ЗА ИГРАМИ В ПОВОЛЖЬЕ (журнал "Инструктор по физической культуре №6, 2016 г,с.116)
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Галина Васильевна Ларионова

 

Краткая аннотация: Конспект развлечения по двигательной деятельности «За играми в Поволжье» направлен на приобщение детей к национальным традициям физического воспитания  чувашского народа и народов, населяющих Поволжье.   Содержание развлечения построено в форме  игры – путешествия на основе народных игр: чувашских, русских, татарских, мордовских. Основными структурными компонентами развлечения являются: игровые упражнения, элементы чувашского, мордовского, татарского, русского танцев, подвижные игры с разной степенью нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы. Символы - животные разных регионов Российской Федерации, сопровождающие детей по сюжету, учат их  преодолевать препятствия на своем пути, для того, чтобы собрать карты – схемы описания игр народов Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_igrami_v_povolzhe.docx232.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения по двигательной деятельности

Тема: «За играми в Поволжье»

Ларионова Галина Васильевна,

Инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость»

 город Новочебоксарск Чувашской Республики

Домашний адрес:

429950, г. Новочебоксарск,

улица Первомайская, дом 27а, квартира 21,

e-mail: galochka_larionova@list.ru,

Телефон:8-917-658-58-63

Список ключевых слов: толерантность, патриотические чувства, фольклор, символы: Медведь – Мишка (Российская Федерация), бельчонок - Новчик (символ города Новочебоксарска (Чувашская Республика), лиса- Ася (символ  богатства и ума города Саранска (Республика Мордовия), снежный барс – Ирбис (символ - плодородия города Казани ( Республика Татарстан)

Краткая аннотация: Конспект развлечения по двигательной деятельности «За играми в Поволжье» направлен на приобщение детей к национальным традициям физического воспитания  чувашского народа и народов, населяющих Поволжье.   Содержание развлечения построено в форме  игры – путешествия на основе народных игр: чувашских, русских, татарских, мордовских. Основными структурными компонентами развлечения являются: игровые упражнения, элементы чувашского, мордовского, татарского, русского танцев, подвижные игры с разной степенью нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы. Символы - животные разных регионов Российской Федерации, сопровождающие детей по сюжету, учат их  преодолевать препятствия на своем пути, для того, чтобы собрать карты – схемы описания игр народов Поволжья.

Цель: формирование положительной мотивации для развития двигательной активности детей.

Образовательные задачи:

  • Совершенствовать выполнение элементов русского, чувашского, татарского, мордовского  народного танцев, закрепить умение играть народные игры, прыгать с батута на батут,  перепрыгивать через препятствия (модуль – куб - высота 40 с).
  • Формировать представления детей о республиках, входящих в состав Российской Федерации: Чувашская республика, Республика Мордовия, Республика Татарстан,  символ, расположение на карте, особенности национального костюма, танца.

Оздоровительные задачи:

  • Формировать навыки здорового образа жизни (самомассаж,  дыхательные упражнения, упражнения по профилактике нарушений осанки и плоскостопия)

Коррекционно-развивающие задачи.

  • Развивать координацию движений, мелкую моторику, артикуляционные движения, воображение и психосоматическое состояние, быстроту, ловкость, равновесие, ориентировку в пространстве, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать толерантное отношение к народам Поволжья, уважительные, дружеские чувства путём познания фольклора посредством народных игр;
  • Создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств;

Предварительная работа: выбор и разучивание народных игр, беседы о народных играх, изготовление символов и флажков народов, живущих на средней Волге (русских, чувашей, татар, мордвы), знакомство детей с образом жизни и обычаями народов Поволжья.

Материал и оборудование: атрибуты к подвижным играм (солнышко, ленточка), символика Чувашии, Татарстана, Мордовии, России, звукозаписи народных мелодий, мульти- медиа  установка, презентация PowerPoint, карточки- схемы подвижных игр, элементы народных костюмов (русских, мордовских, татарских, чувашских).

Ход развлечения

Построение. Приветствие. Создание проблемной ситуации.

