Спортивная секция "Веселая ракетка"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) по теме
В пособии представлена программа секционной работы «Веселая ракетка» для одаренных детей старшего дошкольного возраста. Перспективно – тематический план, сетка и конспекты игровых занятий составлены с учетом Федеральных Государственных Требований и нацелены на увеличение двигательной активности детей, повышение функциональных возможностей организма. Спортивная игра «Бадминтон» - с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями, требующая ловкости и повышенного внимания, способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку. А приобщение к спорту с раннего детства даёт ребенку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, повышает активность, развивает чувство коллективизма.
Рекомендуется к использованию инструкторам физического воспитания, педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sekcii_veselaya_raketka_.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Физическое воспитание дошкольников направлено на своевременное формирование у них двигательных навыков и умений. Потребность в движениях у ребенка физиологически обоснована, двигательная активность вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, способствует совершенствованию всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, иммунной и мышечной).
Двигательные умения взаимосвязаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость. Чем шире и богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.
Бадминтон - спортивная игра с воланом и ракетками, насыщенная разнообразными движениями и комбинациями. Волан и ракетка - это снаряд, который требует ловкости и повышенного внимания. Упражнения в подбрасывании и передачи волана друг другу способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствует пространственную ориентировку. Дети учатся рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием, развивают выразительность движений. Играя в эту спортивную игру, развиваются не только крупные мышцы, но и мелкие. Увеличивается подвижность в суставах пальцев и кистей, голени и стопы, усиливается кровообращение. При систематическом обучении дети без проблем совершают сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия, значительно улучшаются навыки владения ракеткой: свободно держать, передавать волан партнеру, следить за ним. Кроме того, правильно подобранные упражнения с воланом могут способствовать выработке таких психологических качеств, как внимательность, инициативность, целеустремленность. Особый интерес представляет использование игрового метода и упражнений из арсенала спортивных игр в системе физического воспитания детей старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. Физкультурные занятия, построенные на использовании элементов спортивных игр и упражнений, в значительной степени способствуют повышению уровня физической подготовленности, физическому и психическому развитию, вызывают повышенный интерес к занятиям двигательной деятельностью у дошкольников.
Из вышеизложенного, назрела острая необходимость поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной активности ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования «Веселая ракетка», которая составлена на основе программы «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой и «Методических рекомендаций» к программе.
Направленность программы: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию выносливости, ловкости, координации, согласованности движений, воспитанию морально-волевых качеств.
Новизна и актуальность: программа гуманистически ориентирована, так как предлагаемая система разработана с учетом особенностей психомоторного развития старших дошкольников, реального уровня их физической подготовленности. Обучение детей игре бадминтон дает возможность каждому ребенку познакомиться с элементами спорта, почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни, доброте, коллективизму, взаимопомощи; воспитывает целеустремленность и вызывают только положительный настрой.
Возраст детей: программа составлена для детей старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации программы: 1 год
Формы работы с детьми и режим занятий: занятия в зале и на спортивной площадке.
Длительность занятий 30 минут с периодичностью проведения 1 раз в неделю.
Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть (5-15% общего времени)
Подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Основная часть (от 70-85 % общего времени)
Формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливость и др.
Заключительная часть (от 3-7% общего времени)
Постепенное снижение нагрузки и постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей.
Направления работы:
- Теоретическое: знакомство детей с историей возникновения волана и игрой «Бадминтон», знакомство с правилами игры, знакомство с правилами поведения и техники безопасности на занятиях.
- Практическое: обучение детей техническим навыкам владения ракеткой и воланом.
Цель программы: Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития детей дошкольного возраста, воспитание спортивного резерва для занятия таким видом спорт, как бадминтон.
Задачи обучения:
Заинтересовать детей упражнениями и игрой с мячом.
Выработать соответствующую осанку.
Сформировать физические качества: силу удара, быстроту реакции и т.д.;
Выработать подвижность кисти руки, с этой целью дать упражнения, развивающие пальцы, суставы кисти руки.
Разработать детально задания, которые обеспечат выработку навыка броска.
Подвести детей к эффективному освоению игры и ее правил.
Отработать основные приемы игры в бадминтон (стойка бадминтониста, хват ракетки, прием волана, подача волана).
Укрепление здоровья детей.
Ожидаемые результаты:
- Дети с желанием играют в игру «Бадминтон».
- Умеет держать правильно ракетку, передавать волан партнеру.
- Дети умеют рассчитывать направление броска, согласовывать усилие с расстоянием.
- Дети без проблем могут совершать сложные координированные движения, начинают логически осмысливать свои действия.
- Дети знают и соблюдают правила игры и участвуют в различных и соревнованиях.
- Укрепление здоровья детей, повышение уровня двигательной активности
Учебно – тематический план
Месяц | Неделя | Количество часов | Содержание деятельности |
Сентябрь | 4 | Диагностика физической подготовленности детей |
Октябрь | 1 – 2-я | 2 | Познавательный рассказ «Из истории бадминтона». Знакомство со спортивным бадминтоном – просмотр игры мастеров. Игра «Капитан на мостике» Игра «Подбрось волан» (упражнения без использования ракетки) |
3 – 4-я | 2 | Игра «Подбрось волан» (перебрасывание волана друг другу на бегу) Игровое упражнение «Попади воланом в цель» Обучение. Как правильно держать ракетку. Игровое упражнение «Молоток» |
Ноябрь | 1-2-я | 2 | Игровое упражнение «колокол», обращая внимание на то, как ребенок держит ракетку. Игра «Соблюдай очередь» Игровое упражнение «Подача» |
3 – 4-я | 2 | Обучение. Как правильно набивать волан. Подбивание волана ракеткой на месте, перемещаясь шагом. |
Декабрь | 1 – 2-я | 2 | Продолжать закреплять умение держать правильно ракетку и занимать правильную и.п. Подбивание волана ракеткой медленным бегом. Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной. |
3 – 4-я | 2 | Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной. Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую. Игра «Капитан на мостике» |
Январь | 1 – 2-я | 2 | Повторение пройденного материала. |
3 – 4-я | 2 | Отбивание волана, подвешенного на веревке справа, слева, сверху, снизу. Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую. |
Февраль | 1 – 2-я | 2 | Направление ракеткой волан точно в цель. Переброска волана через сетку. |
3 – 4-я | 2 | Обучение детей переброске волана парами. Инструктор проигрывает в паре с ребенком. Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой. |
март | 1 – 2-я | 2 | Продолжение обучение детей переброске волана парами. Инструктор проигрывает в паре с ребенком. Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой. |
3 – 4-я | 2 | Игра парами. Один ребенок подбрасывает волан рукой, а второй отбивает волан ракеткой. Игра «Кто больше?» |
Апрель | 1 – 2-я | 2 | Эстафета «Три корзины» Игра в бадминтон парами без сетки |
3 – 4-я | 2 | Игровое упражнение «Набивание волана» Игра в бадминтон парами без сетки |
Май | 1 – 2-я | 2 | Объяснение правил игры в бадминтон с сеткой. Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила |
3 – 4-я | 2 | Игра в бадминтон с сеткой, соблюдая правила |
итого | 36 часов |
Содержание программы
Разделы программы |
|
Ознакомление с воланом. | Ребенка знакомят с качествами волана: его весом, размером, учат определять скорость волана после удара, зависимость быстроты полёта от силы удара. Для этого проводятся упражнения и игры с воланом, а также с ракеткой и воланом |
Как держать ракетку. | Ракетку держат правой рукой (или той, которой удобнее) четырьмя пальцами снизу, а большим пальцем сверху, точно так же, как молоток за конец ручки |
Стойка и перемещение | Ребенок располагается лицом к сетке, ноги немного согнуты. Вес тела распределён равномерно на передней части стопы. Плечевой пояс слегка смещён вперёд. Ракетка в согнутой в локте руке расположена на уровне бедра. Игрок перемещается по площадке беговым или мелкими приставными шагами. Основные требования к перемещению - быстрота, лёгкость, своевременность. |
Подача
