Программа "Игры народов Севера"
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Петрова Светлана Владимировна

Программа дополнительной образовательной направленности "Игры народов Севера". Автор разработчик - Петрова С.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_igry_narodov_severa.docx237.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 46

«КОТ В САПОГАХ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета №1

Протокол №1 от 27.08.2015г.

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МБДОУ ДСКВ №46

«Кот в сапогах»

___________ Г.Н. Федотова

приказ от 27.08.2015 №139

ПРОГРАММА

дополнительной  образовательной деятельности

физкультурно-оздоровительной направленности

 для детей старшего дошкольного возраста:

«Игры народов Севера»

Составитель: Петрова С.В.                            

воспитатель

2015г.

 ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт программы                                                                                          

3

1.

Пояснительная записка                                                                                

5

1.1.

Цели и задачи Программы                                                                            

5

1.2.

Планируемые результаты                                                                            

5

1.3

Объем образовательной нагрузки                                                                

6

2.

Содержание Программы «Игры народов Севера»

6

3.

Организационно-педагогические условия                                               

33

3.1.

Учебный план                                                                                              

33

3.2.

Расписание занятий                                                                                    

33

3.3.

Программно-методическое обеспечение                                                    

34

3.4.

Материально-техническое обеспечение                                                    

34

4.

Мониторинг

35

Список литературы                                                                                          

37

Приложения  

38

ПАСПОРТ РОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа дополнительной образовательной услуги физкультурно-оздоровительной направленности для детей старшего дошкольного возраста

Основание для разработки Программы

- Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 «Об утверждении «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013г.;

- ФГОС ДО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013  № 1155);

-Адаптированная образовательная программа дошкольного образования.

- Программа физкультурно-оздоровительной направленности: Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера».

Заказчик Программы

МАДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» родители  (законные представители) воспитанников

Составитель Программы

Петрова С.В., воспитатель без квалификационной категории

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста 6-8 лет, 18 человек

Срок реализации Программы

1 год (сентябрь 2015г. – май 2016г.)

Цель Программы

Содействие оптимальному психофизическому развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня здоровья, требований социализации через приобщение к подвижным играм, содержащим национально-региональный компонент.

Задачи Программы

1. Формировать представления о традициях подвижных игр, национальном фольклоре народов Севера.

2. Учить действовать в соответствии с правилами в изменяющейся игровой ситуации.

3. Развивать базовые двигательные качества.                                                                                                                                                            

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией МАДОУ ДС№ 46 «Кот в сапогах» и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

  • итоговое мероприятие: физкультурный праздник «Медвежьи пляски»
  • фотовыставка;
  • слайдовые презентации;
  • отчет о реализации Программы.

Механизм реализации Программы

Администрация ДОУ:

- анализирует ход выполнения мероприятий по реализации программы

- вносит предложения и корректировки

- осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение реализации программы

Краткое содержание Программы

Практика показывает, что внедрение национально-регионального компонента в образовательный процесс повышает его уровень, способствует установлению прочных связей с коренным народом, обогащает духовные и социальные качества детей. Игры народов Севера способствуют укреплению здоровья, повышению физической подготовленности, здоровьесбережению.

Пояснительная записка

К числу потребностей человека, обусловленных природой, относится и потребность человека в тренировке мышц и внутренних органов. Потребность получения внешней информации оснащенной положительной эмоциональной окраской, выливается у детей  в игру, позволяющую лучше познать себя и окружающий мир. Играя, дети тренируют себя физически и обогащаются новыми представлениями и поэтому интерес ребенка к игровой деятельности постоянен. Климатические условия нашего региона представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении их воздействия на организм человека, особенно детский. Низкая температура воздуха в течении года, сопровождаемая сильным ветром провоцирует частые переохлаждения  у детей, что способствует простудным заболеваниям. Кроме того низкая температура ограничивает двигательную активность детей, которая так необходима для нормального функционирования и развития детского организма. Именно поэтому подвижная игра является важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Организация игровой деятельности с использованием игр народов Севера, будет способствовать формированию интереса к традициям и культуре народов Севера. Дети узнают, что особенности быта и труда людей зависят от природно-климатических условий их проживания на Севере. В регионе распространенно оленеводство, охота, рыболовство и все это находит отражение в подвижных играх, таких как: «Прыжки через нарты», «Прыжок белки», «Медвежьи пляски», «Северное сияние и др.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

1.1. Цели и задачи Программы

Целью программы содействие оптимальному психофизическому развитию детей с учетом их индивидуальных особенностей, уровня здоровья, требований социализации через приобщение к подвижным играм, содержащим национально-региональный компонент.

Задачи:

1. Формировать представления о традициях подвижных игр, национальном фольклоре народов Севера.

