здоровый образ жизни
консультация по физкультуре на тему

Даубаева Гульнара Саматовна

Меня волнует проблема здоровья подрастающего поколения, так как здоровье ребенка - это основа успешного формирования развития и реализации его способностей и задатков, адаптация к быстро меняющимся условиям социальной жизни. Я считаю что для поддержания полноценного физического здоровья ребенка важно помочь ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, сформировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Богат здоровьем только тот,

Кто с физкультурой,спорту близок,

Кто никогда не устает

И силы приним вызов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 43.doc71.5 КБ
Microsoft Office document icon 42.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

Как заинтересовать ребенка занятиями

физкультурой

 

Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении

и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка

к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дети 3-го года

жизни еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим

занятия должны проходить в виде игры. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые игры и

забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения. Прекрасно,

если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько

он уже умеет.

Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед

остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развивается

уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные

движения и игры

Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения

к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Кроме похвалы и

поощрения, стимулом для детей может служить и убедительное объяснение, почему так

необходимы занятия физкультурой (чтобы он не был похож на неуклюжего медвежонка, чтобы

его не перегнали другие дети и т. д.).

Активный интерес к физическим упражнениям пробуждают у детей разнообразные игрушки и

предметы, которые имеются в доме (мячи, обручи, круги, кегли, скакалки, кубики, а также санки,

лыжи, надувные игрушки, качели, лесенки). Дети, которые лишены таких игрушек, имеют,

естественно, меньший двигательный опыт, а потому и менее ловки и проворны, менее подвижны

и смелы, у них замедленная реакция. Ребенку нужно предоставить возможность что-нибудь

катать, бросать, брать предметы разных величин, формы и цвета, безопасно лазать, взбираться по

лестнице, качаться и т. п.

К сожалению, в современных квартирах нет условий для полноценного двигательного развития

ребенка, поэтому родителям следует создать все необходимые условия на улице, покупать

разнообразные игрушки, которые бы непосредственно побуждали детей двигаться. Часто в семье

склонны приобретать очень дорогие, но совершенно бесполезные для здорового роста ребенка

игрушки.

В связи с этим помните: чем лучше вы научите ребенка радоваться движению и пребыванию на

природе, тем лучше подготовите его к самостоятельной жизни.

 

 

 


 

Зарядка – это весело

 

Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ

привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ними.  

Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки

взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у

крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого

человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не

комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную

и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен

эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела:

понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и

ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!

 

 

• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и

шутите.  

• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.

• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.

• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.

• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.

 

 

1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем

представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так

легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного

пресса.

2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается

на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко

приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.

 

 

 


3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку,

вырабатывает чувство равновесия, укрепляет  

мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на

пол коврик.

4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти

незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию

движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал

самолет перед собой.

5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот

вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете, их друг другу,

стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми.

Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!

 

 

Профилактика плоскостопия

 

Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой

зависимости от формы стопы. Раннее распознавание плоскостопия и своевременное его лечение

путем общедоступных гимнастических упражнений помогут избавить детей от этого недостатка

или, во всяком случае, уменьшить его. Поэтому профилактика плоскостопия в раннем возрасте

имеет особое значение. Эта работа обязательно должна проводиться родителями дома.

Большую роль в профилактике плоскостопия имеет правильный подбор обуви для детей. Размер

ее должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стопы, предохранять

стопу от повреждений, не затруднять движений и не вызывать чрезмерного давления на суставы,

сосуды и нервы стоп. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской

стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой подошве. Высота каблука для

детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 – 2 см  

Дети, страдающие плоскостопием, как правило, изнашивают внутреннюю сторону подошвы и

каблука обуви.

Для предупреждения плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие свод стопы,

что достигается применением общеразвивающих и специальных гимнастических упражнений,

которые являются наиболее активным терапевтическим средством, не только компенсирующим

дефекты стопы, но и исправляющим ее конфигурацию и резко повышающим функциональные

возможности.

 

 

 


Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, должны включаться в занятия утренней

гигиенической гимнастикой, использоваться на физкультурных занятиях, на прогулках, в

подвижных играх.