Ребята, скоро в нашем детском саду пройдет фестиваль игр народов Поволжья, я знаю,  что вы хотите участвовать в нем. И сегодня нам предстоит совершить интересное путешествие, в котором мы познакомимся с играми разных народов.  Но вначале мне ответьте на такой вопрос. Как называется наша страна? (Ответ детей - Россия). (Слайд № 1 карта России). Символы: Матрешка - добрая посланница дружбы и любви. Медведь – символ силы и мужества. (дети рассматривают символ, герб России слайд №2) Раньше наша Родина называлась Русью. Это и горы и леса и степи без края. Стерегли нашу землю славные  богатыри: сильные и мужественные. А как называется наша малая Родина? (ответ детей) Да, правильно. Мы живем в чувашской Республике. На берегу, какой реки мы живем? (На берегу реки Волга). Да, или можно сказать мы живем в Поволжье. Народы, каких национальностей живут рядом с нами в Поволжье? (Ответы детей). Да, правильно русские, татары, мордва и т. д. На слайде появляется дети в русском национальном костюме. Ребята, чей это наряд? Правильно, у русского народа. Как красив русский костюм  (слайд №3). Двое детей выходят в национальных костюмах.

Дети: Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

И Москвы столицы нашей

В целом мире нет краше!

Инструктор по физической культуре: «Звонче музыка играй, всех на танец приглашай». Разнообразные виды ходьбы и бега с элементами русского танца.

  1. Ходьба в колонне с перекатом с пятки на носок

Мальчики- руки на поясе              девочки- руки  перед грудью «полочкой»

  1. Ходьба на носках

Мальчики- руки за спину              девочки - раскрывая поочередно правую  

(левую), руки в стороны

  1. Ходьба на пятках

Мальчики руки за голову               девочки  руки перед собой «круглые»

(1-2-руки в стороны,

3-4-и.п.

  1. Правым боком

Мальчики - приставной шаг                       девочки-  припадания (правая

С приседанием, руки на поясе                   рука вертикально левой

                                                                     Указательный палец к щеке

  1. Правой ногой- носик, топ-топ- 3 шага вперед в полуприседе, то же левой ногой
  2. Бег по кругу «змейкой»

Мальчики- стучат по коленям        девочки- работают «локоточками»

  1. Бег,  взявшись за руки по кругу с захлестом голеней назад
  2. Бег, взявшись за руки в круг (1-4), на месте (5-8), из круга (1-8), на месте (5-8)

Игра «Ручеек» (Песня «Течет река Волга»)

«Ручеек» (схема – игры «Ручеек»)

F:\image52.jpg

Содержание игры «Ручеек» Правила: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару.            
        Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется. Далее детям показывать (слайд №3) карту Поволжья, где загораются яркими точками,  те города,  в которые мы должны попасть. А на чем мы можем отправиться к нашим соседям? (ответы детей) Я предлагаю полететь на воздушном шаре.

Игровое упражнение с элементами самомассажа «Полет на воздушном шаре»(10-15 секунд) 

Сейчас мы сплетем большую корзину (дети становятся в круг, кладут руки на плечи друг другу). Посмотрите, какой огромный шар сейчас нас поднимет в воздух. Закройте глаза и держитесь крепче. Делаем глубокий вдох-выдох, шар взлетел. Вдох-выдох, вокруг нас белые пушистые облака, лучи солнца согревают щечки. Один лучик солнца заглянул в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте его аккуратно. Он забрался на живот – погладьте животик. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком. Посмотрите, как высоко мы взлетели! Нужно обязательно произнести волшебные слова: “Земля прощай – в добрый путь!” Стало прохладно, сожмитесь, обнимите свои плечи, потрите их ручками. Почувствуйте, как сразу стало теплее. Делаем вдох-выдох и наш воздушный шар снижается.

- Смотрите, какой необычный город! Стоят необычные дома. Давайте пойдем и познакомимся с жителями этого города. Ребята вы слышите необычную музыку, это звучит мордовская  народная  мелодия. Мы приземлились на Мордовскую землю. (Выход  мальчика  с девочкой в мордовском  национальном костюме). Здравствуйте ребята! «Шумбрат!»

 Добро пожаловать в Мордовию.

Дети: У нас в Мордовии

Солнце ярко, небо сине,

Золотая пшеница

На полях колосится.

