Картотека подвижных игр для малышей
картотека по физкультуре (младшая группа) на тему

Хлебунова Адиля Фаритовна

В картотеке подобраны подвижные игры для детей 1 младшей группы по месяцам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Играйте с нами                                                     Сентябрь

И/у  «Идите (бегите) ко мне»                           (С.Я.Лайзане) 

   Задачи: Упражнять детей в ходьбе в прямом направлении без остановки. Дети сидят на стульях или на скамейке. Воспитатель становится на  противоположную сторону комнаты на расстоянии 5-8 метров от детей и зовёт их к себе, называя по именам. При повторении упражнения воспитатель переходит на другую сторону комнаты.

И/у  «К куклам в гости»                                    (С.Я.Лайзане)

Задачи: Приучать детей идти в указанном направлении: передвигаться индивидуально и небольшими группами.

Дети сидят на стульях, расставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 5-6 метров на стульях сидят куклы. Воспитатель показывает на кукол и спрашивает: «Что это?» Дети называют. «Правильно, это куклы», - говорит воспитатель. «Покажите, где сидят куклы». Дети показывают. «Пойдём к куклам в гости». Воспитатель здоровается с куклами и разрешает каждому ребёнку взять куклу. Затем все идут обратно к стульям и садятся. После этого детям предлагают встать и отнести кукол обратно, а самим вернуться на места. Игра повторяется.

«Листопад»

Цель: учить бегать, кружиться, медленно приседать, закрепить умение слушать и выполнять действия по слову и показу взрослого.

Ход игры: Воспитатель беседует с детьми, напоминает им о том, что осенние листья лёгкие, ветер подует – и они сразу же разлетаются в разные стороны, кружатся. Ветер перестаёт дуть и листики медленно опускаются на землю. «Вот и мы все стали листиками. Женя – красный лист, а Владик – зелёный лист. А ты каким хочешь быть листом? Выбирай» - говорит воспитатель, раздавая детям эмблемки и помогая надеть их на голову. Воспитатель командует: «Полетели, полетели листики!» (Дети легко бегут за воспитателем, подражая его действиям).  «Закружились медленно листики. Сели на землю!» (Все медленно кружатся и плавно приседают). «Вот подул ветер! Поднялись листики, полетели, закружились!» (Дети выполняют действия по слову и показу воспитателя).  «Затих ветер, и листики медленно опускаются на землю». (дети выполняют определённые действия.) По желанию детей игра повторяется 2-3 раза.

И/у  «Доползи до погремушки»                      (С.Я.Лайзане)

Задачи:  Упражнять детей в ползании, способствовать развитию самостоятельности.

Дети сидят   на скамейке, поставленной вдоль одной из стен комнаты. Перед ними ковровая дорожка, в конце которой на стуле лежит погремушка. Воспитатель показывает, как надо ползти на четвереньках до погремушки, выпрямиться, взять погремушку, позвенеть, положить её на стул и вернутся на место. Упражнение выполняется по очереди всеми детьми или подгруппой.

«Прокати мяч»                                                    (Т.И.Осокина)

Дети садятся на пол в кружок (ноги врозь), воспитатель стоит в центре круга с мячом в руках. Он катит мяч каждому ребёнку по очереди. Малыши ловят мяч и катят его воспитателю. Вместо воспитателя можно поставить более опытного ребёнка.

«Подпрыгни до воздушного шара».

На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

«Прыгни в обруч». На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз.

Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.

«С кочки на кочку»

   Очень важно научить ребёнка управлять своим телом и упражнять его в основных видах движений.

   Очертите прутиком на площадке большой круг - это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр ЗО-35см), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Взрослый предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.

Играйте с нами                                                        Октябрь

И/у  «Пройди по дорожке»                                (С.Я.Лайзане)

Задачи: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия и глазомер.

   Подгруппа детей сидит на стульях у одной из стен комнаты. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии или кладёт 2 верёвки длиной 2,5-3 метра на расстоянии 35-30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут к мишке (кукле, зайке), который сидит на стуле (примерно в 1 м от конца дорожки) и ждёт их. Идти надо осторожно; когда ребёнок подойдёт к мишке, он может его погладить, а затем вернуться на место. Вначале дети идут по одному. Постепенно дети упражняются в ходьбе по дорожке друг за другом.   

И/у «Догоните меня»                                         (С.Я.Лайзане)

Задачи: Упражнять детей в ходьбе и беге в указанном направлении.

   Подгруппа сидит на стульях или на скамейке по одной стороне комнаты. «Догоните меня», - говорит воспитатель и бежит к противоположной стороне. Застенчивых и робких детей называют по имени. Когда дети подбегают, воспитатель говорит: «Убегайте, догоню» Все возвращаются на свои места и игра повторяется. Воспитатель не должен быстро бежать, детям интересно поймать взрослого. Можно предложить малышам догнать собачку (куклу), которая находится у него в руках. Когда дети займут свои места, их надо похвалить.