2. Учить действовать в соответствии с правилами в изменяющейся игровой ситуации.

3. Развивать базовые двигательные качества.                                                                                                                                                            

1.2. Планируемые результаты

В ходе реализации программы:

         - у детей сформируются представления о традициях подвижных игр, национальном фольклоре народов Севера.

- дети научатся действовать в соответствии с правилами в изменяющейся игровой ситуации.

- у детей будут развиты базовые двигательные качества.                                                                                                                                                            

 

1.3. Объем образовательной нагрузки

Программа рассчитана на 1 учебный год (с сентября по май).

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Количество детей в группе - 18 человек.

2. Содержание Программы «Игры народов Севера»

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

Вводная

диагностика

Познакомить детей с культурой и бытом народов Севера

Электронная презентация, рассказ о этносе народов Севера. Чтение народного фольклора»

2

Посещение этнографического  музея «Быт и промыслы народов ХМАО»

Развивать интерес у детей к культуре и быту народов Севера

Рассматривание музейных экспонатов, слушание рассказа экскурсовода.

3

Подвижная игра:      «Волк и олени»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

   Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Подвижная игра: «Олени и пастухи»

Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута/

4

Подвижная игра: «Ловля оленей»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

Подвижная игра: «Куропатки и охотники»

Упражнять детей в беге учить реагировать по сигналу.

Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

5

Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз

Учить детей реагировать по сигналу, соотносить действия  с  текстом

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять двиАея можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. Д.

Подвижная игра: «Ручейки и озера»

Бегать друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей коАе). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

6

Подвижная игра: «Смелые ребята»

Учить бегать только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Не ловить за шнуром.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. Д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я  посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

-  Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Подвижная игра: «Нарты-сани»

Учить бегать от черты до черты по сигналу «Беги!»..

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

7

Подвижная игра: «Отбивка оленей»

Тренировать в бросание мяча, развивать меткость.

Группа   играющих   находится  внутри   очерченного   круга.   Выбираются   три   пастуха, они   за   кругом — это   олени.   По   сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень,   в   которого   попал   мяч,   считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Подвижная игра: «Полярная сова и евражки»

Учить детей быстро реагировать на смену ударов

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

8

Подвижная игра: «Бег в снегоступах»

Тренировать в беге с препятствием

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

Подвижная игра: «Оленьи упряжки»

Учить преодолевать в препятствия, развивать бег и силу.

Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

9

Подвижная игра: «Важенка и оленята»

.

Учить выполнять движения в соответствие с текстом

На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят.  Волк сидит за  сопкой   (на другом конце площадки).

На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята,

Объясняет каждому

Все, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.  

Терпеливо слушая

Наставления мамины

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила   игры.   Движения  выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Подвижная игра: «На новое стойбище»

Учить выполнять действия в  соответствие с сигналом

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов – тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

10

Подвижная игра: «Перетягивание каната»

Учить перетягивать канат по сигналу

На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеАея.

Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.

Подвижная игра: «Белый шаман»

Развивать воображение

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

11

Подвижная игра: «Солнце»

Развивать воображение

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Подвижная игра: «Рыбаки»

Учить выполнять движения правильно

Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.

Правила игры. Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.

12

Подвижная игра: «Ледяные палочки» (Сюлы)

Развивать дальность броска

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

Подвижная игра: «Тройной прыжок»

Развивать навыки прыжков в Ае.

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. Д. мест заняли участники каждого звена.

13

Подвижная игра: «Ловкий оленевод»

Учить бросать мяч с заданного расстояния

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Подвижная игра: «Охота на куропаток»

Учить бегать по сигналу

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. П.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят  в  сторону  и  выбывают  на  время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

14

Подвижная игра: «Успей поймать!»

Учить передавать мяч не касаясь друг друга

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя Асаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

Подвижная игра: «Солнце» (Хейро)

Учить бегать в соответствие с правилами игры

Играющие становятся вкруг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперёд – назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встаёт и выпрямляется (вытягивают руки в стороны)

Правила игры. Все игроки должны увёртываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.

15

Подвижная игра: «Каюр и собаки».

Продолжать учить бегать по сигналу

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

Подвижная игра: «Берегись охотника». 

Развитие скорости, быстроту реакции, выносливость, координацию движений. 

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. У одного из игроков в руках хвост лисы или песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом, но сделать это непросто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока с хвостом, они меняются ролями. В конце игры определяют игрока, который ни разу не был водящим. 

16

Подвижная игра: «Бег с капканом» 

Развитие быстроты, силы ног. 

