ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья по физкультуре (младшая группа) на тему

Тимофеева Ирина Юрьевна

        Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски, которые выходят один раз в месяц. В этих выпусках родителям даются рекомендации и советы специалистов.

Темы информационных выпусков:

·              Почему болеют дети?

·              Что же  такое осанка?

·              Косолапость, плоскостопие и нормальная стопа.

·              Какая мебель нужна  малышу?

·              Советы диетолога.

·              Об аспектах здоровья  с точки зрения психолога.

·              Основные методы коррекции осанки и лечебные задачи, решаемые средствами ЛФК.

·              Основные задачи, которые необходимо решать при формировании правильной осанки у детей.

·              Каким видом спорта можно заниматься в детстве?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

Инструктора физического воспитания ГАДОУ №53

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Тимофеевой Ирины Юрьевны

Методическая тема:

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Санкт-Петербург 2010 год

             

 Физические упражнения могут заменить множество  лекарств,        но ни одно      лекарство в мире не может заменить физические  упражнения.

(А.Моссо)                                                                  

       

   Более 30% детей дошкольного возраста относятся к категории часто болеющих. В этот период в организме ребенка при общих  неблагоприятных условиях происходят значительные изменения, приводящие в последующие годы к развитию хронических заболеваний. При ежегодных медицинских осмотрах выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, недостаточное физическое развитие, сколиозы различных степеней тяжести.

   В период интенсивного роста и развития ребенка ведущей является костно-мышечная система, все остальные системы развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т.е. чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Нагружая мышечную систему, мы  воспитываем ловкого и сильного человека,  развиваем его сердце, легкие и все внутренние органы.

   Движение - это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.

Ведущим показателем здоровья ребенка является его способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая и социальные условия. Адаптационные возможности растущего организма формируются, прежде всего, в процессе рационального физического воспитания.

   В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная  работа педагогов, врачей, диетологов, психологов, родителей. Один из путей решения этой проблемы - разработка и внедрение комплексных оздоровительных программ.  Суть этих программ заключается в следующем:

-  повышение роли физического воспитания как основы здоровья детей;

-  поиски нетрадиционных форм физического воспитания;

- врачебный контроль и  динамичное наблюдение за состоянием здоровья детей;

- проведение комплексных мероприятий по оздоровлению организма ребенка.

   У многих детей, которые приходят в первый класс образовательного учреждения, наблюдаются нарушение осанки. Нарушение осанки является весьма распространенной патологией, которой  страдают, по данным разных авторов, от 60 до 70% детей. Каковы же причины такого явления?

  Выделяют внутренние и внешние причины формирования неправильной осанки. Внутренние - это дефекты формы и длины конечностей, не полностью исправленные кривошеи, дефекты зрения и слуха, хронические заболевания внутренних органов, болезни обмена веществ: рахит, различные паратрофии. Наиболее частой из внутренних причин является неврологическая патология. Для формирования нарушения осанки достаточно  даже минимального изменения тонуса мышц. Распространенность неврологической патологии среди новорожденных составляет 60%. Далеко не все дети излечиваются полностью.

  Причиной формирования нарушенной осанки может послужить также  и травма опорно-двигательного аппарата.

   Под внешними причинами формирования неправильной осанки, как правило, понимают такую организацию жизни ребенка, которая предусматривает неоптимальную нагрузку на органы опоры и движения, центральную нервную систему. Это, прежде всего, режим дня, допускающий гиподинамию, стрессогенные методы воспитания; мебель, не соответствующую росту и нагрузкам ребенка.

   Исходя из вышесказанного,  исследования, предусматривающие объединение  усилий и достижений,  всех кто работает над проблемой профилактики нарушения осанки, в условиях ДОУ, у детей дошкольного возраста, особенно актуальны. 

   Обобщение опыта работы инструктора  физического воспитания имеет главную цель – продемонстрировать возможности комплексного подхода к  мероприятиям по профилактике нарушений осанки для дошкольников, в условиях ДОУ.

Основная задача -  разработать нетрадиционные методы работы с родителями, позволяющие наиболее полно информировать их о медицинских, психологических, педагогических аспектах физкультурно-оздоровительных мероприятий, включающих в себя упражнения, касающиеся профилактики  нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

   В реализации поставленных задач существенную помощь оказали многочисленные  методические пособия и разработки, сделанные специалистами, работающими в  области заявленной темы. В большинстве работ акцент ставится на раннее выявление симптомов нарушений опорно-двигательного аппарата.