«Солнышко и дождик»                                           (С.Я.Лайзане)

     Задачи.   Развивать  у  детей  умение  бегать  врассыпную,   не наталкиваясь  друг   на   друга,   быстро   реагировать   на   сигнал.

    Описание игры.  Вначале при  ознакомлении с игрой  дается  упрощенный вариант. Дети сидят на стульях или гимнастической скамейке. По сигналу воспитателя «солнышко» все идут гулять, бегают, играют и т. д. По сигналу «дождик» быстро возвращаются на свои места.

В игре можно использовать зонт, воспитатель раскрывает его на втором сигнале — «дождик». Дети бегут к воспитателю прятаться под зонт.

После неоднократного повторения игру можно усложнить: на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты расставляют стулья, дети присаживаются на корточки сзади и смотрят в окошко (в отверстие спинки), воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Малыши бегают по всей площадке. На сигнал «дождик, скорей домой» бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять!» Игра повторяется.

И/у «Будь осторожен»                                       (С.Я.Лайзане)

Задачи:  Упражнять в ползании по ограниченной и приподнятой над полом поверхности, приучать быть внимательными.

Дети сидят на стульях, расставленных вдоль гимнастической скамейки. Ребёнок подходит к одному концу скамейки, становится на неё на четвереньки и проползает до другого конца скамейки, держась за её края. Затем встаёт или сползает со скамейки любым способом, идёт к пирамидке, которая стоит на стуле на расстоянии 1-2 м от скамейки.

   Воспитатель идет рядом с ребёнком и напоминает, что ползти надо осторожно, держась руками за скамейку. Упражнение можно проводить и по наклонной доске, приподнятой на высоте 10-15 см (ползти вверх и вниз).

И/у «Скати с горки»                                         (С.Я.Лайзане)

Задачи: Знакомить детей с предметами круглой формы (шары, миячи), развивать разнообразные действия с ними: переносить, бросать, катать.

   Воспитатель показывает детям набор цветных шаров или маленьких мячей и горку. Даёт возможность рассмотреть их, подержать в руках и несколько раз называет: «Это шарик. Это мячик». Побуждает малышей повторить назыание предметов. После этого показывает, как скатывать с горки шары (мячи), предлагает каждому ребёнку по очереди прокатить 1-2 шарика с горки и принести их.

«Прыгни через ручеек». 

На полу сделан «ручеек» из клеенки голубого цвета шириной 15—20 см, длиной 2 м. Воспитатель говорит, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть дальше, чтобы не намочить ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами.

Воспитатель следит, чтобы они сильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.

Играйте с нами                                                            Ноябрь

     «Догони»   (М.Ф.Литвинова)        

Малыши любят от кого-то убегать или кого-то догонять. В этой игре они учатся бегать по периметру зала.

Посадите игрушечных зайку и мишку в противоположных сторонах зала. Объясните детям, что игру начинает зайка, он «убегает» от детей, а они его догоняют.

Воспитатель берет зайчика и во время бега держит его за спиной, чтобы малыши видели, за кем они бегут. Недалеко оттого места, где сидит мишка, дети догоняют зайку. «Он устал и хочет отдохнуть», — говорит педагог и сажает зайку на пол. Затем берет мишку, и теперь уже он «убегает» от детей, а малыши догоняют. Так дети пробегают по периметру зала два круга. Игра заканчивается.

«Кто тише»                                               (С.Я.Лайзане)

Задачи. Упражнять детей в ходьбе на носках в указанном направлении.

Описание игры. Дети идут гурьбой вместе с воспитателем. Неожиданно он говорит: «Ну, а теперь посмотрим, кто из вас умеет ходить тихо-тихо, на носочках» — и показывает. Дети идут за воспитателем. Незаметно он отходит в сторону и говорит: «А теперь все бегом ко мне». Дети бегут, педагог хвалит малышей, делает вид, что всех обнимает. Можно дать задание идти тихо к мишке или зайке, которые сидят на стульях и по сигналу бегом дети должны вернуться назад.

Некоторые дети 2—3 лет при ходьбе на носках неестественно держат голову, втягивая ее в плечи. Им кажется, что они в этом случае тише идут. Надо следить за этим, указывая на ошибки, и исправлять их. Ходьба на носках укрепляет свод стопы. Однако не следует утомлять детей чрезмерно длительным выполнением этого упражнения. Игра повторяется 3—4 раза.

«Воробушки-пташки»                                  (М.Ф.Литвинова)

Воспитатель объясняет игру, где все дети будут птичками.

На одной стороне зала положите обручи — это «гнездышки», в них сидят «воробушки». Воробушки-пташки, серые рубашки,  вместе с солнышком встают, громко песенку поют: Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» — «воробушки улетают» и «садятся на кустик» (дети встают на скамейку), ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвращается в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водичку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появляется «машина», они «улетают». В конце игры «воробушки летят в свои гнездышки».