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

Подвижная игра: «Быстрый олень» 

Развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости 

 Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. Чертится круг и от него на расстоянии 9-12 метров контрольная линия. По команде все участники двигаются в обход по начерченному кругу. По команде «шаг оленя» все участники идут по кругу, высоко поднимая бедро. По команде «поворот» происходит поворот кругом, и продолжается движение в противоположном направлении. По команде «рысь» участники бегут по кругу с захлестыванием голени назад. По команде « на свои места» участники выполняют многоскоки (бег, прыжки) за контрольную линию. Игрок, пересекший контрольную линию последним, выбывает из игры.  Загадка: Сто пастбищ с жуками. (След пробежавших оленей). 

17

Подвижная игра: «Звери и птицы» 

Развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. 

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы. 
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. 

Подвижная игра: «Звери и птицы» 

Развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. 

Игра проводится в зимнее время года, количество игроков не ограничено. Перед игрой следует предупредить игроков, что необходимо, как можно точнее скопировать движение животного или птицы. Ведущий называет птицу «утка», игроки разводят руки в стороны и плавно машут ими, словно крыльями. Зверь «заяц», игроки выполняют прыжки в приседе и т.д. Победителем становится тот, кто более точно скопирует движение зверя или птицы. 
Цель: развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей. 

18

Подвижная игра: «Куропатки и ягодки» 

Развитие быстроты, ловкости, координации движений, внимание. 

Игра проводиться в любое время года. Количество участников не ограничено. Взявшись за руки, участники образует круг. Это будет клетка. Внутри клетки 6-8 ягод, а снаружи 2 куропатки. Клетка движется по кругу вправо или влево (подскоками, приставными шагами, лёгким бегом). По свистку клетка останавливается и открывает свои дверцы (поднятые руки вверх). Куропатки свободно вбегают в клетку стараясь поймать ягодку, (пойманную ягодку отводят в своё гнездо). Победителем становится та куропатка, которая поймала больше ягодок.

Подвижная игра: «Снежный лабиринт» 

Развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

19

Подвижная игра: «Ястреб и утки»

Выполнять действия в соответствие со словами

На земле в противоположных концах площадки очерчиваются два озера, на которых плавают утки (шилохвосты, чирки, нырки). Расстояние между озерами определяется самими играющими. Ястребы (один, два и более – в зависимости от количества играющих) выбираются или назначаются детьми. Им определяется место между озерами, но не по прямой между ними, чтобы поле оставалось свободное для перелета. Играющие разделяются на три группы уток: шилохвосты, чирки и нырки, но так, чтобы в каждой группе было примерно равное количество. На одном озере располагается одна группа (скажем, шилохвосты), на другом – две группы (чирки и нырки). По сигналу начинается перелет уток с одного озера на другое, причем перелет начинается с озера, где находятся две группы, например сначала чирки перелетают к шилохвостам, затем шилохвосты перелетают к ныркам, а потом перелетают нырки, так чтобы на одном озере находилось одновременно не более двух групп.Во время перелета ястребы пятнают уток. Игра сопровождается куплетами стихов (дразнилками) для ястребов и уток, например:

Чирки. Я чирушка-свистунок,

Голосок мой как звонок,

Нет, бедняжка ястребок, -

Не поймать меня, дружок!

Ястреб Нет, поймаю я тебя, Не надейся на себя

Шилохвосты. Я – известный шилохвост,

Сила есть и большой рост.

А бедняжки ястребка

Не страшусь я никогда.

Ястреб. Поймаю, проглочу,

Проглочу, поймаю!

Нырки. Быстро летающую

Нырку-утку Тебе не поймать,

Тебе не поймать.

Ястреб. Поймаю, поймаю,

Проглочу, проглочу!

Правила игры. Определившиеся в одну из групп утки не могут менять свое название. Пойманные ястребами утки временно выбывают из игры. Ястреб не ловит уток на озере.

Подвижная игра: «Стрельба в цель».

Развивать меткость

Берется картонный диск диаметром 20 – 25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3 – 5 м от него ставится шест (или круглая тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз обежать с мячом и бросить его в диск (цель).Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав вокруг шеста или тумбочки большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча. Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обойти круг. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

20

Подвижная игра      «Волк и олени»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

   Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

Подвижная игра      «Волк и олени»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

   Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

21

Подвижная игра: «Охота на волка»

Учить кидать мяч в цель с заданного расстояния

Охотник встает в 4—5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.

Правила игры. Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.

Подвижная игра: «Успей поймать!»

Учить передавать мяч не касаясь друг друга

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя Асаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

22

Подвижная игра: «Тройной прыжок»

Развивать навыки прыжков в длину.

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. Д. мест заняли участники каждого звена.

Подвижная игра: «Каюр и собаки».

Продолжать учить бегать по сигналу

На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них – собаки, третий – каюр. Каюр берёт за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного края шнура до другого.

