ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Корунная Екатерина Николаевна

Взаимодействие ДОУ и семьи в области физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основой формирования физической культуры человека является дошкольный возраст. Н.А.Андреева указывает, что одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей.

Вопросами взаимодействия детского сада и семьи занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всехэтапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Целью привлечения родителей к физическому воспитанию детей является формирование у них «педагогической компетенции» т.е. способности понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка (Т.А. Куликова)

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Развитие такого взаимодействия возможно через организацию следующих форм работы:

день открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с соблюдением режимных моментов, соблюдение осанки. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или старший воспитатель беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы;

беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

консультации, обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в сохранении осанки. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны.

семинары-практикумы,родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность ознакомится с комплексом ОРУ для укрепления мышц спины.

родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи по сохранению осанки ребенка. На общее собрание можно пригласить врача или представителя методической службы города. Предусматриваются выступления родителей;

круглый столпо проблеме физического развития дошкольников. В нем принимают участие старший воспитатель, психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Участники свободно общаются друг с другом. Темами подобных заседаний могут быть такие, как «Развитие осанки у дошкольников» и др. Такие заседания можно провести в каждой возрастной группе, ставя акценты на задачах программы, по которой работает ДОУ. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь можно показать родителям открытое (или видеозаписи) занятие с детьми, организовывать выставку литературы для детей и родителей по проблеме. Предлагается раскрыть родителям сущность обучения дошкольников, его специфику, которая заключается в использовании игровых приемов. В качестве наглядности хорошо открытое занятие для родителей с детьми или же видеоматериалы фрагментов занятий по физкультуре, следует обратить внимание на дидактический материал, методы обучения детей, сюрпризные моменты на занятиях и т.д.;

дискуссия по проблеме, например, сохранение осанки у детей в домашних условиях. Такую дискуссию хорошо провести с родителями подготовительной группы, заранее пригласив специалистов: учителей начальных классов, психолога, воспитателей подготовительной группы. Можно использовать такие методы, как постановка спорных вопросов, ознакомление родителей с результатами занятий детей по физкультуре, предоставление слова специалистам, анализ педагогических ситуаций;

устные журналы, состоят из 3-6 страниц, по длительности каждая занимает от 5-10 минут, таким образом, общая продолжительность составляет 40 минут. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками поделок, рисунков, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. Эта форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети» и др.; рубрики наполняются педагогическим содержанием по теме. Например, советы может дать психолог, физиолог, врач, и другие специалисты. В «Устном журнале» освещаются актуальные проблемы физического развития ребенка. Главное - сделать эти встречи неформальными, а заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, не увлекаться теорией вопроса, а преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт;

  • наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок - передвижек, материала на стендах, фотовыставки и др. Например, можно подготовить для родителей в письменном виде показатели физического развития детей по возрастам или предложить наглядный материал, на формирование осанки, внимания, а также варианты проведения дидактических игр с детьми;
  • брифинг, встреча, на которой вкратце излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Может проводиться старшим воспитателем, воспитателем группы или специалистом, который заранее готовиться к ответу на вопросы по определенной теме. Позволяет максимально активизировать родителей. Две команды, одна задает вопросы - другая отвечает; организатор задает вопросы - родители отвечают;
  • родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о осанке детей", "Роль семьи в воспитании ребенка");
  • семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей;
  • библиотека специальной литературы - значительное подспорье в работе клубов по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок;
  • «Родительская почта» и «Телефон доверия» - нетрадиционные формы общения с семьей. Учитывается занятость родителей. Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
  • библиотека игр (игротека) - нетрадиционная форма взаимодействия с семьей. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.
  • кружок «Очумелые ручки» - привлекает бабушек. Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.

Таким образом, совместная работа дошкольного образовательного учреждения и семьи  способствует формированию двигательных навыков, освоению специальных знаний в области физической культуры, а также применению их в своей двигательной деятельности.

Литература

Андреева Н.А.Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" http://www.mgpu.ru/index.php

Физическоевоспитание и развитие дошкольников : учебпособ. для студ. сред.пед. учеб. заведений / [С. О. Филиппова Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.] ; под ред. С. О. Филипповой. - 2-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Ака демия», 2010. - 224 с.

http://www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/dou%2078/16.htm - Образовательный портал города Мурманска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Народная мудрость гласит: “Здоровье всему голова”, “Здоровью цены нет”. Вырастит...

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в области физического развития.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в области физического развития....

Физическое развитии дошкольников при взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Актуальность данной программы связана с необходимостью оказания педагогической помощи родителям в физическом воспитании детей.   Воспитание здорового ребенка является основной...