 «Прыгай до флажка».

Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1—1,5 м от стульчиков протягивается на полу шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны взять их, помахать ими и положить на место. Обратно возвращаются бегом.

Воспитатель следит, чтобы дети, выполняя прыжки, отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись.

И/у   «Вокруг обруча».

Дети стоят в больших обручах по 2 человека. По сигналу воспитателя они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу воспитателя дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

Заинька                                                (Т.И.Осокина)

(Игра с пением, слова и музыка народные)

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель поёт песенку и показывает детям движения.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, этак топни ножкой!

Вот так, этак топни ножкой!

Дети топают ножкой, руки на поясе.

Заинька, бей в ладоши,

Серенький, бей в ладоши,

Вот так, этак бей в ладоши

Вот так, этак бей в ладоши!

Дети хлопают в ладоши.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись.

Вот так, этак повернись,

Вот так, этак повернись!

Дети поворачиваются 1-2 раза, руки на поясе.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши.

Вот так, этак попляши,

Вот так, этак попляши!

Дети подпрыгивают на двух ногах.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так, этак поклонись,

Вот так, этак поклонись!

Дети наклоняются, разводят руки в стороны.

Заинька, выбирай,

Серенький, выбирай.

Вот так, этак выбирай,

Вот так, этак выбирай!

Ребёнок выбирает другого заиньку, и игра повторяется. Песню воспитатель должен петь так, чтобы пение соответствовало темпу движений малышей.

И/у «Найди игрушку»     (С.Я.Лайзане)

Задачи: Приучать детей находить определённый предмет, ходить в указанном направлении, двигаться по сигналу воспитателя.

Дети сидят на стульях с одной стороны комнаты. Воспитатель показывает игрушку и спрашивает: «Что у меня в руках?» Дети отвечают. Воспитатель говорит: «Да, это собачка. Она спрячется, а мы пойдём её искать», ставит игрушку так, чтобы она была хорошо видна, возвращается к детям: «Где собачка? Пойдём искать собачку». Воспитатель берёт за руку малоактивных, застенчивых детей и идёт искать собачку. Дети гладят собачку и возвращаются на место. Педагог ставит собачку в другое место, и игра повторяется.

Играйте с нами                                                   Декабрь

Догоню, убегу*       (М.Ф.Литвинова)        

С детьми «играет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоняют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от неё ребят. Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по периметру зала то справа налево, то слева направо.

«Пузырь»                      (С.Я.Лайзане)

Задачи. Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его.

Описание игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, становясь близко друг к другу, затем говорят:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой, да не лопайся.

Одновременно с этим все постепенно расширяют круг и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря: «Хлоп». Можно после слов «лопнул пузырь» предложить детям, по-прежнему держась за руки, двигаться к центру круга, произнося: «ш-ш-ш». Малыши вновь надувают пузырь, отходят назад, образуя большой круг.

Произносить текст надо медленно, четко, привлекая детей к повторению слов за воспитателем. Вместо четверостишия можно произносить звуки, имитирующие надувание шара: «пф-пф-пф». Когда шар лопнет, хлопнуть в ладоши и присесть.

«Догони мяч»              (С.Я.Лайзане)

Задачи. Развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Описание игры. Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон комнаты или площадки. «Догоните мяч»,— говорит воспитатель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны как можно дальше. Дети бегут за мячами, берут их (каждый один мяч), несут воспитателю и кладут в корзину. Игра повторяется.

В игре можно использовать разноцветные деревянные или пластмассовые шары. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их: «Вот как покатились шарики. Догоните их и положите в корзину».

   

И/у   «Пройди по мостику»     (С.Я.Лайзане)

Задачи: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, приучать выполнять задание самостоятельно.

   Дети сидят на стульях. Воспитатель кладёт перед ними на пол доску (длина 2-3 метра, ширина 30-35 см) – это мостик, и предлагает пройти по нему. На расстоянии 1м от конца мостика стоит стул, на котором сидит зайчик. После нескольких повторений дети идут по мостику друг за другом. Воспитатель следит, чтобы они не толкали друг друга и не сходили с доски, удерживая равновесие.

Догоню, убегу*       (М.Ф.Литвинова)        

Эта игра по организации напоминает игру «Догони», но с детьми «играет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоняют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от неё ребят. Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по периметру зала то справа налево, то слева направо.

И/у «Подползи под воротца»          (С.Я.Лайзане)

Задачи: Упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевать его.

   Дети сидят   на скамейке, поставленной вдоль одной из стен комнаты. Впереди на коврике на расстоянии 2-3 метра поставлена дуга – воротца. Воспитатель приглашает самого смелого малыша, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на своё место. Усложнение: подлезть под 2-3 дуги, стоящие на расстоянии 1м друг от дргуа.

