Проект "Строим вместе добрый мир"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Костюкова Жанна Николаевна

«Формирование социальных представлений у детей со сложными (комплексными) нарушениями через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции в общество»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 79 компенсирующего вида

Красносельского района  Санкт – Петербурга

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

198259, Россия, Санкт-Петербург, ул. Тамбасова д.36 корп.2

тел / факс 730-86-44

Проект «Строим вместе добрый мир»

на 2015 – 2016 учебный год

тема:

«Формирование социальных представлений у детей со сложными (комплексными) нарушениями через взаимодействие со сверстниками, сотрудниками образовательного учреждения и родителями, как способ интеграции в общество»

        

        

Подготовили:

 Воспитатели:

Костюкова Жанна Николаевна

Давыдова Светлана Владимировна

Учитель-дефектолог:

Гречухина Татьяна Николаевна

Музыкальный руководитель:

Шипарева Зинаида Ивановна

 

Коррекционная работа и взаимодействие с  детьми   со   сложными (комплексными)  нарушениями развития может быть эффективной лишь при личностно-ориентированном подходе, кроме того она должна проводиться строго систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, с учетом зоны ближайшего развития и  постепенным снижением видимой помощи взрослого. Непрерывный контроль динамики развития ребенка должен иметь обязательную обратную связь с индивидуальной программой. А сама по себе коррекционно-педагогическая деятельность по воспитанию детей со сложной структурой дефекта может быть действенной лишь при условии овладения педагогами методами и содержанием специального социального воспитания детей и при систематическом самообразовании преподавателя.

"Мы хорошо знаем, что, делая первый шаг, мы не сможем избежать многих, и серьезных, быть может, ошибок. Но все дело только в том, чтобы первый шаг был сделан в верном направлении. Остальное приложится. Наверное, отпадет, недостающее прибавится".

    Л.С.Выготский

Содержание

Части проекта

Название проекта

«Строим вместе добрый мир»

Тип проекта

Коллективный

Участники

Целевая группа проекта: воспитатели, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель,  дети со сложными (комплексными) нарушениями,  родители;  сотрудники ДОУ: повара, прачка, дворник, медицинский персонал

Масштаб

Долгосрочный

Сроки: сентябрь 2015 г – май 2016 г (реализуется в настоящее время)

Основания для разработки

Актуальность:

В настоящее время всё чаще приходится сталкиваться с таким понятием, как ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании). Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Сложность структуры дефекта и крайняя неоднородность контингента детей, имеющих комплексные нарушения, обусловливают необходимость изучения различных сторон  развития и создания практической базы (педагогической, психологической, медицинской), в которой было бы отражено скоординированное взаимодействие специалистов разного профиля, направленное на оказание коррекционной психолого-педагогической помощи каждому ребенку, имеющему сочетание различных отклонений первичного характера.

К наиболее сложной категории комплексных нарушений развития относятся дети с сочетанием нарушений опорно-двигательной системы и интеллектуальной недостаточности, что требует дифференцированного подхода к их психолого-педагогической коррекции.

Проблемой является и ограничение доступа детей со сложными (комплексными) нарушениями к полноценным образовательным услугам. Как следствие социальная изоляция детей и их семей,  которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития.

Такие дети зачастую ограничены в общении со сверстниками, что лишает их приобретению социальных навыков. Он выходит в мир абсолютно неподготовленным, с большим трудом приспосабливается к изменившейся обстановке, остро чувствует недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагирует. Общение же со здоровыми сверстниками дает ребенку с особенностями развития модель здоровой, полноценной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала. Для ребенка, испытывающего те или иные трудности, социальная адаптация, или, иначе, овладение навыками адекватного функционирования в обществе, невозможна в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной.

Цель педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития заключается в создании условий для появления у ребенка опыта конструктивного преодоления или разрешения проблем и адаптации его к социальной среде через процесс воспитания и обучения.

Таким образом, перед педагогами образовательных учреждений стоит следующая задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для полноценной жизни в обществе.

Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Проблема

Со стороны ребёнка: адаптация детей в условиях ДОУ.

Со стороны педагогов:  организация коррекционной работы с ребёнком для достижения положительной динамики в обучении и развитии, взаимодействии  детей со сверстниками.

Со стороны родителей:  проблема недостаточной информированности  в вопросах психолого-педагогической помощи.

Цель

Обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи

– Создание уютного, комфортного пространства для всех;

– Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности;

– Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи;

 - Межвозрастное взаимодействие детей в рамках образовательной интернальной (внутренней, межгрупповой) интеграции.

