знакомство с природой через движение
план-конспект занятия по физкультуре по теме

Чуб Наталья Александровна

Движения в жизни ребенка занимают почти все свободное время. Через двигательную ативность они растут, развиваются и познают такой незнакомый для них окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_prirodoy_cherez_dvizhenie.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

Почему нельзя пить воду из рек?

Задачи формирования экологического сознания. Поддерживать и развивать устойчивый интерес дошкольников  к  природе ; стремление  к  исследованию объектов живой и неживой природы .Помогать  детям видеть красоту и силу природы, богатство.

   Задачи развития двигательной активности. Формировать у детей потребность в двигательной активности; обогащать двигательный опыт; учить самостоятельно  использовать знакомые движения на занятиях; воспитывать привычку сохранять правильную осанку в различных видах деятельности; добиваться естественности, легкости, точности, выразительности движений. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Ход занятия

Педагог загадывает детям загадку о реке, затем обращает их внимание на изображение реки на картине « Река ».

Инструктор по физкультуре. Что можно сказать о реке? Какая вода в реке ?(Тихая, голубая, прозрачная.) Что делают люди в реке? (Купаются.)  Дети имитируют движения во время плавания.

    Инструктор по физкультуре Можно ли пить воду из реки? (Ответы детей.) Правильно ответить на этот вопрос нам поможет опыт.                                                                                                                

    Дети подходят к демонстрационному столику.

    Инструктор по физкультуре. Рассмотрим капельку воды из чайника под микроскопом. Рассматривают рисунок.  Вы что-нибудь увидели? (Нет.). Посмотрите а вот в этом стакане  вода из реки. Что можно сказать о воде на первый взгляд? (Она тоже чистая).

     Инструктор по физкультуре А теперь давайте посмотрим на воду из реки под микроскопом. Рассматривают картинку с изображением воды из реки под микроскопом.

      Инструктор по физкультуре    Что мы тут видим? (Какие то маленькие точки)

Да правильно, это маленькие живые существа, которые живут в водоемах. Вот например, амеба (картинка с изображение амебы). Давайте представим, что мы амебы. Они передвигаются медленно. (медленная ходьба по одному в разных направлениях, совершая различные движения руками, с поочередным высоким подниманием колен; приставным шагом в сторону, вперед и назад)

     Инструктор по физкультуре. А на этой картинке мы видим инфузорию-туфельку. Она плавает быстро. (дети выполняют легкий бег в колонне по одному)

    Инструктор по физкультуре Посмотрите у инфузории-туфельки есть специальные реснички с помощью, которых она передвигается. Каждая ресничка – как маленькое весло, и туфелька управляя ими быстро плавает. Давайте изобразим движение ресничек. Я буду показывать, а вы внимательно смотрите и повторяйте за мной.

Проводится упражнение  на внимание. Из положения сидя (затем стоя на коленях), руки вытянуты вперед; дети опускают и поднимают кисти, руки (одновременно и попеременно)

   Инструктор по физкультуре. Но среди таких безобидных животных могут встречаться те, которые при попадании в желудок человека вызывают различные заболевания. Проглотил человек воду из реки и мельчайшие животные попали к нему в желудок. Поэтому, какой вывод мы можем сделать? (Воду из реки пить нельзя)

    Инструктор по физкультуре. Но у реки есть и помощники, которые поедают этих вредных для человека животных. Показывает изображение ракушки. Приоткроет рот ракушка, а сзади у неё можно увидеть две особые трубочки: одна – повыше, другая – пониже. Через одну она всасывает воду, через другую выбрасывает. Пропустит через себя ракушка каплю речной воды, а ведь в каждой капельке полным – полно крошечных животных. Попадут они в ракушку,  а обратно им хода нет. Вот так питается ракушка. Давайте попробуем изобразить, как ракушки питаются и реку чистят.

Проводится игра «Мы ракушки». Дети стоят, держа руки вперед и вверх. Двигая руками, они имитируют загребание воды, потом поглаживают себя по животикам (одной рукой, потом другой). Затем они отводят руки за спину, изображая выталкивание уже очищенной воды. Делают шаг вперед. Упражнение повторяется.

      Инструктор по физкультуре. Сейчас я предлагаю вам под музыку реки превратиться в тех её жителей, с которыми мы сегодня познакомились, а я попытаюсь отгадать в кого вы превратились. Дети по музыку имитируют животных.

 Занятие заканчивается.

Занятие

Знакомство с воздухом

Задачи  формирования экологического сознания: Уточнить знания детей о воздухе. Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (не виден, не имеет определенной формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается). Развивать интерес к познавательной деятельности.