Правила игры: Бежать можно только по сигналу. Выигрывает только та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия

23

Подвижная игра: «Ловкий оленевод»

Учить бросать мяч с заданного расстояния

В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4 м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.

Правила игры. Бросать мяч можно только с условного расстояния.

Подвижная игра: «Здравствуй, догони!»

Учить «здороваться»  только правой рукой. Говорить «Догони» за чертой от игрока-партнера.

Игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся на расстояние десяти больших шагов от шнура. Встают за шнур — это дома. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: «Здравствуй!» Ребенок-хозяин отвечает: «Здравствуй!» Гость говорит: «Догони!» —  и бежит в свой дом, хозяин его догоняет до черты. Дети по очереди ходят, друг к другу в гости.

Правила игры. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. Д.

24

Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Учить детей реагировать по сигналу, соотносить действия  с  текстом

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять двиАея можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. Д.

Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Учить детей реагировать по сигналу, соотносить действия  с  текстом

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные  льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

 Дзинь, дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь  до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг — большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

 Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять двиАея можно только по сигналу «Ветер!» пли «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. Д.

25

Подвижная игра: «Ручейки и озера»

Бегать друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей коАе). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Подвижная игра: «Бег с капканом» 

Развитие быстроты, силы ног. 

Игра проводится в любое время года, количество игроков не ограничено. В игре принимают участие 2-3 команды. К правой и левой ноге каждого бегуна привязывают мячи (резиновые мячи в сетках). Это и будут «капканы». По команде ведущего игроки бегут до ориентира, обегают его и бегут обратно, передают эстафету. Побеждает та команда, которая первая справится с заданием.

26

Подвижная игра: «Отбивка оленей»

Тренировать в бросание мяча, развивать меткость.

Группа   играющих   находится  внутри   очерченного   круга.   Выбираются   три   пастуха, они   за   кругом — это   олени.   По   сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень,   в   которого   попал   мяч,   считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей. Правила игры. Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять надо с места в подвижную цель.

Подвижная игра: «Ледяные палочки» (Сюлы)

Развивать дальность броска

Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.

Правила игры. Сюлы должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит палочку. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.

27

Подвижная игра: «Солнце»

Развивать воображение

Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:

Нянь-нянь (хлеб),

Кежи-кежи (нож).

Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуются две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.

Правила игры. Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.

Подвижная игра: «Охота на куропаток»

Учить бегать по сигналу

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки — тундры, где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. П.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника.

Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят  в  сторону  и  выбывают  на  время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.

Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

28

Подвижная игра: «Белый шаман»

Развивать воображение

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Подвижная игра: «Олени и пастухи»

Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута/

29

Подвижная игра: «Олени и пастухи»

Учить соблюдать правила игры, развивать ловкость

Все игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.

Правила игры. Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута/

Подвижная игра: «Ловля оленей»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

Играющие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.

Правила игры. Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.

30

Подвижная игра: «Прыжки на одной ноге»

Способствовать выработке прыгучести, прыжковой выносливости, ловкости.

Все участники становятся на лини и старта, принимают исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем.

Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки»

Развивать бег, ловкость. Учить играть соблюдая правила

Па полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей — рыбаков,   остальные   игроки — рыбки.   Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.

Правила игры. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

31

Подвижная игра: «Смелые ребята»

Учить бегать только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Не ловить за шнуром.

Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. Д. (Дети отвечают.)

- Вы смелые ребята?

- Смелые!

- Я  посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый?

-  Я! Я!..

- Бегите!

Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Подвижная игра: «Волк и жеребята»

Играть в соответствие с правилами

Из группы играющих выбираются волк, две-три лошади, а остальные дети изображают жеребят. Лошадки огораживают чертою поле – пастбище, на котором пасутся жеребята. Лошадки охраняют их, чтобы они не ушли далеко от табуна, так как там бродит волк. Определяют (и тоже очерчивают) место волку. Все становятся на свои места, и игра начинается. Пасущиеся лошадки распростертыми руками сгоняют в табун резвящихся и старающихся убежать из пастбища жеребят. Но за линию лошадки не выходят. Волк ловит жеребят, убегающих от табуна за линию. Пойманные волком жеребята выходят из игры и сидят (или стоят) в определенном месте, куда их приведет волк. Правила игры. Волк ловит жеребят только за пределами пастбища.

32

Подвижная игра: «Нарты-сани»

Учить бегать от черты до черты по сигналу «Беги!»..

Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1 м. Нарты-сани имеют длину 1 м, ширину 30—40 см, высоту 20 см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.

Правила игры. Бежать надо от черты до черты по сигналу «Беги!». Сначала ставят двое нарт (саней), затем можно добавить еще двое.

Подвижная игра: «Бег в снегоступах»

Тренировать в беге с препятствием

Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов.