В доме пахнет калачом

Капуста в бочках бродит,

Стол накроем пусть любой

В гости к нам приходит.

Инструктор по физической культуре: какой интересный наряд у Мордовского народа (дети рассматривают на слайде № 4) Мы хотим приглашать вас на мордовский танец.

1.Дети встают друг против друга с левой и с правой стороны зала.

И.п. девочкируки сжаты в кулачок,                         мальчики обе руки в боки с левой стороны  приподняты вверх и присоединены

друг другу, голова наклонена влево и

смотрится  в перевернутые «воротца».

Правую ногу в левую сторону на пятку,

левую ногу в правую сторону на пятку (1-2),

покружиться вокруг себя с припаданием (1-4),

Девочки быстрыми шагами идут вперед,              мальчики делает хлопки перед грудью

к мальчикам, останавливаются и опять                  параллельными ладошками,

 кружатся с припаданием.                                         Далее тройной притоп.

  1. Дети, взявшись за руки с припаданием,  идут по кругу.

Девочки быстрыми шагами идут вперед               мальчики  хлопки перед грудью

и кружатся с припаданием.                                     Параллельными ладошками.

  1. Быстрыми шагами  по кругу

Девочки быстрыми шагами на носках,            мальчики быстрыми шагами на носках

 руки в стороны-вниз кости вверх,                   обе руки влево в боки

кружатся с припаданием вокруг себя,               мальчики  хлопки перед грудью

руки приподняты вверх                                      параллельными ладошками

Дети, взявшись за руки быстрыми шагами, выстраиваются в одну линию.

Инструктор по физической культуре. – Мордовия представители трудолюбивого народа. Они очень любят свои народные игры. В своих играх   дети изображали  труд взрослых: сев, уборка урожая, охота, защита от коварных зверей. И поэтому символом города они выбрали Лису и назвали ее нежно  Ася. Дети рассматривают (слайд № 5 )

Лиса-Ася приготовила нам игру  «Круговой». (Слайд № 6  схема – игры «Круговой).

C:\Users\Светлана\Desktop\т.jpeg

«Круговой» Играющие чертят большой круг, делятся на 2 равные команды и договариваются, кто будет в круге, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому – либо в кругу удается поймать мяч, он старается им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Дети благодарят символа  города Саранска. Лиса- Ася  дарит карточку- схему игры «Круговой».  Дети  снова садятся на воздушный шар. Игровое упражнение «Полет на воздушном шаре» (10-15 секунд).  Инструктор по физической культуре Ребята вы слышите необычную музыку, это звучит татарская  народная  мелодия. Давайте здесь приземлимся (карта Татарстана с символикой и гербом слайд № 7 ) История татарских игр связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованием.  Снежный барс – Ирбис  является символ города Казани. Давайте рассмотрим национальный наряд Татарского народа (дети рассматривают на слайде № 8) Выход мальчика и девочки в национальных костюмах. Приветствуют детей на татарском   языке – Здравствуйте ребята! Исэнмесез! Ребята!

Дети: Спросите нас: Откуда вы?

Мы с Волги, из Казани

Поит нас Волжская вода,

Мы хлеб растим, пасем стада,

Качаем нефть, грузим суда

В свободном Татарстане.

Далее предлагают потанцевать  татарский танец.

Под бодрую ритмичную музыку начинают перестроение из колонны в круг.

(Спинки прямые, макушкой тянемся к потолку)

Девочки–опускают вниз, ладони слегка     мальчики - двумя руками как бы придерживают

 отогнуты в сторону;                                          сзади тюбетейку; выбрасывая прямые ноги

шаг  с подскоком вперед. Вперед

  1. Веревочка (выполняется «невыворотно»)

Девочки и мальчики: правую ногу согнуть  в коленях  и ставить на пол носком  внутрь, согнуть в коленях и ставить носком наружу (1-8), то же левой ногой

  1. «Молоточки»

Правую ногу вперед на пятку, 1-3 поднимаем и отпускаем пятки, так же с левой ноги

  1. «Елочка»

На счет «раз» «и» - приподнять правую пятку и левый носок и переставить их вправо, соединив носки, разведя пятки в разные стороны; ноги слегка согнуты в коленях;

На «два» «и» - приподнять левую пятку и правый носок и переставить их вправо, соединив пятки, разведя носки в стороны, ноги в коленях выпрямить. Движение «елочка» в левую сторону выполняется точно так же , только с левой ноги. Корпус прямой. Руки могут быть в разных положениях. Дети  берутся за руки,  идут на носках, выстраиваются в одну линию.