Задачи развития двигательной активности: Формировать потребность в ежедневной активной деятельности; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать умение выполнять движения быстро, осознанно, ловко и красиво; развивать мелкую моторику.

Ход занятия.

       Инструктор по физкультуре. Сегодня мы познакомимся… Отгадайте с чем: «Он повсюду, он везде, без него нет жизни». (Воздух). Ребята, вы знаете, что такое воздух? (Ответы детей). Посмотрите внимательно вокруг – налево, направо, вверх, вниз  (Дети смотрят вверх, вниз, по сторонам). Вы видите воздух? (нет). Давайте попробуем доказать, что воздух есть но мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его. Дети берутся за концы большого куска ткани; одновременно поднимают его и опускают вниз; получается купол, заполненный воздухом.

      Инструктор по физкультуре. Возьмите мешочки (раздает детям полиэтиленовые пакеты) Поднимите мешочки над головой и резко опустите их  вниз. (Дети из положения приседа встают, поднимают руки с мешочком над головой, затем резко опускают вниз). Закрутите мешочки (Дети закручивают мешочки). Что внутри мешочков? (Воздух).

       Педагог просит детей положить ладошки на грудь и почувствовать, как грудная клетка поднимается при вздохе и опускается при выдохе.

       Инструктор по физкультуре. Какой вывод мы можем сделать? (Воздух невидимый)

     Инструктор по физкультуре. Правильно воздух невидим. Но мы его можем обнаружить, а ещё почувствовать, ощутить. Предлагаю вам сесть на гимнастические мячи, ноги на ширине плечи совершить одновременно пружинистые движения на мячах и вертикальные «ножницы» вытянутыми вперед руками.

Педагог раздает детям воздушные шарики разной  формы и цветов, резиновые игрушки.

   Инструктор по физкультуре. Что находится внутри шариков и игрушек (Воздух). А какой формы ваши игрушки? (Дети называют формы игрушек и шаров). Какой же вывод мы можем сделать? (Воздух принимает форму того сосуда, в котором находится).

   Дети садятся на ковер и наблюдают за опытом. На холодную пластмассовую бутылку из холодильника надевают на горлышко воздушный шар и ставят в таз с горячей водой. Шарик надувается.

   Инструктор по физкультуре. Какой  вывод мы можем сделать? (при нагревании воздух расширяется , а при охлаждении сужается) Давайте изобразим как воздух сужается и расширяется. Дети встают вкруг, берутся за руки и опускают их вниз. Воздух нагревается (дети расширяют круг); воздух охлаждается (дети сжимают круг). Упражнение повторяется несколько раз.

       Инструктор по физкультуре. Сделайте носом вдох, выдох.(Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох – выдох). А теперь глубокий вдох носом, выдох – через рот. Дети делают глубокий вдох и выдох.

       Инструктор по физкультуре.  Вы чувствуете какой – нибудь запах? (Нет). Какой вывод мы можем сделать? (Воздух не имеет запаха).

    Педагог берет прозрачную банку с водой, опускает в неё трубочку и через неё дует в воду. Пузырьки воздуха поднимаются на поверхность воды.

        Инструктор по физкультуре. Дети, что это за пузырьки поднимаются из воды? (Это воздух). Как вы думаете, почему он поднимается на верх? (Ответы детей). Потому что воздух легче воды.

    Инструктор по физкультуре. Давайте представим, что мы с вами пузырьки воздуха, которые оказались на дне реки и нам надо подняться на верх.

          Проводиться игровое упражнение под музыку шум реки. Дети садятся на колени, наклонившись как можно ниже. Затем медленно приподнимают голову, выпрямляют спину; приподнимаются на колени, медленно встают, выполняя волнообразные движения. Поднимают руки вверх, разводят в стороны ладонями вверх; покачиваются из стороны в сторону.

       Инструктор по физкультуре. Вот и оказались пузырьки на поверхности реки. А теперь представьте, что эта река течет в вашу группу и маленькие пузырьки, как маленькие кораблики, по течению реки отправляются в группу.

        Дети встают друг за другом и в спокойном темпе идут разными способами: в полуприседе, перекатом с пятки на носок, приставным шагом, меняя положение рук.

   Занятие заканчивается.

Занятие

Живая и неживая природа.

Задачи  формирования экологического сознания: Уточнить знания детей о живой и неживой природе. Закреплять знания детей о лесе и луге. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Задачи развития двигательной активности: Формировать потребность в ежедневной активной деятельности; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать умение выполнять движения быстро, осознанно, ловко Учить самостоятельно, использовать знакомые движения на занятии.