Этапы работы

  1. Изучение  истории вопроса (анализ педагогической, психологической, методической литературы по проблеме исследования).
  2. Анкетирование родителей дошкольников;
  3. Диагностика развития двигательных качеств детей с использованием данных врачебного контроля.
  4. Разработка рекомендаций для родителей, включающих в себя советы врачей, инструкторов физвоспитания, психологов, педагогов, диетологов, специалиста по ЛФК.
  5. Составление картотеки упражнений, по профилактике нарушений осанки, для физкультурных занятий родителей с детьми в домашней обстановке.
  6. Выпуск  ежемесячного ИНФОРМАЦИОННОГО ЛИСТКА для родителей.

        Важным звеном в работе по профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста является участие родителей. Вот почему для них были разработаны информационные выпуски, которые выходят один раз в месяц. В этих выпусках родителям даются рекомендации и советы специалистов.

Темы информационных выпусков:

  • Почему болеют дети?
  • Что же  такое осанка?
  • Косолапость, плоскостопие и нормальная стопа.
  • Какая мебель нужна  малышу?
  • Советы диетолога.
  • Об аспектах здоровья  с точки зрения психолога.
  • Основные методы коррекции осанки и лечебные задачи, решаемые средствами ЛФК.
  • Основные задачи, которые необходимо решать при формировании правильной осанки у детей.
  • Каким видом спорта можно заниматься в детстве?

   В   информационных выпусках «Чтобы вырос ребенок здоровым…» мы знакомим родителей с комплексами физических упражнений, укрепляющих мышечный корсет, корригирующих осанку. Все физические упражнения адаптированы для выполнения их  с ребенком дома.

   Наша методическая модель  предполагает возможность свободного обмена мнениями, возможность диалога  с родителями.  На все имеющиеся у родителей вопросы, в информационных выпусках  мы готовы дать ответы.

  После первого информационного выпуска было проведено анкетирование  родителей. В конце учебного года так же будет проведено анкетирование родителей. Обработка данных анкетирования позволяет сделать выводы об эффективности предложенного метода  работы с родителями, выяснить, насколько полно информированы родители о  физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в лицее.

      Осанка ребенка – забота многих специалистов. Над этой проблемой должны работать медики, специалисты ЛФК, ортопеды, диетологи, психологи, специалисты физического воспитания,воспитатели. И, конечно же, родители. Они не должны оставаться в стороне, когда речь заходит о профилактике нарушений осанки собственного ребенка. И чем раньше будут приняты все меры по борьбе за красивую осанку и здоровье наших детей, тем лучше.

Литература.

  1. Бабенкова Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. М.: АСТ.Астрель, 2004.
  2. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. М.: Физкультура и спорт, 1985.
  3. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века.  Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001.
  4. Коган Р. Б. Здоровье детей раннего возраста в Советском Союзе-М.: Медицина, 1971.
  5. Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет. М.: Творческий центр «Сфера», 2004.
  6. Невский А.А «Качалка» для детей. М.: Изд. дом «Новый век», 1998.
  7. Попова М. Н.. «Навстречу друг другу»:  СПб.: ЛОИРО, 2001.
  8. Потапчук А. А.. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений осанки.  СПб.: Речь, 2001.  
  9. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. СПб.: Речь, 2009.
  10. Студеникин М. Я. Книга о здоровье детей.-4-е изд.-М.: Медицина, 1986.

информационный выпуск для родителей №1

сентябрь

          …- эта желание родителей, любящих своёго ребенка, искренне разделяют все  педагоги и специалисты нашего детского сада. Охрана и укрепление здоровья детей является одной из задач воспитательно-образовательного процесса, администрация и специалисты  ДОУ создают необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы.

         В последнее время все чаше и чаще дети страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного аппарата и поэтому уделять внимание профилактике нарушений осанки необходимо с раннего возраста. Медицинские  обследования в ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей. Результаты этих обследований и наших наблюдений привели к выводу, что необходимо объединить (интегрировать) все оздоровительные мероприятий, проводимые в ОУ, связанные с профилактикой нарушений осанки, а это - физическая культура,  медицина, диетолога  и, конечно же, помощь родителей. Наша идея об объединении этих дисциплин нашла отражение в информационных выпусках, в которых будут даваться рекомендации и советы специалистов родителями. Ведь мы все хотим  вырастить здорового, красивого и умного ребенка.

          Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы. Именно на них должны опираться все средства оздоровления детей и профилактики различных заболеваний, в частности, профилактика нарушений осанки, поэтому в наших  информационных выпусках Вы найдете физические упражнения, укрепляющие мышечный корсет, корригирующие осанку, которые мы рекомендуем Вам выполнять с ребенком дома.

          Нам очень важно знать, какие вопросы у Вас, уважаемые родители, возникнут после прочтения наших информационных выпусков. Задавайте вопросы (свой вопрос - письменно, Вы можете передать воспитателю группы) и мы обязательно ответим Вам на страницах нашего «листка здоровья».       

ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!                                                                   Подготовила Тимофеев И.Ю

информационный выпуск для родителей

                                                                               № 2

                                                                          Октябрь

…нужно знать, почему болеют дети? Заболевания детей, напрямую вызванные патологией позвоночника, вопреки распространенному мнению, совсем не редкость: кривошея, острые боли в спине и пояснице, сколиоз... У 90% детей и подростков с хроническим тонзиллитом заблокированы суставы шейного отдела позвоночника.      Сколиоз в раннем возрасте встречается редко. Зато у школьников частота его возрастает до 40%. Многих взрослых проблем можно избежать, если принять меры, пока ребенок еще растет. Конечно, было бы оптимально хоть раз в год показывать его специалисту - мануальному терапевту, ортопеду, или остеопату. Но редкий родитель поведет ребенка на профилактический осмотр просто так, пока гром еще не грянул. Такова, к сожалению, наша национальная особенность. Поэтому мы хотим предложить родителям: попробуйте для начала определить состояние позвоночника у вашего ребенка самостоятельно. Например, по такой схеме.  Посмотрите на стоящего прямо ребенка сзади и спереди. Основной принцип - симметричность правой и левой стороны. Вот анатомические пункты, по которым ее можно проверить.
Спереди: высота плеч, соски грудных желез, крылья подвздошных костей, нижний край коленных чашечек.
Сзади: нижний край ушей, нижние углы лопаток, ягодичные складки, подколенные ямки.
Посмотрите на ребенка сбоку - ребенок не должен стоять на пятках.

Как вовремя распознать проблемы позвоночника?
Для этого первым делом необходимо ответить на следующие вопросы.

  1. Бывают ли у ребенка боли в спине?
  2. Бывают ли у него односторонние боли в крупных суставах (тазобедренных, коленных,       плечевых, локтевых)?
  3. Часто ли ребенок вытягивает шею, как бы стараясь занять более удобное положение?
  4. Любит ли он стоять на одной ноге?
  5. Проверьте, опережает ли одна рука другую при наклоне вперед?
  6. Любит ли ребенок лежать днем в связи с легко наступающим ощущением усталости в спине?
  7. Находятся ли плечи ребенка на разных уровнях?
  8. Кажется ли вам, что его голова как бы наклонена к одному плечу?
  9. Кажется ли вам иногда, что ребенок чуть прихрамывает?
  10. Бывают ли у него частые головные боли?
  11. Бывает ли тошнота?
  12. Были ли в прошлом серьезные травмы, случаи потери сознания, после которых ухудшилось общее состояние здоровья?
  13. Возникают ли периодические боли и дискомфорт в животе?
  14. Не кажется ли вам, что ребенок долго не может держать спину прямой?
  15. Наблюдается ли избыток или недостаток веса без явной причины?
  16. Подвержен ли ребенок частым простудным заболеваниям?
  17. Есть ли энурез?

Номера с 1-го по 9-й: каждый положительный ответ соответствует 3 баллам.
Номера с 10-го по 17-й: каждый положительный ответ соответствует 1 баллу.
Посчитайте сумму баллов положительных ответов.
Если она меньше 3, - это малая вероятность того, что жалобы ребенка связаны с позвоночником;
от 3 до 5 баллов - велика вероятность того, что жалобы связаны с позвоночником. Покажитесь специалисту;
от 6 до 8 баллов - имеются проблемы с позвоночником. Необходимо лечение у мануального терапевта;
больше 9 баллов - у ребенка серьезные проблемы с позвоночником.

ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!

Подготовила Тимофеева И.Ю.