| При подаче волана нужно встать в центр поля левым боком к сетке, левую ногу ставить вперёд, вес тела переносить на правую ногу. Волан держать левой рукой за перья. Рука с ракеткой согнута в локтевом суставе и отведена назад-вверх. Игрок ударяет в колпачок волана сеткой. После подачи дошкольник поворачивает туловище к сетке, одновременно перенося тяжесть тела с правой ноги на левую. |
Удары | В бадминтоне удары выполняются разнообразными способами. Их принято делить на удары справа и удары слева. При ударах справа к волану обращена ладонная поверхность кисти, при ударах слева - тыльная. Удары справа и удары слева выполняются сверху и снизу. |
Подготовительные упражнения, развивающие подвижность и эластичность лучезапястного сустава | Игра «Капитан на мостике» Игровое упражнение «Молоток» Игра «Соблюдай очередь» |
Передвижение по площадке | Эстафета «Три корзины» Игра «Кто больше?» |
Подготовительные упражнения с воланом | Игра «Подбрось волан» Игровое упражнение «Подача» |
Упражнения с воланом и ракеткой (вместе) | Подбивание волана ракеткой на месте, перемещаясь шагом. Подбивание волана ракеткой медленным бегом. Подбивание волана ракеткой, поворачивая ее для следующего удара другой стороной. Подбивание волана ракеткой, перехватывая ее из одной руки в другую. |
Упрощенные правила игры в бадминтон. | Играют в бадминтон один на один (одиночные игры) и 2 на 2 (парные или смешанные игры). Суть игры сводится к тому, что игроки, поочередно ударяя ракетками по волану (воронка с перьями), стремятся направить его через сетку так, чтобы противник не смог принять его. В бадминтон дети играют на площадке размером 8 х 3.5 м. Ракетка может быть деревянная, металлическая, пластмассовая. Каждая партия начинается подачей с правого поля подачи. Мяч должен направляться по диагонали и опускаться в пределах границ поля подачи противника. Очко выигрывается только при своей подаче (как в волейболе). Нельзя ударять мяч ободом или ручкой. В парной игре подача вне очереди не разрешается. Касание сетки воланом во время игры - не ошибка. Нельзя ставить блок ракеткой у сетки при ударе противника сверху, а также касаться волана на стороне противника. Нельзя касаться и сетки. |
Список литературы
- Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвящение, 1986. – 304 с., ил. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
- Степененкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 96с.
- Журнал Инструктор по физкультуре №3/2012. Статья . занятия секции по спортивному бадминтону. Тимофеева Л.Л . стр 115-125
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом и ракеткой
В работе представлены игры для детей старше дошкольного возраста, которые можно проводить в секции настольного тенниса...
Дополнительная образовательная услуга физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Весёлая ракетка"
Основным направлением работы МАДОУ города Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах» является организация единого коррекционно-развивающего пространства. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оп...
Конспект по физкультуре в подготовительной группе "Бадминтонная ракетка"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Спортивное развлечение для детей младшего возраста и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья» на тему: «Мы спортивные ребята!»
Цель: пропаганда здорового образа жизни, приобщение семьи к физкультуре и спорту.Задачи:использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании;развить координацию движений, ловкости,...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теннису в детском саду для детей подготовительной группы в секции "Весёлая ракетка"
Цель: воспитывать у дошкольников интерес к спортивным играм.Задачи:-продолжать знакомить детей с игрой в настольный теннис.-приучать следить за полётом мяча, развивать «чувство мяча», вним...
Сценарий спортивного праздника Образовательная область «Физическая культура» Спортивный праздник « Папа, мама я –спортивная семья»
Сценарий спортивного праздника разработан для детей подготовительной группы и их родителей. Любой семейный праздник способствует укреплению семейных отношений. Спортивный праздник заряжает не только а...
Игровые упражнения с воланом без ракетки
Игровые упражнения с воланом без ракетки для старших дошкольников...