Учебно-тематический план кружка для детей старшего дошкольного возраста "Удалые казачата"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Карпович Шувырь Наталья Николаевна

Уважаемые педагоги! Вашему вниманию прелагается материал, который познакомит детей с кубанскими народными играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka_udalye_kazachata.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка – детский сад №19 муниципального образования Тимашевский район

Учебно-тематический план кружка

«Удалые казачата»

 

Пояснительная записка.

             Чувство Родины… Оно начинается у ребенка   с отношения к  самым близким людям, своей семье. В какие игры играли  наши прадедушки и прабабушки? Как передавали их из поколения в поколение?  Игры с камешками, растениями,  мячом.

             Содержание этих игр – своеобразная биография кубанских казаков, отражающая  отдельные стороны жизни и быта:  взаимоотношения полов и семейный быт,  праздничные традиции,  особенности трудовой деятельности, взаимоотношения с природой. В прошлом в каждой семье  было много детей – от 5 до 12 лет. И не последним делом была для них организация  своего досуга, приобретение ловкости, силы, терпения. Вот и выдумывали сами дети, иногда взрослые  различные игры, которые приживались  среди станичных мальчишек и девчонок, распространялись от станицы к станице,  укрепляя здоровье детей. Часто они видоизменялись, усложнялись или упрощались, но оставались любимыми на долгие годы.  Возрождение казачества – святое дело. Многое забыто. Забыто то, что историю  казачества  делали ратные подвиги, неутомимый крестьянский труд  и просто казачий быт, в том числе и казачьи игры.

Занятия в кружке проводятся 1 раз в неделю по 30 мин. На занятии дети сначала знакомятся с игрой (название, история возникновения), а потом разучивают правила и слова. Данные игры могут быть включены физкультурные занятия, использоваться воспитателями на прогулке.

 

Задачи кружка:

  1. Знакомить детей с историей возникновения кубанских казачьих игр.
  2. Способствовать развитию физических качеств: быстроте, ловкости, силе, терпению.
  3. Развивать познавательные способности: внимание, память, воображение.
  4. Воспитывать патриотические чувства: любовь к своей малой Родине, уважение к предкам.


п/п

Название игры

Материалы и пособия для игры

Месяц

1.



2.


3.

4.

«Свинка»



«Царь»


«Пятнашки»

«Каша»

Гимнастические палки на каждого играющего


Мел, для рисования круга на земле, камешек.

Мяч

Мяч

Сентябрь

5.

6.

7.

8.

«В городки»

«Зевака»

«Пристенки»

В потайного»

Мелок, мяч

Мяч

Мяч

Мяч

Октябрь

9.

10.

11.

12.

«Игра в шапку»

«Четыре угла»

«Как по морю»

«Перетяжка»

Шапка

Мелок

(игра без предметов)

Гимнастическая палка

Ноябрь

13.

14.

15.

«Шлёпанка»

«Коновязь»

«В дерево»

Мяч

Деревянные шашки

(игра без предметов)

Декабрь

16.

17.

18.

«Скорохончики»

«Хвост – Левка»

«Дрибушечки»

(игра без предметов)

Хворостинка

(игра без предметов)

Январь

19.

20.

21.


22.

«Молчан»

«Нагайка и кнут»

«Снежинки, ветер и мороз»

«Золото»

(игра без предметов)

Нагайка или кнут

(игра без предметов)


Любой предмет, который поместиться в ладошке (колечко или красивый камушек)

Февраль

23.

24.


25.

26.

«Заря»

«Иголка, нитка, узелок»

«Ушки»

«Гуси»

Лента

(игра без предметов)


(игра без предметов)

(игра без предметов)

Март

27.

28.

29.

30

«Ляпка»

«Салки»

«Куколка»

«Рогатка»

(игра без предметов)

Мяч

Круглое, обтёсанное полено

Рогатки по числу играющих

Апрель

31.

32.

