физкультурно-оздоровительная работа с детьми с нарушением речи
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Андерсен Светлана Валентиновна

 

Составление коррекционного курса по физическому воспитанию  опирается  на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой и направлено на  формирование основных видов движений у детей с нарушениями речи в логопедических группах и в индевидуальной и подгрупповой работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с нарушением речи

(проектная работа)  

                                        Составила: Андерсен Светлана Валентиновна

                                                                 ( инструктор по физической культуре)

                       МАДОУ №311 «Детский сад   комбинированного вида» г.Казань

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Здоровье является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

       В центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

       На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Личность есть целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. Становление личности начинается с первых минут жизни и осуществляется вместе с психическим развитием ребенка. Развитие психики следует рассматривать не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором количественные усложнения и изменения «переходят в качественные, коренные, существенные и приводят к скачкообразно проявляющимся новообразованиям».

Сам по себе возраст не определяет какого-то стандартного психического развития личности, так как возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными.

     Индивидуальные особенности личности - это такие особенности, которые отличают данную личность от всех других. На их формирование оказывают существенное влияние природные свойства человека, социальная среда, общий уровень развития, направленность личности, характер взаимоотношения различных свойств и качеств. Индивидуальные особенности - особенности, свойственные именно данному человеку, составляющие своеобразие его психики и личности, делающие его неповторимым.

    Современная физиологическая и психофизиологическая наука установила, что рост и развитие детей протекает неравномерно и зависит как от генетических, так и от средовых факторов. Вариации индивидуальных темпов развития в норме могут достигать 1 года и более. Это не является признаком каких-либо опасных для здоровья отклонений в развитии, но требует повышенного внимания и специальных мер по формированию у таких детей устойчивой адаптации к изменяющимся условиям.  Многообразие вариантов детского развития не укладывается в одну схему. Это значит, что со дня рождения следует организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы у него были условия для полноценной реализации возможностей развития на каждом возрастном этапе.

                                  Дети с нарушениями речи

К данной категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени. Одни формы нарушений проявляются в фонетической, другие - в смысловой стороне речи, словарном запасе, грамматическом строе. Особое место занимают нарушения темпа и плавности речи. По степени выраженности различают речевые нарушения, не являющиеся препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения. У детей с нарушениями речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам:

1) По развитию физических качеств. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых низким уровнем ловкости и быстроты. По выносливости, силе и гибкости различий нет.

2) По степени сформированности двигательных навыков. Дети с расстройствами речи отличаются от здоровых детей отсутствием автоматизации движений и низкой обучаемостью. Эти особенности сопряжены с низким уровнем развития когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти).

В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только двигательного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.  Составление коррекционного курса по физическому воспитанию  опирается  на результаты развернутого психомоторного обследования детей и оценку сформированности двигательных навыков в соответствии с возрастной нормой. Предварительно составлению данного проекта было проведено диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста по степени сформированности умений и навыков по физическому развитию.

   Результаты диагностики показали, что у дошкольников недостаточно хорошо сформированы следующие двигательные навыки:

  1. прыжки вверх с места
  2.  вверх с разбега
  3.  отбивание  мяча об пол и ведение между предметами
  4.  метание мешочка вдаль одной рукой
  5.  при выполнении общеразвивающих упражнений дети с трудом поддерживают темп и ритм.

На занятиях у детей нарушено внимание, осложняющее развитие и формирование способности к произвольным действиям. Наблюдая за поведением ребенка в отношениях со сверстниками выявилась неспособность договариваться, выслушивать мнения других участников образовательного процесса, двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность), недостаточная  сформированность мелкой моторики.  

                                          Цель  проекта:

  1. сформировать физические навыки
  2. научить совместным действиям со сверстниками

         Для достижения данной цели определены следующие задачи:

-развивать мелкую и общую моторику  

                       

-развивать физические качества (скоростные, силовые, выносливости и координации)  

-совершенствовать двигательные умения в прыжках, метании, равновесии

-воспитывать умение общаться со сверстниками

        Решая  задачи данного проекта и  взаимодействуя при этом со всеми специалистами дошкольного учреждения: воспитателями, учителями-логопедами, медицинской сестрой, музыкальным руководителем,  работа должна носит согласованный комплексный характер.

Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты дошкольного учреждения намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника.

Результатами реализации индивидуального проекта станут:

1.Овладение двигательными навыками

1.1 прыжки

1.2 метание

1.3 бросание и ловля мяча

1.4 равновесие

2.Сформированность мелкой и общей моторики рук

3. Сформированность основных физических качеств

     3.1 выносливости

     3.2 ловкости

     3.3 скоростно-силовых качеств

     3.4 координации

                       4.Умение общаться со сверстниками в подвижных играх  

Мероприятия, направленные на реализацию проекта

  1. Утренняя гимнастика с элементами коррекции речи
  2. Подвижные игры, сюжетно-подвижные игры
  3. Индивидуальная работа по развитию основных видов движений
  4.  Закрепление музыкально-ритмических движений
  5. Упражнения на концентрацию внимания
  6.  Релаксационные мероприятия
  7.  Физкультурные минутки на занятиях по другим видам деятельности
  8.  Физкультурное занятие
  9.  Музыкально-спортивные праздники, развлечения
  10.  Пальчиковые игры
  11. Спортивные игры
  12. Трудовые поручения
  13. Словесные игры с движениями
  14. Пантомимические упражнения

 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Наличие спортивного зала,

Создана предметная среда: спортивный инвентарь (шведская стенка, спортивный комплекс «Батыр», наклонные доски, скамейки, лестницы для перелезания, турники для подтягивания, мягкие модули, стойки для прыжков, обручи, мячи (разного размера), фитоболы, мешочки для метания, мишень, детские гантели, разноцветные флажки, гимнастические палки (разной длины)  

     3.  Наличие технических средств (магнитофон, музыкальный центр), интерактивная доска

                             КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

I КВАРТАЛ

     месяц

мероприятия

Сентябрь

Диагностическое обследование детей старшей группы по разделу «Физическое развитие»

Беседа с воспитателями, учителем-логопедом

Беседа с родителями, изучение медицинской индивидуальной карты и беседа с медсестрой

Подбор специальной литературы для работы, изучение

Составление индивидуального плана работы

Октябрь

Утренняя гимнастика (комплекс упражнений с большими мячами)

Физкультурное занятие (прыжки через шнур, приподнятый)

Подвижная игра с лентами «Ленты-хвосты»

Физкультминутка «За грибами»

Игровое упражнение «Кто больше соберет шишек в корзину» на спортивном празднике «Осенние старты»

Ритмическое упражнение «Эхо» (кружковая работа)

Дыхательные упражнения «Звуковое дыхание» (М.Лазарева) «муха», «комар», «жук»

Упражнение «Обезьянки» на координацию речи и движения

 Релаксационное упражнение «Спагетти»

Ноябрь

Утренняя гимнастика (комплекс ритмической гимнастики «Юные спортсмены») (аудиозапись)

Физкультурное занятие с применением гендерного подхода «Девочки и мальчики» (выполнение силовых упражнений при подъеме туловища)

Игра по типу эстафеты «Мяч водящему» (роль водящего)

Релаксационное упражнение «Штанга» (на занятии по физической культуре) А.Л.Сиротюк

Пальчиковая игра «Разыгра» (на физкультурном занятии)

Пантомимическое упражнение «Тра-та-та, отворились ворота» (в рамках кружковой работы) с пением

Индивидуальные  упражнения на фитоболах (на физкультурном занятии) расслабление

Игровой самомассаж «Разотру ладошки сильно» (на физкультурном занятии)

Элементы спортивной игры «Бадминтон» (удержание мячика на ракетке) подгрупповая работа

Музыкально-подвижная творческая игра на удержание статической позы «Фигуры в парке» (аудиозапись)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ                                                                                             II КВАРТАЛ

месяц

Мероприятия

Декабрь

Утренняя гимнастика с детскими гантелями

Физкультминутка «Вверх рука, вниз рука»

Индивидуальные парные упражнения (подъем туловища из положения лежа, игра в мяч в паре)

Прыжки вверх до предмета (тренировочное  занятие)

Пальчиковая  игра  в паре с речитативом «Смешные человечки»

Ритмическое упражнение «На лужайке» (кружковая работа)

Упражнения после сна «Гимнастика маленьких волшебников»

Ритмическое упражнение «Делай как я»(кружковая работа) (аудиозапись)

Дыхательные упражнения «Большой и маленький», «часики», «погреемся»

Подвижная игра с предметами «Вороны и воробьи»

Январь

Утренняя гимнастика с элементами танцевальной физкультуры (Л.Ф. Блинова комплекс 3)

Упражнения с перекладыванием предмета(мешочка) Л.Ф.Блинова комплекс  1(тематическое занятие)

Ходьба с мешочком на голове с заданиями(собрать ленты с пола) (тематическое занятие)

Подвижная ролевая игра «Медведи на льдине» (роль ведущего в паре)

Релаксационное упражнение «Любопытная Варвара»

Подгрупповая работа с резиновыми большими мячами

Игровое упражнение на внимание «Перестроения» с музыкальным сопровождением (аудиозапись)

Упражнение на развитие мимики и жестов «Скрут»

Февраль

Утренняя гимнастика с маленькими мячами ( музыкальное сопровождение)

Метание мешочка в вертикальную цель (тренировочное занятие)

Индивидуальные упражнения на тренажере «Батыр»

Эстафета «Быстрые мальчики» (бег с перепрыгиванием и ползанием на животе под шнуром) (игровое занятие)

Подвижная игра с мелкими предметами «Построй башню»

Игровой самомассаж биологических точек «Снеговик»

Игровое упражнение в парах «Повтори движение»  «Защитники земли» - игра, спортивный досуг

Физкультминутка «Головою три кивка»

                           

                             КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

III КВАРТАЛ

месяц

Мероприятия

Март

Утренняя гимнастика в парах (музыкальное сопровождение)

Индивидуальное подгрупповое занятие с мальчиками (метание набивных мячей) уборка инвентаря

