали следующее оборудование: массажные коврики, ребристые дорожки; коврики для правильной постановки стоп и профилактики плоскостопия;   гимнастические палки, платочки, мешочки с песком;  массажные мячи, гантели, роллеры;  разнообразные атрибуты для подвижных игр как в группе, так и  на улице и т.д.

     В результате целенаправленной  и совместной работы педагогических и медицинских работников ДОУ и стали возможны следующие результаты оздоровительной работы:

Диаграмма №1

Результат диагностики по модели конечного результата

Диаграмма №2

Рост положительной динамики по ОДА

 

Проводя анализ результатов оздоровительной работы ДОУ за данный период можно сделать вывод о том, что работа в ДОУ  ведётся должным образом:

наметилась динамика снижения уровня заболеваемости,  

отмечается положительная динамика укрепления мышц, контролирующих осанку детей с нарушениями ОДА (в том числе постепенное увеличение мышечной силы, наращивание мышечной   массы).

Анализ результатов физической подготовленности дошкольников показал, что физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ способствует развитию физических качеств: ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных качеств. Результаты диагностики выявили положительную динамику физического развития. Все это стало возможным благодаря:

индивидуально-дифференцированному подходу к детям с учетом уровня здоровья, физической подготовки и половых особенностей,

своевременному и квалифицированному применению программы по лечебной физической культуре, положительно влияющей на качество здоровья дошкольников, имеющих нарушения ОДА,

четкой организации работы по наблюдению за состоянием детей.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование основ здорового образа жизни у дошкольника через создание медико-педагогической модели оздоровления"

В нашем ДОУ разработана модель оздоровления «Здоровый малыш», с учетом комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-социальных условий....

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через проектную деятельность

Детям так же как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, но  они не знают, что для этого надо делать, объясни им, и они будут беречься...

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через совместную деятельность с родителями

Презентация и текст выступления из опыта работы по физическому развитию дошкольников...

Использование нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников

В данной статье раскрывается технология использования нетрадиционных методик оздоровления при формировании основ здорового образа жизни у дошкольников, приводятся конкретные примеры их применения в ра...

Консультация с родителями .Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в рамках формирования основ здорового образа жизни у дошкольников."Здоровье -не все , но без здоровья -ничто".

laquo;Здоровье – не все, но без здоровья – ничто»Сократ Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Пробл...