ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ
консультация по физкультуре на тему

Александровская Юлия Анатольевна

В помощь воспитателям для организации двигательной активности детей на прогулке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dvigatelnoy_deyatelnosti_detey_na_progulke.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

Длительное пребывание детей на свежем воздухе во все времена года чрезвычайно полезно. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной, разносторонней и интересной двигательной деятельностью. Разнообразные движения на свежем воздухе способствуют обогащению крови кислородом, тренировке сердечнососудистой и дыхательной систем, активизации процесса обмена и закаливанию организма. Участвуя в играх, выполняя различные физические упражнения, дети обогащаются новыми представлениями и знаниями об окружающей действительности.

На прогулке детям предоставляются большие возможности для закрепления и совершенствования двигательных умений, для удовлетворения потребности в движениях. Однако не все дети одинаково активны и не все могут самостоятельно выбрать себе занятие. Поэтому требуется чёткое продумывание методики проведения подвижных игр, упражнений на прогулке. Самостоятельная двигательная деятельность детей ещё однообразна: малоактивные дети бродят по площадке, сидят на скамейках, наблюдают за играми сверстников; подвижные ребята бегают по участку друг за другом.

Большинство девочек предпочитают сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Магазин». Они катают своих кукол в колясках, пекут пироги из снега или песка и т.д. Все действия происходят главным образом на скамейках. Игровые группировки, как правило, состоят из 2-5 человек.

Наблюдения за реальными взаимоотношениями детей в игровых ситуациях показали, что для самостоятельного проведения игр, кроме знания правил, дошкольникам необходимо приобрести много разнообразных умений: находить партнёров, договариваться, в какую игру играть, выбирать ведущего, подавать команды, следить за выполнением правил и т.д. Следовательно, при организации игр дети нуждаются в руководстве воспитателя. Педагог должен в случае необходимости помочь выбрать игру, раскрыть её содержание, распределить роли и т.д. В каждом конкретном случае воспитателю следует самому определить степень своего участия в игре.

Важным условием для успешной организации самостоятельной подвижной игры является выбор партнёров. Чтобы у детей не возникали споры из-за того, кто будет водящим, ловишкой, нужно научить их простым считалкам, с помощью которых можно легко и быстро выбрать водящего. Например:

  1. Рано-рано мы встаём,                            

  Громко сторожа зовём.

  Сторож-сторож, поскорей

  Выходи кормить зверей.

  1. Белки зайцев угощали,

Им морковку подавали,

Все орешки сами съели

И тебе водить велели.

  1. Пчёлы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчёлы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Для развёртывания игровой деятельности педагог должен позаботиться о выносном материале (обручах, скакалках, мячах, и др.). Ранней весной и поздней осенью, когда на участке ещё сыро, организовать игры можно на асфальтовых дорожках или веранде. Небольшая площадь позволяет объединять группы детей не более 5-10 человек.

Игры для старших дошкольников:

«Всадники». На земле чертят круг, выбирают водящего, дают ему лоскуток. Все становятся в круг и, хлопая в ладоши, начинают бегать по кругу, изображая всадников. Водящий неожиданно бросает в центр круга лоскуток. Состязание выигрывает тот, кто первым подхватит лоскуток на лету.

«Физкультурники» (1 вариант). Воспитатель берёт на себя роль ведущего. Дети ходят в колонне по одному друг за другом. По сигналу ведущего (удар в бубен) они разбегаются врассыпную и по следующему сигналу группируются в два звена (по 3-5 человек). У каждого ребёнка в руках мяч. Ведущий называет и показывает различные упражнения, дети повторяют их:

  1. Поднять мяч вперёд, повернуться вправо, стать прямо, опустить мяч.
  2. Поднять мяч вперёд, повернуться влево, стать прямо, опустить мяч.
  3. Поднять мяч вверх, посмотреть на него, опустить мяч.
  4. Прыжки с мячом на месте.

Игра заканчивается ходьбой в колонне друг за другом.

«Физкультурники» (2 вариант). Воспитатель берёт на себя роль ведущего. Дети разбиваются на 2 звена и становятся друг против друга: у каждого в руках мяч. На слова ведущего все выполняют различные движения.

Слова ведущего

Движения детей

1

Бросай – поймай.

Бросай – поймай.