информационный выпуск для родителей

№3

ноябрь

   …необходимо знать, что же это такое осанка. Пправильная красивая осанка — ключ к здоровью ребенка. В момент перехода ребенка к вертикальному положению и ходьбе возникают максимально опасные условия для статико-механической и функциональной недостаточности, что уже в раннем возрасте легко приводит опорно-двигательный аппарат к мышечной и скелетной недостаточности. У ребенка двух лет процесс ходьбы должен быть полностью освоен и стабилен. Тем не менее, ортопед нередко видит, что ребенок при ходьбе наклоняется вперед, опустив плечи и ставя стопы носками внутрь, что иногда неправильно называют косолапостью. Подобная походка ребенка в два года связана со слабостью мышц спины, живота и наружных мышц голеней.

 У детей раннего возраста происходит увеличение мышечной силы и соответственно развитие функциональных навыков. Уникальное строение позвоночника позволяет туловищу сгибаться и выпрямляться благодаря координированной работе мышц, связок и костей. В норме позвоночник имеет четыре изгиба: два — с выпуклостью (в шейном и поясничном отделах — лордоз) и два — вогнуты (в грудном и крестцово-копчиковом отделах — кифоз). Дугообразная форма позвоночника и эластические свойства межпозвонковых хрящей-дисков поглощают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках, т. е. играют рессорную роль. При сбалансированных изгибах позвоночника его вертикальное положение удерживает туловище с минимальным напряжением мышц, в отличие от неуравновешенного положения. При обучении ходьбе, переходе в вертикальное положение у ребенка формируется поясничный изгиб — лордоз. В норме, при правильной осанке, центр свода черепа, плечевой пояс и тазовый пояс находятся в одной фронтальной плоскости. Увеличение шейного лордоза смещает голову относительно плечевого пояса, что может привести к нарушению мозгового кровообращения, головным болям и т. д. Увеличенный грудной кифоз (сутулость) также приводит к увеличению шейного лордоза. Кроме того, грудной кифоз вызывает сжатие органов грудной клетки: легких и сердца, что может привести к функциональным нарушениям этих органов. Наклон верхнегрудного отдела или плечевого пояса вызывает сдавление органов брюшной полости: желудка, печени, кишечника, что в свою очередь приводит к функциональным нарушениям этих органов. Принимая во внимание вышесказанное, в комплексе физических упражнений для детей  должно уделяться большое внимание упражнениям, корригирующим положение позвоночника, формирующим правильную осанку.

                                                        ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!  

Подготовила Тимофеева И.Ю.         

информационный выпуск для родителей

№4

декабрь

                                                               

…какая мебель нужна Вашему ребенку. Во многих ли семьях используется специальная мебель для детей, соответствующая росту и физиологии ребенка? К сожалению, это редкое исключение. В большинстве семьях используется мебель, рассчитанная на взрослых. А ведь такие привычные вещи как - стул, стол и кровать играют не последнюю роль в формировании правильной осанки.  

       Высокий стул лишает ребенка возможности опираться ногами на пол, и при отсутствии опоры весь вес тела давит на позвоночник, перегружая его, и такое положение приводит к неустойчивости тела и ведет к сутулости. Нарушается кровоток в ногах и области таза, что может привести к нарушению обмена веществ и болезням сосудов, суставов и слабости мышц.

        Низкий стул, не соответствующий росту, когда колени находятся выше таза, приводит к нарушениям осанки. Нередко, сидя на низком стуле, ребенок вынужденно подкладывает под себя стопу согнутой ноги. Такое положение ведет к перекосу таза и как следствие - к искривлению позвоночника в боковой плоскости, к сколиозу.

       Если стул подобран правильной высоты, то в положении сидя бедро и голень образуют прямой угол. Желательно, чтобы стул имел подлокотники и спинку с выпуклостью под поясницу и наклоном кзади для отдыха и расслабления мышц спины.

        Не меньшие требования надо предъявлять и к столу, за которым ребенок  занимается рисованием, лепкой и т.д. Оптимальная высота стола по отношению к телу сидящего - это уровень груди, когда локти опираются на стол, разгружая позвоночник. Низкий стол вынуждает ребенка согнуться и наклонить голову, что приведет к перегрузке мышц шеи и спины и как следствие - к сутулости. Часто полулежащее положение над таким столом приводит к перекосу линии плеч по горизонтали, а это уже сколиоз, и в этом положении зажимается диафрагма - а это уже целый букет неприятностей.

        Высокий стол будет держать в постоянном напряжении плечевой пояс и шею. Такое положение скажется и на осанке, и на состоянии зрения.    

        Высота стола выставляется на уровне кулака стоящего с опущенными руками.

        Мебель покупается не на один год, это не обувь, и ее размеры надо выставлять по потребностям, сейчас есть в продаже и столы, и стулья с телескопическими ножками.