«Лови мяч»                 (Т.И.Осокина)

Дети становятся в кружок. Воспитатель в центре, в руках у него большой мяч (диаметр 18-20 см). Педагог говорит: «Юра, лови мяч!», - и бросает мяч мальчику. Тот ловит мяч и бросает его воспитателю.

Зайка беленький сидит        (С.Я.Лайзане)

   Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в  соответствии с содержанием: хлопать в ладоши, подпрыгивать на месте.

       Описание игры. Дети сидят на стульях или скамейке на одной стороне комнаты (или площадки). Они — зайки. «Пойдем гулять»,— говорит воспитатель. Все выходят (вбегают) на середину комнаты. Воспитатель произносит стихи, а дети, наблюдая за воспитателем, выполняют вместе с ним движения в соответствии с текстом:

Зайка беленький сидит                                     Присаживаются   на   корточки   и

И ушами шевелит.                                     покачивают головой, руки свобод-

Вот так, вот так!                                     но согнуты в локтях.
Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,                                     Хлопают в ладоши.

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп!  

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,                                   Прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок!                            

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал,                           Воспитатель   хлопает   в   ладоши.

Зайка прыг... и ускакал.                                   Дети убегают на свои места.

Игра повторяется.

 

 

 «Мой веселый звонкий мяч»                     (С.Я.Лайзане)

   Задачи. Приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно

слушать четверостишие и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово.

Описание игры. Дети сидят на стульях.

На  некотором расстоянии перед ними — воспитатель, у него мяч. Он показывает, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и приговаривает: «Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился  вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!»

       Затем воспитатель вызывает 2—3 детей, предлагает им попрыгать одновременно с ударом мяча об пол и снова повторяет упражнение,   сопровождая  его   чтением   четверостишия.   После   этого педагог  быстро  говорит:   «Сейчас  догоню!»   Малыши  убегают, а воспитатель делает вид, что пытается догнать. При повторении игры  воспитатель  вызывает других  детей.   Постепенно  в  игру включаются все дети. Они — мячики. Воспитатель должен четко отбивать мяч и произносить текст в соответствии с особенностями детского прыжка. Если дети не могут сразу усвоить ритм прыжков, им надо показать, как прыгать (на двух ногах). Вместо текста можно ритмично говорить: «Хоп-хоп-хоп... стоп!» — и отбивать мяч. Затем поймать его и догонять детей. На занятия эта игра включается только после ее усвоения всеми детьми.

Играйте с нами                                                      Январь  

 И/у  «Поднимай ноги выше»        

Задачи:  Упражнять детей в ходьбе, идти, высоко поднимая ноги, перешагивать предметы высотой 5-10 см и при этом не терять равновесия.

   Дети сидят на стульях перед ковриком (или ковровой дорожкой), на которой расставлены 3-4 палки на высоте 5-10 см на расстоянии 30-40 см одна от другой. Воспитатель показывает, как надо переступать через палки: высоко поднимать ноги и стараться не задеть их. При необходимости подаёт малышу руку и помогает перешагнуть палку.

И/у  «Принеси мяч»          

Задачи: Развивать умение сохранять во время ходьбы необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, идти, не наталкиваясь друг на друга, развивать внимание.

 Дети сидят на стульях. Воспитатель обращается по имени и говорит: «Юрочка, посмотри, как покатился мяч, догони его и принеси мне», катит мяч (не очень сильно) и вместе с ребёнком идёт за мячом. Помогает взять мяч, отходит на расстояние 3-4 м и зовёт ребёнка к себе. Когда ребёнок принесёт и отдаст мяч, воспитатель приглашает другого ребёнка и так де играет с ним.

«Лохматый пес»              

Задачи. Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры. Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки и делает вид, что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой — это дом. Воспитатель объясняет детям: «Собачка спит. Попробуем её разбудить». Затем произносит текст стихотворения, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия.

 Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос,

Тихо-смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим, что-то будет.

Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом, встают за черту. Затем роль собаки поручают другому ребенку. Игра повторяется.

И/у  «Перелезь через бревно»  (или гимнастическую скамейку)

Задачи: Совершенствовать навык ползания, развивать умение переползать, перелезать через невысокие препятствия.

      Дети сидят   на скамейке, поставленной вдоль одной из стен комнаты. Впереди на коврике на расстоянии 2-3 м от детей кладут бревно (гимнастическую скамейку), через которое ребенок должен перелезть. На расстоянии 1 м от бревна на стул ставят неваляшку. Когда ребёнок перелезет через бревно, он подходит к игрушке, гладит её и возвращается на место. Перелезать можно любым способом.

   И/у   «Пройди по мостику»    

Задачи: Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, приучать выполнять задание самостоятельно.

