Статья " Роль игр-эстафет в формировании физических качеств и здоровья старших дошкольников "
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Гридина Олеся Викторовна

Статья раскрывает основные приимущества игр-эстафет и их влияние на формирование физических качеств старших дошколбьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gridina_statya.doc60 КБ
Office presentation icon gridina_prezentatsiya.ppt754.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-эстафеты как средство физического воспитания дошкольников

«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок — источник многочисленных невзгод».

                                                                                                                                             

В.А. Сухомлинский

Здоровье человека - бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения.

Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.

Современные учёные и специалисты-практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.

За последние годы резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей и Российской академии медицинских, наук физиологически зрелыми рождается не более 14% детей, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 10% . Среди контингента детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4-7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы (сколиоз и др.). Увеличилось количество детей низкого роста, с дефицитом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту. Растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом. Так, если в четыре года ребенок имел 1-2 отклонения, то к шести годам число отклонений увеличивается до 4-5.

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения сейчас находится в центре внимания. Очень важной составной частью гармоничной личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства.

Однако, как быть, если сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и коллективными) негативно сказываются как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.

А ведь формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития. В то же время, сложившиеся система дошкольного образования учитывает лишь санитарно-гигиенические нормы условий жизни ребенка и приводит нормирование двигательных качеств и навыков. По-прежнему недооценивается значение  игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

При проведении с детьми всех форм по физическому воспитанию, очень важно добиваться того, чтобы занятия физической культурой, подвижные игры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения на прогулке приносили детям радость, чтобы у них появилось желание самостоятельно организовывать различные игры, выполнять движения лучше, красивее.  С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей игры-эстафеты.

Ведь по определению отечественных психологов: Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., игра – ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Она предполагает осознанное воспроизведение навыка движений, является средством гармонического развития ребёнка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

И по  мнению Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, Ю.К. Чернышенко, В.Н. Новохатько, Е.И. Панкратьева и др., при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Да и сами дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре,- пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревновательный характер. В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале.

Что же такое игры-эстафеты?  Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состязаются между собой в преодолении различных препятствий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее сложности, содержится 3, 5 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одновременно при проведении игры-эстафеты решается ряд задач - закрепление и совершенствование навыков основных движений; развитие у играющих ориентировки в пространстве; смелости, решительности, организованности и дисциплинированности; внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации движений.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях.  Этому требованию тоже отвечают игры-эстафеты.

Игры-эстафеты носят  коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

В играх-эстафетах свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды - другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

Кроме того, игры-эстафеты  вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

Говоря о влиянии игр-эстафет на умственное развитие, следует отметить, что они вынуждают мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры-эстафеты создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Таким образом,  при правильном планировании организации, игры-эстафеты помогут нам достичь основных целей физического воспитания:

1. Оздоровительной - решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка.

2. Воспитательной - органически взаимосвязаны с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания.

3. Образовательной - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

А также они направлены на решение основных задач, необходимых для достижения этих целей:

1. Формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям.

2. Формирование  у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья.

3. Формирование представлений о здоровом образе жизни.

4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

5. Развитие опорно-двигательного аппарата детей.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.

7. Воспитание морально-волевых качеств детей.

Игры-эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игр, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование.

Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Таким образом,  игры-эстафеты  являются действенным средством  разностороннего развития ребёнка в современных условиях.

Однако необходимо учесть, что планирование обучения должно базироваться на ряде принципов:

  • Принцип развивающего обучения: при обучении необходимо учитывать зону «ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.
  • Принцип воспитывающего обучения: в процессе обучения обязательно должны решаться воспитательные задачи.
  • Принцип сознательности: он предполагает понимание ребёнком того движения, которое он производит.
  • Принцип систематичности: чередование нагрузок и отдыха.
  • Принцип наглядности: создание с помощью различных органов чувств представления о движении.
  • Принцип доступности: обучение детей с учётом возрастных, половых и индивидуальных различий, уровня физической подготовленности.
  • Принцип индивидуализации: он обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов. Дифференцирование заданий, физической нагрузки, а так же приёмов педагогического воздействия.
  • Принцип оздоровительной направленности: требует средствами физических упражнений укреплять здоровье детей – включать элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости, осуществлять медицинский контроль за физическим развитием.