Ход занятия.

       Инструктор по физкультуре. Ребята, мы с вами сегодня отправимся на прогулку в лес. (Ходьба в колоне по одному). Проходим препятствия. (Ходьба по ребристой поверхности, по скамье). Смотрите перед нами река. Как нам её преодолеть? (переплыть). Дети садятся на ковер и выполняют наклоны вперед, руками стараются достать пальцы ног, затем разводят руки в стороны.

Инструктор по физкультуре. Вот мы и на другом берегу. Но берег высокий, крутой, и нам с вами предстоит по нему подняться. (Дети выполняют движения: ходьба на месте, высоко поднимая колени, в разном темпе, с попеременным подниманием рук).

Инструктор по физкультуре. Вот мы и пришли в лес. Какие деревья растут в лесу. (дети называют деревья). Посмотрите какая чудесная полянка! (Звучит музыка). Давайте присядем и отдохнем, послушаем голоса леса. (дети садятся на ковер, закрывают глаза, звучит аудиозапись «Голоса леса»). Ребята, но послушайте среди голосов птиц и шелеста листьев, я слышу подул сильный ветер, стало темно. Тучи закрыли солнце. Покажите, что произошло с деревьями, что изменилось.

Проводится игровое упражнение «деревья перед грозой». Дети изображают деревья: ноги вместе, руки подняты вверх, делают наклоны в стороны, вперед, назад; выполняют дыхательные упражнения, подражая шуму ветра: «Ш-Ш-Ш».

Инструктор по физкультуре. Вы слышите голоса птиц? Они затихли. Педагог ударами имитирует гром. Включает аудиозапись «Гроза».

Инструктор по физкультуре. Что это такое? Как называется это явление природы? (Гроза) А что мы подразумеваем , когда говорим гроза? (молния, гром, дождь). А как выдумаете это опасно?  (да) Что же такое молния, давайте подумаем? Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися тучами. Давайте покажем, как образуется молния. Раздает детям по два облака и стрелочки молнии. Дети садятся на ковер, руками сближают облака и ставят под ними стрелочку – молнию.

Инструктор по физкультуре. Что такое гром? (ответы детей) Правильно, гром – это треск от разряда. Давайте попробуем изобразить гром. Наши ладошки  - это тучи , сначала они были очень далеко друг от друга, потом они стали сближаться, при полном сближении сверкнула молния и ударил гром. Дети выполняют игровое упражнение           « Молния и гром». Стоя, разводят руки в стороны и выполняют движения: сближение прямых рук пред собой, волнообразное движение рук, с опусканием их вниз (имитация молнии). Поднимание рук через стороны, хлопок над головой (имитация грома).

Инструктор по физкультуре. Гроза утихла. Пора нам выходить из леса. Посмотрите, у нас на пути болото! Как же нам его преодолеть? Как можно передвигаться по болоту?( с кочки на кочку) Роль кочек выполняют массажные коврики. Дети идут, наступая на «кочки»

           Инструктор по физкультуре. Вот мы вышли из болота. Посмотрите, какой чудесный перед нами вид (показывает картинку с изображение луга). Что это? (Луг). А чем луг отличается от леса? Какие растения растут на лугу, а какие в лесу? (Ответы детей) Давайте изобразим травянистые растения. У них тонкие стебли, что даже небольшой ветерок их качает.

        Дети изображают травянистые растения: ноги вместе, руки подняты вверх; наклоны вперед , назад, в стороны (на прямых ногах, с полуприседанием).

          Инструктор по физкультуре. Ой, ребята, опять подул сильный ветер. Покажите как сильно дует ветер (дети дуют, подражая сильному ветру). Опять пошел дождик. Давайте побегаем капельками дождя по голове, по груди, по животу, по ножкам. (дети пальчиками бегают по своему телу). Но вот дождик кончился. Смотрите сколько ручейков побежало. Давайте через них будем прыгать. Дети прыгают через разложенные ленточки.

         Инструктор по физкультуре. Нам пора возвращаться домой. Дети друг за другом, шагом (под музыку)  возвращаются в группу.

     Занятие заканчивается.

Занятие

Птичий мир

Задачи  формирования экологического сознания: Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни;  о мире растений: деревья и кустарники. Стимулировать речевое развитие. Развивать интерес к познавательной деятельности. Развивать фонематическое восприятие.

Ход занятия.