По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.

Правила игры. Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.

33

Подвижная игра: «Успей поймать!»

Учить передавать мяч не касаясь друг друга

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя Асаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

Подвижная игра: «Успей поймать!»

Учить передавать мяч не касаясь друг друга

На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.

Правила игры. Передавая мяч, нельзя Асаться руками игрока и долго задерживать мяч в руках.    

34

Подвижная игра: «На новое стойбище»

Учить выполнять действия в  соответствие с сигналом

Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новые стойбища». После этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов – тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построиться в прежней последовательности.

Правила игры. Начинать движения надо в соответствии с сигналом. Санный поезд должен двигаться упорядоченно (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.

Подвижная игра      «Волк и олени»

Развивать бег, ловкость. Учить реагировать по сигналу.

   Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

35

Подвижная игра: «Полярная сова и евражки»

Учить детей быстро реагировать на смену ударов

Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.

Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.

Правила игры. Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Подвижная игра: «Снежный лабиринт» 

Развитие координационных движений и скоростно-силовых способностей.

Дети надевают на ноги модели снегоступов, на спину охотничьи рюкзаки и идут между сугробами (кубы разных размеров) до стойки и так возвращаются обратно. Побеждает команда, первой закончившая эстафету 

36

Итоговое мероприятие:

Физкультурный праздник «Медвежьи пляски»

.

Систематизировать знания детей о играх Народов Севера. Уточнить представления о культуре , быте и и праздниках Народов Севера. Формировать у детей здоровый образ жизни. Развивать ловкость, быстроту, силу. Формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.

Содержание см. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Итоговая диагностика:

Уточнить уровень овладения детьми программой «Игры народов Севера»

3. Организационно-педагогические условия

3.1. Учебный план

п/п

Наименование услуги

Количество занятий в неделю/месяц

Количество часов в неделю/месяц

Форма проведения

1.

Проведение занятия по приобщению детей к играм народов Севера

1/4

30/120

Итого в год:

36

1080

3.2 Расписание занятий

Неделя месяца

Дни недели

Время

I-II-III-IV

Среда

11.00-11.30

3.3. Календарный учебный график

Игры

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

На формирование ловкости

1

1

1

1

1

1

На формирование выносливости

1

1

1

1

1

1

На формирование быстроты

1

1

1

1

1

На формирование силы

1

1

1

1

С элементами ходьбы

1

1

С элементами бега

1

1

1

С элементами лазания

1

1

С элементами прыжков

1

1

1

С элементами метания

1

1

1

1

1

1

Итого:

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3.4. Программно-методическое обеспечение.

Наименование услуги

Название программы

На основании какой программы разработана

Проведение занятия по приобщению детей к играм народов Севера

«Игры народов Севера»

Программа разработана на основе программы физкультурно-оздоровительной направленности : Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера».

3.5. Материально-техническое обеспечение.

Организация занятий осуществляется на улице на участке группы № 5, а так же на спортивном уличном участке, воспитателем, имеющим высшее педагогическое образование.

Для реализации Программы в группе оборудована развивающая среда, оптимизация которой нацелена на организацию двигательной и познавательной активности, в результате которой совершенствуются двигательные умения  и навыки, повышается эмоциональное состояние, формируется социально-коммуникативная сфера. Для этих целей в группе созданы:

  1. Мини-музей «Культура и быт народов Севера»
  2. Спортивный уголок (содержит необходимый инвентарь для организации подвижных игр в спортивном зале и на улице).
  3. Электронная копилка презентаций и фильмов о культуре и быте народов ХМАО
  4. Аудиобиблиотека музыкального фольклора народов Севера.
  5. Литература: Сказки и былина народов Севера.

4. Мониторинг

Диагностика уровней развития детей по программе: «Игры народов Севера» осуществляется по следующим критериям:

1.Знает несколько подвижных игр.

2.Знает и выполняет правила в игре.

3.Знает несколько считалок, дразнилок, потешек, пословиц.

4.Имеет представления о культуре и быте «Народов Севера».

5.Умеет совместно играть.

6.Знает несколько способов распределения ролей (считалки, жеребьёвка, певалки и т.д.)

7.Умеет самостоятельно использовать спортивно-игровое оборудование.

8.Знает народные праздники, обычаи.

Каждый критерий оценивается отдельно. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Исключение составляет 1, 3, 6 пункт:

 3 балла –  ребенок называет 4 и более подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.

2 балла - ребенок называет 2 - 3 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.

1 балл -  ребенок называет 1 подвижные игры, малых форм фольклора, способа распределения ролей.


Протокол обследования уровней развития по Программе «Игры народов Севера».

п/п

Фамилия имя

ребенка

Знает несколько подвижных игр.