Стратегии и механизмы реализации

Этапы реализации проекта:

  1. Диагностический этап

Цель: выявление уровня развития ребёнка

Анкетирование родителей ребёнка «Строим вместе добрый мир»

Ответственные: воспитатели и специалисты  

  1. Практический этап

Воспитатели:  

- Создание условий в группе для успешной реализации Образовательной программы;  

- Планирование и проведение занятий, игр, прогулок и развлечений в - соответствии с индивидуальными возможностями детей;

- Планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;

- Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов;

- Сбор диагностических сведений, изучение индивидуальных особенностей детей, участие в составлении индивидуальной программы развития детей;

- Консультирование  родителей по вопросам воспитания детей в семье, привлечение их к активному сотрудничеству с детским садом.

Специалисты:

Учитель – дефектолог

– Планирование (совместно с другими специалистами) и организация интеграции детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

– Консультирование воспитателей, музыкального руководителя, по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы;

- Помощь в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

- Проведение совместных занятий с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре  и т.п.);

- Проведение фронтальных и индивидуальных занятий с воспитанниками;

- Участие в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Логопед

- Обследование воспитанников: определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов;

- Занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей;

- Проведение индивидуальных занятий по коррекции и развитию речи;

- Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ и программ группы.

Музыкальный руководитель

- Организация и проведение музыкальных занятий, праздников;

 - Участие в работе междисциплинарных команд, знакомится с особенностями детей;

- Разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей;

- Обеспечение музыкального сопровождения организованных игр детей во 2-й половине дня, проведение музыкально-дидактических, театрализованных игр.

Педагог - психолог

- Проведение психологической диагностики;

- Определение особенностей (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявление нарушения социального развития и проведение их психолого-педагогической коррекции;

- Формирование психологической культуры педагогических работников, а также детей и их родителей;

- Является членом междисциплинарных команд и участвует в разработке и реализации индивидуальных программ;

- Участвует в диагностике, планировании, разработке и реализации программ, направленных на работу с группой;

 - Использование в своей работе методов игровой терапии и др.

Младший обслуживающий персонал:

(помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др.)

- Обеспечение бесперебойной работы дошкольного учреждения  

Помощник воспитателя

- Помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников;

-  Приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду;

- Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать

после него;  

- Готовит все необходимое для проведения закаливающих

и гигиенических процедур;

- Отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, проводит смену постельного белья.

Родители

- Выполнение рекомендаций, предлагаемых педагогами ДОУ.

     3.   Аналитический

Воспитатели и специалисты

- Диагностическое обследование ребёнка в начале и конце учебного года;

- Беседы (индивидуальные консультации и рекомендации) с родителями детей со сложными (комплексными) нарушениями;

- Подведение итогов работы в рамках данного проекта на родительском собрании и педагогическом совете коллектива в виде компьютерной презентации.

Ожидаемые результаты

- Педагогическое сопровождение ребёнка со сложными (комплексными) нарушениями и его социализация, и адаптация в детском коллективе;

- Создание современной развивающей образовательной среды, комфортной для детей со сложным дефектом в развитии;

- Социальная адаптация детей с ОВЗ в образовательном пространстве дошкольного учреждения;

- Повышение качества образовательной работы с детьми со сложным дефектом;

- Сохранение и укрепление здоровья, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей;

- Повышение количества выпускников с ОВЗ, поступивших в классы общеобразовательных или специальных школ, – переход к дальнейшей социализации;

Методический продукт

- Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка со сложными (комплексными) нарушениями;

- Памятки для родителей;

- Картотека игр для развития тактильно-двигательного восприятия ребёнка со сложными (комплексными) нарушениями.

Трансляция проекта

- Информирование родителей ребёнка по реализации проекта;

-  Установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

- Повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и сотрудников ДОУ;

- Оглашение результатов проекта, на встрече с родителями детей на итоговом собрании в виде презентации проекта;

- Выступление на педагогическом совете по результатам проекта на момент его окончания.

Перспектива развития проекта

Использование проекта в работе с детьми со сложными (комплексными) нарушениями дошкольного возраста.

План реализации проекта

Срок

Мероприятие

Ответственные

Сентябрь - октябрь

- Экскурсии по учреждению, знакомство с сотрудниками ДОУ;

-Анкетирование родителей ребёнка (приложение №1);

- Подбор и изучение литературы;

-Музыкальная шкатулка «Дары осени» - взаимодействие с детьми групп ОУ и родителями;

- «Семейная мастерская» - конкурс совместных работ детей с родителями «Осенняя фантазия»

- Создание фотоальбома «Строим вместе добрый мир» (в течение года).

Воспитатели Музыкальный руководитель

Ноябрь

- Проведение игр, упражнений  по развитию общей моторики, тактильно - двигательному восприятию: «Магнитная мозаика», «Подбери по цвету/размеру», «Цветные коробочки», «Необыкновенные кристаллы», «Шнуровка», «Песчаный бассейн» и др.;  

- Музыкальная гостиная Осенины «Теремок».  