Снежный барс- Ирбис  приготовила нам игру  «Продаем горшки». (Слайд № 8 схема - игры «Продаем горшки).

C:\Users\Галя\Desktop\поволжье\горшок.jpg

Содержание игры:  «Продаем горшки». Играющие делятся на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на пол, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка. Водящий стоит за кругом. Он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

               - Продаешь горшок?

               - Продаю.

               - Почем?

               - По три (число можно назвать любое до 10).

После этого водящий (покупатель) хлопает в ладоши хозяину горшка столько раз, сколько стоит горшок, и они бегут по кругу в разные стороны. Кто добежит быстрее до свободного места в кругу, тот занимает это место, становится хозяином горшка, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается. Инструктор по физической культуре. Ребята нам пора возвращаться. Но смотрите на месте, откуда мы взлетаем,  кто- то оставил нам письмо. Прочтем его или полетим дальше (дети находят маршрутный лист, на котором изображена схема движения «Прочти и выполни»).

Ребята с разбега перепрыгивают через полуцилиндр (модули), добегают до батута, перепрыгивают с одного батута на другой, и еще раз перепрыгивают через второй полуцилиндр. Дети выполняют основные виды движения,  на самом деле это я вам приготовила сюрприз, хотела убедиться остались ли у вас силы долететь обратно. Символ города Снежный барс- Ирбис дарит карточку – схему игры «Продаем горшки».  Дети  снова садятся на воздушный шар. Игровое упражнение «Полет на воздушном шаре»(10-15 секунд)  Ребята вы слышите музыку, это звучит чувашская мелодия. Мы приземлились на своей Родине (карта Чувашии с символикой и гербом слайд № 9) Символ «Пять серебряных уток»- стремление ксвободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. А в каком городе мы живем? Правильно, в Новочебоксарске. Какое животное является символом города Новочебоксарска? На слайде появляются четыре животных (волк, лиса, медведь, белка)  и загадка:

По деревьям скок да скок!       Йывас  тарах сикёпёр,

Раз — и спрячется в дупло.        Хавала та кёрёпёр,

Погрызет орешки там.             Сара майар?сийёпёр,

Коль орешки по зубам!            Унтан  каллех сикёпёр.

На слайде появляется  видеоролик с правильным ответом – это  бельчонок – Новчик (символ города Новочебоксарска) бельчонок – Новчик. Выходят мальчик с девочкой  в чувашском национальном  костюме (дети рассматривают национальный костюм на слайде). Как красива чувашская вышивка. (Илемле, илемле !Илемле чаваш терри…) (слайд №10 )

Дети приветствуют детей на чувашском языке – Сывлах сунатпар, ачасем! (Здравствуйте!).

Дети: Новочебоксарск наш город новый, молодой

Он самый юный город

Великой Волгою -  рекой

Омыты здесь просторы

Когда – то поле было здесь

Сейчас – дома, заводы, ГЭС

А за рекой, как раньше, лес

Река, аллея, роща, склон

Собор, спорткомплекс, стадион

Красивый он в любой сезон

Далее они предлагают станцевать чувашский танец:

  1. Дети встают в две колонны на одной стороне зале, вначале выход девочек, скользя по полу с построением в шеренгу, затем мальчики с подскоками с построением в шеренгу

Мальчики  делает  шаг с подскоком, руки             Девочки   скользя по полу, сводя то носки,

в это время находятся в положении                        то пятки, воспроизводит мелкие

накрест, с продвижением вперед;                           ажурные движения, напоминающие

                                                                                     орнамент или вышивку

  1. Притопами пары идут навстречу друг к другу

Идут с пятки на носок вокруг                                           на месте выполняют каблучный ход

своей девочки.