Знает и выполняет правила в игре.

Знает несколько считалок, дразнилок, потешек, пословиц.

Имеет представление о культуре и быте «Народов севера»

Умеет совместно играть

Знает несколько способов распределения ролей (считалки, жеребьёвка, певалки и т.д.)

Умеет самостоятельно использовать спортивно-игровое оборудование

Знает народные праздники, обычаи

с

м

с

м

м

с

м

с

м

с

м

с

м

с

м

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18


Список литературы:

1. «Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений «Играют взрослые и дети» Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2006.

2. «Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей» Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2004.

3. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.

4. Газета «Заполярный вестник» От 18.11. 2003.

5. Журналы «Северные просторы», №1, 3-4, 2003, № 3-2, 2001., № 6 1987.

№ 2 1989

6. Журналы «Факел Таймыра», № 18,2000, № 11 2001, № 14 2004

7. Национальные виды спорта. Красноярск, 1981. 123 с.

Приложение 1

АНКЕТА

Уважаемые родители! Просим вас полно и искренне ответить на вопросы нашей анкеты, которые помогут ближе узнать вашего ребёнка и найти новые приёмы для его развития.

1.Как Вы считаете, влияет ли подвижная  подвижная игра ан развитие ребенка ?

__________________________________________________________________

2.Как часто и в какие игры играет Ваш ребёнок?

__________________________________________________________________              

__________________________________________________________________

4.Какие трудности испытываете при проведении игры?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что знает Ваш ребенок о культуре и быте народов Севера ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Читаете ли Вы своим детям сказки народов Севера?

7.Если да, то укажите с какими сказками народов ХМАО знаком Ваш ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Хотели бы Вы, чтобы ребенок познакомился с культурой и бытом народов Севера по средствам подвижных игр?

___________________________________________________


Приложение 2

Сценарий мероприятия: «Медвежий праздник»

Цель: Формирование  целостного представления об исторических, культурных, духовных процессах в жизни общества и человека в их единстве и многообразии. Воспитание любви к своему краю.

Наглядность: чум, священные нарты, медвежья голова, украшенная по хантыйским обычаям.

Оборудование: Музыкальный центр, проектор, экран,  диск с песнями и музыкой для танца.

Фонограмма: звуки природы.

Предшествующая работа:

Беседа с воспитанниками о проведении у них в семье обрядовых действий в связи с добычей медведя. Подготовка танцев. Разучивание стихов. Подготовка сценок.

Ход мероприятия

Чтение стихотворения (голос за кадром под хантыйскую мелодию).

В нашем крае живут замечательные люди: ханты и манси.

Всех людей мы называем ханты.

Ханты- это русский, ненец и узбек.

Потому что это слово «ханты»-

В переводе значит человек.

 Ведущий 1.

Для народа ханты природа имеет огромное значение. Она дарит им жизнь. У каждого из нас три матери: первая – это мама, вторая- это Родина, третья- это природа.

Природа и лес - это понятие единое.

Хозяином леса является медведь. Медведь в миропонимании ханты – это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда-то в детстве медведь жил на небе. Его  влекла земля. Отец - верховный бог уступил просьбам сына и отпустил его на землю в люльке, поручив охранять порядок и справедливость, не причиняя вреда  людям. Медведь не нарушает установки отца. Но его убивают охотники и в честь  небесного зверя устраивают обрядовый праздник.

Ведущий 2.

Сегодня мы решили показать вам обрядовый праздник «Медвежий праздник».

Человек не может произнести слово «медведь». Про него гооворят семиухий, семилапый, хозяин, лесной человек, дедушка, младший братик, лесной собрат.

Вихрем плясок воздух режет

Наш лесной хантыйский праздник,

Древний наш хантыйский праздник –

Игрище медвежье.

Разыгрывание праздника:

На сцене установлен чум, атрибуты, посуда столик, нарты и т.д.

Ведущий 1: Жила в лесу  семья ханты.  Мама  очень любила вышивать, чему учила и свою дочку. А сын был первым помощником для отца: помогал ловить рыбу, изготавливал нарты, мордушку.

В чуме семья занимается делами: мама с дочкой вышивают, сын строгает (мордушка).

Папа: Что-то олени у нас стали пугливые, наверно где-то рядом ходит медведь. Схожу– ка я в лес проверю (берет лук, стрелы и уходит).

Чтец 1:

Тише! Тише! О нем ни слова!

Не пытайте силу таежного слова.

Он не бог и не зверь:

Он лесной человек.

В тайге позабывший речь.

Лесной человек.

На нем шкура лохматая.

Его когти остры.

Не для красоты стоят его уши.

За семь лесных речек его уши слышат.

Тише! Тише! О нем ни слова.

Не пытайте силу таежного слова

Он семилапый, он семиухий.