        Процесс расслабления позвоночника и мышц происходит в ночное время. Поэтому для профилактики заболеваний позвоночника обязателен полноценный сон. Постель ребенка не должна быть слишком мягкой. Идеален вариант матраса, который при положении тела на спине повторяет все физиологические изгибы позвоночника. Современные ортопедические матрасы вполне соответствуют требованиям специалистов. Подушка должна быть достаточно низкой и плотной для того, чтобы голова не поднималась высоко, и не перегружался шейный отдел позвоночника. На сегодняшний день ортопедические салоны предлагают специальные ортопедические подушки.

       Надеемся, что помогли Вам своими советами.

ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!

Подготовила Тимофеева И.Ю

информационный выпуск для родителей

                                                                    №5

                                                                   январь

 …родителям нужно знать основные задачи, которые необходимо решать при формировании правильной осанки у детей.

Воспитание навыков правильной осанки. Это задача педагогическая и медицинская. Средствами для её решения являются:

-тотальный «ортопедический надзор» со стороны родителей, педагогов, медиков, обеспечивающий воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела;

-занятия специальной гимнастикой, развивающие, укрепляющие и доводящие до автоматизма способность к длительному удержанию тела в правильном положении;

-применение специального оборудования, например, фитболов (гимнастических мячей), обеспечивающих быстрое и физиологичное развитие навыка.

Формирование «мышечного корсета». Предполагает развитие таких качеств, как силовая выносливость мышц туловища и нижних конечностей, обеспечение нормальной внутри и межмышечной координации, поддержание физических характеристик мышечной системы. Укрепление мышц и совершенствование координации движений - необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц, правильных положениях тела и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спин плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенностям ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмичные движения в медленном темпе, задержу в определенных положениях.    

Улучшение координации движений. Достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком движений и правильных положений туловища.                                        

Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка в соответствии с возрастом, особенно при недостаточном физическом развитии. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

          Для решения всех перечисленных выше задач должны объединять свои усилия родители, педагоги и специалисты ЛФК (лечебной физкультуры). Однако без активного участия самого ребенка, практически ни одну задачу решить невозможно.

                                                                                Подготовила Тимофеева И.Ю.

                                                 информационный выпуск для родителей

                                                                               № 6

                                                                             февраль

                                                   

… родители должны знать, что такое сбалансированное питание для детей. С одной стороны, накормить ребенка вкусно - не проблема, с другой, - очень хочется, чтобы еда была еще и полезной. Правильно кормить детей родителям чаще всего мешает не отсутствие средств, а плохая осведомленность в вопросах питания. Принципы здорового и рационального питания детей не сложны: еда должна быть как можно более разнообразной и в течение суток равномерно распределяться по количеству калорий. Культура питания подразумевает и правильный выбор продуктов для детей.  Ребенок должен получать правильное и сбалансированное питание, обеспечивающее, в соответствии с возрастом, достаточное поступление пластических и энергетических веществ, макро- и микроэлементов. Характер питания во многом определяет состояние костной ткани, связочного аппарата и «мышечного корсета»,

         Животные жиры бесполезны для организма, плохо перевариваются и нередко наносят ему ущерб. Поэтому из рациона ребенка надо исключить жирное мясо - будь то курица, свинина или говядина. Полезные ребенку жиры содержатся в растительном масле, которые необходимы для строительства детского организма.
        Чем разнообразнее пища, тем более можно быть уверенным, что ребенок получает все вещества, которые требуются ему для роста, развития и здоровья

         Непременно ребенок должен есть капусту - "королеву овощей". За счет содержащейся в ней грубой клетчатки она замечательно очищает организм и дает ему огромный набор витаминов. Можно в любом количестве давать ребенку и сырую, и квашеную капусту. Если от сырой у него скапливаются газы, то ее надо ошпаривать кипятком или тушить. В рацион ребенка должны включаться разнообразные овощи: картофель, свекла, морковь, лук, бобовые, листовые, бахчевые, обязательно – чеснок.

         Творог является концентрированным источником легкоусвояемых белков, и детям надо его получать ежедневно не менее 50 граммов.

В крупах содержится много витаминов. Использовать следует цельные крупы, так как в дробленых разрушаются белок и многие витамины.

А что же вредно нашим детям?

