Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной игровой культуре"
материал по физкультуре (старшая группа) по теме

 

          Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

          Народные игры - это неотъемлемая  часть интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается  с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pelagogov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

« Приобщение детей к народной игровой культуре».

                                                  Подготовил инструктор

                                                  физического воспитания

                                                              Лайкова М.Б.

                       17 апреля 2010 года.

          Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Издавна в них четко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о смелости, чести, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

          Народные игры - это неотъемлемая  часть интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается  с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

          Неизгладимое впечатления даёт детям знакомство с особенностями жизни  разных народов. Дети разных национальностей, посещая детский сад , общаются, рассказывают сказки, играют в разные игры, поют и танцуют внося  в свою деятельность элементы национальных культур.

         Воспитатель помогает детям понять , что людей  разных национальностей  к многонациональной культуре и искусству, взаимопомощь, уважение к человеку. Особенности жизни и труда людей находят отражение в народных песнях, сказаниях, в движениях танца, и играх.

          По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

         Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а  встречающиеся в играх  зачины и диалоги  непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей  активной умственной деятельности.

          В играх , не имеющих сюжета и построенных  лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

            Большое воспитательное значение заложено  в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли.. Напрмер, в игре            « Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: « Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи ( « один -за всех и все -за одного» -цыплята), ответственности, смелости, находчивости ( наседка).

             В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными, весёлыми

моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Так, например, зачины, являются игровой прелюдией и дают возможность организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное выполнение правил. Этому способствует ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води , а я не буду.

Я куплю себе дуду,

И по улице пойду.

Громче , дудочка , дуди:

Мы играем, ты води.

В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят.

Кто засмеется,

губа задерется.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!

Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим.

    Эти четкие считалки, напевно-забавные певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием  проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.

          Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание  и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Задача воспитателя состоит в том , чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть.

             Объясняя новую народную  игру, в которой есть зачин, взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит их от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом.

Ребята вслушиваются в ритмичное сочетание слов, при повторении легко запоминают зачин.

 Объяснение новой игры может проходить по-разному, в зависимости от её вида и содержания. Так, несложная игра объясняется кратко, лаконично, эмоционально выразительно. Воспитатель даёт представление о  её содержании, последовательности игровых действий, расположении игроков и атрибутов, правилах игры. Он может задать один - два уточняющих  вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Основная часть времени предоставляется конкретным игровым действиям детей. В конце игры следует положительно оценить поступки  тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь.

              Сюжетную народную игру тоже можно объяснить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа , в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта, и искусства, заинтересовывает национальными обычаями, фольклором. Или можно образно, но кратко , рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, дать послушать диалог, если он имеется ( « Редьки», « Мак», « Ястреб и утки»), и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путем назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрить  и активизировать застенчивого ребенка, или наоборот, показать на примере активного, как важно быть ловким и смелым; отклонить просьбу самоуверенного ребенка и включиться в игру самому воспитателю с целью показать роль водящего, от действий которых, зависит, например, правильность ориентировки в пространстве всех остальных игроков.

      Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, воспитателю необходимо помнить , что впечатления ребенка глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их общественно полезной и творческой деятельности.

   Предлагаю небольшой каталог народных игр.

1. « Филин и пташки»

            Перед началом игры дети выбирают себе названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль.  Играющие выбирают филина. Он уходит в своё гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал: «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет, кого то, поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

ПРАВИЛА ИГРЫ: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

2. « Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих- заря- ходит сзади с лентой и говорит.

- Заря, зарница, красная девица.

По лесу ходила, ключи обронила,

 В ленты голубые, кольца обвитые-

За водой пошла!

С последними словами, водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

ПРАВИЛА ИГРЫ: бегущие не должны пересекать круг, играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

3. « Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

-У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять жесты ведущего. Тот , кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

ПРАВИЛА ИГРЫ: при повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

4. « Ляпка»

Один из играющих -  водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить , приговаривая:

« На тебе ляпку, отдай её другому».

 Новый водящий, старается поймать игроков и отдать им ляпку.

ПРАВИЛА ИГРЫ: водящий не должен преследовать одного итого же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

5. « Ловишка в кругу»

На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку, небольшую. Все участники встают в кругу, один из них - ловишка.

Он бегает за детьми и старается кого - нибудь поймать. Пойманный игрок, становится ловишкой.

ПРАВИЛА ИГРЫ: ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку, это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку запрещается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНОЙ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Методические рекомендации  по приобщению детей к народной игровой культуре....

Методические рекомендации "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Одной из приоритетных направлений в работе нашего ДОУ, является духовно-нравственное становление дошкольника, направленное на дальнейшее совершенствование личности посредствам приобщения к право...

Приобщение детей к народной игровой культуре.

Возраждать интерес детей к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового практ...

Приобщение детей к народной игровой культуре.

Возраждать интерес к игровому фольклору - важно систематическое, целенаправленно воздействие, своеобразная просветительская деятельность, по освоению игровых традиций. Организация игрового прпактикума...

Консультация для родителей «Приобщение детей к народной игровой культуре»

Семья играет большую роль в формировании нравственных и патриотических чувств через народные игры. Так как народная играсодержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое о...

Консультация "Приобщение детей к народной игровой культуре"

Консультация  "Приобщение детей к народной игровой культуре"...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....