Он хозяин тайги.

Перед хозяином тайги

Силу слова береги!

Входит в чум папа

Папа: Ух, устал я, доченька подай мне воды.

Дочка подает в ковшике воды

Папа пьет, а потом резко брызгает дочери, жене, сыну в лицо водичку.

Ведущий 2: У народа ханты не принято говорить вслух «Добыл медведя». Поэтому у них существует обычай, охотник, придя домой брызгает всех водичкой. И каждый в семье без слов понимает, что отец вернулся с добычей медведя.

Папа: Сын надо созвать гостей на праздник, запрягай оленей езжай за гостями.

Танец «Оленья упряжка»

 Мама накрывает на стол, готовит угощение для медведя. Папа украшает медведя и кладет топор под нарты.

Приезжают гости, здороваются с хозяином, а потом с медведем

(целуют медведя).

Ведущий 1: У ханты существует обряд «приветствие медведя». Каждый человек от мала до велика должен поздороваться с медведем, т.е. поцеловать медведя. Если это медведица, то целуют 4 раза, если медведь – 5 раз.

После того как все поздоровались с медведем, садятся вокруг стола, угощают медведя и пьют сами чай. Во время чаепития, каждый должен подойти к священным нартам, и выясняют кто хозяин этого медведя. Делают они это поднимая нарты. Если нарты легкие, то он не может быть хозяином этого медведя. Если нарты тяжелые, то этот человек хозяин медведя. Со всех людей медведь выбирает только одного хозяина.

А так же можно задавать медведю разные вопросы или пожелания. Если ответ на вопрос положительный, то нарты тяжелые, не отрываются от земли, если отрицательный, то нарты легкие на подъем.

Медвежий праздник

Р.Ругин

Чтец 1.Сегодня праздник долог

Никто не устает.

Сегодня весь поселок

И пляшет и поет.

Поются честь по чести

Старинные слова

И на почетном месте –

Медвежья голова:

«Прости, что приходили

К тебе, в тайгу с ружьем,

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоём».

 Чтец 2. И танец продолжают:

Приняв серьезный вид

Опять изображают

Как был медведь убит.

Хозяева и гости

День, два и три подряд

Берут медвежьи кости

Медвежью плоть едят

«Прости, что приходили

К тебе, в тайгу с ружьем,

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоём».

 Чтец 3.Отныне пусть медведи

Когтями нас не рвут

Как мирные соседи

Пускай в лесу живут

 

Медведя мы как брата

За все благодарим

«Но мы не виноваты», -

прощаясь, говорим.

«Прости, что приходили

К тебе, в тайгу с ружьем,

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоём».

Танец «Охотники»

 В дом, полный гостей, входит Берестяная маска.

Берестяная маска:

Я Берестяная маска. Я  не дерево, я человек. Только на лице моем маска. Из бересты она. Не бойтесь ребята моего носа. Не тронет он вас, не кольнет. А нужен он мне, ой как нужен. Если бы не было этого берестяного носа, я бы не чуяла того, что вы хотите видеть. А круглыми зоркими глазами я вижу не только вас. И кузовок мой из бересты. В нем много песен и загадок.

Песня  Берестяной маски.

Исполнение песни на современный лад "Песня о спуске медведя с неба",

Вылла Алина

«Ил  выхалты арэх»

Мой отец небесный

Наставлял меня

Сын, за облаками

Ждет тебя земля

Будь же осторожен

Обходи людей

Их дома не трогай

Скот их пожалей

Припев: Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

Только я спустился

Гнус меня накрыл

Голод разум застил

Я завет забыл

И от боли жуткой

Громко я кричал

Я задрал оленя

Я людей пугал

Припев: Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

Перестал быть богом

В зверя обращен

По следам охотник

Бегает с копьем

Близится расплата

За мои грехи

Сжалься, сжалься, Торум

Сыну помоги!

Припев: Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

Ил  выхалты арэх

 Загадки Берестяной маски:

· Что зимой не мерзнет, и летом не мерзнет. (Сердце)

· Сам маленький, а сильнейшего ловит, даже волка. (Капкан)

· На ветке кедра горят два огонька, а дыма нет. (Рысь)

· В воде играет, а на земле умирает. (Рыба).

 Сценка «Трусливый охотник».

Ведущий 1: В одном чуме у ханты медведь растащил хранящиеся в лабазе запасы. Хозяин говорит жене:

Хозяин: «Пойдем, жена, убьём медведя, — я их и раньше убивал; у меня есть ружье и рогатина!». Ведущий 1: На самом же деле, он не только не убивал медведей, но даже никогда и не видывал их. Поэтому про себя муж думает:

Хозяин:  «Как бы мне не встретиться с этим медведем, а то ведь он меня задерёт!»

