Программа по дополнительному образованию "Афродита"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа) по теме

Шумилова Вера Ивановна

Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.

 

Срок реализации  3 года.

         Данная программа опирается на программу Т.И. Осокиной «Обучения детей плаванию в детском саду»,   целью, которой является научить всех детей плавать, начиная со второй младшей группы.  Система упражнений в данной  программе основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Каждый из этих этапов как бы привязан к определенному возрасту детей. 

Одной из основ программы Афродита является программа  И.А. Большаковой «Маленький дельфин».  Ее отличительной особенностью стали необычные приемы адаптации к водному пространству. Автор программы особое внимание уделяет на педагогические приемы, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом в воде.  Тем не менее, позиция автора исключает возможность использования поддерживающих предметов, которые могут помочь овладеть ребенку навыками плавания в более короткий срок.

         В программе Рыбак «Морская звезда» освещены так же вопросы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. Данный учебно-методический комплекс позволяет решать одновременно  оздоровительные, развивающие, воспитательные задачи с детьми только старшего дошкольного возраста, а вот дети 4 – 5 лет не затронуты.

         Наиболее полно вопросы разделов «Здоровья» и «Физическая культура» подраздел «Плавание» раскрывается в программе А.А. Чеменевой «Послушные волны». Программа ориентирована на возрастные особенности, каждого дошкольного этапа детства, однако не имеет жесткой привязанности к возрасту.  Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.  

         Завершая анализ можно сделать вывод, что каждая из перечисленных выше программ опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальных особенностей детей, но имеет некоторые недоработки.    

          Многолетний опыт работы показывает необходимость объединения всех перечисленных выше программ их систематизация и создание совершенно новой программы  дополнительного образования по обучению детей плаванию адаптированную к условиям МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида «Афродита» с возможностью использования как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения.

         Целью данной программы является формирование у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических, физических, и познавательных процессов и волевых качеств.

В процессе освоения программы происходит решение следующих задач:

-     Обучающие:

1.     Развивать умение свободно владеть своим телом в непривычной среде;

2.      Учить свободно, передвигаться по воде, при помощи технических приемов плавания;

3.     Знакомить детей с элементами спортивных игр на воде и элементами соревнований.

- Развивающие:

 

1.     Развивать двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроты, силы, выносливости, гибкости;

2.     Содействовать всестороннему развитию таких положительных качеств личности как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь.

- Оздоровительные:

1. Содействовать оздоровлению и закаливанию детей их гармоничному физическому развитию;

2.  Формировать правильную осанку и дыхание, укреплять мышечный корсет ребенка.

- Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый эмоционально-положительный интерес к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользовании водой в оздоровительных целях;

2. Формировать культурно-гигиенические навыки самообслуживания и личной гигиены

Новизна дополнительного образования: 

- использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения детей дошкольного возраста плаванию;

- включение элементов спортивного плавания, прыжков  поворотов в воде в условиях ДОУ, положительно влияют на общую физическую и плавательную подготовленность детей 4 – 7 лет;

- методика обучения детей плаванию содержит комплекс дыхательных упражнений на суше и коррекционных в воде;

- проведение нетрадиционной формы обучения плаванию позволяют решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности и оздоровлению детского организма;

-  проводя обучение плавательным движениям, используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_afrodita_shumilova_v.i.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

      «Принято»                                                                                    «Утверждаю»

на педсовете                                                                    Заведующая МДОУ Борисоглебским

Протокол № _____                                                        детским садом № 16  комбинированного  

От «____»  ________20___ г.                                        вида.

                                                                                         _______________ Никульшина Н.Т.

                                                                             

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида.

(физкультурно-оздоровительной направленности) «Афродита».

Программа ориентирована на детей от 4 до 7 лет.

Срок реализации  3 года.

   

                                                  Автор: Инструктор по физической

                                                           культуре Шумилова В.И. 1 к.к.

         

 

г. Борисоглебск 2014 г.

Пояснительная записка.

Вода – колыбель жизни на земле. Еще древние философы относили воду, наряду с огнем, воздухом и землей, к категории начал всех начал в природе. Нет другого такого вещества, которое имеет столь огромное значение для человека, как вода.

       Большое значение для развития физических качеств ребенка занимает плавание. Однако плавательная подготовленность подрастающего поколения в настоящее время остается неудовлетворительной. По данным Госкомстата России, в 2009 г 35% несчастных случаев составила гибель на воде, половина из которых дети в возрасте до 14 лет среди детей в возрасте 10-12 лет не умеют плавать более 40-45%, а среди дошкольников-до 90%. Причина такой статистики является неумение детей плавать и правильно вести себя на воде.  