33.

34.

«Всадники»

«Цветы»

«Кувшинчик»

«Ходила младешенька по борочку»

Игрушечные лошадки

Исксственные цветы, по 2 на каждого

Мяч

Корзиночка

Май

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребёнка – детский сад №19 муниципального образования Тимашевский район

Методический материал кружка

«Удалые казачата»

Игра «Свинка». 

Каждый в игре   имеет палку и на всех играющих одна свинка – деревянный шар. Все становятся попарно, один против другого, одна пара от другой на расстоянии в 10-15 шагов. С одной стороны бросают свинку и первая пара начинает е гнать, каждый в свою сторону (влево от себя). Когда свинка добежит до следующей пары, последняя пара  начинает ту же работу и продолжает ее до тех пор, пока  свинка не очутиться около другой пары. Игра сопровождается  быстрыми и сильными движениями, служит  лучшим упражнением  для развития ловкости и проворства

Игра «Просо». 

Играющие, за исключением одного, которому вручается  жгут, образуют прямую цепь, взявшись за руки, которые вначале приподнимаются  настолько, чтобы можно было пробегать под ними. Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи си спрашивает: «Пойдешь просо жать?» Тот отвечает: «А большое просо?» Жгутчик показывает рукой величину проса, говорит: «Вот такое». Если жгутчик показывает очень высокое просо, играющий отвечает: «Не достану», а если низкое – «Спины не согну», и после этих слов бежит под поднятыми руками играющих  на противоположный конец цепи, а жгутчик преследует его  со жгутом. После этого жгутчик передает  жгут нанимаемому жать, а сам становится в цепь с того конца, куда прибежал только что, если же ему не удастся ударить преследуемого, то примыкает к цепи преследуемый, а жгутчик подходит с приглашением жать к следующему.

Игра «ЦАРЬ» 

Чертится на земле прямоугольник, делится на восемь частей. Первый играющий берет цурку (камешек или деревяшку) и на одной ноге  палку выгоняет из одного в  другое отделение. Попав в отделение «царь»

(оно может быть  3-м, 5-м, 8-м, в зависимости от возраста детей)  играющий отдыхает  и далее выгоняет  цурку из царя. К игре приступает второй ребенок.

Игра «В городки» 

Играющие чертят на земле круг шагов в 20-30 в поперечнике. Это город. Затем делятся на две команды. Одна команда в городе, другая – за ним. По очереди выбивают  мячом всех из города , затем меняются местами. Игра становится особенно интересной, когда в городе остаются один или два играющих. Остаются самые проворные.

Игра «Зевака» 

Играющие становятся в кружок, на большом расстоянии друг от друга и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить: тот ловит мяч и называет другого и т.д. Кто не поймает мяч налету, тот должен тут же схватить мяч с земли и  попасть в одного из играющих. Если промахнулся, выходит из игры. Когда половина играющих выйдет из игры, игра прекращается. Вышедшие из игры выполняют задания играющих: читают стихи, танцуют, прыгают на одной ноге и пр.

Игра «Пятнашки» 

Один из играющих становится «пятнашкою», а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится  «пятнашкой».

Игра «Каша» 

Играющие становятся в кружок и один из них, бросая мяч о землю, говорит: «Дети, каша», мяч подскакивает и играющие  стараются его поймать. Тот, кто поймал мяч должен сесть верхом на  другого, протянувшего вместе с ним руку к мячу и еще раз  бьет мяч о землю. Мы внесли изменения: верхом никто не садится, а выполняет  полученное от детей задание.  

Игра «Пристенки» 

Игра состоит из нескольких упражнений с мячом. Первое упражнение «стенка». Играющий бросает мяч о стенку и, когда он отскочит, ловит его.  Второе упражнение «свечка»- задание то же, но мяч не ловится, а еще раз отбрасывается к стенку. Третье упражнение «звездочка» -  играющий бросает мяч о стенку и перепрыгивает отскочивший мяч.