         Нашим детям не мешало бы сократить потребление колбасных изделий. В настоящее время нет строгого контроля за их изготовлением, по составу их с большой натяжкой можно назвать мясными продуктами, к тому же порой они содержат вредные для детей добавки.
         Не приносит детям пользы и излишнее увлечение сладостями. Пирожные, сладкие палочки, конфеты и т.д.  Намного полезнее для ребят, к примеру, сладкие сырки, не говоря уж о фруктах. Фрукты для детей полезны любые. Хотя наша "антоновка" - непревзойденная "королева фруктов", нельзя исключать и употребление детьми заморской экзотики. Но оно должно быть разумным.

          Прекрасная пища, содержащая полноценный растительный белок, - это орехи. Например, насыпать в кашу. Детям вместо покупных леденцов лучше давать самодельные конфеты из орехов и меда, из клюквы и сахара. Это и удовольствие, и польза для малыша. Торты, шоколад у детей старшего возраста должны быть на столе только в праздник.
Соки промышленного приготовления - это в основном разведенные концентраты. Даже если на упаковке указано: 100% натуральный сок, он, скорее всего, не является таковым.  Приготовьте фруктовый напиток ребенку сами, это будет намного полезней.  Хороши компоты из сухофруктов или свежих ягод и фруктов, свежевыжатый сок.  Причем в них не стоит добавлять ни сахар, ни любые его заменители. Лучше сделать компот более концентрированным, в этом случае он и так будет вкусным. Напиток из клюквы, которая по праву считается "королевой ягод", вообще неоценим по своим качествам.
                                                         

                                                   ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!

                                   информационный выпуск для родителей

                                                              № 7

                                                             март

…родителям полезно знать об аспектах здоровья  с точки зрения психолога. В момент рождения ребенок получает физическую независимость от матери.   С   самого   начала   каждый   ребенок   представляет   собой индивидуальность. Его рост, развитие будут происходить в соответствии с его соответствующими индивидуальными темпами. Здоровье ребенка - это нечто целое, которое состоит из взаимозависящих частей. Все, что происходит с 1 частью, влияет на другую. .

 АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЯ. ФИЗИЧЕСКИЙ - как работает организм. Какие функции выполняет. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - понимание своих чувств и умение их выразить. ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫИЙ - как мы получаем информацию, как пользоваться ей, где можно ее получить. СОЦИАЛЬНЫЙ - взаимодействие с окружающими, осознание себя в качестве личности мужского и женского пола. ЛИЧНОСТНЫЙ - как развивается наше  Я, осознание себя.

 ДУХОВНЫЙ - Это стержень, который обеспечивает целостность нашей личности. Все взаимосвязано, ничего нет лишнего, все находится в движении.

Жизнь можно сравнить с водой . Существующей в разных формах, лед, пар, дождь Различно в состояниях, в проявлении форм, но ей присуще движение Свободное течение реки может нарушиться, если есть завал Блокировка стрессом, . Который вызывает спазм. Однако за завалом поток движется гармонично. И всегда есть вероятность, что произойдут изменения и река потечет свободно.

Для ребенка движение необходимо. Оно дает возможность раскрыться заложенным в нем потенциалам, особенностям, творческим способностям. В движении развивается мозг. Прыжки, лазание, ползание, Для родителя - это инструмент, делающий взаимодействие с ребенком эффективным. Естественно, что с помощью физических упражнений решаются и частные проблемы : • Коррекция психологических проблем. • Лечение заболеваний. • Коррекция опорно-двигательного аппарата.

Любая форма занятий с ребенком является не только физическим, но и психоэмоциональным взаимодействием с ним. Это своеобразная форма общения. С помощью сигналов. Большую роль играют кинетические ощущения, т.е. положение в пространстве, напряжение мышц внутрителестные ощущения Ребенок  чувствует как тело его напрягается, расслабляется. Начинает чувствовать свои возможности. Повышается самооценка. Появляется уверенность, что я могу. Физические упражнения в паре ребенок - родитель, помогают родителю непосредственно ощущать состояние ребенка. Ребенок знакомиться с понятиями направления - вверх, вниз.Много сведений о родителях получает сам ребенок. Как они к нему относятся. Как чувствуют его. Насколько верят ему и способны понять его. Любят ли его. От этого зависит его безопасность. Ему необходимо ощущать себя в единении с другими людьми. Иначе ощущение одиночества, пустоты, изоляции поглощают его. Обрывается связь с миром. Теряется связь со своим телесным Я. Наше тело отражает наши переживания: движение, дыхание, аппетит.  Если есть переживания и стресс, то образуется мышечный панцирь- защита. Ребенок закрывается от любви.

Движение служит общему укреплению организма, укреплению иммунной системы. Методами физических упражнений ребенку можно задавать различные состояния. Формируется  жизнерадостность и уравновешенный характер, уверенность в себе, открытость, доброжелательность. Важным новообразованием этого периода является прямохождение. Оно расширяет  возможности  самостоятельного  ознакомления  ребенка  с окружающей средой. Манипуляции ребенка с предметами, двигательные действия базируются на развитии двигательной корковой зоны. Которая в этом возрасте достигает значительной степени зрелости. Созревание приводит к совершенствованию переработки информации, организации деятельности. Все это приводит к развитию инициативных действий. Увеличивается разнообразие манипуляционных действий. Если сначала идет подражание, то путем проб и ошибок находит свой способ. Общение с взрослыми стимулирует эти процессы. Особенно с мамой. При активном движении развивается  скелет, мышцы, головной мозг. Развитие двигательной функции ребенка зависит не только от естественного роста и развития мышц, созревания ц.н.с. но и тренировки определенных      функций.  (ПОСТОЯННО - ПОНЕМНОГУ.) Продолговатый мозг, отвечающий за регуляцию жизненно важных функций далек от совершенства. Повышенная возбудимость подкорковых отделов, слабость коры ведет к тому, что реакции ребенка сопровождаются сильными проявлениями эмоций.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ СВЯЗАНО С РАЗВИТИЕМ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АНАЛИЗАТОРОВ.  У ребенка очень интенсивно развивается речь, сознание, координация движений, совершенствуется поведение ребенка. Происходит осознание своего Я,  понимания различия между мальчиком и девочкой. Понимание отношений ребенок- взрослый- родитель.

Большое значение имеет правильно организованная внешняя среда. Неблагоприятные факторы – такие как,  отсутствие условий для активной деятельности и ограничение сенсорных и впечатлений может привести к снижению познавательной активности. Происходит недостаток адекватной информации. Это приводит к снижению восприимчивости и отставанию в развитии.

информационный выпуск для родителей

                                                              № 8

                                                            апрель

                                                               

…родителям полезно знать основные методы коррекции осанки и лечебные задачи, решаемые средствами ЛФК.

1. Формирование мотивации. Основная роль в формировании мотивации к достижению и поддержанию правильной осанки принадлежит родителям, педагогам руководителям физвоспитанию и специалистам ЛФК. Во многих случаях целесообразно участие профессионального психолога.

2. Воспитание навыков правильной осанки. Это задача педагогическая и медицинская. Средствами для её решения являются:

• тотальный «ортопедический надзор» со стороны родителей, педагогов, обеспечивающий воспитание навыков, закрепляющих правильное положение тела;

• занятия специальной гимнастикой, развивающие, укрепляющие и доводящие до автоматизма способность к длительному удержанию тела в правильном положении;

• применение специального оборудования (например, фитболов, обеспечивающих быстрое и физиологичное развитие навыка.

3. Формирование «мышечного корсета». Предполагает развитие таких качеств, как силовая выносливость мышц туловища и нижних конечностей, обеспечение нормальной внутри и межмышечной координации, поддержание физических характеристик мышечной системы. Укрепление мышц и совершенствование координации движений - необходимое условие для восстановления правильного положения тела. Эта задача решается путем воспитания и тренировки общей силовой выносливости мышц и воспитания координации движений. При этом используются разнообразные гимнастические упражнения для укрепления основных мышечных групп (мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса), соответственно возрастным особенности ребенка. Характер упражнений должен соответствовать требованиям к выработке силовой выносливости: ритмичные движения в медленном темпе, задержку в определенных положениях, включение отягощении или сопротивлений.    

4. Улучшение координации движений. Достигается путем применения гимнастических упражнений в равновесии, с мячами, упражнений на точность движений и подвижных игр. Улучшение координации движений будет способствовать более быстрому освоению ребенком нового динамического стереотипа движений и положений.                                        

5. Совершенствование психофизических качеств и двигательных навыков ребенка в соответствии с возрастом, особенно при недостаточном физическом развитии. Для решения этой задачи широко используются упражнения спортивного и прикладного характера, танцевальные элементы, подвижные игры.

6. Коррекция осанки. Эта задача решается в зависимости от имеющегося вида нарушения осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. При этом используются корригирующие упражнения. Программы коррекции предусматривают участие специалистов (врачи ЛФК, ортопеды) в зависимости от характера нарушений и угрозы их прогрессирования. После обучения ребенка и родителей правильному выполнению специальных упражнений в большинстве случаев занятия могут проводиться самостоятельно.