   Дети сидят на стульях. Воспитатель кладёт перед ними на пол доску (длина 2-3 метра, ширина 30-35 см) – это мостик, и предлагает пройти по нему. На расстоянии 1м от конца мостика стоит стул, на котором сидит зайчик. После нескольких повторений дети идут по мостику друг за другом. Воспитатель следит, чтобы они не толкали друг друга и не сходили с доски, удерживая равновесие.

   Февраль

И/у   «Перешагни палку»          Задачи: Учить детей во время ходьбы не шаркать ногами, поднимать их, развивать умение перешагивать встречающиеся на пути предметы и при этом не терять равновесия.

 Положить на середину коврика палку. В конце коврика поставить стул и на сиденье положить игрушку. Воспитатель предлагает ребёнку пройти по коврику, перешагнуть палку, подойти к стулу, взять игрушку и шагом вернуться на место. Затем задание выполняет другой ребёнок.

«Пройди по дорожке» (тропинке)            

Задачи. Упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади, развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель проводит на полу две параллельные линии (или кладет две веревки; длина 2,5—3 м) на расстоянии 25—30 см и говорит детям, что это дорожка, по ней они пойдут гулять. Дети идут друг за другом, стараясь не наступать на линии. В том же порядке возвращаются обратно.
Идти нужно осторожно, не мешать друг другу и не наталкиваться на впереди идущего. Это упражнение хорошо проводить на участке. Осенью можно направить дорожку к дереву и предложить детям пройти по ней и принести листья, желуди, семена клена, что оживит игру.        

Если игровое упражнение проводится в помещении, можно в конце дорожки разместить флажки, игрушки и дать задание принести их.

«Воробышки и автомобиль»                

   Задачи. Упражнять детей в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, в умении начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Описание игры. Дети садятся на стулья или скамейки с одной стороны комнаты или площадки — это воробышки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель с маленьким обручем в руках. Он изображает автомобиль. По сигналу «полетели воробышки на дорожку» дети бегают по площадке, легко размахивая руками. Воспитатель говорит: «Автомобиль едет. Летите, воробышки, в свои гнезда!» Выезжает автомобиль, воробышки улетают — дети бегут и садятся на свои места, автомобиль возвращается в гараж.

Предварительно воспитатель показывает, как летают воробышки, как они клюют зернышки. Все движения дети повторяют за воспитателем, а затем в игру включается автомобиль. Только после многократных повторений эту роль можно поручить наиболее активному ребенку. Автомобиль движется спокойно, чтобы дать детям возможность найти свое место.

«Самолеты»                

Задачи. Упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Описание игры. Дети сидят на стульях, расположенных на одной стороне комнаты, площадки. Воспитатель делает вращательные движения рук перед грудью и произносит: «р-р-р», показывает, как завести мотор у самолета. Затем обращается к детям: «Встали, приготовились к полету, завести моторы!» Все повторяют движения рук. По сигналу «полетели» дети разводят прямые руки в стороны (крылья у самолета) и бегают в разных направлениях по комнате, площадке. По сигналу «на посадку» все направляются к своим стульям и садятся на них. Игра повторяется.

Воспитатель сначала показывает движения, а затем все игровое задание выполняет вместе с детьми.

«Мяч в кругу»        

Дети сидят на полу в кружок и перекатывают мяч друг другу. Воспитатель стоит вне круга и следит за игрой, объясняет, что мяч надо отталкивать двумя руками, показывает, как лучше это сделать.

«Прыгни через шнур»

На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя перепрыгивают через него.

Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).

«Поезд»                   (Игра с пением, сл. Т.Бабаджан, музыка Н.Метлова)

Дети сидят на стульях, поставленных один за другим (или на скамеечке). Воспитатель сидит к ним лицом и поёт негромко песню:

Вот поезд наш едет,   колёса стучат.

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу, чу-чу-чу-чу,  бежит паровоз.

Далеко, далеко  ребят он повёз.

Но вот остановка…

С окончанием песенки дети встают со своих мест, выходят из вагона и гуляют. Затем воспитатель говорит: «Скорее садитесь в поезд, поедем дальше!» Малыши садятся на свои места, вместе с воспитателем дают гудок – и поезд едет дальше.

   Во время остановок можно предложить детям пособирать грибы, попрыгать, пролезть в обруч и т.д.

   Март

«Беги к тому предмету, что назову»

Цель: учить детей бегать стайкой в определённом направлении, находить предмет по названию, слушать указания взрослого.

Ход игры: Дети стоят около воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: « Куда я скажу, туда вы побежите, и будете ждать меня». Затем он произносит: «Раз, два, три – к песочнице беги!» Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идёт за ними, хвалит, что все бежали правильно и произносит: «Раз, два, три – к веранде беги!» Дети бегут в заданном направлении.

«Поезд»            

Задачи. Упражнять детей идти вперед небольшими группами. Сначала держась друг за друга, а затем, свободно двигая руками, согнутыми в локтях, начинать и заканчивать движение точно по сигналу воспитателя.