Жена:  Не идти на охоту,

Ведущий 1: Однако муж стоит на своём и обещает злодея убить.

Хозяин: Нет я пойду, и все равно его убью.

Ведущий 1: Только они отошли немного от чума, как навстречу им идёт медведь.

Хозяин  испугался и убежал, а жена схватила ружье, выстрелила и убила медведя. Вернувшись домой, женщина попеняла мужа.

 Жена: «А ведь я говорила тебе, что ты испугаешься и убежишь».

Хозяин: «Один бы я ни за что не убежал! А раз теперь и убежал, так я же знал, что ты и сама легко справишься с этим медведем!»

Ведущий 2:

По окончании праздника мясо медведя варили и съедали.

Чтецы в национальных костюмах

Чтец 1. А праздник не кончается.

Кругом шумит, идет.

Вот из медвежьей пасти

Охотник – лесовик

Как талисман на счастье

Берет медвежий клык.

Его на пояс вяжет.

В тайге среди болот

Он верный путь укажет

И черта отпугнет.

А когти прячет в щели

И трещины коры

Большой косматой ели.

Чтец 2. К тебе в тайгу с ружьем

Прости, что разбудили

Тебя в жилье твоем.

И танец продолжают,

Приняв серьезный вид.

Опять изображают, 

Как был медведь убит.

И стонут половицы,

И, песнями звеня,

Медвежий праздник длится

Три ночи и три дня.

Хозяева и гости день,

Два и три подряд

Сосут медвежьи кости,

Медвежью плоть едят.

Берется осторожно

Любимая еда.

Лишь палочками можно,

Руками – никогда.

Чтец 3. Идут запреты эти

С прадедовских времен:

По правилам игры

Отныне пусть медведи

Когтями нас не рвут,

Как мирные соседи,

Пускай в лесу живут.

А там еще серьезный

Настанет миг опять:

Медвежий череп грозный

Поглубже закопать.

И прокричать заклятье:

«Спокойно спи медведь

И пусть твои собратья 

Нас не тревожат впредь»

Чтец 4. Медвежьей желчи, свежей,

Нацедим в пузырек,

Целебный жир медвежий

Припрячем тоже впрок.

Медведя мы, как брата,

За все благодарим.

«А мы не виноваты» -

Прощаясь, говорим.

Ведущий:  И в заключение праздника,  хочу сказать,  если для русского человека медведь - это просто зверь, обитатель тайги, то для народа ханты издревле медведь олицетворял существо сверхъестественное, возвышенное. 

Ребята, надеюсь,  вы узнали сегодня много полезного для себя. В этом  году мы постарались   с  вами проиграть этот праздник в современном варианте по структуре медвежьих игрищ.  А сейчас предлагаем поиграть в национальные игры на улице. Всем спасибо за участие! 

Национальная игра  «Важенка и оленята»

Под полярною звездой

                        Скачет оленёнок

                        Он на ножки встал весной

                        С ягельных пелёнок.

Важенка очень любит своего олененка и оберегает его от волков. Одни – мама (важенка), а другие оленята.

Ход игры: На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находятся важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на  другом  конце площадки). На слова ведущего:

                        Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята,    

Объясняет каждому

Всё, что непонятно…

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины – играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идёт!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного оленёнка волк уводит с собой.              

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.

Эти игры  имеют большое значение для детей коренного населения. Они с детства готовят их к взрослой жизни, развивают ловкость, смелость, находчивость и воспитывают трудолюбие.

Игра «Солнышко»

Выбирается водящий — «Солнышко»,— который стоит за границей площадки и громко говорит: «День! День! День!» Все бегают, играют  на площадке. И когда «Солнышко» говорит: «Ночь» — все замирают, «засыпают».

«Солнышко» ходит между «спящими» и смотрит. Того, кто зашевелится, забирает к себе.

Выигрывает тот, кто остался последним и ни разу не шелохнулся.

Игра «Косолапый медвежонок»

Ребята выбирают «косолапого медвежонка». «Медвежонок» находится в «берлоге, ест ягоды». Все дети потихоньку подкрадываются к его «берлоге», собирают ягоды. Это не нравится «косолапому медвежонку», он выскакивает из «берлоги», и все игроки начинают убегать. «Медвежонок» бросается в погоню, ловит одного и ведёт к себе. Игра продолжается до тех пор, пока большинство не будет поймано. Побеждает тот, кто не был схвачен «медвежонком».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКА «КУЛЬТУРА И ЯЗЫК КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА НАРОДОВ»

Презентация проекта "В гостях у коренных народов Севера" в старшей группе № 3 "Маленькая страна". Сценарий разрабатанной интерактивной игры в Интерактивном редакторе «СО...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...

Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)

Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...