Игра «В потайного»

Играющий одни мальчики или одни девочки. Все садятся тесно в круг, поджав ноги. Один из играющих садится в центр круга. Мяч прячут под ноги и передают один другому. Сидящий в кругу должен найти мяч. Тот, у кого найден мяч, выходит на середину круга, а искавший садится на его место.

Игра «Шлепанка» 

Играющие, образовав круг, считаются до десяти – при слове десять мяч подбрасывается вверх и ловится играющими. Поймавший мяч, получает фант.

Игра «Горелки» 

Играющие становятся попарно. Один выступает вперед и говорит: «Горю, горю, пень», - «О ком горишь?»- спрашивают его. _ «О тебе, душа молодая». «Купишь? « - «Куплю». – «Покупай» Затем, ответивший «покупай»  убегает, а второй его догоняет.

Игра «В дерево» 

Все играющие становятся рядом  один возле другого вдоль плетня  или забора.  Воспитатель  или  ребенок  идет вдоль ряда, и, касаясь рукой каждого играющего, произносит слова так, чтобы каждое отдельное слово было произнесено в то время, когда он касается рукой играющего. Катилось дерево, дерево.

С высокого терема, терема.

Дубком, голубком.

Перепало молодцом…

Шики-быки,

Новы быки

Дуб, калач,

Стань, не плачь.

Тот, на кого пришлись слова «не плачь», выходит из ряда и  берется рукой за дерево. Считающий продолжает считать, счет первый раз начиная с себя,  повторяя прежние слова до тех пор, пока  выйдут все, за исключением одного. Оставшийся отходит от  детей на 10 м. По сигналу: «Бегом!» дети перебегают на другую сторону, а он их ловит. Пойманный помогает ловить других до тех пор, пока не будут переловлены все.

Игра «Игра в шапку» 

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, перебрасывают шапку друг другу, не соблюдая никакого порядка. Стоящий в кругу должен поймать шапку. Если ему это удается, он  выходит из круга, а его место занимает потерявший шапку.

Игра «Четыре угла» 

Четверо играющих стоят в  4-х углах. Пятый – мышка – посередине. Стоящие по углам перебегают из одного угла в другой, а  мышка пытается занять чье-то место в углу. Тот, кто остался без угла, становится мышкой.

Игра «Жмурки» 

 Водящему закрывают глаза. Он стоит в середине круга. Дети говорят: «Панас, Панас, на чем стоишь?» - «На камне». «Что продаешь?» – «Квас».  – «Лови мышек, а не нас». Играющие разбегаются, а водящий пытается их поймать.

Игра «Перетяжка» 

Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак также берется за эту палку, а за него  берется его партия. Затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Игра «Хвост-Левка» 

Играющие берутся руками один за другого гуськом. Передний берет в руки хворостинку и, приговаривая: «Свистит Левка, шопотит Левка, поворачивайся»,  бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие. Оставшиеся подгоняются хворостинкой.

Игра «Дрибушечки» 

Двое из играющих берутся за руки, соединив носки ног. Затем, вытянув руки, кружатся и приговаривают: «Дрибу, дрибу, дрибушечки, наилыся галушечки. Гей, гей, до воды! Наилыся лободы».

Игра «Молчан» 

Один из играющих становится впереди, смотря на всех серьезно. Каждый из играющих старается его рассмешить, для чего подходит к нему и говорит что-нибудь смешное. Если  ему удалось рассмешить, то, не выдержавши роли, он удаляется из игры.

Игра «Гуси» -  выбирается мать гусыня , волк, остальные гуси.

Гусыня: «Гуси, гуси?» - « Га-га-га».

«Есть хотите?». «Да, да, да».

«Ну, летите». «Нам нельзя».

«Почему?» «Волк под горой».

«Что он делает? « «Гуску скубет».

«Какую?» «Серу, белу, волохату».

«Ну, летите дети в хату».

 Гуси бегут к гусыне, а волк их ловит.

Игра «Ушки» 

Играющие  становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом говорят: «Утка ныряя,  по полю летает. Селезень поспевай за ней. Скорей, скорей, малы дети пищат, есть  хотят»

Утку пропускают , а селезня стараются  задержать.

Игра «Золото» 

Игра чаще проводится девочками. Одна из играющих берет какую-нибудь вещь, остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривая нараспев:

Я золото прихораниваю!

Я  чистое прихораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай у кого?

Все: «Гадай, гадай, девица.

В какой руке перица?»

Стоящая в кругу девочка  опускает руку с золотом  в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком  остановится рука хоронящей золото, при словах: «Угадывай. у кого?»- та выступает вперед и угадывает. Если угадает, то  следует женитьба, которая обыкновенно состоит  в том. что  у девочки спрашивают, в какой стороне живет жених, как его зовут и пр. После этого она снова хоронит золото.

  Игра «Заря»

Игра о Тригле сил Природы: Воды, Воздуха, Земли. Заря Природы — это рождение Духа Земли,который она выдавливает из себя через родники, ключи. Этот Дух (голубая лента) —Воз Духа и есть обновляющие, озаряющие силы Природы, дающие вдохновенные силы человеку. Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит: Заря–зарница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые — за водой пошла! С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей. Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.


Игра «Иголка, нитка и узелок»

О единстве идеи, пути её осуществления. Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.

Игра «Лапта»

Это самая распространенная игра в Мире. В этой образной игре развиваются и реализовываются сильные качества человека,которые находят применение в любой конкретной обстановке, в экстремальной ситуации: смелость,организованность коллективной мысли и совместных движений, чувство общности устремлений и действий, кругозоркость и ловкость,быстрота реакции. В подобных играх истоки высоких чувств патриотизма, верности, боевых начал.Вариант 1. Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта  — круглая палка, длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5–10 см.На площадке проводят две линии на расстоянии 20 м. С одной стороны площадки находится город, а с другой — кон.Участники игры делятся на две равные группы. По жребию игроки одной группы идут в город, а другая группа водит.Горожане начинают игру. Метала лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город.Водилы ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегуна. Они могут перебрасывать мяч друг другу,чтобы попасть в него на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегуна, они переходят в город.В ином случае игроки остаются на местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок.По очереди все игроки бьющей партии выступают в роли метал. Но не всегда игрокам удается сразу вернуться в город.В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч.Случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт,когда мяч забьёт следующий игрок, — тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение,когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку,который еще не бил, разрешают ударить трижды.Если он промахнется, то игроки города уступают свое место водящим.Правила игры. Подавалы не должны переступать черту города.Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросать в поле рукой.Партия города переходит в поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона.  Вариант 2. Переменки. На площадке проводится черта. За эту черту становятся двое из игроков.Подавала подбрасывает мяч, отбивала отбивает его лаптой. Остальные игроки, стоя в разных местах, ловят мяч на лету. Поймавший мяч на лету, идёт отбивать его, а бывший отбивала переходит к ловцам. Если никто не поймал мяч, то его берёт тот из игроков, к которому он упал ближе, и возвращает его подавале. Если подавала поймает его на лету, то становится отбивалой, а подавалой становится тот, который удачно бросил ему мяч. Отбивала идёт к ловцам.Правила игры. Подавале, ловя брошенный ему мяч, не выбегать за свою черту. Если он не поймал на лету возвращенный ему мяч, то подаёт его снова. В начале игры можно поставить условие, что игра считается законченной, если один из игроков набрал 10 очков, т.е. 10 раз отбил мяч так, что его никто не поймал.