Описание игры. Воспитатель помогает нескольким детям стать друг за другом и говорит: «Поиграем в поезд. Я буду паровоз, а вы — вагончики», затем встает впереди детей. Паровоз дает гудок, и поезд начинает двигаться сначала медленно, потом быстрее. Воспитатель ведет колонну детей в одном направлении, затем в другом, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время паровоз вновь дает гудок и поезд отправляется в путь.

Роль паровоза вначале выполняет воспитатель, лишь после нескольких повторений он привлекает к роли ведущего наиболее активного ребенка. Паровоз двигается медленно, чтобы вагончики-дети не отставали друг от друга. Первое время каждый ребенок держится за одежду впередистоящего, а затем дети свободно идут друг за другом и двигают руками, подражая движению колес паровоза, в такт произносимых слов «чу-чу-чу-чу». Дети могут строиться друг за другом произвольно. При неоднократном повторении игры малышам предлагают выйти на остановке: собрать ягоды, грибы, попрыгать, погулять. Услышав гудок, дети должны быстро построиться в колонну за паровозом.

«Жуки»                Задачи. Упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.

Описание игры:  Игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка — дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног — жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.

 «Попади в цель»

Материалы: три больших воздушных шара, пластмассовые мячи.

Ход игры: На верёвке, натянутой выше роста ребёнка, подвешиваются воздушные шары.    Взрослый предлагает детям попасть мячом сначала в один, потом в другой, затем в третий воздушный шар, начинает игру словами:

Эй, ребята, хватит спать!

Будем в шарик попадать.

Саша, Маша подтянись,

Целься метко, не ленись.

Мячик жёлтый ты возьми,

В красный шарик попади!

Сначала ребёнок встаёт совсем близко от натянутой верёвки. По мере развития двигательных умений расстояние увеличивается.

«Спрыгни на дорожку».

Дети со скамейки высотой 15 см спрыгивают на цветную дорожку, сделанную из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе ноги.

Вариант с усложнением. Воспитатель ставит 3— 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз, в зависимости от возможностей детей.

«Флажок»        

(Игра с пением, слова Н.Френкель, музыка М.Красева)

   Взявшись за руки, дети образуют круг. Вместе с воспитателем под его пение они ходят по кругу.

Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

   Дети останавливаются. Воспитатель поёт, называя в песне имя кого-нибудь из присутствующих:

Выйди, Маша, в кружок, возьми, Маша, флажок.

Выйди, выйди – возьми, выше флаг подними!

   Ребёнок подходит к воспитателю, берёт флажок и поднимает вверх. Воспитатель повторяет мелодию песни без слов на слог «ля». Дети подпевают. Девочка ходит внутри круга, размахивая флажком. С окончанием песни она отдаёт флажок воспитателю и возвращается на своё место. Игра повторяется, воспитатель называет в песне имя другого ребёнка.

Играйте с нами                                                        Апрель

«Пройди через ручеек»             (С.Я.Лайзане)

Задачи.   Развивать  у   детей  чувство  равновесия,  ловкость, глазомер.

Описание упражнения. Воспитатель чертит две линии (в помещении можно использовать шнур) и говорит детям, что это река, затем кладет через нее доску (длина 2—3 м, ширина 25—30 см) — мостик. «На том берегу речки растут красивые цветы (на ковре разбросаны разноцветные лоскутки), давайте соберем их,— обращается воспитатель к детям.— Но сначала мы пройдем по мостику». Дети друг за другом переходят на ту сторону речки (ручейка), собирают цветы (приседают, наклоняются), затем возвращаются на места. Упражнение выполняется 2—3 раза. Воспитатель следит, чтобы малыши шли по доске осторожно, не наталкиваясь друг на друга: «Будьте внимательны. Не упадите в речку».

«Курочка-хохлатка»              (С.Я.Лайзане)

Задачи. Упражнять детей быстро реагировать на сигнал, бегать с увертыванием.

Описание игры:  Воспитатель выполняет роль курицы, дети — цыплят.

Один ребенок (более активный) — кошка. Кошка садится на стул в сторонке. Воспитатель ходит с детьми по всей площадке и говорит:

          Вышла курочка-хохлатка, с нею желтые цыплятки,

          Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».

Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:

  На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка...     Кошка   глазки открывает и цыпляток догоняет.

Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, они убегают в противоположную сторону комнаты, где чертой обозначен их дом. Кошка не ловит цыплят. Воспитатель защищает их, разводит руки в стороны и говорит: «Уходи, кошка, не дам тебе цыплят».

 «Дойди до колокольчика»

   Материалы: шнур длиной 2 м, колокольчик.

