Роль подвижной игры в жизни дошкольников.
статья по физкультуре на тему

Падерина Елена Анатольевна

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима, но, несмотря на отработанную систему, педагоги все чаще замечают о не желании детей заниматься активной двигательной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В ДОУ я работаю с 2002 года воспитателем, в 2012 году стала работать инструктором по физическому развитию.

Работая на всех возрастных группах, я сделала вывод, что осваивать детям основные виды движений детям легче с помощью подвижной игры, поэтому я решила опробовать это, начиная с первой младшей группы.        Так в раннем дошкольном возрасте двигательный опыт детей чрезвычайно мал. Мышцы туловища и конечности находятся еще на самой ранней стадии развития, нуждаются в укреплении и устойчивость равновесия, необходимая при выполнении большинства движений.

В этот период ребенок учится многому: осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него развивается активная речь, поэтому он особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя.

Актуальность физического воспитания детей в настоящее время неоспорима, но, несмотря на отработанную систему, педагоги все чаще замечают о не желании детей заниматься активной двигательной деятельностью.

Поэтому поощряя активность каждого ребенка, развивает его стремление заниматься еще и еще. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приемах, окрашенные эмоционально, они делают движения для ребенка желанными и достижимыми. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учить разнообразные способы действия, не требуя от них глубокой технической обработки.

Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что игра занимает важнейшее место в жизни ребенка – дошкольника и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Но среди всего многообразия игр следует особо выделять подвижные игры, в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в двигательные активные действия.

Изучение подвижных игр, как игр вообще, уходит в далёкое прошлое. Передовые русские учёные П.Ф. Лесгафт, Е.А.Покровский, В.В Гориневский, учитывая важную роль подвижных игр, в развитии физических сил ребёнка, в приобретении им определённых навыков уделяли много внимания сбору          и изучению таких игр. Они разъясняли их значение для физического развития и всячески пропагандировали практические внедрения их в систему воспитания подрастающего поколения. В дальнейшем эти прогрессивные идеи нашли своё отражение в трудах учёных,
разрабатывавших вопросы теории и методики подвижных игр в разных звеньях системы физического воспитания.

Подвижными играми для дошкольников занимались такие педагоги, как Л.И. Чумицкая, Е.А. Аркин, М.М. Конторович, Н.А.Метлов,                  Л.И. Михайлова, а позднее З.М. Богусловская, А.И. Быкова, А.И.Сорокина, Е.П. Батурина,  Н.Г. Кожевникова, а педагог 17 века Ли Амос Каменский писал: «Чем больше ребёнок играет, тем лучше он спит, тем легче варит             его желудок, тем быстрее он растёт, тем он становится сильнее физически                  и духовно».

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего развития гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играют своевременное и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны обогащению двигательного опыта малыша, приобретению новых навыков            и умений способствует их самостоятельная деятельность, игры, труд.                    С другой специально организованные мероприятия по физической              культуре, направленные на решение задач как оздоровительного,                                   так и воспитательного характера.

В дошкольном возрасте происходит формирование разных                          по структуре и характеру основных движений. Развитие                                       и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью                их применения. Это такие движения как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но является неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с раннего возраста.

Для младшего возраста подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создается благоприятное условие для развития и совершенствования моторики детей, формирование нравственных качеств, а так же привычек и навыков жизни в коллективе.

           Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребёнок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых ребёнок овладевает новыми, более сложными видами действий.

          Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.

           Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость, часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое- либо движение не глазах у всех. В игре же подражая действиям своих товарищей он естественно               и не принужденно выполняет самые различные движения.

            Очень важную роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой                        и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

        Одной из задач педагогического руководства подвижными играми является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей младшего дошкольного возраста.

        Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружных взаимоотношений и элементарной дисциплинированности умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – вот те основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи разнообразных игровых заданий.

        Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

        Таким образом, игра является средством социализации ребенка. Игра для ребенка то же, что речь взрослого. В то же время – игра своеобразная, «школа морали», по выражению Д.Б. Эльконина. С.П. Рубенштейн считал, что игру ребёнка, можно сравнить лишь с очарованием высших форм творчества.

           Игра способствует самореализации ребёнка. Играя, он обретает пространство  -  физическое, эмоциональное, социальное. У него формируется комплексы «Самости» -  самовыражения, самоконтроля, самореализации, самоопределения, самореабилитации.

           Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

            Подвижные игры широко используются в психических приёмах, часто они представляют собой наиболее заметную эмоционально насыщенную               и запоминающуюся часть занятия.

            Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениями общения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипы поведения. Эффективность коррекции достигает чаще всего                в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного поведения ребёнка может получить только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки                в специально организованной для этого обстановке. Группа – наиболее подходящая среда для полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра в свою очередь приводит к нормализации социальных конфликтов. Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.               Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, - растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес                  к успеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весь организм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому, что ребенок добивается таких результатов            в движении, которых в других условиях, вне игры он никогда не добьется.

           Подвижные игры являются прекрасным средством развития                       и совершенствования движений детей, укрепление и закаливание                      их организма.

Систематическая, наполненная, разнообразная содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом                и психическом развитии. Мы постоянно проявляем заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей.

Мебель и оборудование в нашем саду размещают так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений.  

Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, мы обследовали их двигательные умения. С этой целью провела обследование основных движений и наблюдения за играми детей           их самостоятельной двигательной деятельностью.

Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей                      не большой. Играя они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали. А такие движения, как лазание, бросание, прыжки совершали очень немногие и редко. При прокатывании шаров теряли заданное направление, мяч бросали только вниз. В играх с прыжками не все дети            при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола.

При составлении плана мы решили более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность детей, но и способствуют развитию и совершенствованию основных движений.

Наиболее приемлемыми для малышей игры с простыми и доступными сюжетами, а так же игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях подбирались с таким расчетом как ходьба, бег подпрыгивание, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить           в определенной последовательности, с учетом сложности движений.                 За основу взяла тот объем игр, который рекомендовали программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.

Большое место в работе с малышами занимает сюжетная игра. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.

Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от воспитателя, от того, насколько он сумеет заинтересовать малышей игрой.  Поэтому объяснять игру я старалась эмоционально и выразительно, и принимала непосредственное участие в игре, проявляла заинтересованность действиям детей.

Все это помогало создавать хорошую эмоциональную атмосферу           в игре, побуждало детей к активным действиям, вызывало желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, не только подсказывала, как нужно двигаться, но и показывала образец правильного выполнения движений.

Малыши хорошо играют в знакомые игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижается, если знакомую игру проводить течение длительного времени       в одном и том же варианте, ничего не изменяя.

         При обучении основным движениям я воспитывала у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действовать в соответствии с указаниями.

         В результате проведенной работы движения детей заметно улучшились. В самостоятельной деятельности они чаще стали пользоваться такими движениями, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные игры.               Всё это позволило повысить двигательную активность детей, положительно сказалось на их физическом развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль и значение подвижной игры в жизни дошкольников"

План консультации1. Значение подвижных игр в жизни дошкольника.2. Классификация подвижных игр.3. Реализация дифференцированного подхода при проведении подвижной игры.4. Двигательные предпочтения мальч...

Роль подвижной игры в жизни старшего дошкольника

роль подвижной игры в жизни дошкольника. приведены примеры несколькольких подвижных игр....

Статья на тему "Роль подвижной игры в жизни дошкольника"

Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных дв...

"Роль подвижных игр в жизни дошкольника"

В педагогике широко используются подвижные игры. Они являются неотъемлемой частью общего двигательного режима дошкольника.В процессе игры дети испытываю радость, эмоциональный подъем, удовлетворение....

Роль подвижной игры в жизни дошкольников

Роль подвижной игры в жизни дошкольников...