Активный отдых -физкультурные праздники и досуги
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

ШУБИНА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Организация и проведение физкультурных досугов в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnyy_otdyh.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Активный отдых — физкультурные праздники и досуги

Старший дошкольный возраст

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, досуги, дни здоровья, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. При их организации важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы. И конечно же, положительные результаты могут быть достигнуты только при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Эффективной формой активного отдыха детей являются физкультурные праздники. Опыт по организации физкультурных праздников, проводимых в дошкольных учреждениях Москвы (в частности, в ДОУ № 426, 1881), показал их положительный вклад в решение комплекса оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с занятиями по физической культуре праздники в значительной мере способствуют оптимизации двигательной активности (ДА) детей, повышению их работоспособности и закаливанию.

Во время физкультурных праздников дети принимают участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики.

В течение учебного года со старшими дошкольниками желательно провести 2—3 праздника на воздухе и один в бассейне, длительностью не более 90 минут («Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима», «Праздник Нептуна»).

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе.

При планировании и подготовке праздника необходимо:

•        определить основные задачи, дату, время, место проведения;

•        подготовить  показательные  выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

  1. выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, инструктора по физической культуре, родителей);
  2. определить количество участников каждой возрастной группы, а также приглашенных гостей;

•        обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника.

При организации физкультурного праздника педагогу необходимо помнить:

  1. недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых, особенно это касается праздников с соревновательной направленностью,   организуемых   по инициативе спортивных организаций;
  2. недопустим отбор детей, показывающих лучшие результаты; желательно участие всех;

  1. при подготовке к празднику не следует увлекаться репетициями отдельных  заданий-выступлений,   особенно игр соревновательного характера, важно сохранить у детей интерес к разным видам игр и упражнений;
  2. необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных вида деятельности.

Наряду с физкультурными праздниками следует проводить организованную форму активного отдыха детей — физкультурные досуги (1—2 раза в месяц, длительностью 30—50 минут). Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрастному составу (например, старшая и подготовительная к школе). При этом необходимо активное участие воспитателя: он дает команду, подводит итоги, тельную роль в создании положительного эмоционального настроя участников играет музыка. Она оказывает благотворное эстетическое воздействие на детей, закрепляя умение ритмично двигаться.

Физкультурные досуги могут отличаться по содержанию и композиции. Предлагаем рассмотреть несколько вариантов.

Первый вариант. Физкультурный досуг построен на хорошо знакомых детям играх и упражнениях. Вначале предлагаются игры малой и средней подвижности типа «Море волнуется», «Сделай так», «Ручеек», «Светофор» и т.д. В них детям предоставляется возможность проявить свою фантазию.

Затем дети участвуют в аттракционах, выполняя двигательные задания в игровой форме (содержание подобрано с учетом уровня ДА). Так, детям с высокой ДА предлагают игры-упражнения на равновесие — «Пройди, не упади» — и на внимание — «Помни имя свое», «Собери предметы парами», «Будь внимателен». Детям с низкой ДА — игры-упражнения на быстроту реакции и развитие ловкости — «Займи свой домик», «Удочка», «Перебежки», «Догони меня».

После небольшого отдыха (в течение 4—5 минут) детям предлагаются игры соревновательного характера: «Кто первым построит пирамиду», «Найди себе пару», «Бег в мешках», «Веревочка», «Перетягивание каната» и др.

В конце досуга проводятся игры меньшей степени интенсивности — например, «Узнай по голосу», «Ручеек», «Карусель», «Найди, где спрятано», народные игры.

Второй вариант. Физкультурный досуг может быть составлен из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. Проведение этого досуга предусматривает дифференцированный подход к участникам. Так, детям с высоким и средним уровнем ДА и хорошей физической подготовкой предлагаются более сложные элементы спортивных игр, с достаточно высокой физической нагрузкой. Детям с низким уровнем ДА и с отставанием в развитии моторики можно дать более простые задания, с постепенным увеличением физической нагрузки.

Дети выходят на спортивную площадку, приветствуют друг друга и строятся в две колонны (команды). Далее — приветствие капитанов. Судья (воспитатель) дает задание. Для первой команды (детям с высоким и средним уровнем ДА) — отбивать мяч с продвижением вперед на расстояние 4—5 метров, стараясь не потерять его; подбрасывать и ловить мяч 10 раз подряд. Для второй команды (с низким уровнем ДА) — отбивать мяч, немного продвигаясь вперед и стараясь не потерять его; бросать мяч в корзину любым способом.