Все участники проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Декабрь

- Проведение индивидуальных консультаций для родителей;  

- Театрализация по РНС «Рукавичка»;  

- «Разноцветные снежинки» СОД работа с солёным тестом, пластилином  

-  Утренник «Здравствуй, ёлка! Новый год»

Воспитатели  

Учитель-дефектолог

Музыкальный руководитель

Январь

- Досуг «Колядки»

- Мастер – класс «День открытых дверей» - присутствие родителей на занятиях, в группе с ребёнком

- Консультация для родителей: « Как научить ребёнка со сложными (комплексными) нарушениями играть» (приложение № 2)

- Конкурс «Снежный городок»

Воспитатели

Музыкальный руководитель  

Учитель-дефектолог

Февраль

- Неделя здоровья. «Весёлая зарядка», «Любимые игры», фотоколлаж «Моя спортивная семья»  

- Выпуск стенгазеты «С Днём защитника Отечества»

- Рекомендация для родителей ребёнка: «Развитие сенсорных способностей» (приложение № 2)

Инструктор по физ. воспитанию Воспитатели

Март

- Целевые экскурсии по теме: «Профессии мам» - на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет. Наблюдение за работой дворника

- СОД по ручному труду Творческая мастерская «Подарки мамам»

- «День совместных игр» - приглашение родителей поучаствовать в совместных играх на прогулке, в группе

- Мастер-класс «Праздник русского платка»

Воспитатели

Учитель-дефектолог  Сотрудники ОУ

Родители

Специалисты  Музыкальный руководитель

Апрель

- Выпускной вечер

- Подведение итогов реализации проекта в виде презентации PowerPoint для родителей детей группы №6 и педагогического персонала на педагогическом совете

Родители

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Май

- Мониторинг

- Презентация «День Победы»  

- День города: книжка-самоделка «Мой район»

- Кукольный спектакль «Пробуждение природы»

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Июнь – август  

- День Защиты Детей

- Спортивный досуг «Солнце, воздух и вода»

-  Экологическая тропинка «Растения нашего участка»

Специалисты Воспитатели Музыкальный руководитель

Приложение № 1

Анкета для родителей детей с ОВЗ (детей со сложными комплексными нарушениями)

1.1 Общие сведения о ребенке и семье

  1. Фамилия, имя ребенка________________________________________________
  2. Дата рождения______________________________________________________
  3. Ф.И.О. отца, профессия_______________________________________________
  4. Ф.И.О. матери, профессия_____________________________________________
  5. Домашний адрес, телефон_____________________________________________
  6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)?____________________
  7. Как протекали беременность и роды

__________________________________________________________________

  1. Какие болезни перенес ребенок?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2.  Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Состоит ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз._____________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Ведущая рука левая или правая?

______________________________________________________________________

  1. Каков уровень развития речи ребенка? _____________________________________________________________

1.2 Эмоциональное развитие ребенка

1. Часто ли ребенок плачет? (да, нет, по какой причине) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какое обычно состояние у ребенка? (спокойное, плаксивое, возбужденное и др.).____________________________________________________________________

3.Как долго ребенок остается расстроенным?

__________________________________________________________________________

4.Чего боится ребенок?

___________________________________________________________________________

5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Быстро ли устает ребенок?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. На кого в семье похож характером ребенок?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Как ребенок относится к незнакомым взрослым?

_______________________________________________________________________

9. Как ребенок относится к детям?

_______________________________________________________________________

10. Как ребенок относится к животным?

_______________________________________________________________________

1.3 Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы

1. Посещал ли ребенок детский сад ранее, группы развития и др.? Укажите с какого возраста, как долго?
_______________________________________________________________________

2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто чаще воспитывает ребенка?

_________________________________________________________________

4.Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?

_______________________________________________________________________

6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают или запрещают? (единодушны, не всегда единодушны, нет)

_______________________________________________________________________

7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (какие поощрения, какие наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения, объяснения, потакание, игнорирование).

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, бабушку, никого)

_________________________________________________________________________

9. Чем чаще всего ребенок занят дома?

______________________________________________________________________

10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Какие из видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (сюжетно-ролевые игры, слушание сказок, рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков, конструкторы, другое…)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)

_______________________________________________________________________

13. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем), грызет ногти, сосет палец, раскачивается, повторяющиеся движения или слова, гиперактивность, замкнутость, агрессия, застенчивость,  истерики\капризы, страхи или другие?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Социально-средовой статус

 1. Состав семьи (количество членов семьи, проживающих на одной жилплощади):_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2. Социальный статус семьи: многодетная, полная, неполная, родная, опекунская (подчеркнуть).

 3. Форма и длительность брачных отношений родителей: брак зарегистрирован, гражданский (подчеркнуть).

4.Какой по счету брак для каждого из родителей _____________________

 5. Причины распада полной семьи: развод, смерть одного из супругов, лишение родительских прав, лишение свободы одного из супругов, и др. (подчеркнуть).