   Ход игры: Шнур закреплён на уровне поднятых вверх рук детей. На одном конце закреплён колокольчик. Взрослый помогает детям встать под верёвочкой друг за другом, показывает, как подняться на носочки, захватить верёвку руками и продвигаться друг за другом до колокольчика. Начинает игру словами:

Эй, ребята, подбегайте!   Друг за другом все вставайте.

За верёвочку держись,   вдоль верёвочки пройдись.

До колокольчика дойди,  в колокольчик позвони!

«Серые мышки»    (М.Ф.Литвинова)

 Начните игру словами: «Мурзик прибежал к детям поиграть и принес корзиночку. Что в ней лежит?» На стульчик посадите игрушечного кота Мурзика, а рядом поставьте корзинку, в которой лежат маленькие мышки (игрушки).   Дети подходят к котику, здороваются с ним, заглядывают в корзинку и видят, что в ней сидят маленькие мышки.

С мышками дети уходят в свою «норку» (за скамейку), туда же переносят корзинку, кладут в нее мышек, а сами идут к Мурзику в гости.

Воспитатель читает:

Мышки шли, шли, шли,                             Котик крепко спит и не слышит,

В гости к котику пришли.                             что идут «мышки».

Котик, котик, хватит спать!

Мы пришли к тебе играть!

Дети хлопают в ладоши и громко говорят: Котик, котик, хватит спать. Мы пришли к тебе играть! Мурзик, вставай, серых мышек догоняй!

Кот проснулся, увидел «мышек», сказал: «Мя-у-у!»

«Мышки» убегают и прячутся в «норку», а Мурзик их догоняет.

«С кочки на кочку»

   Очень важно научить ребёнка управлять своим телом и упражнять его в основных видах движений.

   Очертите прутиком на площадке большой круг - это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр З0-35см), расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Взрослый предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах), не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.

«Куры в огороде»        

Задачи: Упражнять детей в подлезании, беге, приседании, учить ориентироваться в пространстве и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры:  На середине комнаты ограничивают небольшую площадь — огород. Недалеко от него с одной стороны комнаты ставят стул — это дом сторожа, с другой стороны на уровне груди ребенка на стойках укрепляют рейку или натягивают ленту — дом для кур.

Роль сторожа вначале выполняет воспитатель, а затем более активные дети. Остальные — куры. По сигналу воспитателя «идите, курочки, гулять» куры подлезают под ограду (рейку), пробираются в огород, бегают, ищут корм, кудахчут. Сторож замечает кур и гонит их из огорода — хлопает в ладоши, приговаривая: «кыш, кыш!» Куры убегают, подлезают под рейку и прячутся в дом. Сторож обходит огород и снова садится. Игра повторяется.

Играйте с нами                                                             Май

«Паровоз»

Цель: учить передавать характерные признаки движения перечисляемых предметов, животных, птиц, действовать по сигналу взрослого.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям: всем надо встать друг за другом – они будут вагончиками, их повезёт паровоз. В вагончиках будут подарки.

Воспитатель выполняет роль паровоза, встаёт впереди детей, медленно передвигаясь, произносит:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,  Сто вагонов я тащу!

-Уууууууу!

Затем поворачивается к детям и говорит:

Паровоз, паровоз,   Что в подарок нам привёз?

- Мячики!

Предлагает детям выйти и попрыгать, как мячики. Спустя некоторое время, воспитатель произносит: «Уууууу! Вас зовёт паровоз» Дети выстраиваются воспитателем. Игра повторяется. Паровоз в подарок привозит лягушат, зайчат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, характерные для того или иного «подарка».

 «Совушка»

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

«Кошка и мышки»

        Задачи. Упражнять детей в подлезании   (или пролезании),  умении

реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения 

        Описание игры. Игра проводится с подгруппой детей (8—10) в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны отгороженного пространства — домик мышек. Выбирают кошку. Она садится на стул или пенек. Мышки сидят в норках, за лестницей. Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,        

Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или   подлезают  под   шнур)   и   бегают.   Через   некоторое   время воспитатель говорит:

Тише, мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите...

Кошка слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» — и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале поручается наиболее активному ребенку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

«Целься вернее»

Задачи. Упражнять детей в бросании в горизонтальную цель, развивать  глазомер, ловкость и координацию движений.

Описание упражнения. Дети (не более 8—10) встают в круг

(обозначается мелом) и берут маленькие мячи или мешочки с песком. В центре круга на расстоянии 1 —1,5 м от детей стоит ящик (большая корзина или сетка). По сигналу воспитателя дети бросают предмет в ящик одной рукой от плеча снизу. Затем идут к ящику, каждый берет один предмет, возвращается на свое место и повторяет бросок. Дети бросают правой и левой рукой.

«Лягушата и цапля»

Ход игры

На площадке чертят круги - домики (по количеству играющих). Выбирается Цапля, которая прячется в стороне. Остальные играющие - лягушата. Они находятся в своих домиках - кругах. Со словами:

“Долго мы сидели в иле, погулять не выходили,

Вылезайте из пруда, выходите все сюда”, -

подражая движениям лягушат, дети выпрыгивают из своих “домиков” и веселятся. Неожиданно выбегает Цапля со словами:

“Кто здесь квакает “кваква”?