Занятия по обучению плаванию являются одним из видов НОД по направлению «Физическое развитие» ребенка в детском саду, профилактики асоциального поведения. Дети, с раннего возраста привыкшие к физическим нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут школьные нагрузки. Под влиянием систематических занятий по плаванию, регулярных гигиенических и закаливающих гидропроцедур вводимые в суточный режим ребенка, происходит улучшение работы нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяются возможности опорно-двигательного аппарата.

В тоже время акватория бассейна  - это, прежде всего иная среда обитания, которая требует иных двигательных способностей детей. Учет психологических закономерностей развития ребенка во время обучения плаванию требуют изменения в структурном и функциональном принципе построения занятия и использовании принципа «открытого обучения», который не ограничивается регламентированными рамками и допускает модификацию не только по воле педагога, но и по воле ребенка.  

        Эти обстоятельства подтолкнули на необходимость изучения данного вопроса и составления дополнительной программы, которая поможет обучить плаванию детей, как в традиционной, так и нетрадиционной форме.

Данная программа направлена на обучение плаванию детей разного уровня физического развития.

На основании Устава МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида данная программа  физкультурно-спортивной направленности по обучению детей дошкольного возраста плаванию  с использованием нетрадиционных форм и методов под названием «Афродита» разработанная  инструктором по плаванию Шумиловой В.И. с учетом возрастных особенностей физического развития дошкольников утверждена и рекомендована в виде дополнительного образованиям в ДОУ.

      Данная программа опирается на программу Т.И. Осокиной «Обучения детей плаванию в детском саду»,   целью, которой является научить всех детей плавать, начиная со второй младшей группы.  Система упражнений в данной  программе основывается на закономерностях поэтапного формирования соответствующих навыков. Каждый из этих этапов как бы привязан к определенному возрасту детей. Однако в данной методике хорошо освещены, такие возраста как младший и средний, а вот старший и подготовительный недостаточно.  

        Автор программы  «Научите ребенка плавать» Л.Ф. Еремеева является профессиональным тренером и ее  программа рассчитана на учителей физкультуры и детей более старшего возраста.  Программа же посвящена обучению спортивному плаванию, а вот задачи касающиеся оздоровлению детей в бассейне упущены.

         Одной из основ программы Афродита является программа  И.А. Большаковой «Маленький дельфин».  Ее отличительной особенностью стали необычные приемы адаптации к водному пространству. Автор программы особое внимание уделяет на педагогические приемы, позволяющие ребенку научиться владеть своим телом в воде.  Тем не менее, позиция автора исключает возможность использования поддерживающих предметов, которые могут помочь овладеть ребенку навыками плавания в более короткий срок.

        В программе Рыбак «Морская звезда» освещены так же вопросы обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. Данный учебно-методический комплекс позволяет решать одновременно  оздоровительные, развивающие, воспитательные задачи с детьми только старшего дошкольного возраста, а вот дети 4 – 5 лет не затронуты.

        Наиболее полно вопросы разделов «Здоровья» и «Физическая культура» подраздел «Плавание» раскрывается в программе А.А. Чеменевой «Послушные волны». Программа ориентирована на возрастные особенности, каждого дошкольного этапа детства, однако не имеет жесткой привязанности к возрасту.  Материал представлен в пошаговой форме, что обеспечивает овладение ребенком данным видом физических упражнений независимо от момента включения его в процесс обучения.  

        Завершая анализ можно сделать вывод, что каждая из перечисленных выше программ опирается на общепедагогические принципы с учетом индивидуальных особенностей детей, но имеет некоторые недоработки.          

         Многолетний опыт работы показывает необходимость объединения всех перечисленных выше программ их систематизация и создание совершенно новой программы  дополнительного образования по обучению детей плаванию адаптированную к условиям МКДОУ БГО Детского сада № 16 комбинированного вида «Афродита» с возможностью использования как традиционных, так и нетрадиционных методов и форм обучения.

        Целью данной программы является формирование у детей дошкольного возраста в процессе обучения плаванию элементарных технических навыков, коммуникативной компетентности, развитие психических, физических, и познавательных процессов и волевых качеств.

В процессе освоения программы происходит решение следующих задач:

  • Обучающие:
  1. Развивать умение свободно владеть своим телом в непривычной среде;
  2.  Учить свободно, передвигаться по воде, при помощи технических приемов плавания;
  3. Знакомить детей с элементами спортивных игр на воде и элементами соревнований.