 6.Родители

Мать (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________

Образование (квалификация) ________________________________________

Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия ______________________________________________________________

Специальность__________________________________________________________

Должность (звание)_________________________________________________________

По уходу за больным ____________________________________________ ________

Выполнение общественных работ _____________________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком __________________________________________

Отец (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

 Возраст_______________________________________________________

 Образование (квалификация)_____________________________________

 Выполняемая к моменту освидетельствования работа ___________________________________________________________________________

 Профессия _____________________________________________________________

 Специальность _____________________________________________________________

 Должность (звание)______________________________________________________

 По уходу за больным ____________________________________________________

 Выполнение общественных работ __________________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

 7.  Старшее поколение семьи

Бабушка (Ф.И.О.)____________________________________________________________________

 Возраст_______________________________________________________

Образование (квалификация)________________________________________

Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия ______________________________________________________________

Специальность___________________________________________________________

Должность (звание)_______________________________________________________

 По уходу за больным ____________________________________________________

Выполнение общественных работ______________________________________________

 Не работает в связи с пенсионным возрастом _______________________ __________

Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

Дедушка (Ф.И.О.)_________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________

 Образование (квалификация)__________________________________

 Выполняемая к моменту освидетельствования работа_________________________________________________________________

Профессия _____________________________________________________________

 Специальность _________________________________________________________

Должность (звание) ______________________________________________________

 По уходу за больным ________________________________________________________

 Выполнение общественных работ __________________________________________

 Не работает в связи с пенсионным возрастом_________________________________

 Проживает ли совместно с ребенком ________________________________________

 8. Сестры и братья

 Количество_____________________________________________________________

Возраст_________________________________________________________________

Состояние здоровья ______________________________________________________

9. Психоэмоциональная атмосфера в семье: спокойная, конфликтная, скандалы, физическое насилие и др. (подчеркнуть).

Дополнительные сведения (наблюдения):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 11. Кто является главой семьи (поддерживает эмоциональный климат)

______________________________________________________________________

 12. Кто осуществляет основные функции по уходу, образованию и лечению ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________

 13. Кто выполняет ежедневные бытовые обязанности  (уборка, стирка, приготовление пищи) ____________________________________________________________________

14.Охарактеризуйте режим дня и режим питания в семье_______________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 15.Социальная активность семьи в соответствии с образом жизни:  закрытость от общества и уход от контактов с внешним миром, открытость для общения с небольшим кругом близких людей, активная жизненная позиция, использование всех имеющихся возможностей для участия в общественной жизни_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 16. Уровень включенности ребенка с отклонениями в семейные мероприятия – бытовые, досуговые, спортивные, культурные и др.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 17. Анализ отношений ближайшего окружения (родственников, соседей, друзей) к проблемам семьи, имеющего ребенка с отклонениями в развитии __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение №2

Рекомендации родителям, имеющим

детей-инвалидов:

     Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

     Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

     Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

     Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

     Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

     Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

     Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

     Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

     Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

     Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.

     Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.

     Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

     Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

     Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

     Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

     Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

     Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.

     Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

     Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

     Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.    

     Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.

     Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно.    

     Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней

В помощь маме

     Каждое утро проговаривайте себе этот текст. Стимулируйте себя к действию. Не забывайте говорить себе ободряющие слова. Думайте о мужестве и счастье, о силе и покое. Успехов вам.

 1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье - это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Моё счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

 2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить её к своим желаниям. Я приму моего ребёнка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

 3. Именно сегодня я позабочусь о своём здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

 5. Именно сегодня я продолжу своё нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребёнку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду, доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть гораздо лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям, и пытаться их исправить.

 7. Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить сразу проблему здоровья моего ребёнка.

 8. Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Эта программа избавит меня от спешки и нерешительности даже в том случае, если я не смогу её точно выполнить.

9. Именно сегодня я проведу полчаса в покое и одиночестве, полостью расслабляясь.

 10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого я люблю, любят и верят мне.

Совет матери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:

1.   Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2.   Будьте реалистичны.

3.   Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

4.   Будьте проще.

5.   Проявляйте гибкость.

6.   Тщательно выбирайте темы для споров.

7.   Станьте специалистом в решении проблем.

8.   Наладьте общение:

а) выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

б) прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

в) открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

г) старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

д) делайте акцент на хорошем;

е) делайте замечания спокойным тоном;

ж) высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

з) не забывайте о значении языка тела;

и) избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка, расспрашивая о его самочувствии).

9.Делите радость и боль.

      Установите доверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют в воспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболевании ребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща, им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родители противостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В одних случаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. В других – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемы одному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества. Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и в общении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему, семье и лично вам.

Приложение № 3

Консультация для педагогов «Особый ребёнок»

     Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах воспитания детей с ОВЗ.

     К сожалению, с каждым годом увеличивается количество детей  с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможность адаптации к современному обществу. Однако нужно отметить положительный момент, что многие дети с нарушениями в развитии остаются проживать в семье.

     С другой стороны наше общество не готово воспринимать таких детей, поэтому многие семьи, воспитывающими детей с отклонениями в развитии, изолированы и стараются справиться с бедой в одиночку.

