Физическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)
статья по физкультуре по теме

Доклад из опыта работы на городском семинаре "Физическое воспитание детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является формирование здоровье сберегающей компетентности, как предпосылки сохранения   здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала.

Формами организации оздоровительной работы  являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные минутки,  физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, физкультурные прогулки (в парк, в лес, к водоему), физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, игры-соревнования, спартакиады.

Начиная день с утренней гимнастики, стараюсь, чтобы она была направлена на укрепление организма ребёнка, создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. С целью развития интереса физической культуре, помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, я провожу её в форме «полосы препятствий», оздоровительной пробежки, музыкально ритмических движений.

Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре. Два из них проводятся в помещении, одно - на прогулке. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа. Любое занятие должно доставлять радость ребёнку, пробуждать интерес и развивать творческую активность, формировать двигательные умения и навыки, удовлетворять естественную потребность в движении. Для реализации этих задач, я считаю, важен характер общения детей со сверстниками и взрослыми. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряжённости детей, является музыка, которая используется на физкультурных занятиях. Она повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма в вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Физкультминутки позволяют активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Я провожу их по мере необходимости в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, занятиях по ИЗО деятельности главным образом в момент появления признаков утомления детей. Содержание физкультминуток может быть связано или не связано с тематикой занятия, они могут быть в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения, с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов. Из своего опыта знаю, что более интересны и эффективны физкультминутки с использованием музыкального сопровождения, во время которой дети могут выполнять танцевальные упражнения или импровизированные движения (кружения, полуприседания, наклоны и т.д.).

В двигательном режиме детей значительное место я отвожу самостоятельной двигательной активности. Она занимает разное время - утром до завтрака, между занятиями, во время прогулок, после дневного сна. С учётом интересов детей использую вариативные приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты:

Зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физ,минутки - для укрепления зрения - проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. ("Жук", "Прогулка в зимнем лесу", "Самолёт", "Ладошки", "Цветы").

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя:

-посидим молча с закрытыми глазами;

-посидим и послушаем тишину;

-ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-помечтаем под эту прекрасную музыку.

Дети, проснувшись после дневного сна,  проходят по ребристой дорожке, дорожке с  пуговицами, шнуру, (для профилактики и коррекции плоскостопия). Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения:  «потянуться как кошка»,  «поваляться как неваляшка»,  «позевать», открывая рот до ушей, «поползать», как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

Музыкотерапия - один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных  детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

         

         Прогулка - наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических

         упражнений. При планировании этой формы двигательной активности я

       обычно учитываю общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий

        по физической культуре включаю игры и упражнения средней и низкой

        интенсивности в конце прогулки. В другие дни - 1-2 подвижные игры и 1-2

        физических упражнения с более интенсивной нагрузкой. Формы организации

        подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от

        характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных

        особенностей детей. Кстати, последние я учитываю во всех формах

        двигательной активности.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимодействие с семьёй. Работа осуществляется на родительских собраниях, где обсуждаются проблемы правильной организации жизни детей дома и в дошкольном учреждении; на индивидуальных встречах-консультациях родителей с педагогами; на совместных музыкальных и спортивных праздниках.

Родители часто выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя.

Для родителей оформляем в "Уголке здоровья" рекомендации, советы:

-  предлагаем папки - передвижки;

-  приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;

-  проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внедрения лыжной подготовки в практику дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Сообщение из опыта работы на методическом объединении для инструкторов по физкультуре по теме "Система внедрения лыжной подготовки в дошкольном образоватедльном учреждении"...

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» из опыта работы

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»Белашова Татьяна Анатольевна Воспитатель первой младшей группы Цель: содействовать...

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Система экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения Из опыта работы

      Актуальность педагогического опыта экологического воспитания  дошкольников состоит в том, что в настоящее время продолжается  интенсивно развиваться методика экол...

Формирование этнокультурной компетенции у детей в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)

В статье описан опыт работы дошкольных групп МОБУ "Сенькинская средняя общеобразовательная школа"" по этнокультурному воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Раскрыт опыт с...

Создание современного имиджа дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Раскрываются особенности формирования имиджа образовательного учреждения на примере МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области...

Статья «Физическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ...