Спортивная секция "Веселая ракетка"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Каргаполова Евгения Анатольевна

В пособии представлена программа секционной работы «Веселая ракетка» для  одаренных детей старшего   дошкольного возраста. Перспективно – тематический план, сетка и конспекты игровых занятий составлены с учетом Федеральных Государственных Требований и нацелены на увеличение двигательной активности детей, повышение функциональных возможностей организма.      Спортивная  игра «Бадминтон» -     с  воланом  и  ракетками, насыщенная  разнообразными  движениями  и  комбинациями, требующая  ловкости и повышенного внимания,    способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку.  А  приобщение к спорту с раннего детства даёт ребенку  физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма. 

Рекомендуется к использованию инструкторам физического воспитания, педагогами дошкольных образовательных учреждений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sekcii_veselaya_raketka_.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Физическое воспитание дошкольников направлено на своевременное формирование у них двигательных навыков и умений. Потребность в движениях у ребенка физиологически обоснована, двигательная активность вызывает положительные изменения в его физическом  и психическом развитии, способствует совершенствованию всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и мышечной).

Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.  

  Бадминтон -     спортивная  игра с  воланом  и  ракетками, насыщенная  разнообразными  движениями  и  комбинациями.    Волан и ракетка  - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в подбрасывании и передачи волана друг другу    способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку.   Дети учатся  рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Играя в эту спортивную игру, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения ракеткой: свободно держать, передавать волан партнеру,  следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с воланом  могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.

Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.

С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Веселая ракетка», которая составлена на основе программы  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Методических рекомендаций» к программе.

Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию выносливости, ловкости, координации,   согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.

Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Обучение детей игре бадминтон  дает  возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи;  воспитывает целеустремленность и вызывают только положительный настрой.

Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.

Сроки реализации программы: 1 год

Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.

Длительность занятий   30 минут   с периодичностью проведения 1 раз в неделю.

Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть (5-15% общего времени)

Подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.

Основная часть (от 70-85 % общего времени)

Формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливость и др.  

Заключительная часть  (от 3-7% общего времени)

Постепенное снижение нагрузки и постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.

Направления работы:

  1. Теоретическое: знакомство детей с   историей возникновения волана и  игрой «Бадминтон»,  знакомство  с правилами    игры, знакомство с правилами    поведения и техники безопасности на занятиях.
  2. Практическое:  обучение детей техническим навыкам владения ракеткой и воланом.

Цель программы: Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста, воспитание спортивного резерва для занятия таким  видом спорт, как бадминтон. 

Задачи обучения:

Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.

Выработать соответствующую осанку.

Сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;

Выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки.

Разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска.

Подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил.

Отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).

Укрепление здоровья детей.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Дети с  желанием играют в игру «Бадминтон».
  2. Умеет держать правильно ракетку, передавать волан партнеру.
  3. Дети умеют   рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием.
  4.  Дети без проблем могут совершать  сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия.
  5. Дети знают и соблюдают правила игры и участвуют в различных   и соревнованиях.
  6. Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности

Учебно – тематический план

 

Месяц

Неделя

Количество часов

Содержание деятельности

Сентябрь  

4

Диагностика физической подготовленности детей  

Октябрь

1 – 2-я

2

Познавательный рассказ «Из истории бадминтона».

Знакомство со спортивным бадминтоном – просмотр игры мастеров.

Игра «Капитан на мостике»

Игра «Подбрось волан» (упражнения без использования ракетки)

3 – 4-я

2

Игра «Подбрось волан» (перебрасывание волана друг другу на бегу)

Игровое упражнение «Попади воланом в цель»

Обучение. Как правильно держать ракетку.

Игровое упражнение «Молоток»

Ноябрь

1-2-я

2

 Игровое упражнение «колокол», обращая внимание на то, как ребенок держит ракетку.

Игра «Соблюдай очередь»

Игровое упражнение «Подача»

3 – 4-я

2

Обучение. Как правильно набивать волан.

 Подбивание волана ракеткой  на месте, перемещаясь шагом.

Декабрь

1 – 2-я

2

 Продолжать закреплять умение держать правильно ракетку и занимать правильную и.п.

 Подбивание волана ракеткой  медленным бегом.

Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.

3 – 4-я

2

 Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.

Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.

Игра «Капитан на мостике»

Январь

1 – 2-я

2

Повторение пройденного материала.

3 – 4-я

2

Отбивание волана,  подвешенного на веревке справа, слева, сверху, снизу.

Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.

Февраль

1 – 2-я

2

 Направление ракеткой волан точно в цель.

 Переброска волана через сетку.

3 – 4-я

2

Обучение  детей переброске волана парами.   Инструктор проигрывает в паре с ребенком.

Игра парами.  Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.

март

1 – 2-я

2

Продолжение обучение  детей переброске волана парами.   Инструктор проигрывает в паре с ребенком.

Игра парами.  Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.

3 – 4-я

2

  Игра парами.  Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой.

Игра «Кто больше?»

Апрель

1 – 2-я

2

Эстафета «Три корзины»

Игра в бадминтон парами  без сетки

3 – 4-я

 2

Игровое упражнение «Набивание волана»

Игра в бадминтон парами  без сетки

Май

1 – 2-я

2

Объяснение правил игры в бадминтон с сеткой.

Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила

3 – 4-я

2

Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила

итого

36 часов

 

Содержание программы

Разделы программы

 

   Ознакомление  с  воланом.   

Ребенка   знакомят  с  качествами  волана: его  весом,  размером,  учат  определять  скорость  волана  после  удара, зависимость  быстроты  полёта от  силы  удара. Для  этого  проводятся  упражнения  и  игры  с  воланом, а также  с  ракеткой  и  воланом

Как  держать  ракетку.  

Ракетку  держат  правой рукой (или  той,  которой  удобнее) четырьмя  пальцами  снизу, а  большим  пальцем  сверху, точно  так же, как  молоток  за  конец  ручки

Стойка  и  перемещение  

Ребенок  располагается  лицом  к  сетке, ноги  немного  согнуты. Вес  тела  распределён  равномерно  на  передней  части  стопы. Плечевой  пояс  слегка  смещён  вперёд.    Ракетка  в  согнутой  в  локте  руке  расположена  на  уровне  бедра.  Игрок  перемещается  по  площадке  беговым  или  мелкими  приставными  шагами. Основные  требования  к  перемещению - быстрота, лёгкость, своевременность.

Подача

 

 При  подаче  волана  нужно  встать  в  центр  поля  левым  боком  к  сетке, левую  ногу  ставить  вперёд, вес  тела  переносить  на  правую  ногу. Волан  держать  левой   рукой  за  перья. Рука  с  ракеткой  согнута  в  локтевом  суставе  и  отведена  назад-вверх. Игрок ударяет  в  колпачок  волана  сеткой. После  подачи  дошкольник  поворачивает  туловище  к  сетке, одновременно  перенося  тяжесть  тела  с  правой  ноги  на  левую.

Удары

 В бадминтоне  удары  выполняются  разнообразными  способами. Их  принято  делить  на удары  справа  и  удары  слева. При  ударах  справа  к  волану обращена  ладонная  поверхность  кисти,   при  ударах  слева - тыльная. Удары  справа и  удары  слева  выполняются  сверху  и  снизу.  

Подготовительные упражнения, развивающие  подвижность  и  эластичность  лучезапястного  сустава

 Игра «Капитан на мостике»  

Игровое упражнение «Молоток»

Игра «Соблюдай очередь»

Передвижение  по  площадке  

Эстафета «Три корзины»

Игра «Кто больше?»

Подготовительные  упражнения  с  воланом  

 Игра «Подбрось волан»

Игровое упражнение «Подача»

Упражнения  с  воланом  и   ракеткой (вместе)

Подбивание волана ракеткой  на месте, перемещаясь шагом.

Подбивание волана ракеткой  медленным бегом.

Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной.

Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую.

Упрощенные правила игры в бадминтон.  

 Играют в бадминтон один на один (одиночные игры) и 2 на 2 (парные или смешанные игры). Суть игры сводится к тому, что игроки, поочередно ударяя ракетками по волану (воронка с перьями), стремятся направить его через сетку так, чтобы противник не смог принять его.

 В бадминтон дети  играют на площадке размером 8 х 3.5 м.  
Посередине площадки натягивается сетка на высоте 120 см.

Ракетка может быть деревянная, металлическая, пластмассовая.
Волан может быть перьевым с пробковой головкой, обтянутой кожей или резиновой, штампованный из пластмассы с резиновым колпачком.
Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не наберет 10 – 15 очков.

Каждая партия начинается подачей с правого поля подачи. Мяч должен направляться по диагонали и опускаться в пределах границ поля подачи противника. Очко выигрывается только при своей подаче (как в волейболе). Нельзя ударять мяч ободом или ручкой. В парной игре подача вне очереди не разрешается. Касание сетки воланом во время игры - не ошибка. Нельзя ставить блок ракеткой у сетки при ударе противника сверху, а также касаться волана на стороне противника. Нельзя касаться и сетки.

Список литературы

  1. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1986. – 304 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
  2. Степененкова Э.Я. Физическое воспитание  в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
  3. Журнал Инструктор по физкультуре №3/2012. Статья . занятия секции по спортивному бадминтону.  Тимофеева Л.Л . стр 115-125


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом и ракеткой

В работе представлены игры для детей старше дошкольного возраста, которые можно проводить в секции настольного тенниса...

Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"

Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...

Конспект по физкультуре в подготовительной группе "Бадминтонная ракетка"

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...

Спортивное развлечение для детей младшего возраста и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» на тему: «Мы спортивные ребята!»

Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.Задачи:использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании;развить координацию движений, ловкости,...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теннису в детском саду для детей подготовительной группы в секции "Весёлая ракетка"

Цель: воспитывать у дошкольников интерес к спортивным играм.Задачи:-продолжать знакомить детей с игрой в настольный теннис.-приучать следить за полётом мяча, развивать «чувство мяча», вним...

Сценарий спортивного праздника Образовательная область «Физическая культура» Спортивный праздник « Папа, мама я –спортивная семья»

Сценарий спортивного праздника разработан для детей подготовительной группы и их родителей. Любой семейный праздник способствует укреплению семейных отношений. Спортивный праздник заряжает не только а...

Игровые упражнения с воланом без ракетки

Игровые упражнения с воланом без ракетки для старших дошкольников...