Игра «Ловишка в кругу»

 Игра развивает чувство меры, умение жить в почитании и согласии с требованиями общества, не переступать запретную черту даже в экстремальных ситуациях, хранить устремление к реализации цели. Подобная игра, входя в подсознание, как алгоритм поведения, поможет человеку и в дальнейшем, не выходя из круга своих возможностей и заслуг, регулировать свои действия, соотносить их безболезненно для самолюбия с действиями окружающих.Ход игры: На площадке чертят большой круг — от 3 м и более, в зависимости от количества играющих.В середине круга кладут палку, её длина должна быть значительно меньше диаметра круга. Участники игры стоят в кругу, один из них — «Ловишка». Он бегает за детьми в кругу и старается кого–то поймать. Пойманный игрок становится «Ловишкой». Правила игры. Никто не встаёт на палку ногами: «Ловишка» её оббегает, игроки могут перепрыгивать. Пойманному игроку не вырываться из рук «Ловишки».

Игра «Снежинки, ветер и мороз». Игра воспитывает спокойное восприятие холодных качеств Природы как радостных и полезных. Она даёт возможность детям выразить свои симпатии, а педагогу увидеть их и укрепить. Ход игры: Игроки — «снежинки» встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая: «Ой, летят, летят снежинки, 
Словно белые пушинки на дороги, на поля». Стала белой вся Земля. На каждое слово делают хлопок то в свои ладоши, то в ладоши с товарищем. Далее приговаривают: «Дзинь, дзинь», пока не услышат сигнал «Ветер!» «Снежинки» разлетаются в стороны и сбегаются в большую «снежинку» из несколько кружков. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в общий круг и берутся за руки. Правила игры. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру можно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, кружение парами и т.д.


«Ляпка»

 Игра развивает стремление приблизиться к цели, дотронуться в игре к своей симпатии, проявить ловкость, быстроту реакции. В общем азарте она растворяет обидчивость недотрог, застенчивость робких. Ход игры: Один из игроков — водящий или «Ляпка». «Ляпка» бегает за игроками и старается кого–то осалить.Осалив, приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!» Новый «Ляпка» догоняет игроков, чтоб передать ляпку. Правила игры. «Ляпка» не преследует одного игрока. Все игроки следят за сменой «ляпок».

Игра «Пятнашки» 

Игра развивает ловкость, увёртливость, стремление к победе. Учит быть честным и оптимистом, сохранять душевное равновесие, развивает чувство юмора. Выбирается «пятнашка». Все разбегаются по площадке, а «пятнашка» ловит:кого «пятнашка» коснется рукой, тот становится новым «пятнашкой».Варианты: 1. «Пятнашка, ноги от Земли!»: Игрок может спастись от «пятнашки», если встанет на какой–то предмет — Землю.2. Зайки. «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать зайкой на двух ногах — он в безопасности.3. Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга - дома. Игрок может спастись от пятнашки в доме  — за кругом не пятнать.

Игра  «Салки» 

Одна из популярнейших игр в Мире. Она выводит детей к Природе, развивает координацию движений, глазомер, меткость, способствует тому, что в непринужденной обстановке дети видят способности друзей, учатся друг у друга. Ход игры: Все роют ямки–салки по размеру мяча (3–4 см). Игроки встают около салок, а водила выбирает одну на расстояния 0,5–1 м и катит в неё мяч. В чью салку попадает мяч, тот берёт его и старается попасть этим мячом в одного из разбегающихся в стороны детей. В кого мяч попал, тот становится водилой. Правила игры. Бросать мяч можно только с места и только в ноги игроков. Музыкальные игры и музыкально–двигательные упражнения.



Игра «Всадники»

 Образ коня - это образ несущейся через века идеи, это знания, традиции предков, мощь веры и одухотворенности. Это может быть конь Добрыни Никитича, Ильи Муромца. Конь своими движениями отражает посылки всадника ,почувствовать их помогает музыка, здесь же оттачивается техника галопа. Ход игры: Дети стоят по широкому кругу с подчеркнуто прямой осанкой. И.п. — держа «повод» обеими руками или только левой рукой. Такты 1–2 (вступление): «кони бьют копытами», «всадники сдерживают коней, натягивая повод». Такты 3–10: «всадники» скачут галопом. На последнем аккорде, «натянув повод, останавливают коней на всем скаку».