     Содержание работы с этими детьми заключается в обучении их правилам поведения в общественных местах, поддержанию разговора со взрослыми, выражению чувств и эмоциональных состояний, умению разрешать конфликты, договариваться со сверстниками в совокупности работой по коррекции интеллектуально-перцептивных расстройств, развитию самопознания и формирование образа «Я».

     Вовлекая ребенка в индивидуальную и совместную деятельность педагогу необходимо определить ведущее направление работы:

- провести работу по созданию положительного эмоционального контакта;

- снизить уровень тревожности.

     Для этого педагогу необходимо проводить наблюдение за ребенком в свободной ситуации,  выявить  его предпочтения. Такие игры как: «Ладушки», «Иди ко мне», помогают педагогу наладить эмоциональный контакт с ребёнком, который постепенно перерастает в сотрудничество.

     Обучая детей навыкам соотнесения и различения, используются два вида заданий, такие как:

-сортировка – где ребенок располагает предметы рядом в соответствии с образцами. Ребёнку дается инструкция: «Найди (подбери, дай, возьми) такой же»;

-навыки соотнесения и различения предметов по цвету, форме, величине.

     С этой целью проводятся дидактические  игры: «Разложи, «Найди такую же», «Будь внимательным». Когда у ребенка получается выполнение задания с одним предметом, можно ввести выбор из двух предметов и т.д.

     Игра «Подбери окошко», помогает концентрации внимания и самоконтролю, «Раскрась яблочко», учит ребенка раскрашивать, ориентируясь на образец и подбирать соответствующие карандаши.

Так же много внимания отводится обучению речевым навыкам и навыкам общения.

Формирование навыков экспрессивной речи  начинается:

- с подражания звукам;

- обучение словам, выражающим просьбу;

- обучение функциональному значению предметов;

-понимание признаков предметов (цвет, величина);

- обучение отвечать на вопрос «Где»?  

     Большую часть времени ребёнок, посещающий образовательное учреждение, находится с педагогом. Поэтому роль воспитателя в формировании навыков общения ребёнка со взрослым и сверстниками очень важна. Добиться снятия диагноза, нельзя, но именно педагоги, веря в не безнадёжность своего дела, могут по-настоящему помочь ребёнку и сделать очень многое: понять ребёнка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь приспособиться к миру.

     Необходимо отметить, что основной целью  работы проведённой с детьми и их родителями, является: адаптация детей к социальной жизни и только преемственность в работе специалистов ДОУ и семьи может обеспечить эффективность преодоления нарушений в развитии ребенка в наикратчайшие сроки, естественно в пределах возможного.

Приложение № 4

Картотека игр

(для детей с ОВЗ)

Развивающая игра с ленточками

      Развивающая игра с ленточками является развлечением, но кроме хорошего настроения она обучает через подражание; учит действовать двумя руками одновременно; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает фантазию, познавательные способности (память, внимание, творческое мышление) и эстетическое чувство; улучшает координацию движений; развивает ловкость и умение манипулировать различными предметами.

1. Приготовьте для игры несколько разноцветных бумажных лент, каждая не более 40 сантиметров длиной.

2. Возьмите ленту в руки и подойдите к ребенку.

3. Начните играть с лентой, чтобы она извивалась у вас в руках. Поворачивайте ее в разных направлениях и свободно варьируйте темп движений.

4. Ребёнок тоже захочет присоединиться к вам. Дайте ему одну из лент.

5. Покажите ребенку, как правильно держать и двигать ленту.

6. При помощи лент можно выписывать в воздухе различные фигуры. Когда ребёнок научится управлять лентой, попробуйте поиграть ленточками под музыку, двигаясь ей в такт, танцуя с ними.

7. Также ленту можно привязать к небольшой палке (как в художественной гимнастике), и заставлять ленту виться, двигая палку.

"Волшебные пузырьки"

    Чтобы ребенок постоянно развивался необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не значит, что нужно покупать дорогие игрушки. Главное, это фантазия родителей. Благодаря этой самой фантазии можно даже любое полезное занятие, и даже любой незначительный предмет превратить в волшебство, в сказку.

      Примером такой развивающей игры является «Волшебные пузырьки». Она подходит деткам от одного года, и благодаря ей ребёнок учится через подражание; отрабатывает новые движения и совершенствует уже имеющиеся; развивает познавательные способности (память, внимание, творческое мышление, экспрессию); выполняет дыхательные упражнения; учит распознавать различные материалы и поверхности; способствует эмоциональному развитию, выработке способностей к спонтанному выражению эмоций, разрядке напряжения, ощущения себя как личности, а также дает выход энергии и море хорошего настроения.

1. Приготовьте для игры пластмассовую мисочку и палочку для коктейля.

2. Посадите ребёнка за стол, поставьте перед ним миску с водой. Покажите ему палочку для коктейля и научите его дуть в нее.

3. Когда ребенок научится, предложите ему подуть в воду сквозь палочку, чтобы на поверхности появились пузырьки.