Третий вариант. Содержание досуга включает: бег, прыжки, метание, лазанье, ползание на четвереньках, езду на самокате, велосипеде, прыжки через короткую скакалку. В основу положен принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Первая подгруппа (с высокой ДА) выполняет упражнения, направленные на развитие внимания, точности выполнения движений (езда на велосипеде прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой», по узкой дорожке с изменением скорости). Вторая подгруппа (с низкой ДА) выполняет задание, направленное на развитие быстроты движений (езда на велосипеде по прямой с разной скоростью).

Четвертый вариант. Физкультурный досуг «Веселые старты», который состоит в основном из игр-эстафет, хорошо знакомых детям. Для первой подгруппы (с высокой ДА) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения. Например, игра-эстафета «Построй пирамиду»: дети строятся в две колонны (команды), первый ребенок каждой команды по сигналу воспитателя бежит в конец площадки (один — в левый угол, другой — в правый) до обозначенных мест, где лежат большие кубы. Смотрит на рисунок, находящийся возле куба, берет из корзины (стоящей рядом) маленький кубик определенного цвета — в соответствии с рисунком, ставит его на большой куб и бежит обратно в конец своей колонны, при этом дотрагиваясь рукой до впереди стоящего. Каждый последующий кубик нужно поставить так, чтобы получилась пирамида, изображенная на рисунке. Выигрывает та команда, которая правильно построила пирамиду.

Для второй подгруппы (с низкой ДА) предлагается более простая эстафета «Кто быстрей прокатит мяч». Дети строятся в две колонны (команды). Первый ребенок в каждой колонне стоит у линии' старта с мячом в руках (весом 0,5 кг), по сигналу воспитателя прокатывает мяч по узкой дорожке, выложенной из палок, до противоположной стороны площадки, догоняет его, ударяет мячом о стену и бежит с ним к своей команде, передает мяч впереди стоящему игроку и встает в конец колонны. Следующий ребенок выполняет те же действия. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание. Игры-эстафеты могут повторяться не более 3—4 раз, между ними необходимо делать перерыв (5—7 минут), в это время предложить детям вспомнить загадки, пословицы, считалки.

Пятый вариант. Физкультурный досуг с музыкальным сопровождением. Он развивает у детей творческую инициативу, воображение, эмоциональную отзывчивость. Вначале дети выполняют произвольные движения с лентами, скакалками, обручами под музыку. Можно составить и танцевальную композицию. Через 10—15 минут звучит музыкальный сигнал, дети убирают пособия на место и встают в круг на расстоянии вытянутых рук. В центре круга — воспитатель с мячом, он быстро передвигается по кругу и бросает мяч ребенку, называя какое-либо имя. Если это имя ребенка, то он ловит мяч и встает на место воспитателя, а если это другое имя, то ребенок не должен ловить мяч. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети слушают сидя (или лежа) на полу. После прослушивания музыки (2—3 минуты) педагог предлагает придумать композицию или разные произвольные движения. Дети двигаются под музыку (можно предложить фрагмент из разученного на занятиях музыкально-ритмического комплекса «Танец петушков», «Танец пингвинов», «Танец медвежат»).

Шестой вариант — физкультурный досуг, цель которого — решение задач по обучению спортивному ориентированию.

Спортивным ориентированием называют умение быстро передвигаться по незнакомой местности с помощью карты и компаса. (Этот вид спорта родился из упражнений по военной подготовке, которые проводились в русской армии еще при Петре I.)

Для проведения этого досуга необходима большая предварительная работа.

Процесс обучения детей старшего дошкольного возраста элементам спортивного ориентирования можно условно разделить на несколько этапов.

На первом этапе на различных занятиях (ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, изодеятельность, занятия по физической культуре) дети овладевают пространственной ориентацией, учатся ориентироваться по карте, а также у них формируются умения и навыки основных движений, развивается самостоятельность.

Второй этап обучения — применение полученных знаний в различных условиях и ситуациях.

Так, во время проведения физкультурных досугов дети могут закреплять умение ориентироваться в пространстве, находить свое местоположение и местонахождение различных предметов по карте (можно с использованием компаса).

Третий этап обучения детей элементам спортивного ориентирования включает подготовку физкультурного праздника и проведения его в рамках недели здоровья. Физкультурный праздник можно считать итогом про- деланной работы, где дети демонстрируют свои умения и навыки. На данном этапе осуществляется тесная взаимосвязь детей, родителей и всего педагогического коллектива.

Предлагаем рассмотреть примерные планы комплексных занятий первого этапа обучения и план физкультурного досуга, проводимого на втором этапе обучения.

Занятие 1. Составление плана групповой комнаты

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на плоскости.

Предварительная работа осуществляется воспитателем совместно с детьми во второй половине дня; нужно:

подготовить лист ватмана (24 формат) и прямоугольники из цветной бумаги различных размеров, предназначенные для условного обозначения мебели;

обговорить с детьми назначение прямоугольников (на каждом что-то нарисовано: стол, стул, окно и т.д.).

