Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

 

     В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.

     Подвижная игра с правилами – это сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_podvizhnyh_igr.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние подвижных игр на эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в поведении.

     В формировании всесторонне развитой личности дошкольника важную роль играет физическое воспитание, в частности подвижные игры с правилами.

     Подвижная игра с правилами – это сознательная активная деятельность детей, цель в которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

     Подвижная игра, по определению П. Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле и т. д.   Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на психическую деятельность. Чрезвычайно важно учитывать роль растущего напряжения, радости, сильных переживаний и незатухающего интереса к результатам игры, которые испытывает ребенок. Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Увлеченность ребенка игрой не только усиливает физиологическое состояние, но и улучшает результативность движения. Игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирование быстроты, силы, выносливости.

    Велика роль подвижной игры и в умственном развитии ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируется память, представления, развивается мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия других участников игры.

     Большое значение имеют подвижные игры для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируются честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, дружелюбному отношению друг к другу. Подчиняясь правилам игры, дети практически упражняются в нравственных поступках, учатся дружить, сопереживать, помогать. Умелое, вдумчивое руководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активной творческой личности.

   Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых психических процессов, новых качеств детской личности.

    Среди методов коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста игра является наиболее адекватным методом, так как она является ведущим видом деятельности дошкольников.

     Глубинные механизмы позитивного влияния игровой деятельности на развитие дошкольников и возможности ее использования в коррекционных целях достаточно хорошо описаны как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Обобщение существующих подходов позволило О. С. Карабановой выделить на их основе психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

  1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно-действенной форме, развивать ориентировку в них.
  2. В условиях игры происходит постепенное преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
  3. Наличие, наряду с игровыми, партнерских отношений создает в игре условия для позитивного личностного развития.
  4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
  5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
  6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.

     Таким образом раскрывается многофункциональность игровой деятельности, ее комплексное воздействие на развитие личности и поведения дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность,  которая в  дошкольном возраст...

Сказкотерапия – основа коррекционной работы в развитии эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Ритм и условия современной жизни обостряют чувствительность ребенка, повышают его тревожность. Усваивать правила жизни ему приходится через стрессовые ситуации. Для детей с проблемами в развитии речи,...

Перспективный план занятий по развитию эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии.

Выявление эмоциональных проявлений у детей при анализе различных ситуаций, используя метод - сказкотерапия....

Коррекционно-развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска        КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ...

творческая работа "Влияние подвижных игра на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста"

Данная творческая работа нанправлена на выявление ловкостных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Полезна для воспитателей старших групп и физкультурных инструкторов детских садом...

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Роль командных спортивных игр на развитие эмоционально-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста...