Консультация для педагогов. "Об использовании дыхательных упражнений"
консультация по физкультуре на тему

Веденеева Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_ped._dyhat._upr.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Об использовании дыхательных упражнений»

         Дыхание - это важнейший физиологический процесс,  происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и  вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

          Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

          Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз  зависит от величины физической нагрузки и других факторов. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется смешанным, или гармонично - полным. На вдохе воздух последовательно заполняет нижние, средние и верхние отделы легких, при этом сначала выпячивается живот, затем грудная клетка расширяется и поднимается вверх. На выдохе воздух последовательно из нижних, средних и верхних отделов легких, при этом сначала втягивается живот, затем грудная клетка сужается и опускается. Таким образом, гармонично полное дыхание состоит из нижнего, среднего и верхнего дыхания.

          Нижнее или успокаивающее дыхание. В нем участвует нижние отделы легких. На вдохе живот выпячивается; на выдохе живот опускается. Грудная клетка остается неподвижной.

          Среднее или укрепляющее дыхание. В нем участвует средние отделы легких. На вдохе грудная клетка расширяется; на выдохе грудная клетка сужается. Живот остается неподвижным.

          Верхнее или радостное дыхание. В нем участвуют верхние отделы легких. На вдохе грудная клетка поднимается вверх; на выдохе грудная клетка опускается. Живот остается неподвижным, грудная клетка не расширяется.

          Существует так же особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что сделать вдох и выдох  надо на равное количество шагов (например два шага - вдох, два шага - выдох), но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.

           Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  2. Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
  3. Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
  4. Выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
  5. Дышать надо носом.

          Заниматься надо в удобной спортивной одежде.

Для  усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:

  • все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и нап-ряжения;
  • находиться в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
  • следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох  были равны по силе и длительности, и плавно переходили друг в друга.

Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

  1. Принять позу и зафиксировать ее;
  2. Расслабиться;
  3. Сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы;
  4. Сделать глубокий вдох;
  5. Выполнить дыхательное упражнение;
  6. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

           Основная поза дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы - параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, правая сбоку обхватывает грудную клетку приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Консультация «Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками».

Использование дыхательных упражнений в работе с дошкольниками....

Использование дыхательных упражнений и точечного массажа в работе с дошкольниками.

Консультация для молодых воспитателей на тему оздоровительной работы в дошкольном учреждении....

Использование дыхательных упражнений на логопедических занятиях

Для формирования правильной речи важное значение играет развитие речевого дыхания. На своих занятиях я использую дыхательные упражнения в игровой форме. Они формируют сильную воздушную струю, повышают...

Консультация для педагогов «Необходимость использования дыхательных упражнений в коррекций звукопроизношении у дошкольников»

Чтобы научить ребенка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны коро...

Аналитическая справка о проведении консультации по наставничеству «Использование дыхательных упражнений по методу Б.С. Толкачёва»

Данный метод характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста для улучшения ре...