- Развивающие:

  1. Развивать двигательные умения и навыки детей, психофизические качества: быстроты, силы, выносливости, гибкости;
  2. Содействовать всестороннему развитию таких положительных качеств личности как самообладание, настойчивость, решительность, взаимопомощь.

- Оздоровительные:

1. Содействовать оздоровлению и закаливанию детей их гармоничному физическому развитию;

2.  Формировать правильную осанку и дыхание, укреплять мышечный корсет ребенка.

- Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивый эмоционально-положительный интерес к систематичным занятиям плаванием и потребности в регулярном пользовании водой в оздоровительных целях;

2. Формировать культурно-гигиенические навыки самообслуживания и личной гигиены        

Новизна дополнительного образования:  

- использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения детей дошкольного возраста плаванию;

- включение элементов спортивного плавания, прыжков  поворотов в воде в условиях ДОУ, положительно влияют на общую физическую и плавательную подготовленность детей 4 – 7 лет;

- методика обучения детей плаванию содержит комплекс дыхательных упражнений на суше и коррекционных в воде;

- проведение нетрадиционной формы обучения плаванию позволяют решать проблему водобоязни, что способствует повышению уровня плавательной подготовленности и оздоровлению детского организма;

-  проводя обучение плавательным движениям, используются контрастные упражнения, направленные на получение противоположного эффекта.

Содержание программы:

Виды занятий по дополнительному образованию обучения плаванию:

- традиционные (состоят из трех основных частей: подготовительной, основной и заключительной);

- сюжетно-игровое занятие (построенное на определенном игровом сюжете для детей среднего дошкольного возраста);

- тренировочное занятие  (занятие для закрепления полученных навыков);

- занятие построенное на одном виде плавания ( данный вид занятия используется для детей старшего дошкольного возраста 2 – 3 этап программы);

- игровое ( построенное на подвижных играх на воде, играх-эстафетах) проводится 1 раз в месяц;

-  аквааэробика ( занятие под музыку с элементами аквагимнастики, Степ-гимнастики и т.д.)

- занятия по разделу «Здоровье» ( валеологического направления и оздоровительные) :

- контрольные занятия (проводятся после окончания каждого этапа и блока программы, так же могут проводиться после каждого занятия по усмотрению инструктора).

Структура программы «Афродита» состоит из 3 этапов:

Первый этап: освоение подготовительных упражнений.

Второй этап: освоение элементов спортивного плавания.

Третий этап: освоение спортивных способов плавания.

Четвертый этап: освоение спортивных прыжков в воду, повороты.

      На первом этапе происходит подготовка детей к обучению плаванием.

      Последовательность изучения упражнений:

- адаптация детей к водному пространству;

- задержка дыхания (на воздухе);

- погружение;

- всплывание;

- лежание;

- скольжение на груди с вспомогательным оборудованием (плавательная доска, надувной круг) и без него;

- скольжение на спине с вспомогательным оборудованием (надувные нарукавники, надувной круг, надувной жилет) и без него;

- выдох в воду;

- плавать облегченным способом.

Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:

- укрепление мышц ног;

- формирование «дыхательного удовольствия»;

- активизация работы вестибулярного аппарата;

- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;

- формирование гигиенических навыков (самообслуживание при подготовке и окончанию занятия);

- овладение правилами поведения на воде.

      На втором этапе дети приступают к обучению плаванием.

      Последовательность изучения упражнений:

- изучить движения рук способами «кроль», «брасс», «дельфин»

- движение ног при плавании способом «брасс»;

-движение ног при  плавании способом «кроль»;

- выдох в воду;

- движения ног при плавании способом «брасс» с выдохом в воду.

Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:

- способствовать закаливанию организма;

- увеличить резервные возможности дыхания, жизненной емкости легких;

- повысить общую и силовую выносливость мышц;

- научить самостоятельно быстро и аккуратно одеваться и раздеваться;

- тщательно вытирать тело полотенцем;

- осторожно сушить волосы феном.

      На третьем этапе детей обучают спортивным способом плавания, прыжкам и поворотам.

      Последовательность изучения упражнений:

- обучать плаванию способом «брасс» в полной координации;

- обучать плаванию способом «кроль» в полной координации;

- обучать плаванию способом «дельфин» (баттерфляй) в полной координации;

- учить плавать под водой;

- обучать прыжкам в воду с бортика, с тумбы, с подставки;

- учить поворотам и переворотам в воде;

- учить расслабляться в воде, обучать способам отдыха на воде.