4. Малышу очень понравится пускать пузыри и слушать звук, который раздается при этом.

5. Можно, взяв две трубочки, вместе выдувать пузыри на поверхности воды.

6. На следующий раз, когда ребёнок хорошо научится дуть, и не будет втягивать воду в себя, приготовьте мыльный раствор (смешайте с водой немного шампуня), и тогда, дуя в трубочку, малыш будет создавать необычные волшебные конструкции из мыльных пузырей.

Упражнения и игры для развития и совершенствования ручной моторики Шнуровка

     Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости. Все это создает оптимальные предпосылки для подготовки к письму.

      Самым простым вариантом шнуровки являются плоские деревянные или пластмассовые цветные двухсторонние фигурки, изображающие зверей и другие предметы. На каждой из фигур имеются до двух десятков маленьких отверстий-дырочек, в которые можно протянуть шнурок, тесьму, ленту и т. п. Задания могут быть различными: протянуть шнурок в каждое отверстие через край трафарета, протягивать шнурок в каждую вторую (третью) дырочку по контору, пришнуровать фигурки друг к другу.

Счетные палочки

      К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей нас толе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.  Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственные представления Конструкторы.

Мозаика

     Основная идея мозаики как пособия для развития ребенка заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, много раз поворачивает и прикладывает их друг к другу, таким образом, совершенствуется мелкая моторика рук. Чтобы сложить из частей целое изображение, малыш должен проявить сообразительность и наблюдательность, терпение и настойчивость. Сегодня существует большое многообразие мозаик: большие напольные без ограничения поверхности, мелкие гвоздиковые, магнитные, термомозаики.

"Деревья"

обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (локти опираются на стол).

"Стол"

правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку.

"Гнездо"

пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.

"Дом", "Крыша", "Башня"

держа пальцы вверх, соединить кончики пальцев левой и правой руки.

"Магазин"

руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед "крышей".

"Коза"

вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони. Сначала упражнение выполнять правой, затем левой рукой, потом обеими руками вместе.

"Кошка"

пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательный палец и мизинец слегка согнуты.

"Очки"

образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.

"Зайчик"

вытянуть вверх указательный и средний пальцы, а кончики безымянного и мизинцев соединить с кончиком большого пальца. Упражнение выполнять сначала правой, потом левой рукой, затем обеими руками.

"Звонок"

на столе перед детьми настольный звонок - кнопка или ее рисунок. Ребёнок сначала выборочно любым пальцем нажимает кнопку. Затем последовательно от большого к мизинцу, слева направо и наоборот.

"Пальчики здороваются"

кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.

"Оса"

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им в разных направлениях. Затем поменять руку.

"Человечек"

указательный и средний пальцы бегают по столу.

"Птички летят"

пальцами обеих рук, поднятых над столом тыльной стороной кверху, производить движения "вверх-вниз" - птички летят, машут крыльями.

"Игра на пианино"

имитация игры на пианино. Можно имитировать игру на других музыкальных инструментах ("Веселый оркестр").

"Курочка пьет воду"

локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.

"Веселые маляры"

движения "кистью" влево-вправо, вверх-вниз.

"Блины"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

"Кошечка"

Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

"Кошка-мышка"

Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

"Бинокль"

Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

Игры для развития речи

     Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.

     Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.

Жираф и мышонок

Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения.

Ход игры

Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох {«У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («...У мышонка — маленький»).  Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, у мышонка — маленький. (Повторить 6-8 раз.)

Разноцветные снежинки

 Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ход игры

     Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

Лиса-Патрикеевна

Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и околоротовой мускулатуры в покое.

Материал: доска («мостик») или широкая лента, маленькие сушки или печенье.

Ход игры

«Мостик» - доска лежит на полу. Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.

Водичка

Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С.

Материал: кран с водой, картинка с изображением умывающихся детей.

Ход игры

     Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!

Взрослый вместе с ребенком повторяет потешку 3-4 раза и в заключение игры предлагает ему «спеть» песенку водички. Ребенок поет «длинную песенку», т.е. произносит звук С протяжно.

Воздушные шары

     Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.

Сложи картинку

      Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.       Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите из скольких частей состоит

предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.

 Цветные коробочки

     Для этой игры нам нужны несколько коробочек, например, из-под духов, фотопленки (в форме цилиндра), конфет “монпансье” (круглая плоская коробочка), спичек, зубочисток и т.п. Необходимое условие – коробки должны быть небольшими по величине, многократно и легко открываться, не ломаясь при этом. Количество коробок зависит от возраста и возможностей малышей – начинаем с 5-7 коробочек, по мере обучения можно увеличить их число до 8-10.

Коробочки нужно обклеить бумагой или картоном (очень удобна самоклеящаяся бумага) определенного цвета. Коробки станут красивыми и разноцветными. Перед игрой мы их рассматриваем и точно называем цвет (красная, синяя, желтая …), величину и форму (большая, круглая, высокая…). Затем договариваемся, что (или кто) прячется в коробочках. У нас в них живет и играет в прятки Мышонок из киндер-сюрприза.