Для решения всех перечисленных выше задач должны объединять свои усилия родители, педагоги и специалисты ЛФК. Однако без активного участия самого ребенка, практически ни одну задачу решить невозможно.

информационный выпуск для родителей

№ 9

май

…родители должны знать, с какого возраста специалисты рекомендуют начинать заниматься в спортивных секциях. Большинство специалистов-травмотологов считают, что нельзя отдавать детей в спортивные секции раньше семи лет и путать профессиональный спорт с занятиями физкультурой. Можно заниматься спортом и в детстве. Но если не учитывать возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, то постоянные перегрузки могут крайне отрицательно сказаться на растущем организме. В костно-суставном аппарате детей (кости, мышцы, сухожилия) еще очень много зон роста, формирование заканчивается только годам к 12 - 14. занятия такими видами спорта, при которых идет нагрузка на ноги, можно начинать не ранее 7 - 8 лет. Конечно, теперь ребенка в 14 лет уже никуда не примут - скажут, старик уже, поздно. А сейчас еще появилось очень много детей с так называемым диспластическим синдромом, который проявляется в чрезвычайной мобильности суставов - крупных и мелких. Например, такой ребенок может сложить кисть как перочинный ножик, легко достав пальцем до предплечья. Этот синдром - результат изменений в экологии, в питании, которые приводят к тому, что сухожилия просто не успевают за костной системой. Получаются гуттаперчевые дети. Конечно, их с удовольствием берут в большой спорт, особенно в гимнастику, акробатику. Но их ни в коем случае нельзя отдавать в спортивные секции, пока сухожилия не сформируются. Иначе наступают изменения, больше всего в позвоночнике: сначала меняется осанка, потом может развиться сколиоз - даже самой серьезной четвертой степени.
        Родители, прежде всего, хотят, чтобы дети не болтались на улице и привыкали к организации, чтобы им было чем заниматься. Но нужно понимать, что существуют принципиально разные вещи - просто физическая нагрузка, которая полезна в любом возрасте, и слишком большие нагрузки, которые испытывают профессиональные спортсмены. Дети должны гармонично развиваться. Но, лучше определить маленького ребенка в школу танцев, в которых тоже физической нагрузки хватает, чем в спортивную секцию. Плавание очень полезно - оно расслабляет суставы, мы даже рекомендуем его спортсменам для восстановления после травмы. В обычные секции плавания отдавать можно. Но не следует путать занятия в бассейне с профессиональным спортом. У профессиональных пловцов  встречаются проблемы с позвоночником, все из-за тех же чрезмерных нагрузок. Выбор именно такой: или спортивная карьера, или здоровье. Самое тяжелое, с чем приходится сталкиваться врачам травматологам - когда они вынуждены сказать ребенку, несколько лет отдавшему спорту, что ему больше нельзя этим заниматься.  Потому что если ребенка отдали в секцию в  раннем возрасте, а в 10 привели к травматологу, то это взрослым людям понятно, что у него еще вся жизнь впереди. А у ребенка половина жизни прошла в секции, и он воспринимает как трагедию, когда ему говорят, что заниматься он уже не сможет.
        Наибольшее число травм в спорте приходится на спортивную гимнастику, легкую атлетику, борьбу (греко-римскую, вольную, дзюдо, самбо) и футбол. Большинство травм случается на первых этапах обучения, когда закладывается фундамент спортивной специализации ребенка. При высокой спортивной подготовке (1-й взрослый разряд, кандидат в мастера спорта, мастер спорта) вероятность тяжелых травм меньше, однако патологические изменения опорно-двигательного аппарата возникают в основном именно у этой категории спортсменов.

Конечно, же, если у родителей есть желание и возможности выбирать для ребенка вид спорта, которому он должен посвятить свою жизнь, они  должны узнать об этом виде спорта как можно больше. И обязательно нужно учесть физические данные ребенка, для этого нелишне будет посоветоваться с врачами специалистами  спортивной медицины.

ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ ВАШИМ ДЕТЯМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

В статье говорится о технологии, которая  позволяет организовать длительное проживание в специально созданных «ситуациях месяца», таких как «Я – землянин», «Мо...

Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Материал будет полезен воспитателям и другим педагогам дошкольного образовательного учреждения....

Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами

В статье говорится об этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством взаимодействия с социальными партнерами...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей д...