Оздоровительные и воспитательные задачи этапа:

- укреплять здоровье ребенка, его гармоничное психофизическое развитие;

- совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку;

- повышать работоспособность организма;

- обучать приемам самопомощи и помощи тонущему;

- формировать гигиенические навыки самообслуживания по начала и после окончания занятия;

- сушить волосы феном;

- следить за чистотой принадлежностей для занятий в бассейне.

Ожидаемый результат:

      В результате освоения данной программы дети должны:

- легко передвигаются по воде, погружаются в нее с головой, лежать на воде;

- владеть спортивными видами плавания «Брасс», «Кроль» , «Дельфин»;

- уметь правильно выполнять трехфазное дыхание;

- выполнять прыжки и повороты;

- оценивать свои возможности, а также дать оценку своему товарищу;

- знать правила поведения на воде и спасения утопающего;

- в совершенстве владеть культурно-гигиеническими навыками и навыками по самообслуживанию;

После прохождения детьми каждого этапа проводится контрольное мероприятие, где дети показывают уровень подготовленности и усвоения материала.  

   

                     

Условия проведения занятий по дополнительному образованию.

Обучение детей плаванию по данной программе в детском саду начинается с 4 лет. При этом учитывается возраст и индивидуальные особенности каждого ребенка. Реализации программы рассчитывается на 3 учебных года. Занятия проводятся по подгруппам ( до 15 человек) 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий до 20 минут. Занятия проводятся с сентября по май месяц. Количество занятий: в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 72; их количество в год может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Обязательно проводится табелирование детей.

    Для реализации данной программы используется.

Кадровое обеспечение:

инструктор по плаванию Шумилова В.И. – 1 квалификационная категория.

На занятии необходимо присутствие медицинского работника и помощника. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.

Материально-техническое обеспечение:

помещение бассейна, которое проветривается после каждого занятия, а также душевое помещения и раздевалка.

Инвентарь: плавательные круги, доски, нарукавники, жилеты, резиновые шапочки, маски для ныряния, поплавки, ласты, обручи, тонущие и плавающие игрушки, надувные  игрушки, утяжелители для ног, оборудование для подныривания, секундомер, свисток, термометр комнатный и водный, магнитофон, оборудование для игр на воде, разделительная ограничительная линия, нудолсы, тумбы для прыжков в воду, массажные коврики, обходные резиновые дорожки, тонущие обручи, корзины или сетки для хранения оборудования, степ-платформы, резиновые лопаточки для рук, надувные мычи разных размеров, магнитная доска, кассеты и диски с музыкальными записями.

Занятие проводится в определенной одежде (купальный костюм или плавки, резиновая шапочка), которое хранится в детских шкафчиках в группе. Для передвижения детей по территории здания до и после занятия используются длинные халаты с капюшоном и длинными рукавами. Так же детям для занятия необходимо махровое полотенце среднего размера.

Методическое обеспечение:

Дидактический материал для дыхательных упражнения, наглядное пособие с изображение видов спортивного плавания, карточки-схемы, набор карточек  «Морские животные», набор геометрических фигур для магнитной доски.

Литература: 

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М. Издательский дом 2004 г.

2. Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина «Обучение плаванию в детском саду»; М. Просвещение 1991г.

3. Л.Ф.Еремеева «Научите ребенка плавать» Программа обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие. Санкт-Петербург, 2005 г.

4. Е.И.Карпенко, Т.П.Короткова, Е.Н.Комкодан «Плавание: игровой метод обучения», - М.2009 г.

5. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду» - М.2003 г.

6. А.А.Чеменева, Т.В. Столмакова  Программа по обучению плаванию дошкольников «Послушная волна».  Санкт-Петербург Детство – Пресс 2011 г.

7. Н.Г.Пищикова «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» М.2008г

8.А.Н.Клюева  Коррекционная гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. Санкт-Петербург, 2007 г.

9.   И. Большакова «Маленький дельфин» нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений. М: АРКТИ, 2005 г.

10. М.В. Рыбак  Программа «Морская звезда» учебно-методический комплекс для проведения кружковых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в плавательном бассейне. М. Обруч 2010 г.

11. В. К. Велитченко Как научить плавать. М. Тера-спорт 2000 г.

12. С. Прищепа,  Н.Попкова, Т. Коняхина  Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника // Дошкольное воспитание 2004 г. № 1 с. 37

13. А.Д. Котляров Учимся плавать // Дошкольное воспитание 2005 г. № 6 с.61


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....