Игра «Цветы»

 Цветы - отражение черт характера человека. Предложить детям описать свое видение состояния природы человека в нежности форм, цвета, строгости линий, веянии ароматов. Подобрать грациозную танцевальную музыку, которая бы помогала оттачивать движения, выполнять перестроения, творить! Жить в прекрасном! Ход игры: И.п. — дети стоят в кругу, в обеих руках держат по цветку или листику. Такты 1–8: дети плавно покачивают руками вправо и влево, приподняв их вперед (по 1 движению на такт).Такты 1–8: повторение - продолжают то же движение, держа руки над головой. Такты 9–16: повторение. Затем дети, подняв руки в стороны, танцуют по всей комнате, заполняя её пространство. С окончанием музыки останавливаются, повернувшись лицом в одну сторону с поднятыми вверх руками. Упражнение помогает развивать пластику движений рук, мышцы плечевого пояса. Методические рекомендации. Музыкальное оформление - вальс. Цветы или листики должны быть легкие, с мягким стебельком, чтобы дети излишне не напрягали пальцы. Педагог помогает детям самим войти в ритм музыки, предоставляя возможность двигаться по–своему. Следует обратить внимание детей на различный характер музыки, подсказывать, чтобы руки были мягкие, с округлыми расслабленными локтями.

Игра «Гори–гори ясно»

 Эту игру заводили с самого начала Зимнего Солнцеворота  - с 25 грудня (декабря). В этой древнейшей игре отражено ожидание и предвосхищение добрых дел людей в Году, с которыми они пойдут ввысь - в Гору с одухотворением, даруемым Небесами. Внутри Души поют колокола. «Хоровод» - от хоро, коло - годовое коло Хорса (Солнца) - хорошего, как объединенных деяний людей, а не как светила. К личному сиянию нужно стремиться через вклад для сияния всего общества  - это наши условия! Ход игры: Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке  - «огневушка».Такты 1–8: все идут вправо по кругу, «огневушка», пританцовывая, машет красным платочком. Такты 9–16: дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Огневушка» скачет внутри круга,с окончанием музыки останавливается и встает перед двумя из стоящих в кругу детей. С 17 такта играющие хором поют: Гори, гори ясно, чтобы не погасло, глянь на Небо - птички летят, колокольчики звенят! На слова дети «колокольчики звенят» - 3 хлопка в ладоши, а «огневушка» взмахивает платочком. Избранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, взять у «огневушки» платочек и высоко поднять его. Игра повторяется. Методические рекомендации. Обращать внимание детей на характер игры.

Игра «Хоровод с подснежниками»

Ладины весенне–летние хороводы, связанные с ладом и любовью на Земле, почитаемы народом. Хороводные песни  - это заклики сил на труды у Живы Весны, а так же дождей и вёдра - погожих деньков. Дети учатся понимать, что реализовать свои устремления помогает только вежливая просьба и терпение, и эти знания переносят на взаимоотношения друг с другом. Народная песня «Веснянка»: Стало ясно Солнышко припекать, припекать,
Землю словно золотом заливать, заливать. 

Громче стали голуби ворковать, ворковать. 

Журавли - к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели – 

Много цвету вешнего у Земли, у Земли.

Ой, ты, Ясно Солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, Земля–Ладушка, уроди, уроди! Описание. Дети танцуют парами

плавным хороводным шагом.


