Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»
статья по физкультуре по теме

Наумова Елена Николаевна

 «Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx11.docx144.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение  здоровьесберегающих  технологий в работе с дошкольниками с нарушением интеллекта»

Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталостью) – одна из наиболее многочисленных категорий детей, которые имеют отклонения в своем развитии.

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое психическое недоразвитие, обусловленное,  прежде всего органической недостаточностью головного мозга [6, 118]

У детей с умственной отсталостью  страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Следствием заболевания являются нарушение ощущений, восприятий, представлений, а также памяти, мышления, внимания, имеется общее недоразвитие речи, бедный словарный запас, ограничивающий возможности общения, низкий уровень элементарных знаний и представлений об окружающем мире, узкий кругозор [8, 59]

Для большинства детей с нарушением интеллекта наблюдаются диспропорции частей тела, отставание в длине и массе тела, нарушение осанки, плоскостопие, нарушение опорно-двигательного аппарата, сопутствующие заболевания — аномалии слуха, зрения и т.д., низкая сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.

Детям с нарушением интеллекта присуща быстрая утомляемость из-за несовершенства  нервной, сердечнососудистой и дыхательной систем. Имеются нарушения в развитии таких  физических качеств  как  ловкость, скорость, мышечная сила, выносливость [4, 4]

Наибольшие отставания отмечаются в координационных способностях: точности, способности ориентироваться в пространстве, ритмичности движений, сохранении равновесия и т.д.

В связи с тем, что у дошкольников с нарушением интеллекта наблюдаются  столь многочисленные  отклонения во всех сферах жизнедеятельности, приоритетной проблемой в специальном дошкольном образовательном учреждении является  сохранение и укрепление здоровья детей, как психического, так и физического. И это вполне обосновано, учитывая тот факт, что хорошее состояние ребенка дошкольного возраста, уровень его физического развития  в целом и совершенство двигательных функций в частности создают необходимые условия для его успешного психического развития [4, 5]

Современные здоровьесберегающие технологии оказывают наиболее значительное влияние среди всех известных  технологий.  

Под  здоровьесберегающей  технологией  понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (Петров О. В.)

Формы, методы и технологии работы с детьми, направленные на оздоравливание самые разнообразные.

Физкультурно-  оздоровительная работа ведется нами  систематически. Все мероприятия выстроены последовательно и равномерно распределены  на весь день в различных видах деятельности, где учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

В своей  коррекционно-  оздоровительной работе мы  используем следующие   методики и технологии оздоравливания:

1. Методика Овчинниковой Т.С, Потапчук А.А., с коррекционными мячами фитболами, которые в первую очередь способствуют  коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития, а  также притягивают к себе, стимулируют фантазию и двигательное творчество. Что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.

На основе коррекционной  методики  организуется  «Двигательный  игротренинг с фитболами» с детьми старшей и подготовительной группы. Игротренинг проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста, физической подготовленности и состояния здоровья детей.

Для детей старшей группы структура комплексов  игротренинга  состоит из трёх частей.

Подготовительная часть -  создание положительного эмоционального настроя и разогревание организма.

Основная часть- физическая нагрузка , в которую входят игровые упражнения с фитболами:

-для развития чувства равновесия, координации движений;

- для коррекции различных видов нарушений осанки;

- для укрепления мышц брюшного пресса;

- для укрепления мышц спины;

- для укрепления мышц тазового дна;

- для укрепления мышц плечевого пояса и рук;

- для увеличения подвижности позвоночника и суставов;

- сюжетные и бессюжетные игры с фитболом.

Заключительная часть – игры малой подвижности, расслабление мышц тела.

2. В работе с детьми подготовительной группы  проводится  двигательная сказкотерапия с мячами фитболами.

Здесь используются схемы (мнемотаблицы), показывая которые, рассказывается сюжет сказки, дети сопровождают её выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.

Психокоррекционная  направленность  сказок подчёркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие. («Как воробей с карасиком дружил», «Кто поможет воробью», «Невоспитанный мышонок» и др.) [ 7, 68]

Необходимо отметить, что элементы  фитбол - гимнастики  и  сказкотерапии  активно  используются  во  всём   воспитательно- образовательном, коррекционно- развивающем  процессе  (на  всех  видах  НОД,  во  всех  режимных процессах).

3. Арттерапия-  лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогающие снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка таких как: красочная живопись с помощью пальцев, живопись с помощью пальцев на песке, крупе (манка, овсянка, горох и т.д.)

4. Музыкотерапия - один из методов, под  которым  подразумевается создание такого музыкального сопровождения, которое наиболее эффективно способствовало бы коррекции психофизического статуса детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, в  процессе их двигательно-игровой деятельности [3, 123]

5. В своей коррекционно-педагогической работе мы используем нетрадиционный  Су- Джок метод. Этот  метод эффективен, безопасен и прост в применении.