Разбегайтесь кто куда!” -

и начинает ловить Лягушат. Лягушата могут прятаться от цапли в свои домики.

 

«Зайка серый умывается»              (С.Я.Лайзане)

   Задачи. Приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, особое внимание уделить выполнению поскоков.

Описание игры: Дети стоят в разных местах площадки, повернувшись к воспитателю, и вместе с ним говорят:
Зайка серый
             Вымыл хвостик,

Умывается,              Вымыл ухо,

Видно, в гости собирается,             Вытер сухо!

Вымыл носик,

Дети выполняют соответствующие движения. Затем все скачут на двух ногах, продвигаясь вперед за воспитателем,— зайки идут в гости. После этого малыши возвращаются на свои места. Игра повторяется.

Играйте с нами                                                        Июнь

«Ловишки с бегом»

Материал: мел, веревки.

Ход игры

Игровую площадку делят на две части. Выбирается два ребенка - Ловишки. Остальные дети стоят на одной стороне площадки, перед ними проводится черта, на противоположной стороне участка также нужно провести черту. Ловишки находятся на середине, между двумя линиями. Играющие, кроме Ловишек, произносят слова: “Раз, два, три - лови!”. После слова “лови” они должны перебежать на другую сторону площадки (за черту), а ловишки догоняют их. Если Ловишка дотронется до играющего прежде, чем пересечет черту, играющий считается пойманным и отходит в сторону. После двух-трех таких перебежек подсчитываются пойманные. Заранее обговаривается, какие по счету пойманные играющие будут Ловишками.

«Мы веселые ребята»           (М.Ф.Литвинова)

На одной стороне зала для каждого малыша положите несколько обручей диаметром 50 см — это их домики, а на противоположной стороне положите два-три обруча диаметром 1м.

Дети встают в «домики», воспитатель рядом с ними играет большим мячом и вместе с малышами говорит такой текст:

Мы — веселые ребята, любим бегать и играть. Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три - догони!

Как только будут произнесены последние слова, дети бегут на противоположную сторону зала, мяч их «догоняет». В каждый обруч встают несколько малышей. Похвалите их: «Какие дружные дети живут в домиках!» Спросите, как зовут дружных детей, каждый должен назвать свое имя.

Игра повторяется. Дети бегут на противоположную сторону зала и прячутся от мяча каждый в своем «домике».

«Обезьяны»                (С.Я.Лайзане)

Задачи.   Развивать  у детей  навык лазанья  и  ориентировку в пространстве, воспитывать смелость.

Описание упражнения: Дети сидят или стоят неподалеку от лесенки-стремянки (или гимнастической стенки). Воспитатель говорит, что сегодня они будут учиться лазать, как обезьянки, и предлагает 2—3 детям забраться по лесенке на несколько (4—5) ступенек и спуститься. Затем по лесенке поднимается другая подгруппа, остальные дети наблюдают.

Лазать можно любым способом: приставным и переменным шагом. Не следует от малыша требовать четкого разграничения способа лазанья. Надо лишь следить, чтобы он во время лазанья не пропускал реек, опирался на рейку всей стопой, а не коленом, нельзя виснуть на руках без опоры на ноги.

«Попади в воротца»           (Т.И.Осокина)

Дети сидят на скамейке, недалеко от них проведена линия, а на расстоянии 2-3 шагов от неё стоят воротца (дуга). Ребёнок встаёт, подходит к линии, наклоняется, берёт один из лежащих на полу мячей и прокатывает его, стараясь попасть в воротца. Прокатив 3-4 мяча, он собирает их. Задание выполняет следующий.

   Мяч можно отталкивать одной и двумя руками. Когда дети освоят попадание в воротца, можно дать им задание сбивать кеглю и т.д.

«Угости белку орешком». 

Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

«По ровненькой дорожке».

По дорожкам длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, гимнастические палки или цветную клеенку.

«Воробьи-попрыгунчики»

На полу или площадке чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих - «кот», он помещается в центре круга, остальные играющие - «воробышки» становятся за кругом у самой черты.

По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится «котом», а «кот» - «воробышком». Игра повторяется вновь.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр для малышей

Описание  подвижных игр для детей младшего возраста....

Картотека подвижных игр для малышей

картотека подвижных игр для малышей...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГРДЛЯ МАЛЫШЕЙ...

картотека подвижных игр для малышей

подвижные игры для детей младшего возраста...

картотека подвижных игр для малышей

подвижные игры не только приятное времяпровождение, еще они вляют на физическое развитие детей...

КАРТОТЕКА подвижных игр для малышей

КАРТОТЕКА подвижных игр для малышей 2-3 лет...