Игра «Кувшинчик»

 Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания. Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт: Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.
Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови! Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют: Мы знаем все подряд, что ребята говорят: Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось! Игрок с мячом поёт: Я знаю всё подряд, что

ребята говорят: Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так! И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.  Русская хороводная песня рассказывает об объединении усилий. Состояние хореографа, самих детей подскажут танцевальные движения, отражающие понимание, внутреннее видение слов песни. Детям доставляет несказанную радость снова и снова проживать в хороводе жизнью образов: движения, голоса становятся ладнее. Задача педагога тактично подсказывать о технике выполнения движений, пения, чтобы не нарушить интерес к самому действу. Главная задача не техническая, а дать возможность душе открыться.

Игра «Ходила младешенька по борочку»

 Подобные хороводы вводят детей в алгоритм непреходящих ценностей взаимоотношений детей и взрослых, на подсознании развивают здравость поведенческой саморегуляции. Учат быть терпеливыми и самостоятельными на выбранных путях, что усиливается в душе через образы исконной культуры и совместные движения. Сила коллективной мысли создает единое энергетическое поле, которое защищает, оберегает, даёт возможность для культурного саморазвития. 

Ходила младёшенька по борочку, брала, брала ягодку земляничку.
Брала, брала ягодку земляничку,
Наколола ноженьку на былинку.
Наколола ноженьку на былинку,
Болит, болит ноженька, да не больно.
Болит, болит ноженька, да не больно.
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
Пойду к свету–батюшке да спрошуся,
У родимой матушки доложуся:
«Пусти, пусти, батюшка, погуляти,
Пусти, пусти, матушка, ягод рвати». 

Игра «Как по морю»

Море–Окиян  - это Вселенная, как Дух, которым дышит Земля–Лада, разум и любовь, которому нет предела. В этой игре предвосхищение добрых славных перемен в жизни народа, одухотворенных силами Природы. В песнях, сказках, молитвах образ Лебеди - стремление человека к совершенству, к реальному воплощению его силы во множестве людей, победе красоты ненаглядной на Земле. Как по морю, как по морю, морю синему, плыла лебедь, плыла лебедь с лебедятами, Со малыми, со малыми со ребятами. Плывши лебедь, плывши лебедь окуналася, Окунувшись, окунувшись встрепенулася Под ней вода, под  ней вода всколыхнулася.

 Игры с коновязью (коновязь высотой по пояс взрослому):

1) «скаканье» и «рубка» деревянными шашками или прутиками –- нарабатывался навык вскакивания на «лошадь» (поначалу подставлялись плашки), удержания верхом без «седла» и работа «оружием» с учётом габаритов лошади;2) перевороты ногами вперёд –- с разбега, опора животом о коновязь и инерционно «дослать» ноги под коновязь, прокрутиться вокруг неё и встать на ноги с той стороны, с которой начал вращение (по направлению движения похоже на подъём-переворотом);3) перевороты туловищем вперёд –- почти то же, но в обратном направлении – инерционно «досылаем» туловище через верх коновязи;4) перескоки с подсидом –  «перескок» - это движение схожее с фигурой «голуб» из танца Казачок (когда тело вращается горизонтально в пространстве) но без опоры о коновязь, а «подсид» - это проход под коновязью; чередуя перескок с подсидом, пройти в сю длину коновязи (разные были но в среднем 10 метров было на трёх столбах, это те которые стояли на майдане или в других массовых местах);5) отскоки от коновязи –- с разбега «наскочить» на коновязь животом, как бы сложиться, и на выпремлении ног и туловища, отпрыгнуть назад – кто дальше прыгнет.6) хождение и беганье по коновязи;Игры с коновязью являлись, по всей видимости, подготовительными к освоению элементов джигитовки верхом на лошади.


 Игра «Чехарда»

1)  с опорой на спину (для малых детишек) –- обычны общепринятый вариант, но постепенно те, через кого прыгают, становятся, всё выше и всё ближе (первоначально 3-5 шагов) друг к другу;   2) без опоры на спину (для более старших детишек) –- один подсаживается (спиной к прыгающему), другой перепрыгивает с разбега, но момент подсаживания надо выбрать самому как можно ближе к прыгающему.