Главное назначение корректирующих упражнений – активное бронирование стопы (положение

стопы на наружном крае), укрепление всего связочно-мышечного аппарата стопы и голени на

фоне общего развития и укрепления организма ребенка. Нужно выработать жизненно

необходимые  

двигательные умения в беге, прыжках, лазании, метании, в выполнении упражнений в

равновесии, в подвижных и спортивных играх.

Специально подобранные общеукрепляющие упражнения служат фундаментом, на котором

строится локальная коррекция стопы.

 

 

 

Упражнения для коррекции стопы

 

1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1–3 минут.

2. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2–5 минут.

3. Медленная ходьба на носках по наклонной плоскости.

4. Ходьба по палке.

5. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

6. Катание обруча пальцами ног (поочередно) в течение 2–4 минут.

7. Медленные приседания на гимнастической палке с опорой на стул.

8. Медленные приседания на мяче, с опорой на стул или, балансируя разведенными в сторону

руками.

9. Сгибание и разгибание стоп в положении сидя на стуле.

10. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков или небольших бумажных, тканевых

салфеток пальцами ног в течение 1–3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой

ногой).

Занятия лечебной гимнастикой и выполнение специальных гимнастических упражнений дают

прекрасные результаты, улучшая форму и функцию стопы.


Таким образом, здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом,

включающим привычную двигательную активность, организацию физического воспитания и

закаливания дома и в дошкольном учреждении.

Для укрепления здоровья и предупреждения плоскостопия детям необходимо ежедневно делать

утреннюю гимнастику, проводить закаливающие процедуры, практиковать прогулки, походы в

лес, бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде; в теплое время года ходить босиком по

грунту, а закаленным – вплоть до бега по снегу; в зимний период года кататься на коньках и

лыжах, организовывать подвижные игры.

 

 

 

Закаливание детского организма  

 

А вот что рекомендуют специалисты по части закаливания детей.

Пусть всегда будет солнце! Родители должны знать назубок: солнечный свет совершенно

необходим для нормального развития ребенка. Возникающие при его недостатке нарушения

естественного образования витамина Д в коже, расстройства фосфорно-кальциевого обмена

приводят к заболеванию рахитом, ослаблению всего организма. Вместе с тем избыток солнечных

лучей также неблагоприятно отражается на детском организме. Следовательно, рекомендации о

разумном использовании облучений должны особенно тщательно выполняться по отношению к

детям

Ни в коем случае не допускайте слишком длительного пребывания детей под палящими лучами

солнца. Во время прогулок и при солнечных ваннах голова ребенка должна быть всегда прикрыта

легким светлым головным убором.

Детей, не достигших 1 года, нельзя подвергать облучению прямыми солнечными лучами. В этом

возрасте гораздо полезнее закаливание рассеянным солнечным светом. Детям постарше после

облучения рассеянным светом можно разрешить пребывание под прямыми лучами солнца.

Закаливание солнцем лучше всего проводить во время прогулок или спокойной игры детей в

утренние часы. Следите за тем, чтобы ребенок не «обгорел». Первое время солнечные ванны

малышу удобнее принимать в легкой одежде – белой панаме, светлой рубашке и трусах. Через 3–

4 дня вместо рубашки наденьте майку, еще через несколько дней он может принимать

процедуры голышом. Длительность первых сеансов 1–4 минуты (по 1 минуте на спине, животе,

правом и левом боку). Затем каждые 2–3 дня прибавляйте по 1 минуте на каждую сторону тела.

Таким образом, длительность солнечных ванн доводится для 3–4-летних детей до 12–15 минут, 5–

6-летних – до 20–25 минут и для 5–7-летних – до 20–30 минут.

 

 


 

После солнечной ванны желательно сделать обливание или другую водную процедуру. Детям, как

правило, достаточно принимать солнечную ванну 1 раз в день. И еще один узелок на память

мамам и папам: во время закаливания солнцем постоянно следите за поведением ребенка. При

появлении сердцебиения, головной боли, вялости закаливание прекратите и обратитесь за

советом к врачу. Если же причин для беспокойства нет,  

постарайтесь использовать любую возможность для облучения ребенка солнечным светом.

В осенне-зимний период для профилактики «светового голодания» у детей полезно использовать

облучение от искусственных источников ультрафиолетовой радиации под наблюдением

медицинского персонала.