Занятие в группе проводится по типу коллективной аппликации.

Дети с помощью прямоугольников (каждому ребенку дается один прямоугольник) на листе ватмана составляют план комнаты (располагают окна, двери, мебель).

Занятие 2. Составление планов

групповой комнаты

(индивидуальное)

Цель. Закреплять у детей умение ориентироваться на плоскости.

Предварительная работа. Подготовка условных обозначений дома с родителями.

Занятие проводится со всей группой детей.

1-я часть. Закрепление месторасположения дверей, окон, мебели групповой комнаты.

2-я часть. На индивидуальных листах бумаги дети карандашом отмечают месторасположение рассмотренных объектов.

3-я часть. С помощью условных обозначений (аппликации) выполняется план групповой комнаты.

Занятие 3. «Где спряталась лиса?»

Цель. Научить детей определять местонахождение предметов с помощью плана.

Предварительная работа. Подготовка доски с планом, индивидуальных планов, отбор игрушек.

В разных местах групповой комнаты расположено несколько игрушек. На учебной доске дан план.

Занятие проводится со всей группой детей.

1-я часть. Воспитатель на большой карте отмечает местоположение спрятанной игрушки (условное обозначение в виде игрушки, которую надо искать). Дети самостоятельно находят ее.

2-я часть. Затем педагог прячет еще 3—4 игрушки, дети находят их и ставят на стол воспитателя.

3-я часть. На индивидуальных планах дети отмечают места, где были спрятаны игрушки.

Подобные игры проводятся неоднократно. С целью развития интереса детям предлагается поиграть в игру «Где спряталась лиса?» дома с родителями.

По такой же схеме могут быть составлены и обыграны планы спальной комнаты, музыкального и спортивного залов, медицинского кабинета и др. Более сложной задачей является составление плана территории детского сада.

План физкультурного досуга «Помоги Незнайке»

Продолжительность — 30—35 минут.

1-я часть. Торжественное построение детей. Воспитатель сообщает, что в группу спешит гость, и предлагает детям отгадать, кто это (показ соломенной шляпы).

Дети правильно отвечают: «Незнайка!»

Входит расстроенный Незнайка и сообщает, что растерял свои игрушки и не может их найти. Знайка (педагог) прислал ему подсказки, но разобраться в них очень трудно.

Незнайка обращается к детям с просьбой о помощи.

2-я часть. Группа делится на 4—5 команд. Каждой раздаются планы спортивного зала, где условными знаками отмечено местонахождение предметов, потерянных Незнайкой.

Задача. Найти предмет, вспомнить и назвать подвижную игру с этим предметом.

При выполнении задания необходимо соблюдать следующие правила:

  1. на выполнение  задания дается определенное время (5—10 минут);
  2. сигнал к началу действий и их окончанию дает Незнайка;
  3. если команда  не уложится  во время,   ей   присуждается   штрафное очко.

3-я часть. Незнайка дает сигнал к началу действий. В процессе поисковой деятельности детей он просит показать найденные предметы и назвать игры; присуждает штрафные очки (если таковые были). По истечении указанного времени Незнайка оглашает результаты.

Воспитатель предлагает ему поиграть вместе с детьми в названные игры.

Проводятся 4—5 подвижных игр. В перерывах дети «отрабатывают» штрафные очки (выполняют задания типа «Определи игрушку, которая находится в "чудесном мешочке"» и т.д.).

4-я часть. Подведение итогов досуга. Незнайка благодарит детей за оказанную ему помощь и вручает призы.

М. РУНОВА,

кандидат педагогических наук,

М. ПУКИНСКАЯ,

преподаватель педколледжа № 13,

Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование физкультурных праздников и досугов

Планирование физкультурных праздников и досугов для детей дошкольного возраста. Рекомендовано воспитателям по физкультуре....

Физкультурные праздники и досуги в детском саду

консультация для воспитателей....

консультация для воспитателей "Физкультурные праздники и досуги в детском саду"

В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. П...

КАРТОТЕКА эстафет и аттракционов для физкультурных праздников и досугов

КАРТОТЕКА    эстафет  и аттракционов для физкультурных праздников и досугов...

"Физкультурные праздники и досуги в детском саду"

Физическая деятельность сама по себе приятна. Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ разрядки. Физкультурные праздники и дос...

Активный отдых.Физкультурные праздники и досуги.

Теория об организации физкультурных праздников....

Сборник сценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направления для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Сборниксценариев активного отдыха, физкультурных праздников и досугов нравственно-патриотического направлениядля использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста....


 

Комментарии