Игра «Схоронички» (чаще на исходе вечера):

- выигрывал не тот, кто спрятался и его найти нельзя, а тот, кто вроде бы и рядом для ищущего, да он его никак определить не может. Старики любили наблюдать.

Игра «Нагайка и кнут»

1) нагайкой на скорости крутиться «волчком» (вертикальное вращение вокруг своей оси) и сбивать 3-4 стоящих или подброшенных клубка (шерстяные клубки);2) с кнутом – почти тоже самое, но труднее с выбором дистанции;3) проход под нагайкой («карусель» с нагайкой) –- один казачонок стоит с нагайкой и вращает её по-восьмёрке, остальные должны выбрать момент и пройти как можно ближе к нему, не задев нагайки; поначалу скорость вращения небольшая, усложнение достигается – увеличением скорости вращения, сменой направления вращения (когда диагонали вращения идут сверху вниз пройти под нагайкой легче, когда снизу вверх – труднее) и наличием закладки в шлепке нагайки.


Игра «Городки»

- играли между собой (команда на команду), но чаще ждали вечером взрослых и играли взрослые казаки на казачат. Вариантов игру было множество, в том числе и последовательное вышибание городков торцом палки (биты).


Игра «Прыгалка через верёвку»

- через одну (двое вращают верёвку, один прыгает);- через две – вращение в одну сторону (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает), расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра;- через две – вращения в разные стороны (четверо (по двое) вращают верёвку, один прыгает) расстояние между держащими разные верёвки примерно 1,5 метра.  Примерно с 12 лет до 17 лет(после 17 лет потешки переходили в работу, а то и ранее)Примечание: в некоторых местах использую терминологию информатора. 

Игра «Рогатка»

- стрельба по мишеням, в том числе в полёте вращении.

Игра «Куколка»


  «Куколка» - это круглое полено, которое вращали руками. Начинали не ранее 12 лет. Суть заключалась в следующем: необходимо было перебрасывать «куколку» самыми разнообразными способами как можно на большей скорости и как можно дольше её не ронять на землю (и уж тем более на ноги и другие части тела). Со временем вес «куколки увеличивался до 2-2,5 пудов, а требования оставались теми же. Дальнейшее развитие этой потешки (я думаю, что это уже не для детей, а для взрослых казаков) – в «куколку» втыкали от 1-го до 4-х ножей (кинжалов) и вращали как обычно. Здесь важным было не схватиться за ножи и в тоже время не уронить «куколку». После такого развлечения для казака не составляло никакого труда отобрать у противника его же оружие! 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа танцевального кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников музыкально-двигательного, в том числе танцевального творчества является одной из программных задач воспитания в детском саду. ...

Программы кружков для детей старшего дошкольного возраста.

Программа кружка "Юный эколог" для детей старшего дошкольного возраста.Кружковая деятельность по лего-конструированию и робототехнике....

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка «Знайки» детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка«Знайки»детей старшего дошкольного возраста        Воспитатель:Сенцова М.В.2015...

Рабочая программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Цель:·        Формирование у детей предпосылок к универсальным учебным действиям....

Конспект занятия вокального кружка для детей старшего дошкольного возраста «Петь приятно и удобно»

Цель:- Создать радостную, доброжелательную атмосферу, которая способствует успешному вхождению ребенка в мир вокального искусства.Задачи:- Учить петь осмысленно и выразительно, чисто интонируя мелодию...

Рабочая программа логопедического кружка для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа кружка «Логопед и Я» представляет собой целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого для индивидуальной, коррекционной работы для детей с...

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста «Поликультурное воспитание дошкольников»

Цель: работы способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики, помочь детям войти в мир народной культуры, сделать ее своим достоянием...


 

Комментарии

Ваганова Евгения Владимировна

Наталья Николаевна, спасибо большое! Материал просто высший класс.