А как закалять детей водой? Купание в открытых водоемах – самый лучший способ закаливания в

летнюю пору. Начинать могут дети с 2–3-летнего возраста, но только после предварительного

закаливания воздухом и водой

Температура воды должна быть не менее 22–23 °С, воздуха 24–25 °С. Время пребывания в воде на

первых порах составляет 3 минуты, а затем изо дня в день увеличивается до 6–8 минут. Купаться

достаточно один раз в день. Лучшее время для этого: в средней полосе – от 11 до 12 часов, на юге

– от 9 до 11 часов. Когда дети приобретут определенную закалку, купаться можно и при несколько

меньшей температуре воздуха, но не ниже 18°

Постарайтесь побыстрее обучить своего ребенка азбуке плавания. Во избежание несчастных

случаев, тщательно выбирайте место для купания. Самое подходящее – с чистым песчаным дном,

пологим спуском, со спокойным течением воды.

Внимательно следите за поведением ребенка в воде. После купания его необходимо насухо

обтереть, быстро одеть, поиграть с ним, чтобы он в движении согрелся, а потом следует отдохнуть

в тени.

Не забывайте о том, что детям с ослабленным здоровьем или недавно перенесшим какое-либо

заболевание купаться можно только с разрешения врача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Памятка для родителей

по оздоровлению детей

 

Физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми третьего года жизни важно

организовывать на положительном эмоциональном фоне

 

Прежде всего, необходимо:

 

1. создавать эмоциональный комфорт: доброе отношение, ласковый тон.

3. В условиях семьи рекомендуется использовать следующие физкультурно-оздоровительные

элементы:

• утреннюю гимнастику;

• хороводные игры-забавы;

• подвижные игры;

• спортивно-развлекательные игровые комплексы;

• гимнастику для глаз;

• элементы самомассажа;

• закаливающие процедуры (с учетом здоровья детей);

      • ароматерапию, фитотерапию, витаминотерапию, аэроионотерапию (по назначению врача).

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

«Закаливайте своих детей с раннего возраста»

 

Закаливание представляет собой систему мероприятий, которая является

неотъемлемой частью физического воспитания детей как в дошкольном

учреждении, так и дома.

     Основные задачи закаливания: укрепление здоровья, развитие

выносливости организма при имеющихся факторах внешней среды,

повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. При

организации закаливания необходимо учитывать состояние здоровья детей,

их возраст.

     В качестве основных средств закаливания используются естественные

природные факторы (воздух, солнце, вода) при непременном использовании

следующих условий:

 1. Индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

 2. Постепенность в увеличении силы воздействия и длительности

природного фактора;

 3. Систематичность закаливания;

 4. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающих

процедур.

     Суть закаливания состоит в следующем: постоянно, изо дня в день

организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти

природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани, слизистую

поверхность. Человек, систематически занимающийся закаливанием,

постоянно тренирует эти рецепторы, импульса от которых поступают в

высшие отделы нервной системы.

     Здоровый, закаленный человек характеризуется обязательным наличием

в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении

температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней

среды.

     Первое, с чего необходимо начинать закаливание – это избавить ребенка

от перегревания. Итак, первое условие эффективного закаливания – это


рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребенка

шерстяные фуфайки и колготки. Одежда на улице и дома не должна

препятствовать движениям ребенка. Обувь ребенка также должна

рассматриваться, как эффективное не только гигиеническое, но и

закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Здесь необходимо

напомнить о том, что почти забыто в наши дни – хождение босиком.

Большинство маленьких детей любят ходить босиком. Однако, как и при

других методах закаливания, важно выполнять определенные правила.

Начинать лучше с малых и непродолжительных воздействий. Например,

находиться (3-5 мин) на коврике босиком. В жаркие летние дни можно

побегать по травке или песку: затем разрешить бегать босиком по

паркетному полу в комнате. Постепенно время хождения дома

увеличивается до 15-20 мин. Ходить же босиком во дворе в городских

условиях опасно из-за возможности пораниться, а еще из-за опасности

заразиться грибковыми заболеваниями. Поэтому при посещении бассейна

необходимо иметь специальную обувь.

     Следующим условием эффективного закаливания является поддержание

рационального, не перегревающегося температурного режима в помещении.  

Ребенок с маленького возраста должен быть приучен хорошо себя

чувствовать при температуре в помещении не выше 18?С.