       Инструктор по физкультуре. Ребята сегодня мы с вами побываем в сказке « Птичий мир» и будем её главными героями. Начинаем. Жили – были две птички. Отгадайте, кто они:  Окраской серовата,

          Повадкой вороватая,

          Крикунья хрипловатая,

          Известная персона.

          Зовут её………(Ворона)

 Инструктор по физкультуре. Ребята представьте, что вы вороны. Покажите, где у вороны серая краска.  Дети показывают – проводят руками от шеи по груди, животу, бокам.

       Инструктор по физкультуре. Ребятки – воронятки  помашите крыльями. Какого они цвета? Дети машут руками и отвечают.

       Инструктор по физкультуре. Как кричит ворона? Дети машут руками и кричат «Кар».

      Инструктор по физкультуре. А вторая птица

                                                           Как снег бела,

                                                           Как сажа черна,

                                                           Люблю всем в лесу

                                                           Рассказать, как живу……………(Сорока)

    Инструктор по физкультуре. Покажите, где у сороки белые перышки? Дети проводят руками от шеи по груди, животу, бокам.

       Инструктор по физкультуре. Помашите крыльями. Какого они цвета? Дети машут руками и отвечают.

     Инструктор по физкультуре. А теперь покажите, как могут ходить эти птицы. Дети имитируют движения: ходьба обычная, на носках, с высоким поднимание колена, мелкими и широкими шагами, сопровождая различными движениями рук.

      Инструктор по физкультуре. А теперь давай те разделимся на две команды. Одни будут вороны, а другие сороки.

      Инструктор по физкультуре. Эти птички часто приглашали к себе в гости разных птиц, особенно любили………..

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится –

Все хвалится

 Желтым своим сюртуком

И шапочкой модной  гордится.    (Синица)

          Инструктор по физкультуре. А что у синички желтого цвета? (Дети гладят себя по животику).  А  где у синички синий цвет? (Дети поднимают руки над головой, замыкают их в замок и выполняют движение руками над головой взад – вперед, изображая шапочку синички).

          Инструктор по физкультуре. Погладьте себя по щечкам. Какого они цвета? ( Дети гладят себя по щечкам и отвечают : «Белые»).

          Инструктор по физкультуре. Синичек называют лесными акробатками. Давайте и мы побудем синичками. Дети имитируют движения синички: повороты головы, туловища из стороны в сторону; прыжки (ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперед, другая назад; одна рука вверх, другая вниз; обе руки вверх и покачивание вперед – назад, одна рука вверх – другая вниз и покачивание.

         Инструктор по физкультуре. Очень они любили, когда к ним в гости  прилетел…….

К нам зимой он в гости прилетает,

Красной грудкой щеголяет.       (Снегирь)

        Инструктор по физкультуре. Как можно узнать снегиря? (Ответы детей и показывают где у него красный цвет).  Если бы вы были снегирями, как бы вы себя вели на дереве. Дети имитируют движения снегиря: в полуприседе , достают руками до пола и медленно поворачивают голову влево – вправо. Дети а покажите как летает снегирь. Дети имитируют волнообразный полет снегиря.

        Инструктор по физкультуре. Но чаще всего у них в гостях была птичка, которая не сделала в своей жизни ни одного шага. Как вы думаете, как её зовут? (Воробей). Покажите как воробьи передвигаются по дорожке. Дети прыгают на двух ногах с продвижением вперед. Перепрыгивают на двух ногах мелкие предметы.

        Инструктор по физкультуре.  Но вот гости погостили  и начали разлетаться в        

  разные стороны, а хозяева сели на ветку дерева и долго махали им крыльями.

        Инструктор по физкультуре.  Сорока и ворона проводили всех гостей, а сами легли спать в свои гнезда. Наша сказка заканчивается. Но я предлагаю вам еще немного побыть теми птицами, которые больше всего вам понравились. А я по вашим движениям постараюсь догадаться кто вы. Звучи музыка. Дети выполняют произвольные движения птиц.

          Занятие заканчивается.    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие экспрессивной речи и социальной адаптации детей через знакомство с правилами уличного движения

С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. Автомобиль стал источником повышенной опасности.Печальная статистика дорожно-трансп...

Знакомство с правилами дорожного движения в младшей группе через игру.

Цель: ознакомление с первичными представлениями об улице и правилами поведения при переходе через дорогу, передвижению по улице.                    ...

ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет егожизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,развивает мышление и воображение. Расширяя знания ребенка,художественн...

доклад «Развитие экспрессивной речи и социальной адаптации детей через знакомство с правилами уличного движения»

доклад о развитие экспрессивной речи через знакомство с правилами уличного движения...