Бросай – поймай.

Бросай – поймай!

Подбрасывают мяч вверх и ловят его.

Повторяют четыре раза.

2

Об пол – и в руки.

Об пол – и в руки.

Об пол – и в руки.

Об пол – и в руки!

Ударяют мяч об пол и ловят его. Повторяют четыре раза.

3

Катай – поднимай.

Катай – поднимай.

Катай – поднимай.

Катай – поднимай!

Приседают и перекатывают мяч напротив стоящему, толкая его правой рукой; ребёнок, получив мяч, встаёт и поднимает его вверх двумя руками.

4

Беги и бросай,

Упасть не давай.

Беги и бросай,

Упасть не давай.

Упасть не давай.

Упасть не давай!

Становятся друг за другом и бегут, подбрасывая и ловя мяч: одна колонна – вправо, другая – влево; на середине дети объединяются в пары и продолжают бежать; останавливаются, кладут мячи на пол, хлопают в ладоши и говорят: «Всё!». Затем берут мячи и убегают.

«Успей поймать». Дети становятся в круг, водящий в середине. Играющие перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую; тот, кто стоит в середине, должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если это удастся сделать, ведущий становится в круг, а в середину идёт тот, кто бросал мяч.

«Бой петухов». Играющие прыгают на одной ноге и, толкая друг друга правым либо левым плечом, стараются вывести из равновесия друг друга. Руки лежат на поясе, можно держаться одной рукой за носок согнутой ноги. Толкаться руками не разрешается. Проигрывает тот, кто коснётся земли второй ногой. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной ноге.

«Кто быстрей?». Дети встают спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги ставят врозь. Затем кладут между ногами верёвку или ленту. По счёту «Раз, два, три!» надо быстро наклониться вперёд, стараясь выдернуть верёвку в свою сторону. Кому это удастся сделать, тот и побеждает.

«Середина!». К ленте (длина 2-3 м) с обеих сторон прикреплены палочки, середина ленты отмечена цветной тесьмой. Двое детей, взявшись руками за концы палочек, встают лицом друг к другу и, расходясь, растягивают ленту. Нужно быстро намотать свой конец ленты на палочку. Кому это удастся сделать первым, тот говорит: «Середина!» и выигрывает.

«Угадай, кто это сделал». Выбирается водящий. Держа одну руку за спиной ладонью вверх, он становится спиной к играющим, которые располагаются вокруг него полукругом. По уговору кто-либо из играющих незаметно подходит к водящему, дотрагивается до его руки и быстро возвращается на своё место. Как только водящий почувствует прикосновение, он начинает вслух считать до  рёх, затем поворачивается к играющим и старается угадать (по выражению лица, движению, положению тела и другим приметам) кто к нему подходил. Если угадывает, то меняется с этим игроком местами, если нет, игра продолжается с тем же ведущим.

Старшим дошкольникам можно предложить поупражняться на веранде с шариком и ракеткой, на сухих дорожках попрыгать через скакалку, поиграть в классы.

Для упражнений в беге и прыжках можно предложить разнообразные задания:

- пробежать «змейкой» между расставленными предметами, неся на вытянутой руке мяч;

- пробежать по дорожке, ударяя мяч о землю;

- пробежать под вращающейся большой скакалкой;

- прыгать на правой и левой ноге и т.д.

Правильное руководство будет способствовать обогащению игрового опыта детей, активизации их двигательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация двигательной деятельности детей на прогулке План-конспект досуга в компенсирующей группе «В гости к Зимушке-Зиме»

Двигательная деятельность детей на прогулке имеет огромное значение для их физического, психического и эмоционального развития. Зимняя прогулка проведенная в форме досуга "В гости к Зимушке-Зиме" инте...

Организация двигательной деятельности детей на прогулке План-конспект досуга в компенсирующей группе «В гости к Зимушке-Зиме»

Двигательная деятельность детей на прогулке имеет огромное значение для их физического, психического и эмоционального развития. Зимняя прогулка проведенная в форме досуга "В гости к Зимушке-Зиме" инте...

Организация двигательной деятельности детей на прогулке

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей....

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ

Развитие двигательной активности у дошкольников...

Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ.  В физической культуре дошкольников традиционно все упражнения делятся на четыре группы: гимнасти...