На мой взгляд, правильней всего организовать обучение, разбив материал на четыре блока. Тактическая подготовка, теоретические знания, умственное развитие, психическое здоровье.

Блок «Тактическая подготовка» определяет основные направления обучения, включает перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе обучения. Объём и содержание знаний, которые дети должны усвоить, соответствуют возрастным особенностям их мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения.

Блок «Теоретические знания». В этом блоке определены темы и содержание бесед с детьми. Обеспечивается интеллектуальное развитие детей, направленное на  формирование у них комплекса знаний о своём организме, его основных функциях. Так же определено и раскрытие понятия «здоровый образ жизни». Кроме этого в доступной и увлекательной форме преподносятся первоначальные навыки ОБЖ. Этот блок реализуется воспитателями детского сада.

Нужен ли этот блок в программе по физической культуре? Я думаю, что он необходим. Ребёнок должен понимать, что он делает, но главное, он должен понимать для чего он это делает. Что то, что дала ему природа при рождении – это на всю жизнь, что сердце у него одно и другого сердца у него не будет, что его нужно беречь и укреплять. Именно с этой целью я включила данный блок в программу.

Блок «Умственное развитие» Это развитие таких психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в сложившейся ситуации. Работа со схемами, чтение карточек-схем, их составление, ориентирование в пространстве по схемам и знакам.

Блок «Психическое здоровье». Психическое здоровье – состояние психической сферы, – основу которого составляет состояние общего душевного комфорта. Предлагаемая  форма работы включает в себя: психогимнастику, психотехнические игры, аутотренинги.

Психогимнастика направлена на снятие напряжения, утомляемости, вспыльчивости, замкнутости, регулировании эмоциональных состояний.

Психотехнические игры способствуют гармонизации внутреннего мира ребёнка, ослаблению напряжённости, умение взаимодействовать в команде.

Аутотренинги учат детей управлять своим настроением, регулировать его, настраивать себя на достижение максимального проявления физических и психических возможностей.

Прогнозируя критерии успешности программы, учтены так же и факторы риска, к которым относятся:

- проблемы с эмоциональным благополучием детей в ситуации неуспеха, которые  могут возникать в играх с элементами соревнования;

- высокие психические нагрузки, связанные с усвоением сложнокоординированных действий в игровых ситуациях;

- определение оптимальности физических нагрузок, которые могут  повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы.

Именно для того, что бы свести факторы риска к минимуму, в программу и включён блок о психическом здоровье детей, помогающий избежать возможных негативных последствий. Результативность этой работы отслеживается психологом детского сада.                                                        Система индивидуально-дифференцированного подхода включает учёт особенностей физической подготовленности детей: количественные и качественные показатели овладения техникой основных движений, уровень двигательных способностей. В связи с этим определены условия индивидуально-дифференцированного подхода, который обеспечивается:

  • Использованием инвентаря различного веса и размера;
  • Увеличением или уменьшением расстояния от старта до финиша;
  • Дозировкой физической нагрузки при подборе игр-эстафет и их количеством;
  • Вариативностью эстафет с учётом половых признаков;
  • Подбором индивидуальных заданий по развитию тех или иных качеств.

Выбор способов, приёмов и средств обучения с учётом состояния здоровья детей, уровня развития двигательных способностей и физической подготовленности каждого ребёнка, исключение «факторов риска» позволяют достичь положительных результатов в укреплении здоровья детей, создании их благоприятного эмоционального состояния.

Каким же будет ребёнок при правильно организованном  обучении? При достижении тех целей и задач, которые мы перед собой поставили?

Модель выпускника


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Статья «Игры-эстафеты как средство физического воспитания дошкольников» Гридина Олеся Викторовна инструктор по физической культуре МБДОУ № 41 «Рябинушка» г.Сургута Высшая квалификационная категория

Слайд 2

Здоровье человека - бесценный дар природы, который дается ему в подарок к первому дню рождения. Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции.

Слайд 3

Как быть, если сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребёнка остаётся всё меньше времени для подвижных игр, прогулок.

Слайд 4

Теоретическое обоснование По определению отечественных психологов(Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина) - игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности. Многие исследователи (В.Г. Барабаш, О.И. Кокорева, Т. И. Осокина; Е.А. Тимофеева, Н.В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова и др.) - констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка.

Слайд 5

Дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре,- пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика , соревновательный характер. В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале.

Слайд 6

Что же такое игры-эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состяза­ются между собой в преодолении различных препятст­вий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

Слайд 7

Практическая значимость Игры-эстафеты носят коллективный характер. Игры-эстафеты способствуют самопознанию. Игры-эстафеты способствуют развитию элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Слайд 8

Практическая значимость Игры-эстафеты вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Игры-эстафеты организуют и дисциплинируют детей, приучают их контролировать свое поведение, развивают сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

Слайд 9

Цели физического воспитания: Таким образом игры-эстафеты помогут нам достичь основных целей физического воспитания: 1. Оздоровительной - решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. 2. Воспитательной - органически взаимосвязаны с физическим и духовным развитием дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. 3. Образовательной - обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств

Слайд 10

Задачи: А также они направлены на решение основных задач, необходимых для достижения этих целей: 1. Формирование правильного отношения детей к физкультурным занятиям. 2. Формирование у детей жизненно важных двигательных навыков и умений, способствующих укреплению здоровья. 3. Формирование представлений о здоровом образе жизни. 4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. 5. Развитие опорно-двигательного аппарата детей. 6. Развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. 7. Воспитание морально-волевых качеств детей.

Слайд 11

Игры-эстафеты создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Слайд 12

Таким образом, игры-эстафеты являются действенным средством разностороннего развития ребёнка в современных условиях. Однако необходимо учесть, что планирование обучения должно базироваться на ряде принципов:

Слайд 13

Принципы обучения Принцип развивающего обучения Принцип воспитывающего обучения Принцип сознательности Принцип систематичности. Принцип доступности Принцип индивидуализации Принцип оздоровительной направленности

Слайд 14

Блок «Тактическая подготовка» Определяет основные направления обучения, включает перечень умений и навыков, двигательных способностей, формируемых в процессе обучения.

Слайд 15

Работа с детьми: блок «Теоретические знания» В этом блоке определены темы и содержание бесед с детьми. Обеспечивается интеллектуальное развитие детей, направленное на формирование у них комплекса знаний о своём организме, его основных функциях.

Слайд 16

Блок «Умственное развитие» Это развитие таких психических процессов, как память, внимание, логическое мышление, умение ориентироваться в сложившейся ситуации. Работа со схемами, чтение карточек-схем, их составление, ориентирование в пространстве по схемам и знакам.

Слайд 17

Блок «Психическое здоровье» Психогимнастика Психотехнические игры Аутотренинги

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"; подготовила и провела - воспитатель группы № 5 - Дудорова Татьяна.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВОвладение языком, являющееся одним из самых значимых приобретений ребенка до школы, рассматривается как одна из важнейших задач дошколь...

Тема: «Развитие физических качеств у старших дошкольников посредством подвижных игр». (региональный компонент)

Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника.           Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активн...

Презентация «Круговая тренировка как одна из наиболее эффективных форм работы по развитию физических качеств у старших дошкольников»

Классическая круговая тренировка была разработана английскими специалистами Робертом Морганом и Гарри Адамсом в начале 50-ых годов, и на протяжении многих лет, зарекомендовала себя как эффективная фор...

Семинар "Развитие двигательных навыков и физических качеств у старших дошкольников в процессе индивидуализации их физического развития"

Расскрыты условия организации и проведения подвижных игр с учётом индивидуального подхода...

Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»

Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...

Методическая разработка Тема: Применение различных видов резинок для развития физических качеств у старших дошкольников

Методическая разработка Тема: Применение различных видов резинок  для развития физических качеств у старших дошкольников...

Развитие двигательной активности и формирование физических качеств у старших дошкольников посредством технологии тимбилдинга

      Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, ул...