Игра начинается: дети честно закрывают глазки, а Мышонок прячется в одной из коробочек. Затем, когда Мышонок спрятан и глазки открыты, можно назвать признаки заветной коробки.

 Какие это признаки, зависит от поставленной задачи, от опыта детей. Можно назвать только цвет, если мы учим цвета, или форму, или величину, или два признака сразу: “в маленькой красной”.

Пескотерапия

     Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

     Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Взрослые видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.        

 Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное)

Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

      Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

 При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Упражнение "Необыкновенные следы"

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

 "Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

 "Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

 "Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

 "Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

"Кроказябла" - дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

 Упражнение "Песочные строители"

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

     Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток. Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.


Спортивные игры

особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики пальцев рук. Этому служат следующие упражнения типа:

-  сжимать резиновую грушу или теннисный мячик;

- разгибать и загибать поочередно пальцы из кулака и в кулак;

- отхлопывать ритм ладонями по столу, затем чередовать положение руки: ладонь-ребро (одной и двумя руками);

- поочередно каждым пальцем отстукивать в заданном темпе по поверхности стола;

- перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

-  отстреливать каждым пальцем поочередно пинг-понговый шарик;

- тренировать руку в захвате мячей различного диаметра;

-  вырабатывать переключение движений правой и левой руки (ладонь-кулак, ладонь-ребро ладони и т. п.);

- воспроизводить различные положения руки (кулак-ладонь - ребро), пальцев (колечко-цепь, щепоть);

- захватывать поочередно мелкие предметы небольшого диаметра различными пальцами.

"Не перепутай" ("Нос-ухо-нос")

     Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове НОС нужно дотронуться до носа, при слове ЛОБ - до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

     Ведущий пытается запутать детей: "Нос-нос-нос-ухо". Сказав УХО, ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д.

      Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать быстроту реакции.

"Узнай по голосу"

     Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

      Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

 А теперь в кружок мы встанем.

 Ты загадку отгадай:

 Кто тебя позвал, узнай?

      Педагог, молча показывает на одного из играющих, который восклицает: "Узнай, кто я!" или "Назови меня". Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.

"Нас не слышно и не видно"

      Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, то сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

Штанга (для детей 5-6 лет)

     Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

Сосулька (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

     Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

 Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай Сидел на стене,

Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С.Маршак)

     Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

     Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук -

Лентяй изрядный -

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закат

Все не слезть ему с кровати.

     Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыкальное сопровождение.

 Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

     Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

     Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Игры на развитие интеллекта, логического мышления, внимания, памяти

 Из книги "Проблемы маленького ребенка" Галины Мониной, Елены Лютовой

"Где что было"

     Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.

"Найди отличие"

      Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

     Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

"Ласковые лапки"

      Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

 " Разговор с руками "

      Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином.

      Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

      Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

" Кто я? "

     В эту игру можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

Игры со стишками, песенками и движениями

Чики-чики, чикалочки,      

Едет гусь на палочке.

Уточка на дудочке,

Петушок на будочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Движения:

Ноги вместе, поскоки на месте.

Одна нога впереди, на другой подскоки.

Затем утиный шаг вперевалочку.

Грудь вперед - посеменить ногами.

Руки перед грудью, прыжки, бег на месте.

Кот

Вот идет черный кот,

Притаился, мышек ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет.         

Движения:

Делать шаги с высоким подъемом ног, присесть, руки к коленям,

встать, повернуться вокруг своей оси. Руки в стороны.

Зайка

Ну-ка, зайка, поскачи,

Лапкой серой постучи.

Ты на травку упади,

Полежи и отдохни.

Отдохнул, теперь вставай,

Прыгать снова начинай!

Быстро к елочке беги

И назад скорей скачи.         

Движения:

по тексту потешки.

Ножки и ладошки

Как у наших ребят

Ножки весело стучат,

Наш народ удаленький,

Хоть и очень маленький.

Лишь устанут ножки,

Хлопаем в ладошки,

В ладошки-ладошечки,

Веселые хлопошечки.         

Движения:

Руки на поясе - топаем ножками,

Затем, стоя на месте, хлопаем в ладошки.

Самолёты

Самолёты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.         

Движения:

Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками,

руки в стороны,

приседания, руки к коленям,

руки в стороны с ритмичными наклонами в стороны.

Петушок

Шёл по берегу петух,

Поскользнулся, в речку бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.         

Движения:

Делать шаги с раскачиванием в стороны, руки держать за спиной.

Дальше делать круговые движения руками, приседать,

грозить пальчиком,

делать наклоны вперед.

Кузнечики

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок,

стоп, сели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, Выше высоко

Прыгай на носках легко!         

Движения:

Делать движения плечами,

прыгать на двух ногах,

прислушиваться

и опять прыгать.

Буратино

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.         