     Т.Н. Странский подчеркивал также необходимость искусственного

создания контрастных температур в быту ребенка. Охлаждение – хорошее

закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой

форме. Например, когда ребенок еще не спит, но уже согрелся, можно

быстро одернуть одеяло и спустя несколько секунд набросить одеяло

обратно. Обычно, когда речь идет о температуре воздуха в помещениях, то

указываются определенные цифры с постоянной температурой. Желательно

в помещениях для детей создавать условия для колебания температуры в

определенном диапозитиве.

     Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и

регуляции температуры помещений является обязательным условием

эффективного пассивного закаливания.

     Под активным закаливанием понимается применение специальных

температурных дозированных воздействий, т.е. закаливающих процедур.

Существующие методы закаливания можно разделить на две группы:


традиционные и нетрадиционные. К первым относятся методы закаливания

воздухом. Это объясняется и тем, что потребность растущего организма в

кислороде более чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Поэтому

пребывание ребенка на воздухе имеет важное общеукрепляющее и

оздоровительное значение. Ежедневные прогулки (не менее 4 ч) детей, а

также дневной сон на свежем воздухе могут и должны быть эффективным

методом закаливания ребенка в каждой семье.

     Контрастные воздушные ванны можно легко использовать и в домашних

условиях. Проснувшись утром раньше ребенка, укройте его одеялом,

распахните форточку и доведите температуру до 14-15?С, а затем проведите

подвижную игру с перебежками из прохладной комнаты в теплую.

     Еще одной хорошей, но почти забытой закаливающей воздухом

процедурой является сон на свежем воздухе или в спальне с открытыми

форточками. Очень полезен сон на балконе.

     Солнечные ванны также представляют собой хорошее закаливающее

средство и укрепляющее. Пожалуй, самое важное влияние

ультрафиолетового излучения заключается в его бактерицидности,

уничтожением всех бактерий и вирусов, повышением сопротивляемости

организма к простудным заболеваниям. Длительность первых солнечных

ванн при температуре +19-+20?С – 5-6 мин. Время каждой последующей

ванны удлиняется на 3-5 мин. Детям лучше принимать солнечные ванны в

движении, занимаясь подвижной игрой, при этом на голове должен быть

надет головной убор с козырьком. Между тем и зимой можно подвергаться

воздействию лучей солнца во время прогулок и особенно при подвижных

играх. Увлекательной и оздоровительной игрой для мальчиков является

хоккей с мячом или шайбой, проводящей на снежной площадке.

     Вода для закаливания применяется с древних времен и представляет

собой более сильное средство, чем воздух. Все традиционные методы

водного закаливания делятся на местные и общие. К первым относится

умывание после ночного и дневного сна, мытье рук и ног, игры с водой. Ко

вторым обтирание, обмывание, душ, купание. Одним из популярных и

действенных методов водного закаливания является купание в открытых

водоемах. Однако для получения закаливающего и оздоровительного

эффекта следует соблюдать ряд правил: так длительность первых

погружений в воду при температуре воды +23-+25?С не должна превышать


нескольких минут, постепенно купание можно довести до 15 мин. Один

совет: многие родители бояться появления дрожи, а между тем именно ее

начало означает, что ребенок должен выйти из воды, обтереться и побыть

некоторое время на солнце.

     В связи с возрастающей популярностью плавания в бассейне следует

заметить, что закаливающий эффект этих занятий может быть достигнут

только при соблюдении определенных правил, важнейшими из которых

является температура воды и воздуха в бассейне. А также хорошо повышает

эффект плавания прием контрастного душа после тренировки.

     Из нетрадиционных методов закаливания наиболее эффективным

является приемы контрастного душа, когда поток теплой или горячей воды

сменяются потоками прохладной или холодной. Тем самым обеспечивается

тренировка нервно-сосудистого аппарата кожи.

     Итак, если родителя хотят видеть своего ребенка здоровым, они должны

закаливать его с раннего детства. В «минимум» закаливания входят

обязательное использование неперегревающей одежды, пребывание

ребенка в помещении при температуре не более 18?С, ежедневное

применение воздушных или водных процедур. Одним из самых

эффективных методов является сочетание циклических упражнений с

закаливающими процедурами.  

     Солнце, воздух и вода должны быть друзьями вашего ребенка с детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...