  1. С подскоками с продвижением вперед идут в круг.

Положив руки на плечи друг другу,                     Хлопают в ладоши.

Идут по кругу «топотушками».

Присядка размашиста, руки накрест

Девочки подходят к своим мальчикам, берут их за талию и «тащат» на свои места. После соединив руки «бараночкой», кружатся на 6 счетов вправо и на счет 7, 8 выполняют тройной притоп. Те же движения влево.

Бельчонок – Новчик (переодетый ребенок): я знаю,  что вы ищете новые игры для участия на фестивале народных игр Поволжья. Я предлагаю  вам играть игру «Хевел  тух!» («Солнышко вставай»). Чувашский народ очень трудолюбивый, они очень рано вставали и начинали трудиться.

Игра «Хевел тух!» («Солнышко, вставай!») Подготовка:

Содержание игры. Дети встают в круг, берутся за руки, идут приставными шагами по кругу, руки вперед-назад и говорят: «Хевел тух, Хевел тух! Супа сакар ситеретеп! Солнышко вставай! Солнышко вставай! Хлебом,  с маслом  угощу! А солнце сидит в кругу. Солнце поднимается и  дети разбегаются. «Солнышко–  (переодетый ребенок) ловит детей.

Инструктор по физической культуре:- наше путешествие подходит к концу и нам надо вернуться в детский сад.

Коммуникативная игра «Солнышко»: сегодня нам в нашем  путешествии  вам помогала  хорошее настроение, дружба, сила воли и ваши веселые улыбки,  а теперь покажите ладошки, сделайте лучистое солнышко, скажите в ладошки хорошие слова, возьмитесь за руки и раздайте их своим друзьям. Как вы себя чувствуете? Вот мы и дома.

Рефлексия. Наше путешествие закончилось, а мне хотелось узнать, понравилась ли вам путешествовать? (ответы детей)  В  каких городах мы побывали? В каком городе понравилось больше всего и почему? Куда бы вы хотели  снова  вернуться?

Инструктор по физической культуре. В нашем путешествии мы собрали четыре карточки со схемами игр русского, мордовского, татарского, чувашского народов, которые нам пригодятся при подготовке к фестивалю народов Поволжья. Вы прошли все препятствия, справились с трудностями во время игр и конечно же вы были отличными плясунами. А  по чувашской традиции лучшим плясунам взрослые давали ломоть в каравае, следующий за горбушкой «таша челли» (плясовой ломоть).  Воспитатель выносить  каравай на полотенце и приглашает детей в группу угоститься караваем.

Список литературы.

  1. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С, Васильевой М. А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е издание- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  2. Детские подвижные игры народов СССР/  Под ред. Осокиной Т.И. – М: Просвещение, 1988. 64-73
  3. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б.  Развивающая педагогика оздоровления. Программно-методическое пособие / Научный редактор кандидат психологических наук И. Л. Кириллов .- М. : Линка-Пресс, 2000.
  4. Махалова И.В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания. «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа/  - Чебоксары: Чуваш. Книжное издательство, 2015
  5. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Учебно- методическое пособие./ Чебоксары «Новое время» 2006
  6. Махалова И. В. Ягодова Л.Г. Чувашские детские игры. Пособие/Махалова И. В., Ягодова Л.Г. -Чувашский республиканский институт образования. – Чебоксары: «Клио»,1999
  7. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ инструктора по физической культуре 2015 – 2016 учебный год

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫинструктора по физической культуреМБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №47»Деминой Веры ВалерьевныНа 2015 – 2016 учебный год...

План по самообразованию инструктора по физической культуре на 2016-2020 учебный год

План запланирован на 5 лет. Включена работа с детьми, родителями, воспитателями....

Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год.

Сетка занятий по физической культуре на 2016-2017 учебный год....

Рабочая учебная программа инструктора по физической культуре на 2016 – 2017 год.

Рабочая программа по физическому развитию детей разработана в соответствии собразовательной  программой ДОУ,которая разработана  в соответствии с Федеральными государственным образовательным...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников инструктора по физической культуре на 2016-2017 учебный год

Программаформирования культуры здорового и безопасного образажизни у дошкольниковинструктора по физической культуремуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детски...