Упражнение на расслабление мышц туловища, рук «Шалтай-Болтай»

ОРУ в подбрасывании и ловле мешочка (комплекс 2 Л.Ф.Блинова) (тренировочное занятие)

Тренировка с большими резиновыми мячами (элементы баскетбола)

Подвижная ролевая игра «Ловцы и обезьяны»

Подвижная игра «Удочка» с прыжками

Творческая игра «Создай образ спортсмена»

Ритмическая игра  «Веселый бубен» (кружковая работа) (аудиозапись)

Ритмическое упражнение со словесным сопровождением «На параде» (тематическое занятие)

Апрель

Утренняя гимнастика с флажками (аудиозапись)

Подгрупповое занятие в парах с резиновыми мячами (элементы футбола) уборка инвентаря

Дыхательная гимнастика «насосик», «дровосек»

Прыжки через короткую скакалку (тематическое занятие)

Подвижная игра «Пробеги - не задень» в парах

Релаксационное упражнение «Загораем» Л.А.Сиротюк

Музыкально-подвижная игра «Контрасты» (аудиозапись)

Ритмическое упражнение с движением «Вверх ладошки»

Игра на напряжение и расслабление «Сосульки»(аудиозапись)

Май

Утренняя гимнастика с элементами танцевальной физкультурой Комплекс 3 (Л.Ф.Блинова)

Подгрупповое занятие с мальчиками «Волшебный мир мяча» (самостоятельная двигательная деятельность)

Диагностическое обследование двигательных навыков

Пальчиковая игра «Вот помощники мои»

Ритмическое упражнение сидя «Кони-огони»

Музыкально-подвижная игра с предметами «Рисунки инопланетян» (кружковая работа)

Работа в команде (спортивное сюжетное развлечение «Корабль Мечта» с использованием гендерного подхода)

Эстафетные игры на скорость, ловкость, силу

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТАТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ-ЛОГОПЕДАМИ, МУЗЫКАЛЬНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ, ПСИХОЛОГА

Сентябрь:  

                   Беседа с воспитателями «Индивидуальные особенности ребенка»

                   Беседа с логопедом «Медико-психологическая комиссия»

                   Совместное изучение медицинской карты

                   Собеседование с родителями «Ваш малыш»

                   Формирование групп для кружковой работы (заведующий Д/С)

Октябрь:  

                   Папка-передвижка в уголке для родителей:        

                   «Индивидуальный подход к каждому ребенку – залог успешного

                    развития»   (воспитатели)

                   Составление индивидуальной работы по звуковой культуре речи и

                   постановке звуков (учитель-логопед)

                   Разработка музыкальных комплексов упражнений для утренней

                   гимнастики (музыкальный руководитель)

Ноябрь:    

                   Консультация в уголке для родителей «Самые ловкие, самые

                   смелые, самые выносливые, самые надежные – наши мальчики»

                   ( к вопросу о половом воспитании) (воспитатели)

                   Анкетирование среди родителей на тему «Спортивный уголок

                   в домашних условиях» (инструктор по физкультуре)

                   «День здоровья» - открытое занятие по физической культуре

                  (воспитатели, инструктор по физкультуре, музыкальный

                   руководитель)

 Декабрь:

                  «Ценности дошкольного детства. Психологические особенности

                   детей старшего дошкольного возраста» (страничка психолога)

                   «Игры, игровые упражнения с ребенком на прогулке»

                   (инструктор по физической культуре)

                   «Формирование социально-адаптированного поведения у детей

                    старшего возраста» (педсоветы с участием родителей)

                                       (заведующая детским садом)

  Январь:    

                    «Темперамент – основа поведения ребенка» (страничка

                     психолога)

                    Индивидуальная беседа с родителями (учитель-логопед)

                    Совместная индивидуальная работа воспитателя и инструктора

                    по физической культуре  на занятии (постоянно)

                   

 Февраль:

                   Выступление на родительском собрании по результатам

                   анкетирования с рекомендациями и пожеланиями

                        (инструктор по физической культуре)

                   Подбор музыкального материала для проведения спортивного

                   сюжетного развлечения (совместно с музыкальным руководителем)

 Март:

                   «На пороге школы» (страничка психолога)

                   «Музыкально-ритмические упражнения» (консультация

                         музыкального руководителя)        

 Апрель:  

                   «Мама, папа, я – спортивная семья» - совместный с родителями

                   спортивный досуг (родители, воспитатели, инструктор по

                   физической культуре, музыкальный руководитель)

 Май:

                    «Итоги года в работе детского сада» (заведующая детским

                     садом)

                     Открытые занятия для родителей в рамках «Дня открытых                дверей»

                     Подведение итогов индивидуальной работы, определение        коррекционной работы на летний период


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...


 

Комментарии

Андерсен Светлана Валентиновна

Мне очень приятно познакомиться с вами, и если вам понравился мой материал, то я рада. Прочитала ваши материалы и была приятно удивлена, что вы с таким багажом знаний и умений до сих пор отдаете частичку своего сердца этим маленьким удивительным созданиям - малышам!