Движения

Потягиваться, встать на носочки,

наклоны вправо, влево,

руки в стороны,

руки вниз,

встать на носочки,

руки вверх.

Дождик

Дождик, дождик, что ты льешь?

Погулять нам не даешь.

Дождик, дождик, полно лить,

Деток, землю, лес мочить.

После дождика на даче

Мы по лужицам поскачем.         

Движения:

4 хлопка,

притопы.

4 хлопка

Прыжки на месте.

Ходьба.

Прыжки "через лужицы"

Ладушки

Ладушки-ладошки,

звонкие хлопушки!

Где вы бывали,

много ли работали?

Рылись в песочке,

Пекли колобочки,

Кубики сложили,

Домик смастерили!

У-у-у-ух! Упал домик!         

Движения:

Гребем руками с растопыренными пальцами

Показываем, как печем колобочки

Сверху вниз ударяем одним кулачком по другому кулачку и наоборот

Согнутые в локтях руки поднять над головой и соединить кончики пальцев

Ударить ладонями по коленкам

Хрюшка

Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

Я купаю в луже брюшко,

Было розовым оно, а теперь черным-черно!

Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!

Хрю-хрю, хрю-хрю, а теперь черным-черно!

Я – Хрю-хрюшка, я – хрю-хрюшка,

я купаю в луже брюшко,

Ну зачем нам нужен душ, если столько много луж!

Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!

Хрю-хрю, хрю-хрю, если столько много луж!         

Движения:

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Гладим себя по животу

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Гладим себя по животу

Вертим ручками, показывая «фонарики»

Машем руками с выпрямленными ладонями от себя (типа «уйди, противный!»)

Комарик

Не кусай, комарик злой,

я уже иду домой.

Дождик, дождик, помоги!

Комара ты прогони!

Фу-ууу!         

Движения:

Соединять и разъединять кончики большого и указательного пальцев

Сжимать и разжимать пальцы,

как будто с них летят брызги.

Дуть на раскрытую ладонь

Где же, где же наши ручки?

Где же наши ручки?–2р.

Вот, вот наши ручки! вот наши ручки!

Где же, где же наши глазки? Где же наши глазки?

Вот, вот наши глазки! Вот наши глазки!

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки?

Вот, вот наши ножки! вот наши ножки!

Где же, где же наши детки? Где же наши детки?

Вот, вот наши детки! вот наши детки!         

Движения:

Прячем ручки за спину

Показываем ручки

Ладошками закрываем глазки

Убираем ладошки и вертим головой в стороны

Как-нибудь прячем ножки

Активно дрыгаем или топаем ножками

Прячемся (присаживаемся на корточки, или склоняемся над стулом, или зарываемся головой в подушку или в мамины колени…)

Весёлый гном

Жил да был весёлый гном

С круглыми ушами.

Он на сахарной горе

Спал под воротами.

Вдруг откуда ни возьмись

Великан явился.

Скушать гору он хотел,

Только подавился!

Ну, а что весёлый гном?

Так и спит глубоким сном!         

Движения:

дети поднимают руки над головой, изображая колпак,

описывают вокруг ушей большие круги,

локти на столе, руки прямо,

ладони сложены так, чтобы образовался треугольник, пальцы изображают ворота.

Руки высоко подняты над головой,

движения, будто едим руками.

Хватаем воздух ртом и надуваем щеки

 Дети изображают спящего гнома

Динь-динь-бом!

Динь-динь-бом!

Ходит кошка с бубенцом!

Мыши сразу услыхали.

Динь-бом, динь-бом!

Быстро в норку побежали.

Динь-бом, динь-бом!

Затворили крепко дверь.

Динь-бом, динь-бом!

Не поймаешь их теперь!

Динь-бом, динь-бом!         

Движения:

дети поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Ладонями по столу изображают движения кошачьих лап

Кончики пальцев быстро бегут по столу

Дети прячут руки под стол

Дети "грозят пальцем" то левой, то правой руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект краткосрочный ,, мы вместе с вами” в рамках городской добровольческой акции ,, Весенняя неделя добра”

ž1.создание у детей мотивации в оказании благотворительной помощи окружающим.ž2. Сформировать у детей чувство патриотизма.ž3. Формировать представление о здоровом образе жизни.ž4. Воспитывать эстетиче...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Проект «Строим вместе добрый мир» на 2014 – 2015 учебный год тема: «Формирование социальных представлений у детей с ОВЗ через взаимодействие со сверстниками и социальными партнёрами, как способ интеграции в общество»

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ» «Эти старые, добрые сказки». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Программа.«Значение сказки в развитии детей дошкольного возраста» воспитатель Ивлева Т.И,  старший воспитатель Руденко О.ВИгровая программа «Путешествие в сказку»...

Проект «Детский сад и семья – вместе добрые друзья!».

«Детский сад и семья – вместе добрые друзья!»....

Проект "Детский сад и семья-вместе добрые друзья"

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традици...