 Су-Джок терапия проводится с помощью массажёров  типа «каштан». Внутри этих шариков – «каштанов», находятся  два металлических колечка, сделанных из проволоки, которые легко растягиваются и  свободно перемещаются по  пальцу вниз и вверх, при этом оказывают  массажный эффект.

 Сами шарики так же используются для массажа ладоне, так как  они колкие на ощупь, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное воздействие на весь организм, повышает иммунитет, развивает мелкую  моторику пальцев рук, тем самым, развивая речь.

 Также, «Су – Джок» терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

«Каштаны»  используются при пальчиковой гимнастике, как на занятиях, так и в свободное от занятий время , все  упражнения  сопровождаются стихами  и сказками.

          6. Дыхательная гимнастика по А. Стрельниковой  - комплекс упражнений        позволяющий задействовать значительную часть легких, благодаря чему в кровь поступает больше кислорода. От правильного дыхания  во многом   зависит  здоровье  человека,   его физическая и умственная деятельность.

          Задачи:

-способствовать более быстрому восстановлению организма после физических нагрузок;

-содействовать снижению утомляемости и повышению концентрации внимания;

-способствовать повышению иммунитета.

7. Игровой массаж  по А. Уманской, К. Динейко- это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные точки  собственного тела, повышает свой жизненный тонус, избавляется от усталости и спасает себя от возможных заболеваний. Иным и словами, самомассаж – это возможность человека помочь самому себе.

Задачи:

-воздействовать через биоактивные точки  на внутренние органы, вызвать ощущения легкости, радости;

-способствовать повышению функциональных возможностей организма;

-способствовать снижает утомление и быстрому восстановлению сил после физических и умственных нагрузок.

8. Психогимнастика по методике М. Чистяковой - это  специальные  этюды, игры и упражнения, направление  на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка , как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы [2, 1 ]

Задачи:

  • преодоление барьеров в общении;
  • развитие лучшего понимания себя и других;
  • снятие психического напряжения.
  • коррекция эмоционально - волевой сферы.

9. Гимнастика после сна. Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения включается музыкальное сопровождение. Выполняется ежедневно после дневного сна 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по дорожкам с различными поверхностями. Оказывает закаливающий эффект.

10. Корригирующая гимнастика- это такие упражнения, способствующие развитию дыхания, координации движений, ритма и пространственной организации движений и т. п. [4, 5]

Задачи:

-укрепление всех мышечных групп;

-формирование правильной осанки ;

-развитие координации движений, ориентировки в пространстве;

-коррекция интеллектуальных функций ( речи, внимания, восприятия) ;

-воспитание гармоничного физического развития детей.

11. Гимнастика для глаз – это упражнения для предотвращения снижения  зрения  и снятия усталости глаз («Поморгаем глазками, как метёлками», «Глазки смотрят в глазки», «Расскажи, что далеко, что близко», «Филин»)

Задачи:

-улучшать  кровоснабжение глазных яблок;

-нормализовать  тонус  глазодвигательных мышц;

          -способствует быстрому снятию зрительного утомления.

12. Пальчиковая гимнастика – это инсценировка, каких либо рифмовок или потешек с помощью пальчиков.

Задачи:

-способствовать  развитию речи, творческого мышления;

-активизировать  моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрироваться.

13. “Дорожки здоровья”-  представляет собой коврики с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Коврики и элементы на них красочные и яркие, детям доставляет огромное удовольствие хождение по таким дорожкам здоровья.

Задачи:

-развитие координации движений, равновесия;

- осуществление профилактики плоскостопия.

В заключение хотелось бы сказать, что применение современных здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта  способствует развитию у детей  координации движений, ориентировки в пространстве. Также развивается  внимание, моторика, улучшается настроение, повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации  в современном обществе.

        Литература

         1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров           здоровья».- Волгоград: Учитель,2007.-151с.

2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88с.

3. Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.-256с.

4. Зарин А. П, Ложко Е.Л. Музыка и движение в коррекционно- воспитательной работе в специальном детском саду для детей нарушением интеллекта.- СПб., 1994.- с. 3-11.

5. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов ин- тов по спец. №211 “Дефектология”.- М.: Просвещение, 1988.- с. 71-75.

6. Носкова Л. П., Соколова Н. Д. Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя .-М.: Просвещение, 1993.-224 с.

7. Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный  игротреннинг  для дошкольников. СПб.- Издательство “Речь”, 2003.-176 с.

        8. Шапкова Л. В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с            нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В .-М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы на тему "Экологическое воспитание дошкольников с нарушением интеллекта"

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения и умственного развития дошкольников с проблемами в развитии. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательност...

Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".

  В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...

Коррекционная работа с дошкольниками , имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительной деятельности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта , в процессе изобразительеой деятельности....

"Использование игр и упражнений в коррекционной работе по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта"

Данный материал содержит : Понятие о культурно-гигиенических навыках и навыках самообслуживания Игры и упражнения как методы формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживан...

Статья:"Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх "

Основные направления коррекционной работы по формированию предпосылок и элементов творческого воображения у дошкольников с нарушением интеллекта в театрализованных играх Воображение является неот...